Решение б/н Решение и предписание № 04-50/17-2017 по результатам рассмот... от 22 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

           участника закупки № 04-50/17-2017

 «17» февраля 2017 года                                                                город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<…> ,

в присутствии представителя ООО «Аудиторская фирма «Триада Аудит» (далее – Заявитель) – <…>  (доверенность от 17.02.2017),

в отсутствие ФГУП «Байкальское» (далее – Заказчик), уведомленного надлежащим образом, ходатайствовавшего о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей,  

рассмотрев жалобу ООО Аудиторская фирма «Триада Аудит» (вх. от 10.02.2017 № 857) на действия заказчика – ФГУП «Байкальское» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательной аудиторской проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности ФГУП «Байкальское» за 2016, 2017, 2018 год, номер извещения – 31704687213 (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе, Закон №44-ФЗ),  

у с т а н о в и л а:

Заявитель обжалует положения конкурсной документации  в части подкритерия: опыт участника в аудиторских проверках организаций аналогичного профиля за 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 год. Считает, что наличие опыта аудиторских проверок сельхозтоваропроизводителей является невыполнимым, т.к. для получения максимального балла необходимо представить сведения о проведении не менее 151 проверки организаций сельскохозяйственного профиля. Данный показатель является необоснованным и недопустимым, поскольку не обеспечивает равного подхода к оценке заявок, что может привести к созданию преимущественных условий участия в торгах отдельным участникам.  Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлены единые требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерской  (финансовой) отчетности. Действие данного закона распространяется на экономические субъекты, перечисленные в п.1 ст. 2 Закона №402-ФЗ, к которым относится в т.ч. ФГУП «Байкальское».  Контрактная система в сфере закупок обосновывается на принципе обеспечения конкуренции. В действиях Заказчика имеется нарушение пп.2 ст. 8 Закона о контрактной системе. Просит признать жалобу обоснованной.

Заказчик представил письменный отзыв на жалобу, согласно которому  ни один из критериев не ограничивает круг участников закупки, данные критерии призваны выявить участника, предложившего лучшие условия исполнения контракта с учетом своей квалификации. Аудит в сельском хозяйстве содержит ряд отличительных особенностей, вызванных многогранностью и неоднородностью отрасли, кроме того, для предприятий   сельхозтоваропроизводителей  применяется особая система налогообложения – Единый сельскохозяйственный налог. Приказом Минсельхоза России  от 13.06.2001 № 654 утвержден план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса.  В совокупности указанные доводы говорят о сложности и специфике проведения аудита на предприятиях агропромышленного комплекса, в связи с чем опыт участника в проведении аудиторских проверок организаций аналогичного профиля деятельности является необходимым для выявления участника, обладающего большей квалификацией в деятельности аудита предприятий АПК. Просят признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

Положениями части 2.1 статьи 15 Закона о  контрактной системе установлено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, установленных указанной частью, а также при наличии правового акта, предусмотренного частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), принятого государственным, муниципальным унитарным предприятием и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС):

за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 4 ст. 5  Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон № 307-ФЗ) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

В единой информационной системе в разделе 223-ФЗ опубликовано извещение о проведении Конкурса № 31704687213 и конкурсная документация. Начальная (максимальная) цена контракта – 500 000 рублей.

В соответствии с протоколом вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 13.02.2017 поступила одна заявка на участие в конкурсе.

Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 15.02.2017 заявка участника размещения заказа ООО Аудиторская фирма «МИАЛаудит» соответствует требованиям, установленным конкурсной документацией.

1.    В п. 1.1 документации указано, что  конкурсная документация разработана в соответствии с Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О договорной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон), Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации.

         Вместе с тем, извещение о проведении открытого конкурса № 31704687213 размещено в ЕИС в разделе 223-ФЗ, что нарушает предусмотренные частью 2 статьи 7 Закона о контрактной системе принципы открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок,  в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.

          Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что  контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

         В действиях Заказчика усматривается нарушение части 2 статьи 7, части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе.

2.           Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

         В силу пункта 4 части 1 статьи 32 названного федерального закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает такой критерий как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

         Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013  № 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).

         В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

         Из подпункта "б" пункта 4 Правил следует, что критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" характеризуется как нестоимостной.

           Подпунктом "б" пункта 27 Правил урегулировано, что показателем нестоимостного критерия оценки названного критерия может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.

          В соответствии с пунктом 11 Правил если в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

         Пунктом 7.1 конкурсной документации установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев указаны в Информационной карте настоящей конкурсной документации.

Согласно разделу 17 Информационной карты нестоимостным критерием является  квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость критерия 70% (Коэффициент значимости – 0,7). Данный критерий состоит из 8 показателей, в свою очередь показатель 8 включает:

Опыт (количество аудиторских проверок) участника в аудиторских проверках организаций аналогичного профиля деятельности  за 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 год.                                                                                       При отсутствии подтверждающих документов (копий акты выполненных работ) по данному показателю ставится 0(ноль) баллов.

 

0 – 0 баллов;

от 1-50 - 15 баллов;

от 51-100 -20 баллов;

от 101-150 -25 баллов;

151 и более - 65 баллов

 

           

В нарушение пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе Заказчик потребовал  опыт работы, не связанный с  предметом контракта (услуги по проведению обязательного ежегодного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности ФГУП «Байкальское»), а опыт  участника в аудиторских проверках организаций аналогичного профиля деятельности.

3.  В Письме Минэкономразвития России N 31047-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/50997/14 от 11.12.2014 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в отношении установления порядка рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений участников закупки по нестоимостным критериям» в целях выявления лучшего условия исполнения контракта, документация о закупке должна содержать:

- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;

- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (показателям критерия) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;

- пропорциональную зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию "квалификация участников закупки" (показателям критерия), учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию, возможна количественная оценка.

По показателю 8 - Опыт (количество аудиторских проверок) участника в аудиторских проверках организаций аналогичного профиля деятельности  за 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 год.                                                                                       оценка производится следующим образом:  0 – 0 баллов; от 1-50 - 15 баллов; от 51-100 -20 баллов; от 101-150 -25 баллов; 151 и более - 65 баллов.

В данном случае прослеживается отсутствие пропорциональной зависимости между количеством баллов и количеством контрактов по данному показателю; необъективный подход к оценке указанного показателя.

Действия Заказчика нарушают требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу  ООО Аудиторская фирма «Триада Аудит»  обоснованной.

2.       Признать Заказчика – ФГУП «Байкальское» нарушившим часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 8, пункт 4 части 1 статьи 32, пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3.Выдать ФГУП «Байкальское» обязательное для исполнения предписание.

4. По факту выявленных нарушений Закона о контрактной системе передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Предписание № 04-50/17-2017

  об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 «17» февраля 2017 года                                                                город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<…>  ,

на основании своего решения от 17.02.2017 № № 04-50/17-2017  по результатам рассмотрения жалобы ООО Аудиторская фирма «Триада Аудит» (вх. от 10.02.2017 № 857) на действия заказчика – ФГУП «Байкальское» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательной аудиторской проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности ФГУП «Байкальское» за 2016, 2017, 2018 год, номер извещения – 31704687213 (далее – Конкурс), в соответствии с частями 22, 23 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Заказчику – ФГУП «Байкальское» Конкурсной в срок не позднее 06.03.2017 устранить выявленные нарушения части 2 статьи 7, части 1 статьи 8, пункта 4 части 1 статьи 32, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе,  для чего необходимо:

- аннулировать закупку №31704687213.

2. ФГУП «Байкальское» в срок не позднее 07.03.2017 уведомить Бурятское УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением документального подтверждения исполнения пункта 1 предписания.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке  в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Неисполнение в установленный срок предписания влечёт в соответствии с частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – в размере пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны