Решение б/н Решение по жалобам ООО «НаноСтройИнвест», ООО «Перспектива» ... от 28 августа 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение по результатам рассмотрения жалоб
участников закупки №04-50/289-2017, 04-50/293-2017
«21» августа 2017 года город Улан-Удэ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<…>
в присутствии:
представителя МБОУ «Харашибирская средняя общеобразовательная школа» - <…> (доверенность от 14.08.2017 б/№),
в отсутствие представителей ООО «НаноСтройИнвест» и ООО «Перспектива», уведомленных надлежащим образом, ходатайств не поступало,
рассмотрев жалобы ООО «НаноСтройИнвест» (далее – Заявитель 1) (вх. от 14.08.2017 № 4839) и ООО «Перспектива» (далее – Заявитель 2) (вх. от 14.08.2017 № 4855) на действия заказчика – МБОУ «Харашибирская средняя общеобразовательная школа» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ «Харашибирской СОШ», с реестровым номером – 0302300156817000006 (далее – Аукцион), и в результате рассмотрения жалоб в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),
у с т а н о в и л а:
ООО «НаноСтройИнвест» в своей жалобе указывает, что в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования, влекущие за собой ограничение количества участников аукционе, поскольку содержит две инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, что вводит в заблуждение участников закупки.
Кроме того, по мнению Заявителя 1, к участникам закупки установлены незаконные требования в части наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99 дополнительные требования к участникам закупки возможно установить при размещении закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-*2014, в случае, если начальная максимальная цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей. Так как по данной закупке цена контракта менее 10 млн рублей, положения Постановления № 99 не применимы.
Также в своей жалобе ООО «НаноСтройИнвест» указывает, что Техническое задание содержит требования к материалам, используемым при выполнении работ, показатели которых могут быть определены после проведения соответствующих испытаний, а именно: по товару раствор кладочный – раствор цементный участники закупки должны представить конкретные показатели по содержанию зерен крупностью менее 0,16 мм в % по массе, содержание пылевидных и глинистых частиц, содержание глины в комках, также по позиции «Плинтус напольный» установлен некорректный показатель «размер от 40 дА 70 мм.
На основании изложенного просит рассмотреть жалобу по существу, приостановить определение поставщика и заключение контракта, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
По мнению ООО «Перспектива», его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, который в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).
В обоснование своих доводов Заявитель указывает, что положения части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе применяются при наличии двух условий:
- Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014,
- в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Поскольку начальная (максимальная) цена обжалуемой закупки составляет менее 10 миллионов рублей, то установление дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта исполнения одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке недопустимо, и нарушает положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного просит рассмотреть жалобу по существу, дать оценку правомерности действий Заказчика, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили пояснения согласно письменного отзыва.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:
28 июля 2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона № 0302300156817000006. Начальная (максимальная) цена контракта – 5 105 100 рублей.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Приложении № 1 к Информационной карте документации об аукционе содержится инструкция по заполнению аукционной заявки, в которой подробно расписаны правила представления конкретных характеристик показателей товара (применяемых материалов при производстве работ).
Приложением № 3 к документации установлен образец предоставления заявки, который содержит краткое изложение требований, описанных в Инструкции по заполнению заявки (Приложение № 1 к Информационной карте документации об аукционе).
Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что положения Инструкции по заполнению заявки Приложения № 3 к документации не противоречат и не меняют суть Инструкции по заполнению заявки Приложения № 1 к Информационной карте документации об аукционе, следовательно, не могут вводить в заблуждение участников аукциона.
Довод Заявителя 1 признается необоснованным.
2. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, предъявляются дополнительные требования - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
Согласно пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке предъявляются к участникам закупки в случае если предметом закупки является выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Поскольку начальная (максимальная) цена обжалуемой закупки составляет менее 10 миллионов рублей, то установление дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта исполнения одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке недопустимо.
Вместе с тем, согласно пояснениям представителя Заказчика, требования к участникам закупки о наличии опыта были установлены ошибочно, в связи с большой загруженностью специалиста, ответственного за проведение закупки, указанные требования не были удалены из документации, вместе с тем, документация о закупке не содержит условия о представлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки данным требованиям.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела, Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика признаков нарушения положений части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложением № 1 к Техническому заданию установлены требования к показателям, характеристикам товаров, используемых для выполнения работ.
Согласно позиции ФАС России, отраженной в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Приложение № 4 к проекту муниципального контракта содержит требования к материалам, показатели которых могут быть определены только по результатам испытаний определенной партии готовой продукции, например, по позиции: № 5 «раствор кладочный – раствор цементный кладочный» - содержанию зерен крупностью менее 0,16 мм в % по массе, содержание пылевидных и глинистых частиц, содержание глины в комках.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, следовательно, установленные показатели не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок показателей, которые определяются опытным путем (испытания), нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В части довода Заявителя 1 об установлении некорректного показателя по позиции «Плинтус напольный», Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что при подготовке документации об аукционе Заказчиком допущена техническая опечатка, вместо предлога «ДО» в Техническом задании указано «дА», вместе с тем, допущенная опечатка не вводит в заблуждение участников закупки, и не является нарушением положения Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты торгов, Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу о нецелесообразности выдачи предписания об устранении выявленных нарушения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
- Признать жалобу ООО «НаноСтройИнвест» на действия Заказчика при проведении закупки № 0302300156817000006 обоснованной в части довода об установлении незаконных требований к материалам;
- Признать жалобу ООО «Перспектива» на действия Заказчика при проведении закупки № 0302300156817000006 необоснованной;
- Признать Заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
- Рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства в отношении должностного лица по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.