Решение б/н Решение по делу № 05-11/11-2016 в отношении МАОУ ДО "ЦДО "Эд... от 12 октября 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
№ 05-11/11-2016
г. Улан-Удэ
Резолютивная часть решения оглашена 11 октября 2016 года
В полном объеме решение изготовлено 11 октября 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<…> ,
рассмотрев дело № 05-11/11-2016 по признакам нарушения муниципальным автономным образовательным учреждением дополнительного образования «Центр дополнительного образования «Эдельвейс» г. Улан-Удэ» (670050, г. Улан-Удэ, ул. Туполева, 1) и муниципальным казенным предприятием «Городской комбинат школьного питания» (670042, г. Улан-Удэ, пр. Строителей, 74А) части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по организации горячего детского питания в г. Улан-Удэ и Заиграевском районе Республики Бурятия, в присутствии:
от МАОУ ДО «ЦДО Эдельвейс г. Улан-Удэ» - <…>.;
от МКП «Городской комбинат школьного питания» - <…>;
от прокуратуры Железнодорожного района г. Улан-Удэ – старшего помощника прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ <…>,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) поступили материалы прокуратуры Железнодорожного района г. Улан-Удэ от 20.07.2016 на предмет выявления признаков нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) в действиях МАОУ ДО «ЦДО Эдельвейс г. Улан-Удэ» и МКП «Городской комбинат школьного питания».
Комиссией Бурятского УФАС России на основании материалов прокуратуры Железнодорожного района г. Улан-Удэ возбуждено дело № 05-11/11-2016 от 19.08.2016 по признакам нарушения МАОУ ДО «ЦДО Эдельвейс г. Улан-Удэ» и МКП «Городской комбинат школьного питания» части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции.
Из объяснений директора МАОУ ДО «ЦДО Эдельвейс г. Улан-Удэ» <…> от 18.07.2016, данных помощнику прокурора Железнодорожного района г.Улан-Удэ <…>, следует, что соглашение об отказе от заключения договора с победителем не заключено, действия автономного учреждения по отказу от заключения договора с победителем закупки способствовали заключению договора именно с МКП «Городской комбинат школьного питания». Решение о заключении договоров с комбинатом школьного питания связано с предоставлением им более качественных услуг по организации питания, наличием большего опыта работы на данном рынке.
Из пояснений <…> в антимонопольный орган следует, что протокол отказа от заключения контракта подписан заказчиком с ИП <…> 03.06.2016 по соглашению сторон по причине изменения объема закупки ввиду неверных расчетов централизованной бухгалтерии Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ. В связи с чем возникла срочная необходимость по оказанию услуг по организации горячего питания в ЛТО «Чайка», на основании пункта 7.10 Положения о закупках товаров, работ, услуг было решено заключить договор с МКП «ГКШП» путем прямой закупки. Обстоятельств, подтверждающих наличие запрещенного антимонопольным законодательством соглашения, не имеется.
Из пояснений директора МКП «ГКШП» <…> следует, что начальная максимальная цена договора в соответствии с запросом котировок от 27.05.2016 была существенно занижена, поэтому комбинат не стал принимать участие в закупке. В связи с обращением директора МАОУ ДО «ЦДО Эдельвейс г. Улан-Удэ» с просьбой о заключении договора об оказании услуг по организации горячего питания договор был заключен. Не согласна, что в действиях ответчиков имеется запрещенное антимонопольным законодательством соглашение.
В соответствии частью 4 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
При рассмотрении дела установлено, что МАОУ ДО «Центр дополнительного образования Эдельвейс г. Улан-Удэ» является автономным некоммерческим образовательным учреждением дополнительного образования, осуществляющим деятельность по предоставлению социальных услуг без обеспечения проживания, а также по дополнительному образованию детей.
В учреждении имеется структурное подразделение Лагерь труда и отдыха «Чайка», находящийся в с.Нарын-Ацагат Заиграевского района, в котором в летний период с 11 июня 2016 года по 10 августа 2016 года круглосуточно пребывают дети. В связи с чем образовательное учреждение осуществляет закупки на питание детей в данном лагере.
27 мая 2016 года на официальном сайте образовательным учреждением размещены извещение и документация на проведение запроса котировок по оказанию услуг по организации горячего питания в ЛТО «Чайка», расположенном в с. Ацагат Заиграевского района в МАОУ ДО «ЦДО «Эдельвейс» г.Улан-Удэ» в период времени с 11.06.2016 г. по 10.08.2016 г. продолжительностью 63 календарных дня на 300 человек.
Начальная максимальная цена договора составила 1130260,0 рублей.
В документации заказчиком установлены требования (отборочный критерий) к участнику запроса котировок, а именно наличие квалификации участников, опыта работы на рынке услуг (питание детей) не менее 15 лет, собственной лаборатории.
По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок 03.06.2016 г. победителем признан единственный участник ИП <…> 06.06.2016 г. на основании протокола, подписанного директором образовательного учреждения, ИП <…> отказано в заключении договора по соглашению сторон по причине изменения объемов закупки, публикации нового извещения на проведение запроса котировок.
Согласно п.8.6 действующего в образовательном учреждении Положения о закупке товаров, работ, услуг заказчик вправе отказаться от заключения договора с участником закупки, обязанным заключить договор в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в документации о закупке либо в случае предоставления им недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 8.9 Положения заказчик вправе по согласованию с участником при заключении и исполнении договора изменить объем закупаемой продукции. При увеличении либо сокращении объема закупаемой продукции заказчик по согласованию с участником вправе изменить первоначальную цену договора пропорционально изменяемому объему продукции. Заказчик вправе по согласованию с участником при заключении и исполнении договора изменить цену договора путем ее уменьшения без изменения иных условий исполнения договора.
Вместе с тем, в период проведения запроса котировок заказчиком принято решение об осуществлении данной закупки на оказание услуг по организации горячего питания ЛТО «Чайка» без рассмотрения конкурирующих предложений с единственным поставщиком путем «прямой закупки» с МКП «Городской комбинат школьного питания», о чем 29.05.2016 г. составлен протокол комиссии по закупкам МАОУ ДО «ЦДО «Эдельвейс» г. Улан-Удэ».
30.05.2016 г. заказчиком на основании данного протокола заключен договор с МКП «ГКШП» на организацию горячего питания в ЛТО «Чайка» на период с 11.06.2016 г. по 01.07.2016 г. на сумму 459 183, 31 рублей и 06.06.2016 г. заключен аналогичный договор на этот же период с 11.06.2016 г. по 01.07.2016 г. с этим же поставщиком на сумму 91 836, 66 рублей.
При этом заказчиком принято решение о заключении двух контрактов с намерением дробления закупки и цены договора для осуществления прямой закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 500 000 рублей в месяц (согласно п.7.10 Положения).
Все вышеуказанные действия свидетельствуют о том, что причиной отказа от заключения контракта с победителем запроса котировок являлось намерение заказчика и МКП «ГКШП» заключить данный контракт.
В дальнейшем по результатам проведенного 28.06.2016 запроса котировок заказчиком заключен 01.07.2016 договор с МКП «ГКШП» по организации горячего питания на период с 01.07.2016 по 10.08.2016 на сумму 1 100 000,0 рублей.
Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по организации горячего питания детей проводился в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС от 28 апреля 2010 № 220 (далее – Порядок). В соответствии с положениями части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции анализ состояния конкуренции проводился в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения МАОУ ДО «ЦДО Эдельвейс г. Улан-Удэ» и МКП «ГКШП» части 4 статьи 11 указанного закона.
В результате проведения исследования установлено, что продуктовыми границами рынка являются услуги по организации горячего питания детей, географическими границами рынка – г.Улан-Удэ и территория Заиграевского района Республики Бурятия, временным интервалом исследования рынка является период с 27.05.2016 (дата размещения извещения о запросе котировок) по 10.08.2016 (окончание срока действия последнего договора).
Установлено, что в 2015, 2016 годах услуги горячего питания детей оказывали 4 хозяйствующих субъекта, в период исследования все эти предприятия в соответствии с выписками из ЕГРЮЛ, ЕГРИП являлись действующими. Победителем запроса котировок, проведенных образовательным учреждением, был признан ИП <…>, который также является участником рынка.
На основании изложенного, в действиях МАОУ ДО «Центр дополнительного образования Эдельвейс г. Улан-Удэ» и МКП «Городской комбинат школьного питания» имеется нарушение части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в заключении соглашения, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по организации горячего детского питания в г. Улан-Удэ и Заиграевском районе Республики Бурятия.
Заключение от 23.09.2016 об обстоятельствах дела № 05-11/11-2016 направлено сторонам. МАОУ ДО «ЦДО Эдельвейс г. Улан-Удэ» представило в адрес Бурятского УФАС России пояснения на заключение об обстоятельствах дела № 05-11/11-2016, аналогичные ранее представленным пояснениям. Однако на заседании 11.10.2016 ответчики пояснили, что в силу отсутствия специальных знаний в сфере законодательства о закупках допустили нарушение антимонопольного законодательства, не желая при этом наступления негативных последствий в виде ограничения конкуренции.
Поскольку незаконное соглашение реализовано ответчиками, основания для выдачи предписания отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
РЕШИЛА:
- Признать действия МАОУ ДО «Центр дополнительного образования Эдельвейс г. Улан-Удэ» и МКП «Городской комбинат школьного питания», выразившиеся в заключении соглашения, которое могло привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по организации горячего детского питания в г. Улан-Удэ и Заиграевском районе Республики Бурятия, нарушением части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
- Оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.
- Оснований для выдачи предписания не имеется.
- Направить настоящее решение Комиссии уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32. КоАП РФ.