Решение б/н Решение и предписание по жалобе № 04-50/97-2017 на положения... от 16 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

           участника закупки № 04-50/97-2017

 «11» мая  2017 года                                                                  город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<…> ,

в присутствии:

- директора ООО «РТК» (далее – Общество) – <…>.,  

- представителей ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия»  (далее – Заказчик) – <…> (доверенность от 30.12.2016 ),  <…> (доверенность от 10.05.2017), <…> (доверенность от 10.05.2017),

- представителя Республиканского агентства по государственным закупкам (далее – Уполномоченный орган) -  <…> (доверенность от 10.01.2017),

- представителя заинтересованного лица ООО «Строительное управление-1» - <…>,

рассмотрев жалобу ООО «РТК» (вх. от 02.05.2017 № 2645) на положения документации при размещении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Подъезд от федеральной автомобильной дороги "Байкал" к г. Улан-Удэ (со стороны с. Мухоршибирь), км 0 - км 8 в Тарбагатайском районе Республики Бурятия, номер извещения – 0102200001617001559 (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Общество полагает, что положения документации об аукционе не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а именно в приложении 3 к документации об аукционе установлены требования к материалам, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства:

- пункты 8-11 «Смеси растворные и растворы»;

- пункты 3-6, 10-17, 19-21 «Щебеночно -гравийно-песчаные смеси»;

- «Грунты» все позиции;

- пункты 5.7-5.9, 5.11, 5.13-5.15 «Пористый асфальтобетон»;

- пункты 7.1.1-7.1.6.1, 7.1.7, 7.1.9.1 «Щебеночно-мастичный асфальтобетон»;

- пункты 8.3-8.5 «Камень»

- «Песок» все позиции

Довод о несоответствии пункта 4.3 проекта контракта пункту 42 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551 (аванс не может превышать в данной закупке 30% от лимитов бюджетных обязательств текущего года) Заявителем был отозван.

Просит выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, дали пояснения в соответствии с представленным письменным отзывом:

Считают, что Законом о контрактной системе предусмотрено право Заказчика устанавливать требования к объекту закупки в соответствии с его потребностями и обеспечить приобретение материалов, необходимых для выполнения работ  в наибольшей степени, удовлетворяющих потребностям заказчика.

Требования к материалам установлены Заказчиком в соответствии с проектно-сметной документацией на капитальный ремонт по указанному аукциону, а также действующими ГОСТ, ТУ и другой действующей нормативно-технической документацией, указанными к каждому разделу приложения №3 аукционной документации.  

Для указания конкретных показателей применяемых материалов участникам закупки не требуется проводить их испытания, а следует руководствоваться проектной документацией и требованиями ГОСТ, ТУ и другой действующей нормативно-технической документацией.

Также пояснили, что положения пункта 42 Постановления Правительства РФ от 30.12.2016 № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» распространяются на получателей средств федерального бюджета, в то время как в пункте 3.1 проекта контракта указано, что источник финансирования республиканский бюджет. 

Полагают жалобу необоснованной.

Представитель Уполномоченного органа дала пояснения, что техническое задание, описание объекта закупки, требования к материалам устанавливаются Заказчиком.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления внеплановой проверки Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:

21.04.2017 года в Единой информационной системе (далее – ЕИС) было опубликовано извещение о проведении Аукциона № 0102200001617001559. Начальная (максимальная) цена контракта – 409 711 430,00 рублей.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 2 части 3 статьи 66  Закона о контрактной системе Заказчик устанавливает единые требования к содержанию первой части заявки на участие в аукционе, в том числе и инструкцию по ее заполнению.

В разделе 12 документации об аукционе, пункте 13 Информационной карты «Требование к составу заявки на участие в аукционе» (приложение №1 к документации) установлены требования к первой части заявки на участие в закупке. Так по желанию участник закупки вправе воспользоваться рекомендуемой формой заполнения первой части заявки (приложение №1 к требованиям к качеству, техническим характеристикам материалов) и инструкцией по заполнению заявки (приложение №3 к документации).

В Инструкции по заполнению заявки указано: «Отсутствие в заявке конкретных показателей, в т.ч. в форме дублирования норм технических регламентов, стандартов и т.п., является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе соответствующему участнику (часть 4 ст.67 44-ФЗ). Недопустимо указание в заявке диапазона значений вместо конкретных показателей. Конкретные показатели должны соответствовать нормативной документации, указанной в обосновании к соответствующему разделу (в приложении № 3 к документации об аукционе «Требования к качеству, техническим характеристикам материалов, используемых для выполнения работ»). Конкретные показатели, получаемые расчетным путем на основании приведенной нормативной документации, должны соответствовать исходным конкретным показателям товаров (материалов), предложенным участником в заявке».

При этом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе требования к товарам, используемым при выполнении работ, были установлены Заказчиком (Уполномоченным органом) таким образом, что вводят в заблуждение участников закупки.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно Письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 в случае установления Заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участник закупки должен указать свое предложение, не должны:

- Позволять участникам закупки указать в своих заявках значение, которые противоречат требованиям Стандарта, например, значение-5 единиц;

- Вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значение, например, от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, но в свою очередь, противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

По позициям «щебеночно – мастичный асфальтобетон (ЩМА)», «Щебеночно-гравийно-песчаные смеси», «Смеси растворные и растворы», «бетоны тяжелые и мелкозернистые, смеси бетонные», «песок, укрепленный цементом», «камень» в Приложения № 3 к документации об электронном аукционе (Требования к качеству, техническим характеристикам материалов, используемых для выполнения работ) указаны показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Так, требования к щебеночно – мастичному асфальтобетону (ЩМА) установлены в соответствии с ГОСТ 31015-2002.

Согласно пунктам 6.3 и 6.4 указанного ГОСТ для проверки соответствия качества смеси требованиям настоящего стандарта проводят приемосдаточные и периодические испытания. Для проведения приемосдаточных испытаний отбирают в соответствии с ГОСТ 12801 две пробы от партии, при этом отбор проб осуществляют из расчета получения одной объединенной пробы не более чем от 600 т смеси, и определяют температуру смеси, содержание вяжущего и зерновой состав минеральной части.

Пунктом 6.7 ГОСТ 31015-2002 определено, что на каждую партию отгружаемой смеси потребителю выдают документ о качестве, в котором указывают результаты приемосдаточных и периодических испытаний, в том числе:

- наименование предприятия-изготовителя и его адрес;

- номер и дату выдачи документа;

-наименование и адрес потребителя;

- номер заказа (партии) и количество (массу) смеси;

- вид смеси;

- температуру смеси;

- показатель устойчивости к расслаиванию;

- сцепление битума с минеральной частью смеси;

- водонасыщение;

- пределы прочности при сжатии при температуре 50 °С и 20 °С;

- пористость минеральной части;

- остаточную пористость;

- водостойкость при длительном водонасыщении;

-показатели сдвигоустойчивости;

- показатель трещиностойкости;

- однородность смеси;

- удельную эффективную активность естественных радионуклидов;

- обозначение настоящего стандарта.

Щебеночно-гравийно-песчаные смеси (далее - готовые смеси) должны соответствовать требованиям, установленным ГОСТ 25607-2009, пунктами 4.3 и 4.4 которого также указано, что для проверки соответствия качества щебня (гравия) и готовых смесей требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания.

При приемочном контроле определяют:

- зерновой состав;

- содержание пылевидных и глинистых частиц;

- содержание глины в комках;

- содержание дробленых зерен в щебне из гравия.

По позиции «смеси растворные и растворы» пунктом 6.6 ГОСТ 28013-98 установлено, что подвижность, среднюю плотность, водоудерживающую способность и расслаиваемость растворных смесей определяют по ГОСТ 5802-86, влажность сухих растворных смесей определяют по ГОСТ 8735-88 (пункт 6.10 ГОСТ 28013-98). Указанными ГОСТами предусмотрено определение значении по результатам испытаний проб каждой партии раствора.

Поскольку все вышеперечисленные ГОСТы содержат требования к методам испытаний и определяют, что для проведения испытаний используется проба с каждой партии материала, а также учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ, веществ и компонентов, из которых они состоят, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.

2. Требования, установленные в разделе 4 Приложения № 3 к документации об электронном аукционе (Требования к качеству, техническим характеристикам материалов, используемых для выполнения работ) к грунтам (разновидности дисперсных грунтов по размерам слагающих грунт элементов, по гранулометрическому составу, по пластичности глинистых грунтов, по числу пластичности и содержанию песчаных частиц глинистых грунтов, по показателю текучести),  установленные ГОСТ 12536-2014 «Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава»,  ссылка на который содержится в документации об аукционе, определяются методом лабораторного определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава, применяемые при исследованиях грунтов для строительства.

3. По позиции «Смеси растворные и растворы» в документации об аукционе установлены требования к материалам, которые не могут быть использованы при выполнении работ, являющихся предметом контракта, например, облицовочные растворы в соответствии с Таблице № Б1 Приложения Б ГОСТ 28013-98 применяется для крепления плит из природного камня и керамической плитки по готовой кирпичной стене, либо для крепления облицовочных изделий легкобетонных панелей и блоков в заводских условиях, вместе с тем, согласно требованиям к качеству, техническим характеристикам смесей растворных и растворов, участнику закупки предлагается на выбор использовать либо кладочный, либо штукатурный, либо облицовочных раствор.

4. Также требования к материалу «Смеси растворные и растворы» по показателю «вяжущий материал», «бетоны тяжелые и мелкозернистые» по показателям «область строительства» и «виды добавок для бетонов», «камень» по показателю «породы камня» описаны таким образом, что не позволяют участнику закупки достоверно определить какой материал использовать при выполнении работ.

Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок товаров, используемых при выполнении работ (оказании услуг), веществ и компонентов, из которых они состоят в составе заявок, нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункты 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России 

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «РТК» обоснованной;

Признать Заказчика, Уполномоченный орган нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе;

Выдать Заказчику, Уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения;

Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения административного производства по соответствующей статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Предписание № 04-50/97-2017 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе

«11» мая  2017 года                                                                   город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<…>,

на основании своего решения от 11.05.2017 № 04-50/97-2017 по результатам рассмотрения жалобы ООО «РТК» (вх. от 02.05.2017 № 2645) на положения документации при размещении закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Подъезд от федеральной автомобильной дороги "Байкал" к г. Улан-Удэ (со стороны с. Мухоршибирь), км 0 - км 8 в Тарбагатайском районе Республики Бурятия, номер извещения – 0102200001617001559 (далее – Аукцион), в соответствии с частями 22, 23 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Заказчику (Государственное казенное учреждение «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия», Уполномоченному органу (Республиканское агентство по государственным закупкам) в срок не позднее 29.05.2017 устранить выявленные нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе для чего необходимо:

- внести изменения в документацию об аукционе в электронной форме в соответствии с законодательством о контрактной системе;

2. Заказчику в срок не позднее 30.05.2017 уведомить Бурятское УФАС России об исполнении настоящего предписания с приложением документального подтверждения исполнения пункта 1  предписания.

Предписание может быть обжаловано в судебном порядке  в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Неисполнение в установленный срок предписания влечёт в соответствии с частью 7 статьи 19.5 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – в размере пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны