Решение б/н Решение по делу № 04-34/14-2014 в отношении МКУ «Комитет по ... от 16 сентября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-34/14-2014

«15» сентября 2014 г. г. Улан-Удэ

Резолютивная часть решения объявлена 02.09.2014

Решение в полном объеме изготовлено 15.09.2014

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…> ,

рассмотрев дело № 04-34/14-2014 по признакам нарушения МКУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ» (далее – Комитет), 670000, г. Улан-Удэ, ул. Советская, 23, частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

представителей Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия: <…> , доверенность от 21.04.2014 № 02-10-13-ш/801, <…> , доверенность от 10.06.2014 №02-10-13-211/1769, <…> , доверенность от 10.06.2014 №02-10-13-211/1768,

представителей МКУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ»: <…>, доверенность от 11.10.2013 № 25, <…>, доверенность от 13.05.2014,

у с т а н о в и л а:

Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия (далее – ТУ Росфиннадзора в РБ) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) направлены материалы проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию региональных программ модернизации региональных систем дошкольного образования на предмет выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Бурятским УФАС России 17.04.2014 возбуждено дело № 04-34/14-2014 в отношении Комитета по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Признаки нарушения выразились в непроведении процедуры размещения муниципального заказа на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования на сумму 45 473 200,00 руб. в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», действовавшим до 01.01.2014 (далее – Закон о размещении заказов) и в заключении между Комитетом и муниципальными автономными общеобразовательными и дошкольными образовательными учреждениями: МАОУ «Средняя образовательная школа № 12», МАОУ «Средняя образовательная школа № 13», МАОУ «Основная образовательная школа № 23», МАОУ «Средняя образовательная школа № 36», МАОУ «Средняя образовательная школа № 52», МАОУ «Средняя образовательная школа № 55», МАОУ «Средняя образовательная школа № 57», МАОУ «Средняя образовательная школа № 32», МАОУ «Начальная школа –детский сад №89 «Журавленок», МАОУ «Начальная школа –детский сад №105 «Дельфинчик», МАДОУ «Детский сад № 67 «Подснежник», МАДОУ «Детский сад № 161 «Елочка», МАДОУ «Детский сад № 87 «Улыбка», МАДОУ «Детский сад № 104 «Зорька», МАДОУ «Детский сад № 111 «Дашенька», МАОУ «Средняя образовательная школа № 58» (далее – муниципальные автономные образовательные учреждения) Соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 20.12.2013 на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования, которые привлекли для выполнения работ, оказания услуг конкретных хозяйствующих субъектов, что приводит или может привести к ограничению конкуренции,

Определением от 17.04.2014 № 04-34/1805 рассмотрение дела № 04-34/14-2014 о нарушении антимонопольного законодательства назначено на 14.05.2014 в 14:00 часов.

При рассмотрении дела представители Комитета пояснили, что в соответствии с Республиканской целевой программой «Развитие образования и науки в Республике Бурятия на 2008-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 06.07.2007 № 231 из республиканского бюджета в рамках соглашения от 20.10.2013 № 41, заключенного между Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (ГРБС), Министерством образования и науки Республики Бурятия и муниципальным образованием «город Улан-Удэ» была выделена субсидия на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования на сумму 45 473,2 тыс.руб.

В соответствии с частью 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ и на основании порядка определения объема и условий предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям из бюджета городского округа «город Улан-Удэ», утвержденного постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 25.07.2011 № 315, субсидия была направлена по подведомственным учреждениям по соглашениям от 20.12.2013. Учреждения самостоятельно осуществляли закупки, бюджетные учреждения в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов, автономные учреждения производили отбор подрядчика путем сопоставления коммерческих предложений, так как положения Закона о размещении заказов не распространялись на автономные учреждения, а действие Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» распространяется на автономные учреждения с 01.01.2014. В 2013 году отсутствовали Порядок и техническая возможность регистрации автономных учреждений на сайте www.zakupki.gov.ru, выдача ЭЦП УФК, что также не позволяло размещать заказы в рамках Закона о размещении заказов.

На момент размещения заказов автономными учреждениями отсутствовал нормативный акт, регулирующий проведение закупок главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных автономных учреждений в 2013 году. В действиях Комитета отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Директор МАОУ СОШ №32 <…> пояснила, что поскольку муниципальные автономные образовательные учреждения не являются получателями бюджетных средств и не являются муниципальными заказчиками, то не вправе размещать заказы в соответствии с Законом о размещении заказов. Автономным образовательным учреждениям переданы полномочия органов местного самоуправления в сфере образования на основании Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях), Закон об автономных учреждениях позволяет передавать субсидии автономным учреждениям на иные цели, в связи с чем автономные учреждения самостоятельно отобрали подрядчиков для выполнения работ.

Определением от 14.05.2014 № 04-34/2217 рассмотрение дела № 04-34/14-2014 отложено на 17.06.2014 в 14:00 часов.

ТУ Росфиннадзора в РБ пояснило, что согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ муниципальные автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств. Участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств является Комитет. К вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления, в том числе, общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях. Обеспечение создания дополнительных дошкольных мест путем приведения помещений, находящихся в муниципальной собственности, в которых оказываются образовательные услуги в соответствие с лицензионными требованиями и условиями, в том числе путем выполнения капитального ремонта, является муниципальной нуждой муниципального образования и должно осуществляться Комитетом с соблюдением процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов.

17.06.2014 Комиссией Бурятского УФАС России объявлен перерыв в заседании комиссии на срок до 24.06.2014 в 16:00 часов. К участию в деле привлечены лица, располагающие сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах: Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее – Минстрой РБ), Министерство образования и науки Республики Бурятия (далее – Минобраз РБ).

Представитель Минобраза РБ пояснил, что в Министерство поступила заявка Комитета о финансировании мероприятий на осуществление мер, направленных на создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, других типах образовательных учреждений, за счет эффективного использования помещений, в рамках капитального ремонта по 16 объектам. По мнению представителя Минобраза РБ, потребность в создании дополнительных дошкольных мест является как муниципальной нуждой, так и нуждой автономных учреждений.

Представитель Минстроя РБ пояснил, что Минстрой РБ являлся главным распорядителем бюджетных средств по Соглашению №41 от 20.12.2013 о предоставлении в 2013 году субсидии из республиканского бюджета бюджету муниципального образования «город Улан-Удэ» на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования. Лимиты бюджетных обязательств были доведены до городского округа, субсидия перечислена в бюджет муниципального образования. Вопрос о способе выбора подрядчиков для проведения капитального ремонта объектов образования для создания дополнительных мест при реализации мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования не относится к компетенции Минстроя РБ.

Бурятским УФАС России в ходе рассмотрения дела в действиях Комитета обнаружены признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в наделении муниципальных автономных учреждений функциями органа местного самоуправления по созданию условий для организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования путем заключения Соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 20.12.2013 на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования и предоставления субсидий, в результате которых муниципальные автономные учреждения получили возможность осуществлять расходование бюджетных средств на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг, необходимых для удовлетворения муниципальных нужд муниципального образования, без соблюдения процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов.

Признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразились в непроведении Комитетом процедур размещения заказа, предусмотренных Законом о размещении заказов, для удовлетворения муниципальных нужд за счет субсидий на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования на сумму 45 473 200,00 руб. из федерального, республиканского, местного бюджетов по выбору подрядных организаций для проведения капитального ремонта в целях создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, других типах образовательных учреждений и иных помещений, находящихся в муниципальной собственности, за счет эффективного использования их помещений; приобретения оборудования для оснащения дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях как потребности, необходимой для организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

Таким образом, Комиссия определила, что в действиях Комитета содержатся признаки нарушения части 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении дела 24.06.2014 Комитетом заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела №04-34/14-2014 в связи с необходимостью подготовки правовой позиции по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Комиссия удовлетворила заявленное ходатайство.

24.06.2014 определением Бурятского УФАС России рассмотрение дела № 04-34/14-2014 отложено на 02.09.2014 в 10:00 часов.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 04-34/14-2014 представители Комитета пояснили, что в действиях Комитета отсутствует нарушение частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Комитет, руководствуясь положениями абз.2 части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, части 1 статьи 2 Закона об автономных учреждениях предоставил автономным учреждениям субсидию на проведение капитального ремонта как на иные цели. Непроведение Комитетом процедуры размещения заказа в соответствии с Законом о размещении заказов не повлекло за собой негативных последствий в виде ограничения конкуренции, поскольку автономными учреждениями самостоятельно проведены закупки. Проведение объемной централизованной закупки Комитетом существенно ограничило бы участие потенциальных участников ввиду ограниченного количества организаций, имеющих финансовые средства, достаточные для исполнения контракта и последующего выполнения обязательств по контракту. Считают обязанность проведения Комитетом закупок для автономных учреждений в 2013 году необоснованной. Наделение Комитетом автономных учреждений полномочиями органа местного самоуправления в сфере образования, выразившееся в возможности предоставления субсидии на иные цели не противоречит действующему законодательству. В соответствии с частью 3 статьи 4 Закона об автономных учреждениях выделение субсидий автономным учреждениям предусмотрено на развитие автономных учреждений.

Представители ТУ Росфиннадзора в РБ поддержали ранее изложенные доводы, пояснив, что к вопросам местного значения городского округа отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Согласно статье 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями, в том числе по формированию и размещению муниципального заказа. Пунктом 3 статьи 17 Закона №131-ФЗ установлено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Исполнение бюджета по расходам по капитальному ремонту зданий образовательных учреждений должно осуществляться Комитетом в соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ путем заключения муниципальных контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Законом об автономных учреждениях не предусмотрено наделение автономных учреждений функциями заказчика работ по капитальному ремонту зданий для муниципальных нужд, и осуществление финансирования автономного учреждения для этих целей также не предусмотрено. Считают, что Комитетом нарушены требования частей 1, 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела № 04-34/14-2014 о нарушении антимонопольного законодательства, выслушав мнения сторон, Комиссия пришла к следующему выводу:

16.09.2014 Комитет письмом № 3918 обратился в Минобраз РБ профинансировать мероприятия на осуществление мер, направленных на создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, других типах образовательных учреждений, находящихся в муниципальной собственности, за счет эффективного использования помещений, в рамках капитального ремонта по 16 объектам, всего на 656 мест.

Соглашением №41 между Минстроем РБ, Минобразом РБ и муниципальным образованием «город Улан-Удэ» о предоставлении в 2013 году субсидии из республиканского бюджета бюджету муниципального образования «город Улан-Удэ» на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования от 20.12.2013 (далее – Соглашение № 41 от 20.12.2013) определена субсидия в размере 45,473,2 тыс.рублей, в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 36 378,4 тыс.рублей. Количество мест для реализации программ дошкольного образования, созданных в ходе утвержденных мероприятий по соглашению должно составить 656 мест.

В Перечень мероприятий на осуществление мер, направленных на создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, других типов образовательных учреждений и иных помещений, находящихся в муниципальной (государственной) собственности, за счет эффективного использования их помещений, в рамках капитального ремонта (приложение к Соглашению №41 от 20.12.2013) включены 16 муниципальных автономных образовательных учреждений, в которых необходимо провести капитальный ремонт для создания дополнительных мест в количестве 656 мест, с общим объемом финансирования 45 927,2 тыс. рублей, в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 36 378,4 тыс.рублей, республиканского бюджета – 9 094,8 тыс.рублей, местного бюджета – 454,0 тыс.рублей.

20.12.2013 Комитет заключил Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели с 16 муниципальными автономными общеобразовательными и дошкольными образовательными учреждениями на сумму 45 927,2 тыс. рублей: соглашение №1 с МАОУ «Средняя образовательная школа № 12» на сумму 1 767,0 тыс. руб., соглашение №2 с МАОУ «Средняя образовательная школа № 13» на сумму 4 323,0 тыс. руб., соглашение №3 с МАОУ «Основная образовательная школа № 23» на сумму 2 020,0 тыс. руб., соглашение №4 с МАОУ «Средняя образовательная школа № 36» на сумму 3 030,0 тыс. руб., соглашение №5 с МАОУ «Средняя образовательная школа № 52» на сумму 3 033,9 тыс. руб., соглашение №6 с МАОУ «Средняя образовательная школа № 55» на сумму 1 566,0 тыс. руб., соглашение №7 с МАОУ «Средняя образовательная школа № 57» на сумму 4 121,0 тыс. руб., соглашение №8 с МАОУ «Средняя образовательная школа № 58» на сумму 2 036,2 тыс.руб., соглашение №9 с МАОУ «Средняя образовательная школа № 32» на сумму 1 526,7 тыс. руб., соглашение №10 с МАОУ «Начальная школа –детский сад №89 «Журавленок» на сумму 1 828,0 тыс. руб., соглашение №11 с МАОУ «Начальная школа –детский сад №105 «Дельфинчик» на сумму 1 767,0 тыс. руб., соглашение №12 с МАДОУ «Детский сад № 67 «Подснежник» на сумму 1 616,0 тыс. руб., соглашение №13 с МАДОУ «Детский сад № 87 «Улыбка» на сумму 4 272,0 тыс.руб., соглашение №14 с МАДОУ «Детский сад № 104 «Зорька» на сумму 5 142,4 тыс.руб., соглашение №15 с МАДОУ «Детский сад № 161 «Елочка» на сумму 4 848,0 тыс. руб., соглашение №16 с МАДОУ «Детский сад № 111 «Дашенька» на сумму 3 030,0 тыс.руб. (далее – Соглашения).

Предметом Соглашений является определение порядка, объема и условий предоставления Учредителем Учреждению субсидии из федерального, республиканского и местного бюджетов на цели, не связанные возмещением нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ), а именно на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования (далее- целевая субсидия). Целевая субсидия предоставляется при соблюдении Учреждением следующих условий: предоставление сметы на выполнение работ, акта выполненных работ.

Муниципальными автономными образовательными учреждениями заключены договоры подряда на выполнение работ по капитальному ремонту помещений детских садов и школ:

МАОУ «Средняя образовательная школа № 12» по результатам проведенного конкурса (протокол оценки и сопоставления заявок от 26.11.2013) договор на выполнение строительных (монтажных) работ от 04.12.2013 с ООО «Компания СМТ Голд»,

МАОУ «Средняя образовательная школа № 13» договор от 01.11.2013 №87/12 с ООО «БурятСтройПроект+»,

МАОУ «Основная образовательная школа № 23» по результатам проведенного запроса котировок цен (протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок комиссией по закупкам от 16.09.2013 № 1) гражданско-правовой договор автономного учреждения №23/6 на выполнение работ для нужд автономного учреждения от 17.09.2013 с ООО «ДОС»,

МАОУ «Средняя образовательная школа № 36» по результатам проведенного запроса котировок цен (протокол заседания наблюдательного совета рассмотрения и оценки котировочных заявок от 16.11.2013 № 10) договор подряда на выполнение строительных (монтажных) работ от 05.12.2013 с ООО «БРинГстрой», договор подряда на выполнение строительных (монтажных) работ от 05.12.2013 с ООО «ТеплоСервис»,

МАОУ «Средняя образовательная школа № 52» по результатам проведенного аукциона (протокол подведения итогов открытых торгов от 29.11.2013) два договора подряда от 09.12.2013 с ООО «ИНГВАР»,

МАОУ «Средняя образовательная школа № 55» по результатам проведенного конкурса (протокол №1 рассмотрения и оценки заявок от 12.08.2013) договор подряда от 12.08.2013 с ООО «Ремстройсервис»,

МАОУ «Средняя образовательная школа № 57» по результатам проведенного конкурса (протокол №1 рассмотрения и оценки конкурсных заявок от 18.10.2013) договор подряда на выполнение строительных (монтажных) работ от 01.11.2013 №89/11 с ООО «БурятСтройПроект+» ,

МАОУ «Средняя образовательная школа № 32» по результатам проведенных котировок цен (протокол проведения котировок цен от 28.06.2013) договор подряда от 01.07.2013 с ООО «Стройпромснаб», договор подряда от 14.08.2013 с ООО «ОМЕГА ПЛЮС»,

МАОУ «Начальная школа–детский сад №89 «Журавленок» по результатам проведенного запроса котировок цен (выписка из протокола наблюдательного совета от 17.07.2013 № 23) договор подряда на выполнение строительных (монтажных) работ от 12.08.2013 с ООО «Стройсантех»,

МАОУ «Начальная школа–детский сад №105 «Дельфинчик» по результатам рассмотрения коммерческих предложений (выписка из протокола заседания Наблюдательного совета от 04.03.2013 № 2) контракт на выполнение подрядных работ на капитальный ремонт группы №1 от 01.08.2013 № 19 с ООО «СТОК»,

МАДОУ «Детский сад № 67 «Подснежник» по результатам проведенного запроса котировок цен (протокол Наблюдательного совета №5 от 05.11.2013 ) гражданско-правовой договор бюджетного учреждения от 25.11.2013 с ООО «Стройтех» на сумму 1 616,0 тыс. руб.,

МАДОУ «Детский сад № 87 «Улыбка» по результатам проведенного запроса котировок (протокол Наблюдательного совета №2 от 20.12.2013) договор подряда от 20.12.2013 с ООО «Агора+»,

МАДОУ «Детский сад № 104 «Зорька» по результатам проведенного запроса котировок (протокол рассмотрения котировочных заявок от 02.12.2013) договор строительного подряда от 02.12.2013 с ООО «РИО-Сервис»,

МАДОУ «Детский сад № 161 «Елочка» по результатам проведенного запроса котировок (протокол Наблюдательного совета №2 от 04.12.2013 ) договор подряда от 05.12.2013 с ООО «Компания СМТ Голд»,

МАДОУ «Детский сад № 111 «Дашенька» по результатам заявки о котировке цен ( протокол заседания конкурсной комиссии от 30.05.2013) гражданско-правовой договор бюджетного учреждения №3 на выполнение работ для нужд бюджетного учреждения от 03.06.2013 с ООО «Стройтех», гражданско-правовой договор бюджетного учреждения №4 на выполнение работ для нужд бюджетного учреждения от 28.10.2013 с ООО «Стройтех» гражданско-правовой договор бюджетного учреждения №5 на выполнение работ для нужд бюджетного учреждения от 18.11.2013 с ООО «Стройтех».

МАОУ «Средняя образовательная школа № 58» представлены акт о приемке выполненных работ от субподрядчика ООО «Компания СМТ Голд» на сумму 2 036, 240 тыс.руб.

Извещение о проведении автономными учреждениями соответствующих конкурсов и запросов котировок цен на сайте www.zakupki.gov.ru не размещалось.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии со статьей 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

Согласно статье 2 Закона № 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Как следует из пункта 13 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Закона № 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формированию и размещению муниципального заказа.

Согласно статье 72 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ) размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Исполнение бюджета по расходам по капитальному ремонту зданий муниципальных автономных образовательных учреждений должно осуществляться Комитетом в соответствии с частью 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 13 статьи 5 Устава ГО «г. Улан-Удэ» к вопросам местного значения города Улан-Удэ относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Постановлением администрации г. Улан-Удэ от 29.08.2011 № 371 утверждено Положение о Комитете.

Согласно пункту 1.1 Положения Комитет является структурным подразделением Администрации г. Улан-Удэ, осуществляющим решение вопросов местного значения в сфере образования и реализующим полномочия органов государственной власти, переданные в соответствии с действующим законодательством. Комитет является юридическим лицом.

Комитет осуществляет, в том числе следующие полномочия:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

- организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

- создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

- обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения городского округа. Создание дополнительных 656 мест в дошкольных образовательных учреждениях, других типах образовательных учреждений, за счет эффективного использования помещений, в рамках капитального ремонта является муниципальной нуждой муниципального образования.

При этом потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, относящихся к муниципальным нуждам, должны удовлетворяться с соблюдением процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления осуществлять действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Бюджетные средства в размере 45 927,2 тыс. руб. не были размещены на торгах, в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов, а переданы Комитетом путем предоставления субсидии 16 муниципальным автономным образовательным учреждениям, на которые не распространяется действие Закона о размещении заказов.

Непроведение Комитетом торгов в едином порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов с размещением извещения о проведении торгов на общероссийском официальном сайте: zakupki.gov.ru, привело или могло привести к ограничению конкуренции, так как при размещении муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг участие в торгах могли принять неограниченное количество участников размещения заказа, следовательно, реализовался бы принцип добросовестной конкуренции, эффективного использования бюджетных средств, гласности и прозрачности размещения заказов и т.д.

Таким образом, Комитетом нарушена часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившаяся в непроведении Комитетом процедур размещения заказов, предусмотренных Законом о размещении заказов, для удовлетворения муниципальных нужд за счет субсидии на сумму 45 927,2 тыс. руб. по выбору подрядных организаций для проведения капитального ремонта помещений, находящихся в муниципальной собственности в целях создания 656 дополнительных дошкольных мест как потребности, необходимой для организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона об автономных учреждениях автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Согласно части 3.12 статьи 2 Закона об автономных учреждениях автономные учреждения осуществляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.

Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 статьи 2 данного закона (часть 7 статьи 2 Закона об автономных учреждениях).

Согласно уставам муниципальных автономных общеобразовательных учреждений (школ) учреждения созданы в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления городского округа «город Улан-Удэ» в сфере образования (пункт 2.1 Устава). Для достижения целей, указанных в пункте 2.1 Устава, учреждение (школа) осуществляет следующие виды основной деятельности: реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, реализация общеобразовательной программы дошкольного образования, реализация дополнительных образовательных программ. Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом. Учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность.

В уставах муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений (детских садов) указано, что основной целью деятельности учреждения является создание оптимальных условий для развития ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического здоровья, формирование общей культуры личности воспитанников. Предметом деятельности учреждения является, в том числе, реализация общеобразовательных программ дошкольного образования; реализация дополнительных программ; оказание дополнительных образовательных, оздоровительных, консультативных услуг (в т.ч. платных) при наличии соответствующей лицензии; осуществление приносящей доход деятельности.

Учреждения являются хозяйствующими субъектами по смыслу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, что подтверждается соответствующими положениями уставов муниципальных автономных образовательных учреждений.

Следовательно, осуществление автономным учреждением функций муниципального заказчика Законом о размещении заказов, Законом об автономных учреждениях, уставами муниципальных автономных учреждений не предусмотрено.

Кроме того, в силу статьи 6 Бюджетного кодекса РФ автономное учреждение не является получателем бюджетных средств.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами органов местного самоуправления, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Действия Комитета по наделению муниципальных автономных образовательных учреждений функциями органа местного самоуправления путем заключения Соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 20.12.2013 на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования и предоставления субсидий, в результате которых учреждения получили возможность осуществлять расходование бюджетных средств на приобретение товаров, работ, услуг, необходимых для удовлетворения муниципальных нужд муниципального образования, без соблюдения процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов, нарушают часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

1. Признать МКУ «Комитет по образованию г. Улан-Удэ» нарушившим часть 1 и часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразилось в непроведении Комитетом процедур размещения заказов, предусмотренных Законом о размещении заказов, для удовлетворения муниципальных нужд за счет субсидии на сумму 45 927,2 тыс. руб. по выбору подрядных организаций для проведения капитального ремонта помещений, находящихся в муниципальной собственности в целях создания 656 дополнительных дошкольных мест как потребности, необходимой для организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, что приводит или может привести к ограничению конкуренции. Нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразилось в наделении муниципальных автономных образовательных учреждений функциями органа местного самоуправления по созданию условий для организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования путем заключения Соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 20.12.2013 на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования и предоставления субсидий, в результате которых муниципальные автономные образовательные учреждения получили возможность осуществлять расходование бюджетных средств на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг, необходимых для удовлетворения муниципальных нужд муниципального образования, без соблюдения процедур, предусмотренных Законом о размещении заказов.

2. В связи с исполнением в полном объеме Соглашений о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от 20.12.2013 и заключенных договоров выдача предписания нецелесообразна.

3. Передать материалы дела № 04-34/14-2014 уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны