Решение (комиссия) №ИБ/49/23 Решение по обращению о включении в РНП от 16 марта 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF



Решение комиссии



ГКУ РБ УКС ПРБ 670000, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, д. 42 uksprb@list.ru Ватаева Юлия Александровна 671710, Республика Бурятия, Северо-Байкальский район, пгт. Нижнеангарск, ул. Озерная, д. 9 Yuliavataeva@yandex.ru



РЕШЕНИЕ № 003/06/104-147/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков


«13» марта 2023 года г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

Баглаевой И.И. – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии,

Бутаевой Л.В. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,

Алсаевой Е.Д. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства РБ» (далее – Заказчик) Загузиной Марии Петровны (доверенность б/н от 11.01.2022), представителя индивидуального предпринимателя Ватаевой Юлии Александровны (далее – Исполнитель, ИП Ватаева Ю.А.) Бобылева Сергея Сергеевича (доверенность № 1 от 07.03.2023),

рассмотрев обращение ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства РБ» (вх. № 991 от 03.03.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Ватаевой Ю.А. в связи с уклонением от заключения контракта по результатам электронного аукциона: «Приобретение в 2023 году объектов недвижимого имущества в пгт. Нижнеангарск Северо-Байкальского района Республики Бурятия для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений», № извещения 0102200001623000380, ИКЗ – 232032308224003260100101160016810412, (далее – Аукцион), и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

у с т а н о в и л а:

Из обращения Заказчика следует, что по результатам проведения электронного аукциона победителем закупки признана ИП Ватаева Ю.А. (заявка № 176 от 16.02.2023). Участник закупки не выполнил требования части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе – в течение регламентированного срока не подписал контракт, не внес денежные средства для обеспечения исполнения контракта. Руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Заказчик направил обращение на рассмотрение в антимонопольный орган о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Заказчик настаивает на включении индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков.

Представитель индивидуального предпринимателя сообщил, что контракт не был подписан из-за отсутствия сети Интернет по причине аварии на линии оптоволоконной связи и проведения ремонтно-восстановительных работ провайдером в период с 02.03.2023 по 03.03.2023 (представлена справка ООО «СБ-Телеком» № 35 от 09.03.2023). После восстановления доступа к сети Интернет 03.03.2023 подписать контракт не удалось.

Представитель ИП Ватаевой Ю.А. сообщил о перечислении суммы в размере 22 125 руб. для обеспечения контракта (чек об операции 09.03.2023 из мобильного приложения Сбербанк Онлайн).

Как указывает представитель ИП Ватаевой Ю.А., намерения уклонения от подписания контракта у индивидуального предпринимателя не имелось, поскольку в адрес Заказчика было направлено письмо с просьбой рассмотреть возможность заключения контракта по результатам данной процедуры, также направлен подписанный экземпляр контракта на бумажном носителе.

Вместе с тем, представитель индивидуального предпринимателя сообщает о наличии нужной к передаче Заказчику квартиры, что подтверждается выпиской.

На основании изложенного, ссылаясь на часть 1 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации, представитель Поставщика просит не включать ИП Ватаеву Ю.А. в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.

09.02.2023 Заказчиком на официальном сайте в единой информационной системе было размещено извещение № 0102200001623000380 о проведении электронного аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта – 2 950 000,00 руб.

Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры регламентирован статьей 51 Закона о контрактной системе.

На основании части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0102200001623000380-2 от 20.02.2023 победителем аукциона признается участник закупки с идентификационным номером заявки – 176, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.

Согласно информации, размещенной в ЕИС, Заказчиком 21.02.2023 на электронную площадку http://www.sberbank-ast.ru передан и размещен документ «Проект контракта» от 21.02.2023.

В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе).

На основании изложенного, регламентированной датой подписания проекта государственного контракта с предоставлением обеспечения исполнения контракта на сайте Оператора электронной площадки является 02.03.2022.

В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:

1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;

2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;

3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом «б» пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.

Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.

03.03.2023 от электронной площадки http://www.sberbank-ast.ru получен документ «Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта» от 03.03.2023.

В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:

1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;

2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:

а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;

б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.

03.03.2023 в 13:00 Заказчиком размещен «Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 03.03.2023 №ППУ20_1» для закупки №0102200001623000380, согласно которому Заявка № 176 от 16.02.2023 (Победитель) признан участником, уклонившимся от заключения контракта в виду невыполнения требований части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.

Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.

Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.

Исходя из имеющихся у Комиссии материалов и пояснений, довод ИП Ватаевой Ю.А. о направлении Заказчику денежных средств в счет обеспечения контракта не нашел подтверждения – Заказчиком представлены пояснения об отсутствии вышеуказанного платежа по состоянию на 02.03.2023 (вх. № 20-ЭП/23 от 13.03.2023). Кроме того, представленный ИП Ватаевой Ю.А. чек об операции датирован 09.03.2023, т.е. за пределами установленных сроков.

Комиссией установлено, что ИП Ватаевой Ю.А. 17.02.2023 подана заявка № 20 на участие в электронном аукционе № 0102200001623000402 с предложением о поставке жилого помещения, которое ранее было указано в заявке № 176 электронного аукциона № 0102200001623000380: Республика Бурятия, пгт. Нижнеангарск Северо-Байкальского района, ул. 50 лет Октября, д. 18, кв. 41. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными Заказчиком заявками.

При этом, представитель ИП Ватаевой Ю.А. на заседании Комиссии утверждал, что на вышеуказанные электронные аукционы были заявлены разные жилые помещения, что не соответствует действительности.

06.03.2023 по результатам электронного аукциона № 0102200001623000402 с ИП Ватаевой Ю.А. был заключен государственный контракт.

Учитывая изложенное, в течение установленного контрактом срока своих обязательств ИП Ватаева Ю.А. не могла исполнить.

Комиссия усматривает недобросовестное поведение ИП Ватаевой Ю.А., считает, что индивидуальный предприниматель, подписав контракт по закупке № 0102200001623000402 (цена контракта – 2 876 250, 00 рублей) осознавала, что по другой закупке № 0102200001623000380 (цена контракта – 1 592 214,50 руб.), в которой также стала победителем, не сможет поставить жилое помещение.

Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.

Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Принимая решение об участии в процедуре государственной закупки, и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.

Индивидуальный предприниматель, являясь профессиональным субъектом предпринимательской деятельности, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо для соблюдения требований законодательства, прав и интересов третьих лиц имело возможность заключать контракт.

Комиссия отмечает, что, принимая решение об участии в закупке в электронной форме и подавая соответствующую заявку, участник закупки должен учитывать специфику документооборота на электронной площадке и несет риск наступления неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта.

При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении действий, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, либо в бездействии, когда участник закупки по небрежности не принимает достаточных мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, чем создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Таким образом, в рассматриваемом случае ИП не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от нее требовалась при участии в аукционе в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд, в связи с чем поведение победителя закупок при заключении контрактов по результатам аукционов не отвечает требованиям добросовестности и разумности.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе, пунктом «б» части 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

р е ш и л а:

1. Включить сведения об индивидуальном предпринимателе Ватаевой Юлии Александровны ИНН 031702880928 в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ИП Ватаевой Ю.А. считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе.

Дата вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях

(I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка в днях по разделу I

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения в ЕИС

Итого просрочка в днях по разделу III

03.03.2023

06.03.2023

03.03.2023

-

03.03.2023

13.03.2023

13.03.2023

-

14.03.- 16.03.2023

16.03.2023

-

-





Председатель комиссии








И.И. Баглаева

Члены комиссии:










Л.В. Бутаева









Е.Д. Алсаева





2023-124


Связанные организации

ГКУ РБ "УКС ПРБ"
ИНН 0323082240, ОГРН 1020300965630
Ватаева Ю.А.
ИНН 031702880928, ОГРН