Решение б/н Решение и предписание по жалобам ООО «Недра Сибири», индивид... от 3 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалоб

участников закупки №№ 04-50/181-2017, 04-50/186-2017

«28» июня 2017 года                                                                   город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>  ,

в присутствии:

представителей Администрации МО «Закаменский район»: <…> доверенность от 20.06.2017№ 3П, <…>, доверенность от 20.06.2017 № 4П, <…>, доверенность от 01.06.2017 № 5,   

в отсутствие представителей МКУ «Управление по развитию инфраструктуры» МО «Закаменский район», ООО «Недра Сибири», ИП <…>, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения жалоб,

рассмотрев жалобы ООО «Недра Сибири» (далее – Заявитель 1) (вх. от 21.06.2017 № 3758), ИП <…> (далее – Заявитель 2) (вх. от 22.06.2017 № 3779) на действия заказчика – Администрации МО «Закаменский район» (далее – Заказчик), уполномоченного органа – МКУ «Управление по развитию инфраструктуры» МО «Закаменский район» (далее – Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту МАОУ «Цакирская СОШ», расположенного по адресу: Республика Бурятия, Закаменский район, с. Цакир (реестровый номер <...> ) (далее – Аукцион), и в результате рассмотрения жалоб в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

Заявитель 1 считает, что отдельные положения документации о закупке нарушают требования, установленные законодательством о контрактной системе:

1. Заказчиком в проекте контракта незаконно установлены сроки оплаты работ по контракту - в течение 20 банковских дней после получения заказчиком полностью всего объема выполняемых работ (ее результатов) (пункт 5.6). Установление таких сроков приводит к нарушению части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.

2. В нарушение частей 23, 24 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта предусмотрено, что генподрядчик обязан предоставить заказчику информацию обо всех субподрядчиках, заключивших договор с генподрядчиком, цена которого составляет более 10% цены контракта. За нарушение указанного условия предусмотрена ответственность генподрядчика. Начальная (максимальная) цена контракта по данной закупке меньше, чем 100 тысяч рублей.

3. В проекте контракта установлено, что контракт составлен в простой письменной форме в двух экземплярах, один экземпляр - для Заказчика и один – для генподрядчика.

 Заявитель 1 указывает, что при проведении электронного аукциона контракт заключается в электронном виде и подписывается электронными подписями. Установление такого требования приводит к нарушению частей 2 и 3 статьи 70 Закона о контрактной системе.

4. В нарушение норм пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к описанию участником закупки, в составе заявки химического состава, компонентов товара, которые будут использоваться при выполнении работ, что приводит к ограничению количества участников аукциона, а именно по позициям: битумы нефтяные строительные; сталь листовая оцинкованная; маты из минеральной ваты; керосин; мастика битумная кровельная; олифа комбинированная; пергамин кровельный; канат двойной свивки ЛК-О; щебень из природного камня для строительных работ; отопительный котел; циклон; кабели парной скрутки для систем пожарной сигнализации; источник резервного питания.

5. Заказчиком в пояснительной записке перечислены ГОСТы, которым должны соответствовать применяемые материалы, вместе с тем, отсутствуют указания, позволяющие определить какой ГОСТ, соответствует конкретному товару, используемому при выполнении работ.

Просит провести проверку и аннулировать закупку, а также привлечь виновных лиц к административной ответственности.

Заявитель 2 не согласен с отдельными положениями документации об аукционе.

1. В документации об аукционе установлены требования к составу первой части заявки, которые в нарушение части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе не содержат конкретную информацию, перечисленную только в одном из подпунктов части 3 статьи 66 закона. Заявитель 2 считает, что перечисление Заказчиком, Уполномоченным органом всех пунктов части 3 статьи 66 настоящего закона вводит участников закупки в заблуждение, не позволяет надлежащим образом подготовить заявку и, соответственно, ограничивает их количество.

2. Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к битуму нефтяному строительному, которые соответствуют только битуму одной марки БН90/10, при этом, кроме указанного требуется предоставить показатели для марок битума БН 50/50, БН70/30, что вводит участников закупки в заблуждение и нарушает требования частей 1, 2 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Установлены требования к показателю массы 1000 штук гвоздей проволочных. Соответствующим ГОСТ такой показатель как масса гвоздей не используется, а регламентируются только требования к показателю теоретической массы гвоздей. Заявитель 2 полагает, что, не имея в наличии товар, определить точное значение массы гвоздей невозможно, что приводит к нарушению пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 закона.

Аналогичные нарушения содержат пункты 12, 15, 47, 52, 59, 97 требований к материалам.

Просит провести проверку и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Заказчик не согласен с доводами заявителей, представил пояснения согласно возражениям на жалобы от 26.06.2017. Полагает, что требования документации об аукционе разработаны в соответствии с нормами действующего законодательства о контрактной системе и отсутствуют обстоятельства, влияющие на невозможность подачи заявки на участие в торгах.    

Просит признать жалобы необоснованными, расценивает данную ситуацию как злоупотребление правом со стороны заявителей и созданием препятствий к реализации Заказчиком проекта, направленного на обеспечение социальных нужд, а именно запуску объекта к началу учебного года.

В результате рассмотрения жалоб, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:

11.05.2017 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона № 0302300057417000008 и документация об аукционе. Последние изменения внесены 07.06.2017. Начальная (максимальная) цена контракта – 42 920 000,00 рублей.

1. Пунктом 5.6 проекта контракта предусмотрено, что оплата по контракту производится Муниципальным Заказчиком в течение 20 банковских дней после получения Муниципальным Заказчиком полностью всего объема выполняемых по настоящему контракту работ и подписания сторонами Акта приемки выполненных работ (ее результатов), счета на оплату, счет - фактуры, при условии отсутствия замечаний к полноте и качеству выполненных работ.

Согласно части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушено требование части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, установление положения об оплате выполненных работ в течение 20 банковских дней.

2. В соответствии с пунктом 8.1.1 проекта контракта Генподрядчик обязан предоставить Муниципальному заказчику информацию обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Генподрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10% (десять процентов) цены Контракта. Такую информацию Генподрядчик обязан предоставить Муниципальному заказчику в течение 10 (десяти) дней с момента заключения им договора с субподрядчиком.

В пункте 15.7 проекта контракта указано, что Генподрядчик несет ответственность за непредставление информации обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Генподрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта путем взыскания с Генподрядчика пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного Генподрядчиком с соисполнителем, субподрядчиком. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе  в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

Во исполнение требования, предусмотренного частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 №  775 «ОБ УСТАНОВЛЕНИИ РАЗМЕРА НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПКИ ТОВАРА, РАБОТЫ, УСЛУГИ, ПРИ ПРЕВЫШЕНИИ КОТОРОЙ В КОНТРАКТЕ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ОБЯЗАННОСТЬ ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ) ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ЗАКАЗЧИКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ», в соответствии с которым Правительство Российской Федерации установило размер начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:

100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.

При размещении данного Аукциона начальная (максимальная) цена контракта составила 42 920 000,00 рублей, следовательно, такой случай не наступил и указанная норма закона не применима.

Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования, установленные частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Проектом контракта установлено, что контракт составлен на русском языке в простой письменной форме в двух идентичных экземплярах, один экземпляр — для Муниципального Заказчика и один экземпляр — для Генподрядчика (пункт 21.7).

Вместе с тем, частями 7, 8 статьи 70 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

Установление такого положения в проекте контракта противоречит требованиям частям 7, 8 статьи 70 Закона о контрактной системе.

4. Довод Заявителя 1 об установлении требований к описанию участником закупки в составе заявки на участие в аукционе компонентов товара, которые будут использоваться при выполнении работ, а также показателей, которые будут известны опытным путем, признан обоснованным.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В составе документации об аукционе имеются Требования к техническим (качественным) характеристикам материалов (далее – Требования к материалам).

Незаконно установлены требования к следующим товарам:

- «Битумы нефтяные строительные» - температура размягчения по кольцу и шару; растяжимость при 25 гр.С; растворимость; изменение массы после прогрева; температура вспышки;

- «Сталь листовая оцинкованная» - толщина цинкового покрытия тонколистовой оцинкованной стали; относительное удлинение при s4, при L0 = 80 мм для стали; временное сопротивление разрыву sВ, оцинкованной стали;

- «Маты из минеральной ваты» - теплопроводность, при температуре 298К(25гр.С); сжимаемость; упругость; влажность по массе; разрывная нагрузка;

- «Олифа комбинированная» - условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20+_0,5)гр.С; прозрачность после отстаивания в течении 24 часов при температуре (20+_0,5)гр.С; температура вспышки в закрытом тигле;

- «Щебень из природного камня для строительных работ» - полные остатки на ситах, при диаметрах отверстий контрольного сита; содержание пылевидных и глинистых частиц; полные остатки на ситах, при диаметрах отверстий контрольного сита; содержание глины в комках; содержание зерен; насыпная плотность щебня.  

А также по другим позициям Требований к материалам, в которых содержатся указания компонентов товара, а также показателей, которые будут известны только после проведения лабораторных исследований.

Учитывая изложенное, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены излишние требования к описанию участниками закупки в составе заявок, помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 закона результатов испытаний, компонентного состава товаров. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для предоставления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33,  пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что не позволяет надлежащим образом сформировать заявку участникам закупки и соответственно приводит к ограничению количества участников закупки.

5. Довод Заявителя 1 о перечислении ГОСТов, которым должны соответствовать применяемые материалы, при отсутствии указания о соответствии конкретного товара конкретному ГОСТу, признан необоснованным.

Пояснительной запиской Требований к материалам определено, что применяемые материалы должны соответствовать следующим ГОСТ:

14918, 19903, 8240, 5336, 3070, 3077, 21631, 8509, 10704, 8732, 5781, 3262, 632, 21880, 9573, 25129, 8690, 3634, 30674, 30673, 9234, 7827, 8020, 4640, 12820, 6617, 9548, 30340, 9870, 8486, 4029, Р53338, 4028, 6141, 6787, 18499, 10503, 10952, 7473, 8292, 2889, 30693, 32389, 51692, 3282, 7372, 2246, 30136, 8479, 2679, 31108, 10178, 11052, 1144, 9467, 9466, 53486, 1683, 10277, 10999, 10923, 28778, 28196, 2162, 20477, 7798, 5915, 5915, 11371, 8242, 9463, 22689, 9179, 28013, 530, 8267, 8736, 24045, 2405, 53325.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Заказчиком в пояснительной записке указаны ГОСТы, которым должны соответствовать требуемые материалы для выполнения работ, указание конкретного ГОСТа, которому должен соответствовать определенный товар не предусмотрен законодательством о контрактной системе.

6. Документацией об аукционе установлены требования к составу первой части заявки, в соответствии с которым Заказчик, Уполномоченный орган предусмотрели все пункты (подпункты), которые включены в часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, без уточнения конкретного пункта (подпункта) данной нормы.

В части 3 статьи 66 настоящего закона содержится, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию. Следовательно, Заказчиком должен быть выбран один из подпунктов указанной статьи требований к содержанию первой части заявки.

Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушена часть 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

7. В пояснительной записке Требований к материалам указано, что знак «,» или слово "и", разделяющий показатели, перечисляет несколько показателей, в отношении каждого из которых необходимо предоставить значение.

В пункте 1 «Битумы нефтяные строительные» Требований к материалам установлены 3 марки битума: «БН50/50, БН70/30 и БН90/10». Вместе с тем, предусмотрены значения по данному показателю, которые соответствуют только одной марке битума - БН90/10. К маркам БН50/50, БН70/30 Заказчиком, Уполномоченным органом показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, не установлены.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, в данной части положение документации об аукционе не соответствует требованиям части 2 статьи 33 закона, а также вводит участников закупки в заблуждение и к невозможности надлежащим образом сформировать заявку, что приводит к ограничению количества участников закупки.

8. По позиции 10 «Гвозди проволочные оцинкованные» Требований к материалам установлено требование к массе 1000 штук. ГОСТом 9870-61, регулирующим стандарты качества гвоздей проволочных, такой показатель как конкретная масса 1000 штук гвоздей не используется. Указанным ГОСТ регламентируется только требования к показателю теоретической массы гвоздей. Точное значение массы 1000 штук гвоздей определить, не имея товар в наличии невозможно.

Аналогичные нарушения содержатся по весу гвоздей в пунктах 15, 47, 52, 59, 97 Требований к материалам.

Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены пункты 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России  

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ООО «Недра Сибири» обоснованной в части.  

                2. Признать жалобу ИП <…> обоснованной.

               3.  Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившими пункты 1, 2 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33, части 13, 23 статьи 34, пункты 1, 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 66, части 7, 8 статьи 70 Закона о контрактной системе.

               4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание.

               5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Предписание 04-50/181-2017, 04-50/186-2017

об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

«28» июня 2017 года                                                                    город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>  ,

на основании своего решения от 28.06.2017 по результатам рассмотрения жалоб ООО «Недра Сибири», ИП <…> на действия заказчика – Администрации МО «Закаменский район» (далее – Заказчик), уполномоченного органа – МКУ «Управление по развитию инфраструктуры» МО «Закаменский район» (далее – Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту МАОУ «Цакирская СОШ», расположенного по адресу: Республика Бурятия, Закаменский район, с. Цакир (реестровый номер <...> ) (далее – Аукцион), в соответствии с частями  22, 23 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

п р е д п и с ы в а е т:

1. Заказчику, Уполномоченному органу в срок не позднее 11.07.2017 устранить выявленные нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, частей 13, 23 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66, частей 7, 8 статьи 70 Закона о контрактной системе, а именно:

- внести изменения в документацию об аукционе в соответствии с законодательством о контрактной системе и с учетом решения от 28.06.2017 №  04-50/181-2017, 04-50/186-2017;

- продлить срок подачи заявок в соответствии с законодательством о контрактной системе;

- возвратить поданные заявки (при наличии);

- отменить протоколы заседаний аукционной комиссии (при наличии).

2. Заказчику, Уполномоченному органу в срок не позднее 12.07.2017 уведомить Бурятское УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением документального подтверждения исполнения предписания.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке  в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Неисполнение в установленный срок предписания влечёт административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны