Решение б/н Решение по жалобам ООО «НаноСтройИнвест», ООО «Перспектива» ... от 28 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалоб

участников закупки №04-50/289-2017, 04-50/293-2017

«21» августа 2017 года                                                                 город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>

в присутствии:

представителя МБОУ «Харашибирская средняя общеобразовательная школа» - <…> (доверенность от 14.08.2017 б/№),

в отсутствие представителей ООО «НаноСтройИнвест» и ООО «Перспектива», уведомленных надлежащим образом, ходатайств не поступало,

рассмотрев жалобы ООО «НаноСтройИнвест» (далее – Заявитель 1) (вх. от 14.08.2017 № 4839) и ООО «Перспектива» (далее – Заявитель 2) (вх. от 14.08.2017 № 4855) на действия заказчика – МБОУ «Харашибирская средняя общеобразовательная школа» (далее – Заказчик) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МБОУ «Харашибирской СОШ», с реестровым номером – 0302300156817000006 (далее – Аукцион), и в результате рассмотрения жалоб в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

ООО «НаноСтройИнвест» в своей жалобе указывает, что в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования, влекущие за собой ограничение количества участников аукционе, поскольку содержит две инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, что вводит в заблуждение участников закупки.

Кроме того, по мнению Заявителя 1, к участникам закупки установлены незаконные требования в части наличия опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 года № 99 дополнительные требования к участникам закупки возможно установить при размещении закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-*2014, в случае, если начальная максимальная цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей. Так как по данной закупке цена контракта менее 10 млн рублей, положения Постановления № 99 не применимы.

Также в своей жалобе ООО «НаноСтройИнвест» указывает, что Техническое задание содержит требования к материалам, используемым при выполнении работ, показатели которых могут быть определены после проведения соответствующих испытаний, а именно: по товару раствор кладочный – раствор цементный участники закупки должны представить конкретные показатели по содержанию зерен крупностью менее 0,16 мм в % по массе, содержание пылевидных и глинистых частиц, содержание глины в комках, также по позиции «Плинтус напольный» установлен некорректный показатель «размер от 40 дА 70 мм.

На основании изложенного просит рассмотреть жалобу по существу, приостановить определение поставщика и заключение контракта, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

По мнению ООО «Перспектива», его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, который в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

В обоснование своих доводов Заявитель указывает, что положения части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе применяются при наличии двух условий:

- Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014,

- в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Поскольку начальная (максимальная) цена обжалуемой закупки составляет менее 10 миллионов рублей, то установление дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта исполнения одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке недопустимо, и нарушает положения части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного просит рассмотреть жалобу по существу, дать оценку правомерности действий Заказчика, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласились, представили пояснения согласно письменного отзыва.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:

28 июля 2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона № 0302300156817000006. Начальная (максимальная) цена контракта – 5 105 100 рублей.

1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В Приложении № 1 к Информационной карте документации об аукционе содержится инструкция по заполнению аукционной заявки, в которой подробно расписаны правила представления конкретных характеристик показателей товара (применяемых материалов при производстве работ).

Приложением № 3 к документации установлен образец предоставления заявки, который содержит краткое изложение требований, описанных в Инструкции по заполнению заявки (Приложение № 1 к Информационной карте документации об аукционе).

Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что положения Инструкции по заполнению заявки Приложения № 3 к документации не противоречат и не меняют суть Инструкции по заполнению заявки Приложения № 1 к Информационной карте документации об аукционе, следовательно, не могут вводить в заблуждение участников аукциона.

Довод Заявителя 1 признается необоснованным.

2. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов, предъявляются дополнительные требования - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.

Согласно пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке предъявляются к участникам закупки в случае если предметом закупки является выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.

Поскольку начальная (максимальная) цена обжалуемой закупки составляет менее 10 миллионов рублей, то установление дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта исполнения одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке недопустимо.

Вместе с тем, согласно пояснениям представителя Заказчика, требования к участникам закупки о наличии опыта были установлены ошибочно, в связи с большой загруженностью специалиста, ответственного за проведение закупки, указанные требования не были удалены из документации, вместе с тем, документация о закупке не содержит условия о представлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки данным требованиям.

Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела, Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика признаков нарушения положений части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Приложением № 1 к Техническому заданию установлены требования к показателям, характеристикам товаров, используемых для выполнения работ.

Согласно позиции ФАС России, отраженной в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Приложение № 4 к проекту муниципального контракта содержит требования к материалам, показатели которых могут быть определены только по результатам испытаний определенной партии готовой продукции, например, по позиции: № 5 «раствор кладочный – раствор цементный кладочный» - содержанию зерен крупностью менее 0,16 мм в % по массе, содержание пылевидных и глинистых частиц, содержание глины в комках.

Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе, следовательно, установленные показатели не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок показателей, которые определяются опытным путем (испытания), нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

В части довода Заявителя 1 об установлении некорректного показателя по позиции «Плинтус напольный», Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что при подготовке документации об аукционе Заказчиком допущена техническая опечатка, вместо предлога «ДО» в Техническом задании указано «дА», вместе с тем, допущенная опечатка не вводит в заблуждение участников закупки, и не является нарушением положения Закона о контрактной системе.

В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты торгов, Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу о нецелесообразности выдачи предписания об устранении выявленных нарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «НаноСтройИнвест» на действия Заказчика при проведении закупки № 0302300156817000006 обоснованной в части довода об установлении незаконных требований к материалам;
  2. Признать жалобу ООО «Перспектива» на действия Заказчика при проведении закупки № 0302300156817000006 необоснованной;
  3. Признать Заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;
  4.  Рассмотреть вопрос о возбуждении административного производства в отношении должностного лица по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны