Решение (комиссия) №ЕБ/3032/23 Решение по обращению МУ «Комитет по экономического развития ... от 21 ноября 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/10/104-792/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«20» ноября 2023 года                                                                                                  г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителя муниципального учреждения «Комитет по экономического развития и туризма администрации г. Улан-Удэ» (далее – МУ «КЭРиТ администрации г. Улан-Удэ», Заказчик) <...> (доверенность № 723/1 от 15.11.2023) и представителя общества с ограниченной ответственностью «Интерактивное обучение» ИНН 9718185869 (далее – ООО «Интерактивное обучение», Общество, Поставщик) <...> (доверенность от 15.11.2023),

рассмотрев обращение МУ «КЭРиТ администрации г. Улан-Удэ» (вх. № 4371-ЭП/23 от 13.11.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков Общества с ограниченной ответственностью «Интерактивное обучение» ИНН 9718185869 в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведенного запроса котировок в электронной форме: «Поставка интерактивных панелей», номер извещения – 0302300048723001181, ИКЗ – 233032600027803260100100260012620244, в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

у с т а н о в и л а:

10.11.2023 Заказчиком в адрес антимонопольного органа направлено обращение о включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО «Интерактивное обучение». Согласно протоколу № 1 о признании победителя запроса котировок в электронной форме на поставку интерактивных панелей уклонившимся от заключения контракта от 10.11.2023 Общество нарушило требования части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе – не представлен подписанный проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта.

Обществом представлены пояснения (вх. № 4442-ЭП/23 от 16.11.2023), в которых указано, что проект контракта подписан несвоевременно, поскольку в данной закупке ООО «Интерактивное обучение» заняло 2 место. Позже выяснилось, что занявшая 1 место заявка участника закупки была отклонена, в связи с этим Заказчик направил проект контракта Обществу. Письмо о признании ООО «Интерактивное обучение» победителем и необходимости подписать проект контракта было обнаружено 10.11.2023 в 9:15 (по Московскому времени) и подписано. От своих обязательств Общество не отказывается и готово исполнить обязательства по контракту.

На основании изложенного, ООО «Интерактивное обучение» просит сведения о нем не включать в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев документы (информацию), представленные сторонами, установила следующее:

23.10.2023 на официальном сайте Единой информационной системы (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме: «Поставка интерактивных панелей», номер извещения – 0302300048723001181. Начальная (максимальная) цена контракта – 713 333,34 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.11.2023 победителем электронного запроса котировок признается участник закупки идентификационный № 115229340 (ООО «Интерактивное обучение»).

В соответствии с частью 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:

1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;

3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещен на электронной площадке и в ЕИС 07.11.2023 15:00 (МСК+5).

08.11.2023 11:46 (МСК+5) Заказчиком в ЕИС размещен проект контракта.

В установленный Законом о контрактной системе срок – не позднее 09.11.2023 23:59 (МСК), Поставщиком контракт не подписан, в связи с чем 10.11.2023 00:01 (МСК) от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ «Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта» от 08.11.2023.

10.11.2023 09:15 (МСК) от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ «Проект контракта, подписанный поставщиком» от 10.11.2023.

В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком 10.11.2023 17:00 (МСК+5):

- размещен «Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 10.11.2023 № ППУ20_1» для закупки №0302300048723001181;

- направлено обращение в антимонопольный орган обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) № 030230004600000001.

В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта является одним из оснований для включения сведений о таком участнике в реестр недобросовестных поставщиков.

Данная санкция влечет для участника закупки неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в аукционах по размещению государственных и муниципальных заказов (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Как указано в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года № ВАС-11617/12, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона о размещении заказов.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в торгах, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника заказа.

Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.

На заседании Комиссии представитель Общества в дополнение к ранее представленным пояснениям сообщил, что ООО «Интерактивное обучение» также не учло, что для подписания проекта контракта по закупкам, осуществляемым путем запроса котировок, предоставляется только один день. Общество не имело умысла уклониться от заключения контракта, подписало проект контракта (за пределами установленного Законом о контрактной системе срока) и готово исполнить контракт в полном объеме.

Представитель Заказчика сообщил, что МУ «КЭРиТ администрации г. Улан-Удэ» не настаивает на включении ООО «Интерактивное обучение» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия, выслушав пояснения сторон, изучив представленные материалы, приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества недобросовестного поведения, выразившегося в умышленном уклонении от подписания проекта контракта.

Кроме того, в ходе анализа сведений ЕИС Комиссией установлено, что из четырех заключенных контрактов в рамках Закона о контрактной системе Обществом успешно исполнено два контракта в отсутствие штрафных санкций, два контракта находятся на стадии исполнения.

Частью 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

Согласно части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения ООО «Интерактивное обучение» от заключения контракта при имеющейся соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от заключения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт незаключения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в части 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Поставщик осуществлял свои гражданские права, связанные с заключением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).

Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО «Интерактивное обучение» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривает намерения в уклонении от заключения контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078

р е ш и л а:

Отказать муниципальному учреждению «Комитет по экономического развития и туризма администрации г. Улан-Удэ» во включении информации об обществе с ограниченной ответственностью «Интерактивное обучение» ИНН 9718185869 (адрес: 107076, г. Москва, ул. Краснобогатырская, д. 89, стр. 1, этаж/помещ. 3/12) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

ООО "Интерактивное обучение"
ИНН 9718185869, ОГРН 1227700059179
МУ "Комитет экономического развития и туризма Администрации г. Улан-Удэ"
ИНН 0326000278, ОГРН 1020300978532