Решение б/н Решение по делу № 05-11/15-2015 в отношении МАОУ «Средняя об... от 9 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 05-11/15-2015

«02» сентября 2015 года                                                                       г. Улан-Удэ

Резолютивная часть решения объявлена 02 сентября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 07 сентября 2015 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…>,

Членов Комиссии:

<…>,

<…>,

рассмотрев дело № 05-11/15-2015, возбужденное в соответствии с приказом Бурятского УФАС России от 14.07.2015 № 79 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3», юридический адрес: 671700, Республика Бурятия, г. Северобайкальск, ул. 60 лет ВЛКСМ, 17 требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в отсутствие представителей заявителя и ответчика, заявивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Бурятского УФАС России поступило заявление ООО «Северторг» (вх. от 15.06.2015 № 3273) на действия МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» (далее – МАОУ «СОШ №3») на предмет выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Как следует из заявления, МАОУ «СОШ №3» заключает договоры на поставку продуктов питания без проведения процедур торгов, заключает по процедуре – с единственным поставщиком. МАОУ «СОШ №3» еженедельно заключает контракты стоимостью до 100 000 рублей, тем самым избегая процедуры проведения торгов, как следствие, необоснованного сокращает число участников закупки.

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.

С января 2014 г., если иной срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования, положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) распространяются на автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями.

Закон о закупках устанавливает обязанность заказчиков разработать и утвердить положение о закупках - документ, регламентирующий закупочную деятельность заказчика и содержащий требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о закупках Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, (далее – План закупок) порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ), Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На основании пункта 3 части 3 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке утверждается наблюдательным советом автономного учреждения.

Решением Наблюдательного совета МАОУ «СОШ №3» 29.04.2015 утверждено «Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд МАОУ «СОШ №3» РБ» (далее – Положение о закупках). Согласно пункту 24 части 2 статьи 45 Положения о закупках осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком для закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает четыреста тысяч рублей. Согласно представленным МАОУ «СОШ № 3» документам, следует, что МАОУ «СОШ № 3» за текущий период 2015 года заключены следующие договоры на поставку продуктов питания:

Договор

Поставщик

Дата заключения

Стоимость

1

Договор № 4 на поставку продуктов

ИП <Г…>

29.12.2014

70 650 рублей

2

Договор № 5 на поставку продуктов

ИП <И..>

25.12.2014

231 339,70 рублей

3

Договор № 6 купли-продажи

ИП <И..>

27.02.2015

225 842 рублей

4

Договор № 10 поставки продуктов питания в лагерь с дневным пребыванием

ИП <А..>

29.05.2015

5 170 рублей

5

Договор № 11 поставки продуктов питания в лагерь с дневным пребыванием

ИП <Г..>

29.05.2015

47 249 рублей

Из вышеизложенного следует, что довод ООО «Северторг» о том, что МАОУ «СОШ № 3» еженедельно заключает контракты стоимостью до 100 000 рублей, необоснован.

Бурятским УФАС России произведен анализ Положения о закупках МАОУ «СОШ № 3» и установлено следующее. В соответствии с частью 20 статьи 15 Положения о закупках для закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятисот тысяч рублей могут быть заключены гражданско-правовые договоры путем заключения договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Названный пункт не соответствует пункту 24 части 2 статьи 45 Положения о закупках, который устанавливает, что осуществление закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком для закупки товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает четыреста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 44 Положения о закупках, извещение о закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), должно содержать следующие сведения:

  1. способ закупки;
  2. наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика;
  3. предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  4. место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  5. сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  6. срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации о закупке, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации о закупке в форме электронного документа;
  7. место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Извещения о проведении закупок у единственного поставщика по вышеназванным договорам на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ МАОУ «СОШ № 3» не размещались.

Статьей 45 Положения о закупках установлен перечень случаев закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе следующие случаи:

  1.  заключается договор на обслуживание инженерных систем зданий и помещений, в том числе вентиляционных систем, электропроводки, генераторов, котельных, систем пожаротушения и пожарной сигнализации.
  2.  заключается договор на охрану объектов, территории, материальных ценностей.
  3.  выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации;
  4.  возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
  5.  производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации;
  6.  закупка осуществляется для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов, на изготовление и поставки декораций, сценических мебели, костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений организациями, указанными в настоящем пункте.
  7.  осуществляется закупка на поставки печатных и электронных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций у издателей таких печатных и электронных изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий;
  8.  осуществляется закупка на оказание преподавательских услуг физическими лицами;
  9. осуществляется закупка по управлению многоквартирным домом на основании выбора собственниками помещений в многоквартирном доме или органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством управляющей организации, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной собственности и государственной собственности или муниципальной собственности;
  10.  заказчик, являющийся исполнителем по договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, привлекает в ходе исполнения договора иных лиц для выполнения данных работ;
  11. заключения договора на участие в выставке, конференции, семинаре, повышении квалификации и профессиональной переподготовке, стажировке, участии в ином мероприятии с поставщиком, являющимся организатором такого мероприятия или уполномоченным организатором мероприятия;

Перечисленные условия закупки у единственного поставщика могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

В части 1 статьи 3 Закона о закупках установлены базовые принципы закупочной деятельности: экономическая эффективность, информационная открытость, обеспечение равноправия всех участников закупки, исключение ограничения конкуренции между участниками закупки.

В целях соблюдения антимонопольных требований при закупках прямая закупка может осуществляться в двух случаях:

когда стоимость приобретаемой продукции небольшая и использование иных способов закупки нецелесообразно. При этом неважно - что закупает заказчик, у кого и на каких условиях. Главным определяющим фактором является стоимость приобретаемой продукции - она должна быть небольшой;

когда имеют место определенные обстоятельства или закупается особая продукция или у «объективно единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Это такие закупки как:

- закупка товаров, работ, услуг, которая относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

- закупка услуг газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

- закупка электрической энергии;

- закупка гарантийного и текущего обслуживания товаров, поставленных ранее, у производителя (поставщика) или его единственного дилера при условии, что наличие иного контрагента не может быть по условиям гарантии;

- заключение договора аренды недвижимого имущества;

- срочная закупка вследствие срочной потребности в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, когда проведение конкурентных процедур закупки по причине отсутствия времени является нецелесообразным, при условии что обстоятельства, обусловившие срочность, не являются результатом медлительности со стороны заказчика;

- закупка товаров, работ, услуг вследствие несостоявшейся конкурентной процедуры закупки, например, когда конкурентная процедура закупки, проведенная ранее, не состоялась и имеется только один участник, соответствующий требованиям документации о закупке и подавший заявку на участие в процедуре закупки, соответствующую указанной документации, либо когда не было подано ни одной заявки на участие в закупке и т.д.;

- закупка услуг по авторскому надзору за разработкой проектной и конструкторской документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, изготовлением оборудования соответствующими авторами.

Пункт 24 части 2 статьи 45 Положения о закупках не устанавливает, критериев (в том числе периодичности) осуществления закупки у единственного поставщика, что может иметь результатом нарушение принципа экономической эффективности закупок, недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Кроме того, МАОУ «СОШ № 3» в нарушение частей 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 2 статьи 6 Положения о закупках не разместило на официальном сайте план закупки товаров, работ, услуг на 2015 год.

В нарушение пункта 2 части 12 статьи 6 Положения о закупках МАОУ «СОШ № 3» не размещает на официальном сайте сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках заказчик всегда при закупке размещает извещение, документацию и прочие документы на официальном сайте. При этом заказчику запрещается устанавливать необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках). Следовательно, заказчик, разместив на сайте извещение и документацию о проведении закупки, приглашает неограниченный круг лиц, соответствующих документации, к участию в такой закупке.

Положение о закупке МАОУ «СОШ № 3» в действующей редакции не обеспечивает единства экономического пространства, создает неэффективное использование денежных средств, не обеспечивает расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг, препятствует развитию добросовестной конкуренции, не обеспечивает гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений, в связи с чем является незаконным.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений и других закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Законом о закупках запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На основании изложенного и, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

  1. Признать действия МАОУ «СОШ № 3», выразившиеся в недопущении, ограничении или устранении конкуренции при осуществлении закупок на основании Положения о закупках в редакции от 29.04.2015, нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
  2. Оснований для прекращения рассмотрения дела не имеется.
  3. Выдать МАОУ «СОШ № 3» обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации закупок и порядка заключения договоров по результатам закупок, а именно внести изменения в Положение о закупке.
  4. Направить настоящее решение Комиссии уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3. КоАП РФ.

Председатель Комиссии                                                    <…>

Члены Комиссии                                                                <…>

                                                                                          <…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны