Решение б/н Решение и предписание по жалобам ПАО междугородной и междуна... от 25 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки №04-50/351-2017, № 04-50/352-2017

«20» сентября 2017 года                                                     город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<…>  ,

в присутствии:

представителей ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком»: <…>, доверенность от 05.04.2017 № 0709, <…>, доверенность от 15.09.2017 № 0709/29/52-17,

представителей ООО «ЛесДозор»: <…>, доверенность 17.07.2017, <….>, доверенность от 17.07.2017,

представителей АУ РБ «Кабанский лесхоз»: <…>, доверенность от 05.09.2017, <…>, доверенность от 05.09.2017, <…>, доверенность от 05.09.2017, <…>, доверенность от 25.07.2017, <…>, доверенность от 05.09.2017, <…>, доверенность от 25.07.2017,

рассмотрев жалобы ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (далее – Заявитель 1) (вх. от 13.09.2017 № 5546), ООО «ЛесДозор» (далее – Заявитель 2) (вх. от 13.09.2017 № 5549) на действия заказчика – Автономное учреждение Республики Бурятия «Кабанский лесхоз» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по созданию и внедрению государственной информационной системы видеомониторинга лесов и раннего обнаружения лесных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия, номер закупки 1002500000217000001 (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),  

у с т а н о в и л а:

Заявитель 1 не согласен с отдельными положениями документации об аукционе.

В соответствии с пунктами 3.1, 3.4 Технических требований для монтажа поставленного оборудования, подключения его к каналам связи и электропитанию необходимо использовать стационарные высотные объекты в соответствии с Приложением № 1 к Техническим требованиям.

В Приложении 1 к Техническим требованиям указаны координаты установки камер видеонаблюдения Системы с допустимым отклонением 2500 м от географических координат. Заявитель 1 считает, что под данное требование подходят только высотные сооружения, принадлежащие ПАО «Мегафон». Высотные сооружения иных операторов по указанным координатам отсутствуют. Возлагая обязанность по размещению камер видеонаблюдения на исполнителя услуг, Заказчик ставит исполнимость контракта в зависимость от действий третьих лиц, необходимость заключения договора аренды на использование вышек с ПАО «Мегафон», что влечет для участника закупки сложности с формированием предложения цены контракта.

Согласно пункту 5 Технических требований исполнитель обязан обеспечить работоспособность всех каналов связи в течение 1 рабочего дня с даты заключения контракта. По мнению Заявителя 1, выполнение данного условия невозможно без предварительного заключения договора на использование высотных сооружений с ПАО «Мегафон». Организация канала связи процесс трудоемкий и выполняется в несколько этапов, со значительными сроками. Организовать канал связи за 1 день невозможно, такая возможность имеется только у одного участника закупки - оператора «Мегафон». Заявитель 1 полагает, что Заказчик нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 и пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Кроме того, Заказчик объединил в одну закупку поставку товаров, организацию каналов связи, обучение сотрудников и техническое обслуживание, что ограничивает конкуренцию путем необъективного описания объекта закупки и оказания преимущества конкретному участнику закупки – ПАО «Мегафон», что нарушает пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Заявитель 2 указывает, что в пункте 16 Приложения № 1 документации содержится указание, что «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» не установлены.

Вместе с тем, в Приложении № 1 к контракту содержится список нормативных актов, которыми пользуется Заказчик и Исполнитель при исполнении контракта, где указано постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236).

По мнению Заявителя 2, документация о закупке вводит участников в заблуждение относительно наличия или отсутствия ограничений к программному продукту, не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе, что нарушает статьи 33, 63 Закона о контрактной системе.

В пункте 4.4.3 проекта контракта содержится условие, что исполнитель обязан предоставить Заказчику документы, подтверждающие обладание неисключительными правами, на специальное программное обеспечение «Лесохранитель», без возможности предоставления эквивалентного товара,  тем самым Заказчик нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 33 настоящего закона.

Заявители просят провести проверку и выдать предписание об устранении нарушений.

Заказчик с доводами жалоб не согласился, представил письменные пояснения.

Выбирая координаты высотных сооружений, Заказчик провёл анализ наиболее подходящих мест размещения камер в зависимости от максимальной эффективности обзора, рельефа и маршрутов патрулирования, вероятности пожаров. В ходе анализа также был произведен осмотр и анализ существующих высотных объектах. С учетом высотности, наличия существующей инфраструктуры (наличие энергоснабжения, доступность к объекту), дислокации (оптимальная площадь обзора, отсутствие значительного уровня перекрещивания видеонаблюдения) возможности установки видеокамер и возможности обзора с данных объектов было установлено, что наиболее оптимальными являлись объекты, расположенные по координатам, указанных в приложении 1 к Техническим требованиям.

При этом в документации предусматривается возможность изменения размещения камер видеонаблюдения:

Исполнитель вправе осуществить организацию размещения оборудования по иным координатам, при одновременном выполнении следующих условии:

- предлагаемые исполнителем места размещения оборудования не должны отличаться более чем на 2500 метров от географических координат, указанных в приложении 1 к Техническим требованиям;

- камеры видеонаблюдения должны быть поставлены исполнителем и установлены на высотных объектах (высотой не менее 40 метров) и обеспечивать визуальный осмотр прилегающей территории радиусом не менее 20 км.

На заседании Комиссии представители Заказчика отрицают принадлежность вышек, по указанным координатам, оператору Мегафон.

Заказчик, исходя из своих потребностей, правомерно объединил в одну закупку поставку товаров, организацию каналов связи, обучение сотрудников и техническое обслуживание.

Согласно пункту 1.3 Приложения к контракту, Заказчику необходимо создание Системы видеомониторинга лесов и раннего обнаружения лесных пожаров. То есть Заказчику необходима единая комплексная услуга. При этом поставка видеокамер, и подключение ее к Системе, установка, а также обучение работы Системы напрямую связано с обеспечением функционирования системы, технологически и функционально связаны с объектом закупки и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Заказчик указывает, что предметом закупки является оказание услуг, соответственно в Приложении № 1 документации об аукционе правомерно содержится указание, что «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» не установлены. Но вместе с тем, требования к товару, поставляемому в рамках оказания услуг, предъявляются требования в соответствии с нормами действующего законодательства (Постановление № 1236). Заказчик считает, что не вводит участником закупки в заблуждение.

Пунктом 4.4.2 проекта контракта предусмотрено, что исполнитель обязуется обеспечить взаимодействие и совместимость с имеющимся у Заказчика оборудованием и программным обеспечением.

На оконечном оборудовании (компьютер, планшет, смартфон) установлено программное обеспечение «Лесохранитель», то есть оно уже имеется в распоряжении Заказчика. Так как при оказании услуг, возможно было изменение  - доработка (модификация) функционала уже имеющегося у Заказчика вследствие возможности функционирования, надлежащей работы системы и достижения, желаемого результата только при совместимости с друг другом.

Правообладателем ПО «Лесохранитель» является ООО «Формоза-Сервис», которое в своем письме указывает, что указанное ПО можно приобрести любому желающему не только у ООО «Формоза-Сервис», но и у его партнеров. Следовательно, Заказчик считает, что установив такое требование, он не ограничивает количество участников закупки.

Заказчик просит признать жалобы необоснованными.

В результате рассмотрения жалобы и изучения, представленных сторонами документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

29.08.2017 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении Аукциона №1002500000217000001. Начальная (максимальная) цена контракта – 6 900 000,00рублей. Согласно протоколу подведения итогов на участие в Аукционе от 18.09.2017 аукцион признан несостоявшимся, так как аукционной комиссией принято решение о соответствии требованиям только одной второй части заявки на участие в аукционе (ПАО «Мегафон»).  

1. Исходя из предмета закупки, оказание услуг по созданию и внедрению государственной информационной системы видеомониторинга лесов и раннего обнаружения лесных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия, Заказчиком в Технических требованиях, являющихся приложением к контракту, определены требования к функциям Системы, среди которых указано, что к Системе должно быть подключено 11 камер видеонаблюдения с обеспечением полнофункциональной работы через защищенный веб-интерфейс и защищенного доступа к Системе из любой точки подключения к сети Интернет.

В таблице приложения 1 к Техническим требованиям определены координаты установки камер видеонаблюдения Системы. При этом пунктом 1 приложения 1 к Техническим требованиям указано, что координаты установки камер видеонаблюдения не должны отличаться более чем на 2500 м от географических координат, указанных в таблице.

Из пояснений Заказчика следует, что данные требования установлены исходя из потребностей Заказчика.

Кроме того, в пункте 4.1 Технических требований исполнителю предоставлено право выбора: «Высотные объекты могут быть либо установлены Исполнителем, либо Исполнитель может использовать собственный уже существующие объекты, либо высотные объекты, принадлежащие другим хозяйствующим субъектам». Следовательно, Заказчиком в документации об аукционе предусмотрено право создания и использования исполнителем новых каналов связи, либо использование уже существующих.

Заявитель 1 не представил доказательств принадлежности высотных объектов по координатам, указанным в таблице приложения 1 к Техническим требованиям, конкретному хозяйствующему субъекту (оператору сотовой связи Мегафон).

Таким образом, Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе отсутствуют.

2. Предметом Аукциона является оказание услуг по созданию и внедрению государственной информационной системы видеомониторинга лесов и раннего обнаружения лесных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия.

В результате осуществляемой закупки Заказчику необходима единая комплексная услуга, которая включает в себя поставку видеокамер, их монтаж и подключение к Системе путём организации каналов связи, пусконаладочные работы, тестирование и ввод в эксплуатацию с последующим обучением персонала Заказчика.

Таким образом, довод Заявителя 1 о неправомерном объединении в один аукцион нескольких объектов закупки является несостоятельным поскольку товары, работы, услуги, предусмотренные Техническими требованиями, являются технологически и функционально связанными между собой и обеспечивают функционирование Системы в целом.

3.  В пункте 16 Информационной карты (приложение № 1 к документации) «Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами» указано, что такие требования не установлены.

В пункте 1.4 Технических требований содержится перечень нормативно-правовых актов, которыми необходимо руководствоваться при создании  Системы.

В данном перечне, в том числе содержится ссылка на постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236).

Довод Заявителя 2 о том, что документация о закупке вводит участников в заблуждение относительно наличия или отсутствия ограничений к программному продукту, признается несостоятельным.

Предметом закупки является оказание услуг по созданию и внедрению системы видеомониторинга лесов, соответственно такое указание в Информационной карте документации об аукционе правомерно.

Ссылка на Постановление № 1236 также правомерна, так как данный нормативный акт устанавливает требования к поставке товара.

4. В разделе 5 Технических требований установлено, что для тестирования Заказчиком работоспособности системы, исполнитель обязан обеспечить работоспособность всех каналов связи в течение 1 рабочего дня с даты заключения государственного контракта.

В разделе 4.1 Технических требований указано, что камеры видеонаблюдения должны быть поставлены исполнителем и установлены на высотных объектах (высотой не менее 40 м) и обеспечивать визуальный осмотр прилегающей территории радиусом не менее 20км.

Высотные объекты могут быть либо установлены исполнителем, либо исполнитель может использовать собственный уже существующий объект, либо высотные объекты, принадлежащие другим хозяйствующим субъектам. При этом, в случае использования существующих высотных объектов, принадлежащих другим лицам, исполнитель самостоятельно и за свой счет заключает договор на право использования высотных объектов на весь срок действия контракта.

Установленный Заказчиком срок для обеспечения работоспособности всех каналов связи в течение 1 рабочего дня с даты заключения контракта изначально являлся не исполнимым условием для тех лиц, которые не имеют высотные объекты по координатам указанным Заказчиком. Возможность установления высотных объектов, либо заключение договора на право использования высотных объектов в течение 1 рабочего дня, не является разумным сроком, приводит к невозможности исполнить контракт, следовательно к невозможности сформировать заявку на участие в Аукционе. В установлении такого срока усматривается оказание преимущественных условий участия в Аукционе конкретному участнику закупки, который имеет высотное сооружение в конкретной местности.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Таким образом, Заказчиком нарушено требование, установленное в  пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

6. В пункте 4.4.3 проекта контракта предусмотрено, что исполнитель обязуется предоставить Заказчику документы, подтверждающие обладание неисключительными правами на специальное программное обеспечение «Лесохранитель».

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Указание наименования конкретного программного обеспечения «Лесохранитель» недопустимо, что противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 настоящего закона.

7. В пункте 13 Информационной карты документации содержатся требования к составу заявки на участие в аукционе. Вторая часть заявки должна содержать, в том числе декларацию о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Вместе с тем, согласно извещению о проведении Аукциона в разделе «Преимущества и требования к участникам» ограничения и запреты не установлены.

В соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе декларацию о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 30 настоящего закона при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Таким образом, Заказчиком допущено нарушение пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившееся в установление незаконного требования к участникам закупки о представлении в составе заявки декларации о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. 

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

1. Признать жалобу ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» обоснованной в части.

2. Признать жалобу ООО «ЛесДозор» обоснованной в части.

3. Признать Заказчика нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание.

5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Предписание 04-50/351-2017, № 04-50/352-2017

об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе

«20» сентября 2017 года                                                               город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…> ,

на основании своего решения от 20.09.2017 по результатам рассмотрения жалоб ПАО междугородной и международной электрической связи «Ростелеком» (вх. от 13.09.2017 № 5546), ООО «ЛесДозор (вх. от 13.09.2017 № 5549) на действия заказчика – Автономное учреждение Республики Бурятия «Кабанский лесхоз» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по созданию и внедрению государственной информационной системы видеомониторинга лесов и раннего обнаружения лесных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия, номер закупки 1002500000217000001 (далее – Аукцион), в соответствии с частями  22, 23 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

п р е д п и с ы в а е т:

1. Заказчику в срок не позднее 03.10.2017 устранить выявленные нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно:

- внести изменения в документацию об аукционе в соответствии с законодательством о контрактной системе и с учетом решения от 20.09.2017 №  04-50/351-2017, №  04-50/352-2017;

- продлить срок подачи заявок в соответствии с законодательством о контрактной системе;

- возвратить поданные заявки;

- отменить протоколы заседаний аукционной комиссии.

2. Заказчику в срок не позднее 04.10.2017 уведомить Бурятское УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением документального подтверждения исполнения предписания.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке  в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Неисполнение в установленный срок предписания влечёт административную ответственность в соответствии с КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны