Решение б/н Решение по делу № 05-11/17-2016 в отношении ПАО «Банк ВТБ», ... от 16 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

15 декабря 2016 г.                г.Улан-Удэ                       Дело № 05-11/17-2016                                                                                                  
                                                                                               

Резолютивная часть решения оглашена 12 декабря 2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 декабря 2016 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…>,

Членов Комиссии:

<…>;

<…>;

<…>,

рассмотрев дело № 05-11/17-2016 по признакам нарушения ПАО «Банк ВТБ» (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 29), некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Бурятия» (670000, г. Улан-Удэ, ул. Толстого, 23)  и ООО «Связьтелеком» (670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 8) части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по приему взносов на капитальный ремонт помещений в многоквартирных домах от населения,

в присутствии от ПАО «Банк ВТБ» представителя по доверенности от 07.09.2016 <…>, от НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Бурятия» представителя по доверенности от 12.12.2016 № 37/16 <…>, от ООО «Связьтелеком» директора <…>, в отсутствие надлежаще извещенного ООО «Единый информационно-расчетный центр»,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) поступило заявление ООО «Единый информационно-расчетный центр» (670034, г. Улан-Удэ, проспект 50-летия Октября, 26 Б) на предмет выявления признаков нарушений Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции) в действиях ПАО «Банк ВТБ» (далее - Банк), некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Бурятия» (далее – Фонд капитального ремонта, Фонд).

Из заявления ООО «ЕИРЦ» следует, что 08.07.2016 на официальном сайте Фонда капитального ремонта размещена информация о достигнутой договоренности с ООО «Связьтелеком» и ПАО «Банк ВТБ» об оплате взносов на капитальный ремонт для собственников без комиссии. В результате заключения и реализации соглашения между Фондом, Банком и ООО «Связьтелеком» с компенсацией последнему комиссионных расходов ограничена конкуренция на рынке платежей физических лиц – собственников помещений в многоквартирных домах г. Улан-Удэ, поскольку ООО «Связьтелеком» получил необоснованное конкурентное преимущество, в то время как иные платежные агенты, в том числе ООО «ЕИРЦ», с которыми Фонд и Банк не заключили подобные соглашения, были ограничены в возможности соперничества.

07.09.2016 ООО «Связьтелеком» ответило в адрес Бурятского УФАС России, что общество является микропредприятием, численность общества составляет 8 человек, выручка за 2015 год составила 12 012 тысяч рублей (в том числе вознаграждение по приему платежей составило 2 675 тысяч рублей), прием платежей на ремонт многоквартирных домов производится в трех пунктах. Ограничить конкуренцию ООО «ЕИРЦ» в сборе платежей общество не может. Так как на рынке платежей физических лиц ЕИРЦ занимает основное место, объем принимаемых платежей в кассах ЕИРЦ в десятки раз выше, точек приема платежей около 30 по городу.

05.09.2016 ПАО «Банк ВТБ» сообщило об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства со ссылкой на часть 3 статьи 12 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой допускаются соглашения, предусмотренные частью 4 статьи 11 настоящего Федерального закона, между хозяйствующими субъектами, доминирующее положение которых не может быть признано в соответствии с частями 2.1 и 2.2 статьи 5 настоящего Федерального закона, если суммарная выручка таких хозяйствующих субъектов от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей. Ни Банк, ни Фонд не являются хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по сбору коммунальных платежей с населения. Суммарная выручка ООО «Связьтелеком» от реализации услуги по сбору коммунальных платежей с населения за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

27.09.2016 ПАО «Банк ВТБ» пояснило, что нормы действующего законодательства не обязывают Банк к заключению соглашений со всеми платежными агентами либо с каким-то определенным платежным агентом, к руководству какими-то определенными критериями при выборе платежного агента. При решении вопроса о выборе платежного агента, количестве соглашений, его условиях Банк руководствовался исключительного своими собственными критериями. Перед заключением соглашения Банком была запрошена информация о наличии возможности приема взносов на капитальный ремонт от населения через существующую сеть, а также стоимости услуг по приему таких платежей от населения у ПАО «РГС Банк», ПАО «ВТБ 24» и ООО «Связьтелеком». Исходя из этих критериев, а также полученной от данных организаций информации Банком принято решение о заключении соглашения с ООО «Связьтелеком». (ООО «Связьтелеком» прием взносов на капитальный ремонт от населения в пользу Фонда осуществляет в трех пунктах приема платежей в г. Улан-Удэ, тариф составляет 1,5%; ПАО «Банк ВТБ 24» прием взносов на капитальный ремонт от населения в пользу Фонда осуществляет безналичным способом, комиссия составляет 20 рублей независимо от суммы, и по счету в ПАО «ВТБ 24» комиссия составляет 10 рублей независимо от суммы; ПАО «Росгосстрах Банк» прием взносов на капитальный ремонт от населения в пользу Фонда осуществляет в пяти пунктах приема платежей, тариф составляет 1,5 %, минимум 50 рублей).

08.09.2016 Фонд капитального ремонта пояснил, что в целях организации приема взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах Фондом заключены агентские договоры с ПАО «СберБанк России», ПАО АК «БайкалБанк», ПАО «РГС Банк», ПАО «Банк ВТБ 24», УФПС РБ-филиал ФГУП «Почта России», ООО «Связьтелеком», ООО «ЕИРЦ», ООО «ЕРЦ», ПАО «Азиатско-Тихоокеанский Банк», ПАО «МинБанк», ПАО «ВостСибтранскомБанк», ООО НКО «Перспектива». В связи с отсутствием в общих объемах административно-хозяйственных расходов на финансирование текущей деятельности Фонда средств на оплату комиссионного вознаграждения все договоры по приему платежей с указанными платежными агентами заключены на одинаковых условиях с возмещением расходов за счет плательщика таких взносов. Отбор кредитной организации, в которой открыт счет для формирования Фонда капитального ремонта, осуществлен Фондом путем проведения открытого конкурса. При формировании конкурсных критериев Фондом принято во внимание представление Прокуратуры Республики Бурятия об обеспечении возможности уплаты гражданами взносов на капитальный ремонт без комиссии. При этом способы организации безкомиссионного приема платежей кредитная организация выбирает сама. В конкурсном предложении победителя открытого конкурса ПАО Банк ВТБ было указано на наличие возможности организовать прием платежей без взимания комиссии. Основной целью деятельности Фонда в соответствии с пунктом 2.1 Устава является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан посредством обеспечения организации и своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Бурятия за счет взносов собственников помещений в таких домах, бюджетных средств и иных не запрещенных источников финансирования. Таким образом, Фонд не осуществляет деятельность, направленную на извлечение прибыли, не является субъектом антимонопольного законодательства. Фондом осуществляется контроль за исполнением конкурсного предложения кредитной организацией, исполнением условий соглашения. В действиях Фонда отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

09.11.2016 приказом Бурятского УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения ПАО «Банк ВТБ» (190000, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, 29), некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Бурятия» (670000, г. Улан-Удэ, ул. Толстого, 23)  и ООО «Связьтелеком» (670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 8) части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое может привести к ограничению конкуренции на рынке оказания услуг по приему взносов на капитальный ремонт помещений в многоквартирных домах от населения.

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.

08.07.2016 на сайте Фонда фондкапремонта.рф размещена новость «В пунктах приема платежей ООО «Связьтелеком» с 12 июля можно оплатить взносы на капремонт без комиссии». Фонд, обращаясь к собственникам, сообщает, что достигнута договоренность об оплате взносов на капитальный ремонт для собственников без комиссии с Банком и ООО «Связьтелеком». Указано, что оплатить взносы на капремонт без комиссии в ООО «Связьтелеком» возможно в одном из пунктов приема платежей в г. Улан-Удэ, расположенных по адресам: ул. Жуковского,1, ул. Ранжурова, 8, пр. Строителей, 18.

19.11.2014 Фонд на запрос сообщил ООО «ЕИРЦ», что обеспечение текущей деятельности регионального оператора осуществляется из средств бюджета Республики Бурятия в виде субсидий—имущественных взносов в соответствии со сметой административно-хозяйственных расходов на основании общих объемов, утверждаемых Попечительским советом Фонда. Сметой административно-хозяйственных расходов Фонда не предусмотрены расходы на оплату комиссионного вознаграждения платежным агентам по приему платежей физических лиц.

20.07.2016 Фонд на запрос сообщил ООО «ЕИРЦ», что за информацией о возможности и условиях заключения соглашения об оплате взносов на капитальный ремонт для собственников без комиссии с последующим возмещением комиссионных расходов за счет Банка необходимо обратиться в ПАО «Банк ВТБ».

14.09.2016 ООО «ЕИРЦ» обратился в ПАО «Банк ВТБ» с просьбой о заключении соглашения об оплате взносов на капитальный ремонт для собственников без комиссии с последующим возмещением комиссионных расходов за счет Банка.

16.09.2016 ПАО «Банк ВТБ» сообщило об отсутствии возможности заключения соглашения со ссылкой на статью 421 Гражданского кодекса РФ, которой предусмотрена свобода договора.

 ООО «Связьтелеком», НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в РБ» и ПАО «Банк ВТБ» 08.07.2016 заключено соглашение № 1 о сотрудничестве, в соответствии с которым ООО «Связьтелеком» обязалось оказать Фонду услугу по переводу денежных средств от физических лиц в качестве взносов на ремонт многоквартирных домов в пользу Фонда на его специальный Банковский счет, открытый у ПАО «Банк ВТБ», а Банк принял на себя обязательство по оплате оказанных ООО «Связьтелеком» услуг по переводу денежных средств на Банковский счет Фонда, открытый у Банка.  Соглашения вступает в силу с момента подписания его сторонами и действует в течение двадцати четырех календарных месяцев. Размер платы за услуги ООО «Связьтелеком» рассчитывается по фиксированной процентной ставке за расчетный период, равный календарному месяцу, и составляет 1,5%. При этом максимальная совокупность услуг ООО «Связьтелеком» по соглашению о сотрудничестве составляет не более 300 000 рублей, включая НДС по действующей ставке.

НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в РБ» и ООО «Единый информационно-расчетный центр» 24.11.2014 заключен агентский договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, в соответствии с которым ООО «ЕИРЦ» обязуется совершать от своего имени, но за счет плательщиков - физических лиц прием платежей, то есть наличных денежных средств – взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. ООО «ЕИРЦ» принимает платежи от плательщиков в двадцати восьми пунктах приема платежей. Договор заключен на срок до 31.12.2014, автоматически пролонгируется в случае, если ни одна из сторон не уведомит другую о намерении прекратить действие договора.

В соответствии частью 4 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Согласно пункту 5.1. статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В целях установления продуктовых и географических границ рынка, на котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, а также для выявления состава хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, Бурятским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции  в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

На основании нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующую деятельность, общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности, проведенного анализа характеристик рассматриваемого товара в качестве продуктовых границ товарного рынка определена услуга по приему платежей на капитальный ремонт многоквартирных домов.

С учетом условий обращения товара, ограничивающих экономические, технические или иные возможности приобретения товара приобретателем, с использованием метода установления фактических районов продаж, в качестве географических границ рынка определена территория г. Улан-Удэ.

Покупателями на рассматриваемом рынке являются физические лица – собственники помещений в многоквартирных домах, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ имеющие обязанность по ежемесячному перечислению взносов в фонд капитального ремонта.

Продавцами на рынке являются юридические лица, индивидуальные предприниматели – кредитные организации, платежные агенты, осуществляющие деятельность по приему платежей населения за капитальный ремонт (по переводу денежных средств по поручению физических лиц в счет уплаты взносов на капитальный ремонт). Так, в г. Улан-Удэ прием платежей за капитальный ремонт осуществляет ООО «ЕИРЦ» (31 точка приема платежей), ФГУП «Почта России» (27 отделений), кредитные организации (отделение № 8601 Сбербанка России, филиал ОАО «АТБ» в г. Улан-Удэ и др.). При этом ООО «Связьтелеком» имеет на территории г. Улан-Удэ 3 точки приема платежей.

Фонд капитального ремонта представил 24.10.2016 информацию о поступивших денежных средствах от физических лиц в качестве взносов на ремонт многоквартирных домов на специальный банковский счет фонда, открытый в ПАО «Банк ВТБ», в разрезе платежных агентов, в том числе банковских за период с 01.01.2016 по 30.09.2016.  Из указанной информации  следует, что, начиная с июля 2016 года (месяца заключения соглашения о сотрудничестве), у ООО «Связьтелеком» возросли в 2-3 раза поступления денежных средств от физических лиц в качестве взносов на ремонт многоквартирных домов на специальный Банковский счет Фонда, открытый в ПАО «Банк ВТБ», в сравнении с месяцами, предшествующими заключению соглашения. Однако объемы принимаемых ООО «Связьтелеком» платежей существенно отличаются от принимаемых ООО «ЕИРЦ» платежей. Кроме того, у заявителя ООО «ЕИРЦ» существенного снижения поступающих денежных средств не выявлено.

Месяц 2016 года

Сумма принятых денежных средств, тыс.руб., от ООО «ЕИРЦ»

Сумма принятых денежных средств, тыс.руб., от ООО «Связьтелеком»

Январь

15 446,80

112,41

Февраль

18 472,32

220,12

Март

18 675,10

215,52

Апрель

19 796,85

228,13

Май

18 627,83

209,47

Июнь

20 489,77

210,99

Июль

19 984,16

401,05

Август

19 593,31

561,13

Сентябрь

20 283,85

606,06

итого

171 369,98

2 764,87

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона (за исключением действий (бездействия), указанных в пунктах 1 (за исключением случаев установления или поддержания цены товара, являющегося результатом инновационной деятельности), 2, 3, 5, 6, 7 и 10 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона), соглашения и согласованные действия, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 11, статьей 11.1 настоящего Федерального закона, сделки, иные действия, предусмотренные статьями 27 - 29 настоящего Федерального закона, а также соглашения о совместной деятельности, заключенные между хозяйствующими субъектами-конкурентами, могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием), соглашениями и согласованными действиями, сделками, иными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок, иных действий.

Заключение в июле 2016 года соглашения между ответчиками по настоящему делу не повлекло за собой создание возможности устранить конкурента ООО «ЕИРЦ» на рынке оказания услуг по приему взносов на капитальный ремонт помещений в многоквартирных домах от населения, ООО «Связьтедеком» имеет всего три пункта приема платежей, выручка ООО «ЕИРЦ» от оказания услуг по приему взносов на капитальный ремонт помещений в многоквартирных домах от населения многократно превышает соответствующую выручку ООО «Связьтелеком».

В соответствии с позицией, изложенной в письме ФАС России от 25.08.2016 № ИА/58547/16, само по себе заключение договоров на обслуживание управляющей организацией по расчетам с собственниками и арендаторами (нанимателями) жилых и нежилых помещений не свидетельствует о заключении сторонами антиконкурентного соглашения. Соответственно, заключение договора между некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах РБ» и ООО «Связьтелеком», в соответствии с которым ООО «Связьтелеком» обязывается оказать фонду услуги по переводу денежных средств от физических лиц в качестве взносов на ремонт многоквартирных домов в пользу фонда, не свидетельствует о заключении антиконкурентного соглашения между указанными хозяйствующими субъектами. Таким образом, без выявления данных обстоятельств квалификация действий хозяйствующих субъектов по пункту 1 части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции невозможна. С учетом вышеизложенного, ФАС России рекомендовано учесть данные замечания и принять решение по делу в отношении ПАО «Банк ВТБ», некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Бурятия» и ООО «Связьтелеком» строго в соответствии с позицией, изложенной в письме ФАС России.

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что заключенное 08.07.2016 соглашение между ПАО «Банк ВТБ», некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Бурятия» и ООО «Связьтелеком» не может иметь свои результатом ограничение конкуренции на рынке оказания услуг по приему взносов на капитальный ремонт помещений в многоквартирных домах от населения.   

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьи 48 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения части 4 статьи 11 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действиях ПАО «Банк ВТБ», некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Республики Бурятия»  и ООО «Связьтелеком».

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны