Решение б/н Решение по делу № 05-11/05-2018 в отношении ООО "Бичурское Ж... от 16 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по результатам рассмотрения дела № 05-11/05-2018

01 октября  2018 г.                                                                                 г. Улан-Удэ

Резолютивная часть решения объявлена  01.10.2018

Решение в полном объеме изготовлено 15.10.2018                                                            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…>;

Членов Комиссии:

<…>;

<…>,

рассмотрев дело № 05-11/05-2018 по признакам нарушения ООО «Бичурское ЖКХ» (671360, Республика Бурятия, Бичурский район, с. Бичура, ул. Советская, 62) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в применении расчетного способа при формировании объема оказанной услуги по поставке тепловой энергии за период октябрь-декабрь 2017 ГБУЗ «Бичурская Центральная районная больница»  при наличии введенного в эксплуатацию прибора учета, и уклонении от ввода в эксплуатацию прибора учета после повторной поверки,

в присутствии представителей:

от заявителя ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» <…>, <…>;

от ответчика ООО «Бичурское ЖКХ» <…>, <…>,

в отсутствие:

заинтересованного лица ИП Бухарова;

представителя ФБУ «Бурятский ЦСМ»,

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС России поступило заявление ГБУЗ «Бичурская Центральная районная больница» (далее ГБУЗ «Бичурская ЦРБ») (вх. от 26.12.2017 № 7677) на предмет выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Бичурское ЖКХ», в части применения расчетного способа при формировании объема оказанной услуги по поставке тепловой энергии за период октябрь-декабрь 2017 года при наличии введенного в эксплуатацию прибора учета, и уклонения от ввода в эксплуатацию прибора учета после повторной поверки.

Из содержания заявления следует,  что в августе 2017 года в медицинском учреждении был смонтирован узел учета тепловой энергии и установлен счетчик ТЭМ-104 (поверка от  15.08.2017). Узел учета тепловой энергии ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» допущен в эксплуатацию (Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя №1 от 15.09.2017). Оплата за тепловую энергию за сентябрь 2017 года  производилась по показаниям прибора учета. В октябре 2017  года теплоснабжающая организация ООО «Бичурское ЖКХ» предъявила счет за теплоснабжение, где израсходованная тепловая энергия определена расчетным способом. 15.11.2017 ИП Бухаровым Г.В.  для проведения внеочередной поверки прибор учета тепловой энергии ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» снят. Прибор учета, согласно ответу ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Республике Бурятия» в адрес ИП Бухарова Г.В.  от 23.11.2017, признан пригодным к дальнейшей эксплуатации. Заявитель считает, что ООО «Бичурское ЖКХ» при наличии поверенного и пригодного прибора учета не вправе предъявлять счета, определенные расчетным способом.

В письменных пояснениях ООО «Бичурское ЖКХ» ставит под сомнение надлежащую работу прибора учета, основываясь на  показаниях прибора учета ГБУЗ «Бичурская ЦРБ», которыми в системе отопления учреждения зафиксировано:

Сентябрь 2017 (с 15.09.2017 по 02.10.2017): подача в систему воды - 18868,2 куб.м.,  слив из системы - 18749,1 куб.м., (разница 119,1 куб.м.);

Октябрь 2017 (с 02.10.2017 по 31.10.2017): подача в систему воды – 38981,1 куб.м., слив из системы – 39069,3 куб.м.; (разница 88,2 куб.м.);

Ноябрь 2017 (с 01.11.2017 по 30.11.2017): подача в систему воды – 30747,7 куб.м., слив из системы – 31368,3 куб.м.; (разница  620,6 куб.м.);

Декабрь 2017 (с 01.12.2017 по 25.12.2017): подача в систему воды – 38785,3 куб.м., слив из системы – 38128,1 куб.м., (разница 657,2 куб.м.).

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий. Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Следовательно, ООО «Бичурское ЖКХ» занимает доминирующее положение на рынке теплоснабжения.

По результатам рассмотрения заявления ГБУЗ «Бичурская ЦРБ»  и приложенных к нему материалов, в  связи с наличием  в действиях ООО «Бичурское ЖКХ», занимающего доминирующее положение на рынке теплоснабжения,  признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в предъявлении  ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» счетов за потребленную тепловую энергию за период октябрь-декабрь 2017 года, составленных расчетным методом, и не введении в эксплуатацию теплосчетчика ТМ-104 рег. № в ФИФ ОЕИ: 26998-06, заводской № 1242437, Бурятским УФАС России 26.03.2018 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 05-11/05-2018.

Заседание Комиссии было назначено на 26.04.2018.  

На заседании комиссии представители ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» настаивали на обязанности теплоснабжающей организации вести расчеты по показаниям теплосчетчика, утверждали, что расхождения обусловлены погрешностью счетчика, что не может быть основанием для перехода на расчетный способ формирования объема оказанных услуг. Ходатайствовали о  приобщении к материалам дела 05-11/05-2018 сводной таблицы «Показания теплосчетчика по ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» с 15 сентября 2017 г.», демонстрирующей разницу между суммами к оплате услуг по поставке тепловой энергии по показаниям счетчика и по расчетным данным по кубатуре здания. Также письменно ходатайствовали о привлечении к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица ИП Бухарова Г.В., осуществлявшего монтаж теплового узла, а также поверку теплосчетчика.

Представитель  ответчика пояснил, что работа узла учета тепловой энергии, установленного в ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» неудовлетворительна, что подтверждают данные  показаний объема тепловой энергии. Прибор учета фиксирует такие объемы тепловой энергии, которые физически не могут быть потреблены учреждением, и более того, из отдельных показаний счетчика следует, что ресурсоснабжающая организация получает от учреждения тепловую энергию, которую должна оплачивать потребителю; при указанных обстоятельствах считает невозможным принятие к расчету показаний счетчика.

Представитель ФБУ «Бурятский ЦСМ» указал, что по итогам поверки счетчик был признан исправным, поскольку расхождения не выходят за пределы допустимой погрешности.

Определением от 26.04.2018 по делу № 05-11/05-2018 ИП Бухаров  Г.В. привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица.

Рассмотрение дела отложено  на 7 июня 2018 года.

На заседании комиссии представители ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» продолжали настаивать на обязанности теплоснабжающей организации осуществлять расчеты за тепловую энергию  по показаниям прибора учета. Считают, что у ответчика  на котельной имеется прибор учета тепловой энергии, просили представить документы о поверке данного прибора учета.

Представитель ответчика пояснил:   имущество для осуществления теплоснабжения  получено от МО «Бичурский район» по концессионному соглашению, в котельной  отсутствует прибор учета тепловой энергии. Представил акт от 30.11.2017 составленный совместно ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» и ООО «Бичурское ЖКХ» о том, что приемку теплосчетчика заявителя в эксплуатацию не производить.

Представитель ИП Бухарова Г.В. представила письменные пояснения, где действия ответчика по применению расчетного способа исчисления потребленного энергоресурса считает неправомерными.

В заседании комиссии по рассмотрению дела объявлен перерыв до 26.06.2018.

На рассмотрении дела, после объявленного перерыва, представитель ИП Бухарова Г.В. представила  письменные пояснения, устно сообщила, что при обнаружении некорректных данных потребителя тепловой энергии  ООО «Бичурское ЖКХ» обязано было воспользоваться показаниями контрольного прибора учета. Перечислила ряд внешних факторов, влияющих на точность показаний прибора учета тепловой энергии. Считает, что ответчиком не доказан факт нарушений в работе узла учета в период  с 03.10.2017 по 30.11.2017.

ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» настаивало, что данные о количестве и параметрах возвращаемого теплоносителя, зафиксированные в  ведомости учета параметров теплоснабжения за октябрь - ноябрь 2017 года, не выходят за границы параметров допустимой погрешности.

ООО «Бичурское ЖКХ» пояснило, что контрольный прибор  учета тепловой энергии, потребляемой ГБУЗ «Бичурская ЦРБ»  отсутствует, так как законодательством РФ предусмотрено право теплоснабжающей организации на установку контрольного прибора учета, а не обязанность. С доводами заявителя не согласилось, заявило, что готово предоставить контррасчет на расчеты  ГБУЗ «Бичурская ЦРБ», в случае их предоставления.

Рассмотрение дела отложено на 17.07.2018.

ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» до заседания комиссии представили в антимонопольный орган пояснения по техническим характеристика прибора учета тепловой энергии установленного в ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» и расчеты погрешности за октябрь-ноябрь 2017 года.

Представитель ООО «Бичурское ЖКХ» в заседании комиссии представил пояснения о допустимости применения формулы для определения пределов допускаемой погрешности при эксплуатации теплосчетчика,  установленного в ГБУЗ «Бичурская ЦРБ».

Определением от 17.07.2018 по делу №05-11/05-2018 у ФБУ «Бурятский ЦСМ» запрошены письменные пояснения по следующим вопросам:

- каким способом определятся пределы относительной  погрешности  для прибора учета тепловой энергии установленного в ГБУЗ «Бичурская ЦРБ»;

- какая методика расчета применима при анализе показаний теплосчетчика  в период октябрь-ноябрь 2017 года, для определения надлежащей работы счетчика (в пределах погрешности);

- возможны ли некорректные показания прибора учета после признания его пригодным к дальнейшей эксплуатации (положительная поверка прибора учета), влияние сторонних факторов (монтаж узла учета, иные факторы).

Дело отложено на 31.08.2018.

ООО «Бичурское ЖКХ» до заседания комиссии направило ходатайство об отложении  рассмотрения дела по существу, в связи с невозможностью явки представителя ответчика в заседание комиссии по рассмотрению дела 05-11/05-2018,   назначенного на 31 августа 2018 года.

Представитель ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» против удовлетворения ходатайства не возражал.

На момент заседания комиссии по рассмотрению дела № 05-11/05-2018 письменные пояснения ФБУ «Бурятский ЦСМ», запрошенные определением от 17.07.2018 по настоящему делу, не представлены.

С учетом изложенного, для всестороннего, объективного и правильного рассмотрения настоящего дела рассмотрение дела отложено на 14.09.2018.

ФБУ «Бурятский ЦСМ» до заседания комиссии по рассмотрению дела № 05-11/05-2018 представило письменные пояснения, в которых сообщило, что относительная погрешность между каналами вычисляется по формуле: (Мп-Мо)/Мо*100%, где Мп – массовый расход в подающем трубопроводе, Мо – массовый расход в обратном трубопроводе, допустимая относительная погрешность каналов теплосчетчика составляет 4%.

Также ФБУ «Бурятский ЦСМ» пояснило, что некорректные показания теплосчетчика  возможны из-за:

- наличия наведенного тока на трубе;

- неправильно установленной прокладки;

- завоздушенность водопроводной линии;

- загрязнение электродов первичных преобразователей;

- неверный монтаж проводов;

- слив воды до здания, в здании, в системе;

- неправильный монтаж трубопроводов;

- некачественное заземление прибора и трубопроводов.

ООО «Бичурское ЖКХ» в заседании комиссии сообщило, что прибор учета является лишь составляющей частью узла учета тепловой энергии. В ведомости учета параметров теплопотребления за октябрь 2017 года (период с 02.10.2017 по 31.10.2017)  зафиксированы как слив воды из системы (210.2 куб.м), так и подкачка (122 куб.м),  данные показатели не имеют отношения к погрешности прибора учета, а свидетельствуют о нарушениях в работе теплового узла.

За период октябрь-декабрь 2017 года предприятие производило расчет платы за услуги теплоснабжения расчетным способом, так как узел учета тепловой энергии ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» функционировал с нарушениями, о чем сообщалось в письмах от 16.10.2017 исх.№65, от 09.11.2017 исх.№82, от 01.12.2017 исх.№92. Кроме того, ООО «Бичурское ЖКХ» считает, что действия заявителя  ГБУЗ «Бичурская ЦРБ», оплачивавшего потребленную тепловую энергию в предъявленных объемах, сформированных расчетным способом, также подтверждают ненадлежащую работу узла учета.

Ответчик ходатайствовал об отложении  рассмотрения дела для предоставления нормативных документов, подтверждающих позицию ответчика.

Рассмотрение дела отложено на 01.10.2018.

На рассмотрении дела 01.10.2018  ответчиком  представлены пояснения, где отмечено, что следуя пояснениям ФБУ «Бурятский ЦСМ» от 31.08.2018, несмотря на исправное состояние прибора учета имеется ряд причин, по которым он может выдавать некорректные показания. Так, 18.10.2017 прибор учета  ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» стал фиксировать подмес в систему отопления горячей воды с устойчивой тенденцией к росту объема подмешиваемой воды. По данным теплосчетчика в октябре 2017 года систему подпитали на 250,8 куб.м., в ноябре – на 800,6 куб.м. Не получив разъяснений по поводу некорректной работы прибора учета  от ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» и ИП Бухарова Г.В., теплоснабжающей организацией было принято решение о неисправной работе прибора учета и предъявлении больнице счетов за поставленную тепловую энергию по нормативу. Каких-либо возражений от ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» по данным обстоятельствам в адрес теплоснабжающей организации не поступало; кроме того, каждый месяц больнице выдавались распечатки с указанием объема тепла и стоимости за 1 Гкал, что вполне могло быть оспорено потребителем, однако  возражений со стороны ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» также не поступало. Кроме того, ответчик ссылается на пункт 89 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), согласно которому потребителем при обнаружении неисправности прибора учета в течении суток составляется об этом акт и передается в теплоснабжающую организацию.

Также ответчик представил данные прибора учета о подмесе в период отопительного сезона 2018 года: январь 2018 -932,6 куб.м.; февраль – 2752,4 куб.м.;  март – 2667,8 куб.м.; апрель 2018 – 1853,6 куб.м. Указанные данные составляют 5-6,5% погрешности в среднем, т.е. превышают допустимую погрешность прибора, что характеризует работу прибора учета как ненадлежащую.

Комиссия, рассмотрев в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, обстоятельства и материалы дела 05-11/05-2018, выслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 89 Правил N 1034 при выявлении каких-либо нарушений в функционировании узла учета потребитель обязан в течение суток известить об этом обслуживающую организацию и теплоснабжающую организацию и составить акт, подписанный представителями потребителя и обслуживающей организации. Потребитель передает этот акт в теплоснабжающую организацию вместе с отчетом о теплопотреблении за соответствующий период в сроки, определенные договором.

Таким образом, в силу пункта 89 N 1034, на  ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» при выявлении в ведомости учета параметров теплопотребления  факта некорректной фиксации узлом учета данных по объемам теплоносителя в   системе отопления больницы лежало обязательство о составлении акта и извещении о данных обстоятельствах теплоснабжающую организацию  в течении суток.

В материалы дела представлен акт  от 30.11.2017, в котором ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» и ООО «Бичурское ЖКХ» зафиксировали некорректную работу узла учета и приняли решение приемку теплосчетчика в эксплуатацию не производить.

Вместе с тем, ведомости учета параметров теплопотребления за октябрь (с 01.10.2017 по 31.10.2017), ноябрь (с 01.11.2017 по 30.11.2017) свидетельствуют о некорректной фиксации узлом учета данных по объемам теплоносителя, поскольку содержат данные о технически невозможном подмесе воды в систему отопления ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» в объеме 88,2 куб.м. в октябре и 620,6 куб.м. в ноябре 2017 года. Однако ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» не были предприняты действия, предусмотренные пунктом 89 Правил N 1034.

Пунктом 90 Правил N 1034 определено, при несвоевременном сообщении потребителем о нарушениях функционирования узла учета расчет расхода тепловой энергии, теплоносителя за отчетный период производится расчетным путем.

Следовательно,  ООО «Бичурское ЖКХ» при установлении факта ненадлежащей работы узла учета, зафиксированном в ведомости учета параметров теплопотребления  за октябрь, ноябрь 2017 года, и отсутствии от потребителя извещений и акта  вправе было предъявлять ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» к оплате счета,  сформированные расчетным способом.

В рамках рассмотрения дела, в соответствии с требованиями пункта 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции составлен аналитический отчет от 28.04.2018 по результатам анализа состояния конкуренции на товарном рынке, из которого следует, что продуктовые границы рынка определены как услуги теплоснабжения, географические границы рынка определены территорией расположения технологической инфраструктуры (пролегания тепловых сетей) ООО «Бичурское ЖКХ» в с. Бичура Бичурского района Республики Бурятия.

При вышеизложенных обстоятельствах дела ООО «Бичурское ЖКХ», занимающее доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения, в силу пункта 90 Правил N 1034 вправе было производить расчеты за потребленные ГБУЗ «Бичурская ЦРБ» в октябре-декабре 2017 года услуги по нормативу, а не по показаниям прибора учета.

Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемых действиях ООО «Бичурское ЖКХ» отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьями 23, 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьями 45, 48, 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия    

РЕШИЛА:

1. На основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» производство по делу № 05-11/05-2018 в отношении ООО «Бичурское ЖКХ» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Бурятия в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны