Решение б/н Решение и предписание по жалобе № 04-50/193-2018 на действия... от 9 апреля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

           участника закупки № 04-50/193-2018

 

 «9» апреля 2018 года                                                                  город Улан-Удэ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…> ,

в присутствии:

представителя ООО «Ремстрой» <…>, доверенность от 09.04.2018 № 10,

представителей ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства»: <…>, доверенность от 01.12.2018 № 82, <…>, доверенность от 01.12.2017 № 81,

рассмотрев жалобу ООО «Ремстрой» (далее – Заявитель, Общество) (вх. от 02.04.2018 № 2079) на действия заказчика – ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» (далее – Заказчик, ФКУ Упрдор «Южный Байкал») при проведении открытого конкурса: «Капитальный ремонт искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения по объектам: Мост через р. Б.Мамай на км 193+250 автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск-Улан-Удэ-Чита, Республика Бурятия. Мост через ручей на км 199+080 автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск-Улан-Удэ-Чита, Республика Бурятия. Мост через ручей на км 191+550 автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск-Улан-Удэ-Чита, Республика Бурятия.» (реестровый номер <...> ) (далее – Конкурс), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

Заявитель не согласен с отдельными положениями конкурсной документации, считает, что они противоречат требованиям действующего законодательства о контрактной системе в следующей части:

1. Заказчиком установлен критерий «Квалификация участника», а именно показатель критерия – «Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема», которым предусмотрено наличие опыта только по капитальному ремонту искусственных сооружений (мостов).

Заявитель считает, что установление указанного показателя критерия, предусматривающего исключительно опыт по капитальному ремонту мостов без учета опыта по строительству (реконструкции) искусственных сооружений является   нарушением пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), которое ведет к ограничению или устранению конкуренции, в частности к созданию преимущественных условий участия в торгах участнику закупки.

2. Заказчиком нарушен пп. «б» п.27 Правил оценки заявок, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1085, поскольку  общая стоимость оцениваемых работ  существенно превышает начальную (максимальную) цену контракта и не является сопоставимой.

3. Кроме того, неправомерно установлено требование о том, что опыт участника должен учитываться исключительно при исполнении контрактов, заключенных по закупкам для государственных и муниципальных нужд.

Полагает, что также допущено нарушение части 1 статьи 8, пункта 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

4. Кроме того,  в установленном Заказчиком порядке оценки по вышеприведенному показателю отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений, что нарушает пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Общество просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание о внесении соответствующих изменений в конкурсную документацию.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили пояснения согласно письменному отзыву от 09.04.2018 № 1019/09.

Указывают, что порядок оценки заявок разработан в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе на основании проведенного анализа реестра контрактов, размещенного в ЕИС, в данной закупке максимальный балл по показателю опыт участника могли набрать более 29 организаций, имеющих аналогичный опыт. В связи с чем, указание опыта работ по капитальному ремонту мостов не приводит и не может привести к ограничению количества участников закупки и в целом к ограничению конкуренции. По доводу ООО «Ремстрой» о неправомерном установлении требования о предоставлении контрактов, заключенных по закупкам для государственных и муниципальных нужд поясняют, что в документации не содержится запрета о предоставлении иных договоров, заключенных не в рамках государственных и муниципальных закупок. Заявителем не представлено доказательств того, что сформулированный Заказчиком порядок оценки заявок приводит к необоснованному ограничению количества участников аукциона. Заказчик просит признать жалобу необоснованной.  

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:

16.03.2018 в Единой информационной системе размещены изменения  извещение о проведении Конкурса № 0302100003018000026 и конкурсная документация в действующей редакции. Начальная (максимальная) цена контракта – 67 481 329.00 руб.

На участие в Конкурсе подано 3 заявки.

Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным Федеральным законом.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе определено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила № 1085).

Согласно пункту 1 Правил № 1085, настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.

В соответствии с пунктом 27 Правил № 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Согласно конкурсной документации критериями оценки заявок на участие в конкурсе являются:

1) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки: цена государственного контракта;

2)  характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:

а) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации («квалификация участника»);

Сумма величин значимости показателей критериев оценки заявок составляет 100 %.

Значимость критериев оценки устанавливается в соответствии со следующими предельными величинами значимости критериев оценки:

- максимальная значимость стоимостного критерия оценки - 80 % (восемьдесят процентов);

- максимальная значимость нестоимостного критерия  оценки – 20 % (двадцать процентов);

Значимость показателя нестоимостного критерия оценки «Квалификация участника»:

  - опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема – 100%.

Порядок оценки заявок на участие в конкурсе по критерию «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации следующий (далее – Порядок оценки):

 

1

Квалификация участника (КЗк)

20%

 

Показатель критерия Квалификация участника

Коэффициент значимости показателя (Кi)

Количество баллов (Ворi)

Количество баллов с учётом коэффициента значимости показателя (Корi)

1.1

Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема -  наличие выполненных работ аналогичных предмету конкурса

100 %

Отсутствие информации 

= 0 баллов

0

Представлены сведения об одном Контракте на сумму 60 000 000,00  руб. = 10 балла

10

Представлены сведения об одном Контракте на сумму свыше 60 000 000,00 руб. до 110 000 000,00 руб. (включительно)  = 25 баллов

25

Представлены сведения об одном

контракте на сумму свыше 110 000 000,00 руб. до 160 000 000,00 руб. (включительно)  = 50 баллов

50

Представлены сведения об одном

контракте на сумму свыше 160 000 000,00 руб. = 100 баллов

100

Аналогичными предмету конкурса считаются работы по капитальному ремонту искусственных сооружений (мостов).

Для оценки по данному показателю предоставляются сведения об исполненном контракте, с ценой одного контракта не менее 60 000 000,00 рублей, дата заключения такого контракта с 01.06.2014 по 31.12.2017 г.

Стоимость и перечень услуг подтверждается предоставлением копией контракта, акта сдачи-приемки выполненных работ по такому контракту.

Участнику конкурса необходимо заполнить форму Ф - 7 Приложения № 1 к конкурсной документации.

Окончательный рейтинг заявки складывается из суммы рейтингов «цена контракта» и  «квалификация участника».

Заявка, рейтинг который по сумме критериев, «стоимостных» и «нестоимостных», наибольший, признается наилучшей и ей по ранжиру присваивается первый номер.

Довод Заявителя об установлении показателя критерия, предусматривающего исключительно опыт по капитальному ремонту искусственных сооружений (мостов), без учета опыта по строительству, реконструкции искусственных сооружений (мостов), признается обоснованным.

В извещении о проведении Конкурса указан код ОКДП 42.13.20.000  -работы строительные по строительству мостов и тоннелей.

Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

         В соответствии с пунктом  1.1.7 раздела 1 конкурсной документации «Требования к содержанию и форме, составу и оформлению заявки на участие в конкурсе, в том числе к заявке, подаваемой в форме электронного документа и инструкция по заполнению заявки» заявка на участие в конкурсе должна содержать, в том числе,  копию выписки из реестра членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 г. № 58, подтверждающая право участника выполнять работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров*.

*В соответствии со ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к участнику закупки предъявляются следующие требования:

- членство в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

- уровень ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам строительного подряда, в соответствии с которым

указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не должен быть менее цены заключаемого контракта (ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На заседании Комиссии, представитель Заявителя пояснил, что наличии опыта успешно выполненных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту искусственных сооружений (мостов) не является объективным подтверждением квалификации участника Конкурса и ограничивает количество участников закупки, поскольку, оценке подлежат исключительно  контракты на выполнение работ по капитальному ремонту искусственных сооружений (мостов), что не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, так как потенциальный участник закупки может выполнять работы по строительству и/или реконструкции н искусственных сооружений (мостов) и ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что работами сопоставимого характера являются работы по реконструкции, строительству или капитальному ремонту искусственных сооружений (мостов).

          Действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушает пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Исходя из Порядка оценки опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема оценивается по представленным сведениям об исполненном контракте, с ценой одного контракта не менее 60 000 000,00 рублей, дата заключения такого контракта с 01.06.2014 по 31.12.2017 г.

При этом, если  представлены сведения об одном Контракте на сумму 60 000 000,00  руб. участник получит  10 баллов.

Представлены сведения об одном Контракте на сумму свыше 60 000 000,00 руб. до 110 000 000,00 руб. (включительно)  = 25 баллов

Представлены сведения об одном контракте на сумму свыше 110 000 000,00 руб. до 160 000 000,00 руб. (включительно)  = 50 баллов

Представлены сведения об одном контракте на сумму свыше 160 000 000,00 руб. = 100 баллов.

Установленные Заказчиком значения по показателю опыт участника по успешному выполнению работ, Комиссия считает значительно завышенными по объему и не сопоставимому по этому показателю с объемом закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 67 481 329.00 руб. Так, для присвоения максимального балла (100 баллов) по этому показателю, участнику необходимо представить сведения о контракте  на сумму свыше 160 000 000 руб., что более чем в два раза превышает НМЦК.

По смыслу статьи 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о закупках, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Установленное Заказчиком требование создает неравные условия для разных категорий участников рынка и ограничивает круг потенциальных участников конкурса, что не отвечает требованиям подпункта б) пункта 27 Правил оценки, пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Кроме того, по указанному показателю прослеживается отсутствие  пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию «квалификация участника», необъективный подход к оценке указанного показателя.

Действия Заказчика нарушают требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

Довод Общества о неправомерном установлении требования о предоставлении контрактов, заключенных только по закупкам для государственных и муниципальных нужд не нашел своего подтверждения, так как такое требование в документации отсутствует. Указание Заказчиком слова «контракт» не означает, что участники закупки должны представить государственные или муниципальные контракты в целях подтверждения опыта выполнения работ.

         На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

р е ш и л а:

         1. Признать жалобу ООО «Ремстрой» обоснованной в части первого, второго, четвертого доводов.

         2. Признать Заказчика нарушившим пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

         3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

       4. Передать материалы должностному лицу Бурятского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.

 

         Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Предписание № 04-50/193-2018

об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

«9» апреля 2018 года                                                                  город Улан-Удэ

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…> ,

         на основании своего решения от 09.04.2018 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Ремстрой» (вх. от 02.04.2018 № 2079) на действия заказчика – ФКУ «Управление Федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал» Федерального дорожного агентства» (далее – Заказчик, ФКУ Упрдор «Южный Байкал») при проведении открытого конкурса: «Капитальный ремонт искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения по объектам: Мост через р. Б.Мамай на км 193+250 автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск-Улан-Удэ-Чита, Республика Бурятия. Мост через ручей на км 199+080 автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск-Улан-Удэ-Чита, Республика Бурятия. Мост через ручей на км 191+550 автомобильной дороги Р-258 "Байкал" Иркутск-Улан-Удэ-Чита, Республика Бурятия.» (реестровый номер <...> ), и в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Заказчику  в срок не позднее 23.04.2018 устранить выявленные нарушения пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, а именно:

- внести изменения в конкурсную документацию в соответствии с законодательством о контрактной системе;

- возвратить поданные заявки;

- продлить  срок подачи заявок в соответствии с законодательством о контрактной системе.

Конкурсной комиссии отменить протоколы, составленные в ходе размещения закупки.

2. Уведомить Бурятское УФАС России об исполнении настоящего предписания в срок не позднее 24.04.2018.

Неисполнение в установленный срок предписания влечёт в соответствии с частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – в размере пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны