Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Недра Сибири» № 04-50/1... от 7 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 04-50/195-2017

«4» июля  2017 года                                                                  город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<…>, председателя Комиссии,

<…>, члена Комиссии,

<…>, члена Комиссии,

в отсутствие представителей ООО «Недра Сибири» (далее – Общество), надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения жалобы

в присутствии:

- представителя Администрации муниципального образования «Тункинский район» (далее – Заказчик) – <…> (доверенность от 28.06.2017 № 12),

- представителя Республиканского агентства по государственным закупкам – <…> (доверенность от 02.06.2017),

- представителя заинтересованного лица ООО «Структура» - <…> (доверенность от 04.07.2017 №55),  

рассмотрев жалобу ООО «Недра Сибири» (вх. от 27.06.2017 № 3859) на положения документации при размещении заказа в форме электронного аукциона на выполнение работ по строительству автодороги "Подъезд от федеральной автомобильной дороги Култук-Монды к ул. Улан-Горхон в Тункинском районе Республики Бурятия", номер извещения – 0102200001617002305 (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

Общество считает, что Документация об аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе:

Инструкция по заполнению заявки не обеспечивают объективного и четкого понимания описания характеристик используемых материалов. Невозможно окончательно определить какие значения показателей товаров являются неизменяемыми, какие значения показателей должны быть представлены конкретно, какие значения показателей должны быть представлены в виде диапазонного значения. Из положений Инструкции неясны правила и порядок прочтения показателей товара с символами «х», «Rо» (позиция 12 «Труба стальная гофрированная цельновитая оцинкованная), какие формулы и порядок расчетов следует использовать при расчете показателей товара по минимальному основному расчетному сопротивлению при действии осевых сил для стали (кг/см), минимальному погонному моменту инерции (мм/мм), минимальной погонной площади сечения гофра (мм/мм), минимальному радиусу инерции (мм).

Заказчиком (Уполномоченным органом) установлены показатели, определяющие потребность Заказчика в виде слов «максимальная», «минимальная», не предусмотренные законодательством РФ о стандартизации, о техническом регулировании. Так по позиции №10 «Щебень» марки 800,1000 предусмотрено соответствие материала ГОСТу 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ», при этом установлен показатель, определяющий потребность заказчика «максимальная потеря массы при испытании щебня, % не более двадцать пять». Согласно таблицам 4, 5  ГОСТ 8267-93 показателем является «потеря массы при испытании щебня, %» без указания слов «максимальная». Кроме того по данной позиции не указаны единицы измерения фракции «св.десяти до двадцати, св. двадцати до сорока». По позиции № 5 «Портландцемент», согласно п.1.7 ГОСТ 10178-85 «Портландцемент и шлакопортландцемент. ТУ» установлены показатели «Предел прочности цемента при изгибе и сжатии», в пункте 1.9 ГОСТ 10178-85 «начало схватывания цемента», «конец схватывания цемента» без указания слов «минимальный», «максимальный».     

Описание объекта закупки носит необъективный характер, установлены требования к материалам в соответствии с техническими условиями (позиция 11 «Гидроизоляционная мастика» -ТУ 2513-001-20504464-2003, производится правообладателем ОАО ЛКЗ «КРОНОС-СПб), что приводит к ограничению количества участников аукциона.

Нормы ограничения пороков древесины по позициям 2,3  «Бруски хвойных пород» включены в пункт 2.7 ГОСТ 8486-86  «Пиломатериалы хвойных пород. ТУ» и относятся к требованиям пиломатериалов, предназначенным для специального судостроения.

Также установлены избыточные требования в товару (позиция 2,3 «Бруски хвойных пород»), установлены требования к описанию сведений о компонентах товара, показателях технологии производства, иных показателей, значения которых становятся известны при испытании определенной партии товара (позиция №1 «Электроды», №5 «Портландцемент», №11 «Гидроизоляционая мастика», №14 «Знаки дорожные особых предписаний»).   

Просит признать жалобу обоснованной, аннулировать закупку.   

Заказчик с доводами жалобы не согласился, дал пояснения в соответствии с представленным письменным отзывом на жалобу:

В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки, предоставляемые участниками сведения не должны содержать неопределенные (абстрактные)  формулировки, допускающие разночтения или двусмысленное толкование.

Правила прочтения слов «минимальный», «максимальный», «наибольший», «предельная», «допускается», «превышать» установлены общепринятыми правилами применения данных слов.

Требования к неизменяемым, изменяемым показателям и к показателям в диапазонном значении определены в соответствующих стандартах (ГОСТ,ТУ,СТО и т.д.). Участники должны представить диапазонные значения, если в требованиях указано «в диапазоне». Изменяемые показатели должны быть представлены в виде минимального или максимального значения, в зависимости от установленного требования, Неизменяемые показатели указаны в соответствующих требованиях, к примеру в требованиях к пиломатериалу – «Рак не допускается». При этом, максимальные, минимальные, диапазонные показатели, либо показатели которые не могут быть изменены не зависят от результатов лабораторных испытаний и не влекут за собой потребность иметь товар в наличии во время проведения торгов.

Значения показателей по приведенному в жалобе примеру «труба стальная гофрированная цельновитая оцинкованная» установлены в соответствии с СТО 86168631-02-2011 в виде конкретных готовых значений (без формул расчетов).

Использование слов «минимальный», «максимальный» не указанные в соответствующих ГОСТ, не означает, что заказчиком нарушено объективное описание  предмета закупки. Смысл верхней границы допускаемых значений, предусмотренного в ГОСТ, изложен в документации словом «максимальный» по позициям «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ» и «Портландцемент». По поводу отсутствия по позиции «Щебень» единицы измерения фракции «св.десяти до двадцати, св. двадцати до сорока»: установлено, что качество щебня должно соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93, в пункте 4.2.1 ГОСТ установлены единицы измерения в мм, соответственно иной единицы измерения быть не может.

Требования к гидроизоляционной мастике, изготовленной по  ТУ 2513-001-20504464-2003 предусмотрены проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу. Кроме того, в документации установлено право участника изготовления материала по эквивалентному ТУ.

Нормы ограничения пороков древесины по позициям 2,3  «Бруски хвойных пород» не были установлены для пиломатериалов, предназначенным для специального судостроения, предусмотренными пунктами 2.7.1 и 2.7.2 ГОСТ 8486-86.

На основании изложенного просит признать жалобу необоснованной.

Представители Уполномоченного органа и Заинтересованной стороны поддержали доводы Заказчика.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

30.05.2017 года в Единой информационной системе (далее – ЕИС) было опубликовано извещение о проведении Аукциона № 0102200001617002305. Начальная (максимальная) цена контракта – 39 619 670,00 рублей.

13.06.2017 внесены изменения извещения Аукциона №  0102200001617002305.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 3 статьи 66  Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает единые требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе, в том числе и инструкцию по ее заполнению.

В разделе 12 документации об аукционе, пункте 13 Информационной карты «Требование к составу заявки на участие в аукционе» (приложение №1 к документации) установлены требования к первой части заявки на участие в закупке: «Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию:

 - согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара».

В разделе 2 документации об аукционе установлено, что Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых работ установленным заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться) согласно технического задания (Приложение №1 к проекту контракта), проектной документации (Приложение №5 к проекту контракта), расчету начальной (максимальной) цены контракта (Приложение №1 к обоснованию НМЦК).

В приложении к Техническому заданию «Требования к качеству и характеристикам материалов, используемых при выполнении работ» содержится инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе:  Участник закупки должен представить в своей заявке сведения на материалы, которые будет использовать при производстве работ, с обязательным указанием конкретных характеристик, а также конкретных числовых значений в зависимости от предложения участника закупки, соответствующих параметрам соответствия, установленным ниже, а также в соответствующих ГОСТ, ТУ, СТО, технической документации на изделия и т.п.  в действующих редакциях, с указанием всех значений, связанных с требуемым показателем и предусмотренных соответствующим стандартом. Показатели, отмеченные символом,,необходимо предоставить в соответствии с указанным стандартом. В случае, если в одном пункте установлены требования к материалам разных размеров участник закупки должен представить конкретные значения всех показателей для каждой используемого размера. При перечислении видов, марок, типов, размеров и т.п. символ; обозначает, что необходимо выбрать одну из предложенных позиций. В случае указания интервалов значений показателей, сопровождающихся предлогами: «от» и/или «до», означает, что граничные значения конкретных показателей могут являться соответствующими данному интервалу значений, так как данный интервал является интервалом с включенными граничными значениями. В случае если в требованиях указаны значения «в диапазоне», участник должен представить показатели в виде диапазона значений. Предоставляемые участником закупки сведения не должны сопровождаться словами «эквивалент», «эквивалентный», «аналог», «типа», «более», «менее», «должен быть», «или» и т.п. и не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование.

При этом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к товарам, используемым при выполнении работ, были установлены Заказчиком (Уполномоченным органом) таким образом, что вводят в заблуждение участников закупки.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно Письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно: определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Согласно ГОСТ 9467-75 «Электроды покрытые металлические для ручной дуговой сварки конструкционных и теплоустойчивых сталей» показатели (временное сопротивление разрыву, минимальное относительное удлинение, минимальная ударная вязкость) установлены в таблице №2.

Согласно пункту 6 ГОСТ 9467-75  приведенные в табл.1 и 2 требования к химическому составу наплавленного металла и механическим свойствам металла шва, наплавленного металла и сварных соединений должны быть проверены при испытании электродов в соответствии с требованиями ГОСТ 9466-75.

Для проверки соответствия электродов требованиям настоящего стандарта предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные испытания каждой партии электродов.

Аналогично в соответствии с ГОСТ 10178-85 «Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия» по установленным требованиям к описанию суммарного значения активных минеральных добавок, минимальному пределу прочности при сжатии, минимальному времени начала схватывания цемента, максимального предела прочности при изгибе изготовитель должен определять соответствие ГОСТу каждой партии цемента.

Поскольку все вышеперечисленные ГОСТы содержат требования к методам испытаний и определяют, что предприятие-изготовитель должно проводить приемо-сдаточные испытания каждой партии электродов, портландцемента, а также учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки описывать показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Исходя из сказанного ссылка Заказчика и представителя заинтересованной стороны, что участникам достаточно прописать в заявке минимальные либо максимальные значения, в зависимости от требований в документации несостоятельна.

Кроме того, исходя из положений Инструкции по заполнению заявки, не представляется возможным установить данный вывод,  также исходя из положений Технического задания документации об аукционе, участник может предложить значение показателя как «максимальное» либо «минимальное», так и конкретное значение в пределах соответствующих ГОСТов. Исходя из устных пояснений представителя Заказчика и заинтересованного лица следует, что в пределах, установленными соответствующими ГОСТами возможно указание как конкретного показателя, равно как «минимального» или «максимального».

Вместе с тем, предложение участником аукциона в своей заявке конкретного показателя, а не «максимального», явилось основанием для его отклонения.

Так по позиции 2 «Бруски хвойных пород» в документации об аукционе установлены требования к материалам «Максимальное значение трещин глубоких и неглубоких, в т.ч. выходящие на торец должны составлять: пластевые не более одной четвертой длины и кромочные не более одной четвертой длины». Участником было предложено «Максимальное значение трещин глубоких и неглубоких, в т.ч. выходящие на торец составляют: пластевые одну двенадцатую длины (глубоких), одну восьмую длины (неглубоких), и кромочные одну двенадцатую длины (неглубоких)».

Предложение участника не противоречит требованиям ГОСТа 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия» и требованиям Технического задания, поскольку представленные характеристики не превышают максимальные пороги: «не более одной четвертой длины и кромочные не более одной четвертой длины».

Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок показателей технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства в составе заявок, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Остальные доводы жалобы являются необоснованными:

Требования к гидроизоляционной мастике, изготовленной по  ТУ 2513-001-20504464-2003 предусмотрены проектно-сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу. Кроме того, в документации установлено право участника изготовления материала по эквивалентному ТУ.

Нормы ограничения пороков древесины по позициям 2,3  «Бруски хвойных пород» не были установлены для пиломатериалов, предназначенным для специального судостроения, предусмотренными пунктами 2.7.1 и 2.7.2 ГОСТ 8486-86.

Согласно пункту 2.2 ГОСТ 8486-86, по качеству древесины и обработки доски и бруски разделяют на пять сортов (отборный 1, 2, 3, 4-й), а брусья - на четыре сорта (1, 2, 3, 4-й) и должны соответствовать требованиям, указанным в таблице. Таблица в указанном ГОСТе одна «Нормы ограничения пороков» следовательно, распространяется на все назначения пиломатериалов, предусмотренных в обязательном  приложении к ГОСТ 8486-86, в том числе и на строительство и ремонтно-эксплуатационные нужды.

Также Комиссия Бурятского УФАС России согласна с доводами Заказчика и заинтересованного лица, что использование слов «минимальный», «максимальный» не указанные в соответствующих ГОСТ, не означает, что заказчиком нарушено объективное описание  предмета закупки. Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно: определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя).

По поводу отсутствия по позиции «Щебень» единицы измерения фракции «св.десяти до двадцати, св. двадцати до сорока»: установлено, что качество щебня должно соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93, в пункте 4.2.1 ГОСТ установлены единицы измерения в мм, соответственно иной единицы измерения быть не может.

На участие в аукционе было подано семь заявок, из них шесть заявок не допущены к участию в аукционе.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России 

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Недра Сибири» обоснованной (частично);
  2. Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
  3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения;
  4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Предписание № 04-50/195-2017 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе

«4» июля  2017 года                                                                   город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<…>– руководителя управления, председателя Комиссии,

<…>- заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,

<…>– заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, члена Комиссии,

на основании своего решения от 04.07.2017 № 04-50/195-2017 по результатам рассмотрения жалобы ООО «Недра Сибири» (вх. от 27.06.2017 № 3859) на положения документации при размещении заказа в форме электронного аукциона на выполнение работ по строительству автодороги "Подъезд от федеральной автомобильной дороги Култук-Монды к ул. Улан-Горхон в Тункинском районе Республики Бурятия", номер извещения – 0102200001617002305 (далее – Аукцион), в соответствии с частями 22, 23 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Заказчику (Администрации муниципального образования «Тункинский район»), Уполномоченному органу (Республиканское агентство по государственным закупкам) в срок не позднее 17.07.2017 устранить выявленные нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе для чего необходимо:

- внести изменения в документацию об аукционе в электронной форме в соответствии с законодательством о контрактной системе;

- отменить протоколы рассмотрения заявок на участие в аукционе от 30.06.2017 № 0102200001617002305-1, от 05.07.2017 № 0102200001617002305-2;

- уведомить участников аукциона о возможности подачи заявок повторно.

2. Заказчику в срок не позднее 18.07.2017 уведомить Бурятское УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением документального подтверждения исполнения пункта 1  предписания.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке  в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Неисполнение в установленный срок предписания влечёт в соответствии с частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – в размере пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны