Решение б/н Решение по делу № 04-34/32-2014 в отношении Районного управл... от 5 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 04-34/32-2014

о нарушении антимонопольного законодательства

«03» марта 2015 г.                                                                           г. Улан-Удэ                                                                       

Резолютивная часть решения объявлена 20.02.2015

Решение в полном объеме изготовлено   03.03.2015

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,

рассмотрев дело № 04-34/32-2014 по признакам нарушения Районным управлением образования муниципального образования «Иволгинский район»  (далее – Управление образования) (…………………) частей 1, 3 статьи 15  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

помощника прокурора Иволгинского района <…>,

представителя Управления образования <…> (доверенность  от 01.09.2014, доверенность от 06.02.2015),   

в отсутствие  автономного учреждения «Комбинат школьного и социального питания» (далее – АУ «Комбинат школьного и социального питания»», Учреждение), извещенного надлежащим образом,  

 у с т а н о в и л а:

Прокуратурой Иволгинского района (далее – прокуратура) в адрес Бурятского УФАС России направлены материалы (вх. № 7191 от 31.10.2014), указывающие на наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Управления образования по наделению АУ «Комбинат школьного и социального питания» функциями и правами органа местного самоуправления и необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке поставки продуктов питания.

В ходе проверки прокуратурой установлено, что бюджету муниципального образования «Иволгинский район» выделена субвенция на реализацию полномочий по организации отдыха в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях и оздоровительных лагерях с дневным пребыванием в сумме 4294,3 тыс.руб.

Управление образования в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) без проведения процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе, определило АУ «Комбинат школьного и социального питания» поставщиком продуктов, необходимых для организации питания детей в лагерях дневного пребывания, заключив соглашение от 19.05.2014 №1. Согласно пункту 1.2. соглашения поставка продуктов питания осуществляется в соответствии с муниципальным  заданием от 19.05.2014 на проведение мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

Прокуратура указывает на то, что оказание услуг по проведению мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков не предусмотрено уставом Учреждения, не является муниципальной услугой, а относится к потребностям муниципального образования в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, в связи с чем, закупки должны осуществляться в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

28.11.2014 Бурятским УФАС России возбуждено дело № 04-34/32-2014  по признакам нарушения Управлением образования части 1 статьи 15  Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании преимущественных условий деятельности АУ «Комбинат школьного и социального питания» путем заключения соглашения от 19.05.2014 №1 на поставку продуктов для организации  питания детей школьного возраста  за счет предоставленной субвенции бюджету муниципального образования на реализацию государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях и оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, за исключением  организации отдыха детей в каникулярное время и обеспечения прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление в нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя),  что приводит или может привести   к ограничению конкуренции,

При рассмотрении дела представитель ответчика по делу не согласился с допущенным нарушением, пояснив, что поставка продуктов для организации  питания детей школьного возраста в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях и оздоровительных лагерях с дневным пребыванием проведена в рамках муниципального задания. Автономное учреждение создано в целях организации горячего питания в школах, в лагерях с дневным пребыванием, в лагерях труда и отдыха, детских площадках, организации общедоступного социального питания. Управление вправе было заключить Соглашение от 19.05.2014 №1 с автономным учреждением  на поставку продуктов для организации  питания детей школьного возраста.

Бурятским УФАС России в ходе рассмотрения дела в действиях ответчика по делу обнаружены признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в наделении хозяйствующего субъекта -  автономного учреждения «Комбинат школьного и социального питания» функциями органа местного самоуправления по организации отдыха детей  в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях и оздоровительных лагерях с дневным пребыванием путем заключения Соглашения от 19.05.2014 №1  и выдачи муниципального задания  от 19.05.2014 на проведение мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, в результате которых автономное учреждение получило возможность осуществлять расходование бюджетных средств в нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При рассмотрении дела 20.02.2015 помощник  прокурора Иволгинского  района  поддержала ранее заявленные доводы, считает, что в действиях Управления образования усматриваются признаки нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Представитель ответчика по делу пояснил, что муниципальное задание по организации отдыха детей автономным учреждением фактически не выполнялось, задание сформулировано некорректно.

Комиссия, выслушав доводы ответчика, исследовав имеющиеся в деле материалы, пришла к следующему выводу:

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона Республики Бурятия от 08.07.2008 № 394-IV «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями в области образования»  (далее – Закон РБ № 394-IV) органы местного самоуправления наделены, в том числе, государственными полномочиями  по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях и оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, за исключением организации отдыха детей в каникулярное время и обеспечения прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление (далее - организация и обеспечение отдыха детей в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях и оздоровительных лагерях с дневным пребыванием).

Пункт 3 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Соглашением №1 от 30.04.2014 между Министерством образования и науки  Республики Бурятия и муниципальным образованием «Иволгинский район» о предоставлении  субвенции бюджету муниципального образования на реализацию государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях и оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, за исключением  организации отдыха детей в каникулярное время и обеспечения прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление выделены  денежные средства в сумме 4294,3 тыс. руб, в том числе:

- 2306,8 тыс. руб. – субвенция, предоставляемая из республиканского бюджета на загородные стационарные детские оздоровительные лагеря,

-1987,5 тыс. руб. - субвенция, предоставляемая из республиканского бюджета на лагеря с дневным пребыванием детей.

Указанная субвенция предоставлена бюджету муниципального образования на основании Закона РБ № 394-IV.

Согласно Положению об Управлении образования, утвержденному главой администрации муниципального образования «Иволгинский район» 21.03.2011 № 190, Управление образования является структурным подразделением муниципального образования «Иволгинский район», осуществляющим управление в сфере образования на территории муниципального района.

Основной целью создания Управления образования является обеспечение условий для реализации в пределах своей компетенции государственной, региональной и муниципальной политики в сфере образования, конституционных прав граждан на качественное образование в соответствии с их потребностями, интересами, способностями и возможностями.

19.05.2014 Управление образования заключило Соглашение №1 с АУ «Комбинат школьного и социального питания».

Предметом Соглашения №1 от 19.05.2014  является предоставление Учреждением следующих услуг в целях осуществления полномочий Учреждения:

- поставка продуктов питания для организации  питания детей школьного возраста в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием на базе образовательных учреждений Иволгинского района предоставляемого за счет  субвенции бюджету Иволгинского района из республиканского бюджета;

- поставка продуктов питания для организации  питания детей школьного возраста  имеющие право на социальную поддержку в виде бесплатного  питания в социальных лагерях  и социальных столовых  Иволгинского района, предоставляемого за счет  субвенции бюджету Иволгинского района из республиканского бюджета.

Услуги предоставляются в соответствии с заданием по предоставлению услуг.

Размер субвенции по Соглашению №1 от 19.05.2014, выделяемой Учреждению на предоставление услуг,  составляет 1489,665 тыс. руб., из них:

-1130,455 тыс.руб. на организацию отдыха в лагерях с дневным пребыванием детей на базе образовательных учреждений Иволгинского района;

- 359,210 тыс.руб. на организацию питания в социальных лагерях  и социальных столовых  для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд субъектов Российской Федерации, а именно для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Таким образом, Управлению образования для удовлетворения потребностей в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления им своих функций и полномочий, необходимо было определить поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции  установлен запрет органам местного самоуправления осуществлять действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Управлением образования нарушена часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившаяся в  определении АУ «Комбинат школьного и социального питания» поставщиком продуктов питания в нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок путем заключения Соглашения от 19.05.2014 №1 на поставку продуктов для организации  питания детей школьного возраста  за счет предоставленной субвенции бюджету муниципального образования на реализацию государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях и оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, за исключением  организации отдыха детей в каникулярное время и обеспечения прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление, что создает преимущественные условия деятельности АУ «Комбинат школьного и социального питания» и приводит или может привести   к ограничению конкуренции.

19.05.2014 Управлением образования утверждено муниципальное задание для АУ «Комбинат школьного и социального питания» на проведение мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков.

Основные процедуры оказания муниципальной услуги включают прием документов от граждан для зачисления ребенка в оздоровительный лагерь дневного пребывания детей: прием от граждан полного пакета документов, необходимых для зачисления;  проверка документов, издание приказа о зачислении детей в лагерь; отказ в приеме документов в установленных муниципальным заданием случаях; ознакомление родителей с Уставом учреждения, положением об оздоровительном лагере дневного пребывания детей и планом мероприятий.  

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон об автономных учреждениях) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 статьи 2 данного закона (часть 7 статьи 2 Закона об автономных учреждениях).

В соответствии с Уставом Учреждения, утвержденным главой администрации МО «Иволгинский район» от 18.05.2010, основными целями деятельности Учреждения являются:

- организация горячего питания в школах, в лагерях с дневным пребыванием, в лагерях труда и отдыха, детских площадках, организации общедоступного социального питания.

Учреждение вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

Учреждение является хозяйствующим субъектом по смыслу пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, что подтверждается пунктом 2.3  Устава.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции  запрещается наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Федеральным законом от 30 октября 2007 года № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».

Действия Управления образования по наделению хозяйствующего субъекта - АУ «Комбинат школьного и социального питания»  государственными полномочиями по организации отдыха детей  в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях и оздоровительных лагерях с дневным пребыванием путем заключения Соглашения от 19.05.2014 №1  и выдачи муниципального задания  от 19.05.2014 на проведение мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, в результате которых автономное учреждение получило возможность осуществлять расходование бюджетных средств в нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нарушают часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

р е ш и л а:

1.  Признать Районное управление образования муниципального образования «Иволгинский район»   нарушившим  части 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразилось  в    определении АУ «Комбинат школьного и социального питания» поставщиком продуктов питания в нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд  путем заключения Соглашения от 19.05.2014 №1 на поставку продуктов для организации  питания детей школьного возраста  за счет предоставленной субвенции бюджету муниципального образования на реализацию государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях и оздоровительных лагерях с дневным пребыванием, за исключением  организации отдыха детей в каникулярное время и обеспечения прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на отдых и оздоровление, что создает преимущественные условия деятельности АУ «Комбинат школьного и социального питания» и приводит или может привести   к ограничению конкуренции.

Нарушение части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции выразилось в наделении хозяйствующего субъекта - АУ «Комбинат школьного и социального питания»  государственными полномочиями по организации отдыха детей  в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях и оздоровительных лагерях с дневным пребыванием путем заключения Соглашения от 19.05.2014 №1  и выдачи муниципального задания  от 19.05.2014 на проведение мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, в результате которых автономное учреждение получило возможность осуществлять расходование бюджетных средств в нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, нарушают часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

2. В связи с исполнением Соглашения от 19.05.2014 №1  выдача предписания  нецелесообразна.

3. Передать материалы дела № 04-34/32-2014 для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Председатель Комиссии                                             

Члены Комиссии

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в  арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством РФ, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.  

Связанные организации

Связанные организации не указаны