Решение б/н Решение по жалобе № 04-32/33-2014 на действия организатора т... от 2 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

 № 04-32/33-2014

«27» ноября 2014 года                                                                  город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<…> ,

в присутствии:

гражданина <…>;

представителей Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ <…> доверенность от 26.11.2014 № 2, <…>, доверенность от 26.11.2014 № 2,  

рассмотрев жалобу гр. <…> (далее, в т.ч. – Заявитель) (вх. от 19.11.2014 № 7553) на действия организатора торгов – Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (далее – Организатор торгов, Комитет) при проведении аукциона по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, присоединяемых к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности на территории г. Улан-Удэ (далее – Аукцион) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

у с т а н о в и л а:

Заявитель считает, что Аукцион проведен с нарушением требований антимонопольного законодательства, а именно:

- исключена возможность участия в Аукционе субъектов малого предпринимательства, в связи с тем, что в одном лоте объединено большое количество рекламных конструкций и соответственно увеличен размер задатка;

- Аукцион назначен на одну дату по всем лотам;

- невозможность 14.11.2014 (последний день подачи заявок) подать заявку на участие в Аукционе, в связи с затягиванием времени приема заявок, а также созданием препятствий для подачи заявки 13.11.2014;

- непонятны требования к составу заявки на участие в Аукционе.

13.11.2014 гр. <…>, придя в Комитет для подачи заявки на участие в Аукционе от имени физического лица, не смог этого сделать, так как представитель Комитета, принимающий заявки, не принял заявку и указал на то, что задаток оплачен от имени индивидуального предпринимателя <…>, соответственно в составе заявки должны быть приложены дополнительные документы из налогового органа в виде свидетельств, справок, отчетной документации.

Из пояснений Заявителя следует, что получив в налоговом органе необходимые документы, нотариально заверив их (потратив более 1000 рублей), он 14.11.2014 (в последний день приема заявок с 09-12ч), находясь в Комитете с 9 часов утра с целью подачи заявки, не смог этого сделать, так как процесс приема заявок одного претендента на участие в Аукционе длился очень долго по 30-40 минут. Кроме Заявителя не успели подать заявки еще несколько претендентов.

Просит отменить результаты Аукциона, сформировать лоты: по одной рекламной конструкции в лоте, четко прописать требования к составу заявки для физических лиц, для индивидуальных предпринимателей, для юридических лиц.

Комитет считает доводы, изложенные в жалобе гр. <…>  необоснованными по следующим основаниям:

Извещение о проведении Аукциона опубликовано в официальном печатном издании «Муниципальный вестник», а также размещено на официальном сайте Администрации г. Улан-Удэ – http://www.ulan-ude-eg.ru/industry/gradostr-politika/otd_reklamy/.

Представитель Комитета поясняет, что назначение даты, времени и места проведения торгов является правом организатора торгов, как и право формирования лотов, их количество и места установки. Лоты формировались с учетом присутствия в лоте всех районов г. Улан-Удэ. 

Возможность подачи заявки на участие в Аукционе длилась на протяжении 34,5 календарных дней, что соответствует пункту 5.1 Порядка организации и проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, присоединяемой к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности, утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 21.06.2007 № 311 (далее – Порядок организации и проведения торгов).

Как пояснил представитель Комитета, заявки на участие в Аукционе принимает один сотрудник отдела наружной рекламы Комитета, в связи с тем, что журнал регистрации и приема заявок в единственном экземпляре. Продолжительность приема одной заявки составляет 3-5 минут, что отражено в журнале и представлено в антимонопольный орган.

Представитель Комитета отрицает факт отказа в принятии 13.11.2014 заявки на участие в Аукционе от гр. <…>.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов, Комиссия Бурятского УФАС России установила:

Решением Комитета о проведении торгов от 06.10.2014 № 1 решено организовать и провести торги в форме Аукциона по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, присоединяемых к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности на территории г. Улан-Удэ.

Комитет при проведении Аукциона руководствовался нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) и Порядка организации и проведения торгов.

Комитетом 10.10.2014 в официальном печатном издании «Муниципальный вестник» и на официальном сайте Администрации г. Улан-Удэ размещено извещение о проведении Аукциона, состоящего из 11 лотов.

В лоте № 1 выставлено 11 рекламных конструкций; в лоте № 2 – 15 конструкций; в лоте № 3 – 10 конструкций; в лоте № 4 – 14 конструкций; в лоте № 5 – 6 конструкций; в лоте № 6 – 12 конструкций; в лоте № 7 – 10 конструкций; в лоте № 8 – 6 конструкций; в лоте № 9 – 13 конструкций; в лоте № 10 – 5 конструкций; в лоте № 11 – 6 конструкций.

Участие в Аукционе приняли:

- по лоту № 1 - 15 претендентов, из них допущено 2 претендента – ООО «Техно-Экспорт» и ООО «Барис-Сайн»;

- по лоту № 2 приняли участие 7 претендентов, допущено 3 – ООО «Техно-Экспорт», ООО «Арт-лазер» и ООО «АПР-Сити/ТВД»;

- по лоту № 3 – 5 претендентов, признаны участниками 2 – ООО «Техно-Экспорт», ИП <…>;

- по лоту № 4 – 14 претендентов, из них признаны участниками Аукциона 2 – ООО «Техно-Экспорт» и ООО «Барис-Аутдор»;

- по лоту № 5 – 1 претендент, признанный участником Аукциона – ИП <…>;

- по лоту № 6 – 5 претендентов, из них ООО «Техно-Экспорт» и ООО «Барис-Сайн» признаны участниками Аукциона;

- по лоту № 7 – 2 претендента и 2 допущенных – ООО «Техно-Экспорт» и ИП <…>;

- по лоту № 8 – 2 претендента и 2 допущенных участника – ООО «Диана» и ООО «БайкалОпт»;

- по лоту № 9 – 4 претендента, допущены 2 участника – ООО «Техно-Экспорт» и ООО «Барис-Аутдор»;

- по лоту № 10 – 3 претендента, допущены 2 участника – ИП <…> и ООО БРШСО «Сарма»;

- по лоту № 11 – 5 претендентов, из них 2 участника допущены – ИП <…> и ООО «Барис-Сайн».

15 физических лиц желало принять участие в Аукционе, но ни одно физическое лицо не допущено к участию в Аукционе по причине не представления полного перечня документов (без указания конкретного документа, которое отсутствовало в составе заявки).

1. Заявки на участие в Аукционе принимались по рабочим дням с 9-00 до 12-00 часов, начиная со дня публикации извещения, т.е. с 10.10.2014 по 14.11.2014.

Часть 2 статьи 448 ГК РФ устанавливает, что если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения.

Согласно пункту 5.1 Порядка организации и проведения торгов извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в газете «Муниципальный вестник города Улан-Удэ» для всеобщего сведения не менее чем за тридцать дней до их проведения.

Соответственно, организатор торгов обеспечивает возможность подачи заявки на участие в торгах в течение тридцати дней.

Фактически Организатор торгов принимал заявки на участие в Аукционе 72 часа, что составляет 9 рабочих дней.

В адрес антимонопольного органа поступали жалобы от 3 хозяйствующих субъектов, которые не успели подать заявки на участие в данном Аукционе, в том числе и Заявитель.  

2. В извещении о проведении Аукциона Организатор торгов установил незаконные требования к составу заявки, а именно:

- информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы заявителю и его аффилированным лицам на территории г. Улан-Удэ;

- справку ИФНС России об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций за прошедший календарный год или нотариально заверенная копия такой справки;

- форму № 1 «Бухгалтерский баланс» и № 2 «Отчет о прибылях и убытках за предшествующий год и последний отчетный период отчетного года, с отметкой налоговой инспекции и заверенные печатью организации.

Извещением предусмотрено, что в случае неполного представления перечисленных документов претендент аукциона не допускается к участию в аукционе.

Требование от участников Аукциона справки ИФНС России об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций за прошедший календарный год или нотариально заверенная копия такой справки, формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и № 2 «Отчет о прибылях и убытках за предшествующий год и последний отчетный период отчетного года, с отметкой налоговой инспекции, не основано на законодательстве. Обязанность хозяйствующих субъектов на получение и предоставление справки и бухгалтерской отчетности создает необоснованное препятствование для осуществления ими хозяйственной деятельности, поскольку в случае непредоставления таких документов участник Аукциона не допускается к участию.

Постоянно действующая комиссия по проведению Аукциона вправе запросить у соответствующего органа необходимые сведения.

Кроме того, в извещении установлено незаконное основание отстранения претендента от участия в Аукционе в виде установления факта занятия претендентом преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы на территории города Улан-Удэ, если его доля в сфере распространения наружной рекламы на территории города Улан-Удэ на момент подачи заявки на участие в торгах превышает тридцать пять процентов общей площади информационных полей рекламных конструкций, включая временные рекламные конструкции, разрешения на установку которых выданы участнику аукциона и  его аффилированным лицам на территории города Улан-Удэ, по отношению к общей площади информационных полей всех рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы на территории города Улан-Удэ.

После вступления в силу с 22.07.2014 изменений, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2014 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе», при проведении торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, при заключении указанных договоров, а также при выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не принимается во внимание доля того или иного лица (владельца рекламной конструкции) в сфере распространения наружной рекламы.

Соответственно, организатор торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не вправе отказать в допуске к участию в указанных торгах лицу по размеру занимаемой им доли в сфере распространения наружной рекламы, в том числе, если такое лицо владеет более 35 процентов всех рекламных конструкций, разрешения на установку и эксплуатацию которых выданы на территории соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом, Комитет ограничил круг участников Аукциона, сократив время приема заявок на участие в Аукционе, предусмотрев незаконные требования к составу заявки на участие в Аукционе, а также предусмотрев незаконное основание отстранения претендента от участия в Аукционе, тем самым нарушил требования части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что приводит или может привести к ограничению конкуренции. 

3. При проведении проверки по поступившей жалобе гр. <…> у Организатора торгов были запрошены документы по торгам, в том числе извещение о проведении Аукциона. В представленном Комитетом извещении не содержится  незаконное основание отстранения претендента от участия в Аукционе в виде установления факта занятия претендентом преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы на территории города Улан-Удэ.

Вместе с тем, при поступлении жалобы от гр. <…> 19.11.2014 должностными лицами Бурятского УФАС России был произведен осмотр официального сайта органов местного самоуправления Улан-Удэ.рф по адресу: http://www.ulan-ude-eg.ru/industry/gradostr-politika/otd_reklamy/, о чем составлен акт, снят скрин-шот извещения о проведении Аукциона и само извещение, в котором содержится незаконное основание отстранения претендента от участия в Аукционе.

Представитель Комитета на заседании Комиссии не смог пояснить о несоответствии извещения, представленного Комитетом с извещением, распечатанным с сайта 19.11.2014 антимонопольным органом.

Частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).

Таким образом, антимонопольный орган оставляет за собой право возбудить дело об административном правонарушении по данному факту.

4.  Антимонопольный орган извещает организатора торгов, действия которых обжалуются о поступлении жалобы, и устанавливает запрет на заключение договора до принятия решения по жалобе.

19.11.2014 Бурятским УФАС России в адрес Комитета направлено требование о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы гр. <…> с приложением самой жалобы.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Комитета сообщил о том, что по всем 11 лотам заключены договоры с победителями Аукциона до рассмотрения настоящей жалобы.

Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Таким образом, Комитетом нарушена норма части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, что является основанием для обращения с заявлением в суд о признании заключенных договоров ничтожными. 

5. Довод Заявителя об исключении возможности участия в Аукционе мелких предпринимателей, в связи с тем, что в одном лоте объединено большое количество рекламных конструкций и соответственно увеличен размер задатка не может быть оценен как нарушение, в связи с тем, что  Закон о рекламе не содержит запрета на объединение в один лот заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в нескольких местах, предназначенных для установки и эксплуатации рекламных конструкций.  

Однако в будущем необходимо учитывать то, что подобное объединение должно быть произведено таким образом, чтобы не была ограничена конкуренция по доступу на рынок услуг по распространению рекламы.

6. Довод Заявителя о том, что Организатор торгов не вправе назначать Аукцион на одну дату по всем лотам, необоснован и законодательно не урегулирован.

 На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Бурятского УФАС России  

р е ш и л а:

1. Признать жалобу гражданина <…> обоснованной в части  установления незаконных требований к составу заявки на участие в Аукционе, сокращения времени приема заявок на участие в Аукционе.  

2. Признать Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ нарушившим часть 1 статьи 17, часть 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать Комитету по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ обязательное для исполнения предписание об аннулировании Аукциона.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                     <…>

Члены Комиссии                                                 <…>

                                                                           <…>

 

Предписание  № 04-32/33-2014

об устранении нарушений

«27» ноября 2014 года                                                                город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия Бурятского УФАС) в составе:

<…>,

на основании решения от 27.11.2014 № 04-32/33-2014 по результатам рассмотрения жалобы гражданина <…> на действия организатора торгов – Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ (далее – Комитет) при проведении аукциона по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, присоединяемых к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности на территории г. Улан-Удэ (далее – Аукцион) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

п р е д п и с ы в а е т:

  1. Комитету в срок не позднее 12.12.2014 устранить нарушения требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции путем аннулирования Аукциона.

      2. Комитету в срок не позднее 16.12.2014 уведомить Бурятское УФАС России об исполнении настоящего предписания с предоставлением документального подтверждения исполнения предписания.

Неисполнение в установленный срок предписания влечёт за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Председатель Комиссии                                     <…>

Члены Комиссии                                                 <…>

                                                                          <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны