Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-11/17-2017 в отношении ОО... от 30 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

по результатам рассмотрения дела № 05 -11/17-2017 

16 июля 2018 г.                                                                                      г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…>;

Членов Комиссии:

<…>;

<…>,

рассмотрев дело № 05-11/17-2017 по признакам нарушения ООО «Аэропорт Байкал» ИНН 0326506956 ОГРН 1120327011364 (670018, г. Улан-Удэ, поселок Аэропорт, 10) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившихся в экономически необоснованном размере платы за оформление разовых и временных пропусков на территорию аэропорта ООО «Аэропорт Байкал» для сторонних организаций с 01.01.2017 г., а также стоимости услуг ООО «Аэропорт Байкал» по подготовке одного руководителя подъездом – отъездом при обслуживании воздушных судов, подготовке одного водителя сторонних организаций правилам движения по территории аэропорта с 01.04.2014 г.,

В присутствии  представителей ответчика <…> и <…> (доверенность № 01 от  05.02.2018).

В отсутствие представителя ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко»,

Установила:

В Бурятское УФАС России поступило заявление ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» (вх. от 23.08.2017 № 5124) указывающее на наличие в действиях ООО «Аэропорт Байкал» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Из заявления следовало, что в целях оказания скорой специализированной медицинской помощи (оперативного перемещения пациента из воздушного судна в специализированный автомобиль санитарной авиации) у ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко»  возникает необходимость  проезда в контролируемую зону аэропорта. ООО «Аэропорт Байкал» письмом от 01.12.2016 запросило реквизиты Заявителя для заключения договоров: на оформление и выдачу личных и транспортных пропусков с указанием размера платы за оформление и выдачу пропуска на период от 6 мес. до 1 года  за микроавтобус с водителем в сумме 32 701,00 рублей с НДС; на обучение водителей на право вождения по аэродрому (на одного водителя = 5 560,16 руб. с НДС), и первичное обучение и повторную проверку знаний (2 475,64 руб. с НДС). Заявитель считает стоимость указанных услуг  экономически необоснованной.

По результатам рассмотрения заявления ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» и приложенных к нему материалов и в  связи с наличием  в действиях ООО «Аэропорт Байкал» признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в экономически не обоснованном размере платы за оформление разовых и временных пропусков на территорию аэропорта ООО «Аэропорт Байкал» для сторонних организаций с 01.01.2017 г., а также стоимости услуг ООО «Аэропорт Байкал» по подготовке одного руководителя подъездом – отъездом при обслуживании воздушных судов, подготовке одного водителя сторонних организаций правилам движения по территории аэропорта с 01.04.2014 г.   Бурятским УФАС России 28.11.2017 возбуждено дело № 05-11/17-2017, ООО «Аэропорт Байкал» привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика, ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя.

Заседание Комиссии было назначено на 28.12.2017.

На заседании комиссии 28.12.2017 ООО «Аэропорт Байкал» ходатайствовало о продлении сроков для предоставления  запрашиваемой информации и об отложении рассмотрения дела. Представитель заявителя против удовлетворения заявленного ходатайства  не возражал.

Ходатайство ООО «Аэропорт Байкал» удовлетворено,  рассмотрение дела отложено на 06.02.2018.

На заседании комиссии представители ООО «Аэропорт Байкал» пояснили, что в размер платы за оформление разовых и временных пропусков на территорию аэропорта ООО «Аэропорт Байкал» для сторонних организаций включены затраты по ряду статей. Ходатайствовали о приобщении к материалам дела № 05-11/17-2017  сводной информации по пропускам по итогам 2016.

Ходатайство удовлетворено, рассмотрение дела отложено на 01.03.2018.

До заседания комиссии ООО «Аэропорт Байкал» представлены письменные пояснения по составу и размеру расходов, принятых для калькуляции стоимости пропусков и расчетов стоимости подготовки  одного руководителя подъездом – отъездом при обслуживании воздушных судов, подготовке одного водителя сторонних организаций правилам движения по территории аэропорта, указанные данные не подтверждены какими либо документами.

На заседании комиссии представители ООО «Аэропорт Байкал» пояснили, что в размер платы за оформление пропусков предприятие включает понесенные расходы на содержание контрольно-пропускных пунктов, бюро пропусков, охрану периметра аэропорта (коммунальные затраты, оплата труда сотрудников службы авиационной безопасности и т.д.).

С целью выяснения перечня расходов,  включаемых в стоимость сбора за обеспечение авиационной безопасности в части осуществления пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту,  Бурятское УФАС России направило в ФАС России запрос о предоставлении информации и даче разъяснений по вышеуказанному вопросу.

Рассмотрение дела отложено  на 19.04.2018. У ответчика запрошены документы, подтверждающие данные по составу и размеру расходов, принятых для калькуляции стоимости пропусков и расчетов стоимости подготовки  одного руководителя подъездом – отъездом при обслуживании воздушных судов, подготовке одного водителя сторонних организаций правилам движения по территории аэропорта,  изложенные в письменных пояснениях вх. от 27.02.2018 №1229.

Запрашиваемые документы представлены ответчиком в установленный определением от 01.03.2018  срок.

На заседании комиссии 19.04.2018, ООО «Аэропорт Байкал» в обоснование стоимости пропусков на территорию аэропорта и стоимости услуг подготовки водителей сторонних организаций правилам движения на территории аэропорта представлены расчетные данные о расходах с приложением подтверждающих документов.  Ходатайствовали об отложении рассмотрения дела с целью предоставления дополнительных доказательств в обоснование своей позиции.

Представитель заявителя в удовлетворении ходатайства не возражал

Ходатайство ООО «Аэропорт Байкал» удовлетворено, рассмотрение дела назначено на 07.06.2018.

03 мая 2018 года в Бурятское УФАС России поступил ответ ФАС России исх. от 27.04.2018 № ЦА/30588/18 на запрос от 19.02.2018 №05-11/659, где ФАС России сообщает:

В соответствии с положениями приказа Минтранса России от 17.07.2012 №241 «ОБ АЭРОНАВИГАЦИОННЫХ И АЭРОПОРТОВЫХ СБОРАХ, ТАРИФАХ ЗА ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В АЭРОПОРТАХ И ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в стоимостную основу сбора за обеспечение авиационной безопасности включаются все расходы на осуществление пропускного  и внутриобъектового режима в аэропорту, соответствующие требованиям к организации и обеспечению пропускного режима и внутриобъектового режима в аэропорту, изложенными в разделе III Федеральных авиационных правил «Требования к авиационной безопасности в аэропортах», утвержденных приказом Минтранса России от 28.11.2005 №142.

В стоимость пропусков, выдаваемых организациям и физическим лицам, не являющимся плательщиками данного сбора, и адрес (местонахождение) которых располагается за пределами контролируемой территории аэропорта, помимо расходов на оформление пропусков могут быть включены расходы на обустройство специальных (отдельных) пунктов пропуска, организованных по согласованию с организациями, осуществляющими производственную деятельность на контролируемой территории аэропорта.

В соответствии с приказом Минтранса России от 05.12.2011 №303 субъекты естественных монополий в аэропортах обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности. При установлении ставок аэропортовых сборов, в том числе ставок сборов за авиационную безопасность, Методическими указаниями по вопросу государственного регулирования сборов и тарифов на услуги субъектов естественных монополий в аэропортах, утвержденными приказом Минтранса России от 31.10.2014 №238-т/2 не предусмотрена детализация расходов, отнесенных на определенный вид деятельности, по видам оказываемых при этом работ.

При формировании стоимостной основы тарифов расходы, отнесенные при ведении раздельного учета в соответствии с действующими нормативными правовыми актами на регулируемые виды деятельности, не могут быть отнесены на нерегулируемые виды деятельности для исключения двойного взимания платы за услуги.

В заседании комиссии по рассмотрению дела № 05-11/17-2017  объявлен перерыв до 14.06.2018.

После перерыва, на заседании комиссии представители ответчика приобщили к материалам  письменные пояснения (исх. от 14.06.2018 №1.12-11/702), устно сообщили, что расчетами экономического обоснования размера платы  за оформление разовых и временных пропусков на территорию аэропорта ООО «Аэропорт Байкал» для сторонних организаций с 01.01.2017г. не располагают, представляют лишь размеры расходов, которые ответчик несет для осуществления пропускного режима в 2016-2017 гг. Также ссылались на п. 3.2. приказа Минтранса России от 17.07.2012 N 24, которым установлено, что в стоимостную основу ставок сбора не включается стоимость пропусков, выдаваемых организациям и физическим лицам, не являющимся плательщиками данного сбора и адрес (местонахождение) которых располагается за пределами контролируемой территории аэропорта.

С целью выяснения возможности включения ответчиком в  установленный ему в 2010 году сбор за обеспечение авиационной безопасности  стоимости пропусков, выдаваемых организациям и физическим лицам, не являющимся плательщиками данного сбора и адрес (местонахождение) которых располагается за пределами контролируемой территории аэропорта, рассмотрение дела отложено на 26.06.2018, у ответчика запрошены соответствующие документы.

На заседании  комиссии  представители ООО «Аэропорт Байкал» представили письменные пояснения, устно сообщили,  что в связи с истечением срока хранения документов, ответчик  не может предоставить информацию по расшифровке расходов, включенных в состав расходов при защите тарифа по обеспечению авиационной безопасности в 2010 году. Представили запрашиваемые должностные инструкции.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика (ответчиков) по делу нарушения антимонопольного законодательства Комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

На заседании Комиссии принято и оглашено заключение об обстоятельствах дела.  

В соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции  Комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае принятия заключения об обстоятельствах дела.

Определением от  26.06.2018 рассмотрение дела отложено на 16.07.2018.

В процессе рассмотрения дела в письменных пояснениях ООО «Аэропорт Байкал» излагало, что расчет стоимости  подготовки одного руководителя подъездом-отъездом при обслуживании воздушных судов, подготовки одного водителя сторонних организаций правила движения по территории аэропорта составлен и введен для работы в 2014 году и с этого момента не изменялся;

при установлении стоимости пропусков с 01.01.2017 общество не производило расчет обоснования стоимости, фактического установления размера стоимости пропусков не осуществляло, начиная с 2012 года, общество лишь осуществляло  увеличение цены на уровень, близкий к инфляции.

Для подтверждения понесенных расходов и существующей стоимости пропусков ООО «Аэропорт Байкал» представило  расчеты за 2016-2017 гг., где в обосновании указало  фактически понесенные затраты по осуществлению пропускного режима.

Также ответчик в пояснениях сообщил, что пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию: с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры. Считают, что стоимость пропусков не должна содержать в себе только затраты по их фактическому изготовлению.

 В заседании комиссии 16.07.2018 рассмотрены возражения ответчика на заключение об обстоятельствах дела,  оглашена резолютивная часть решения по делу.

Комиссия, рассмотрев в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, обстоятельства и материалы дела № 05-11/17-2017, выслушав доводы сторон, пришла к выводу о нарушении ООО «Аэропорт Байкал»  требований части  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

В рамках дела № 05-11/17-2017 Бурятским УФАС России в целях реализации Закона о защите конкуренции  в целях установления  наличия либо отсутствия доминирующего положения ООО «Аэропорт Байкал» Бурятским УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, проведен анализ товарного рынка.

При этом было установлено, что услуги оформления и выдачи пропусков для допуска в контролируемую зону аэропорта и услуги обучения на право вождения автотранспорта по аэродрому образуют самостоятельные продуктовые границы.

Таким образом, в рамках рассмотрения дела № 05-11/17-2017 проведен анализ состояния конкуренции на двух рынках, составлены аналитические отчеты от 25.06.2018:

  1. Исследование рынка проведено за период с 01.01.2016 по 31.12.2017 (2016 год и 2017 год). Продуктовые границы рынка определены как услуги подготовки и аттестации водителей, руководителей подъездом-отъездом к воздушным судам для передвижения по территории аэропорта. В качестве географических границ рынка определена территория улан-удэнского аэропорта (г. Улан-Удэ, п. Аэропорт, 10). Установлено, что ООО «Аэропорт Байкал» является единственным продавцом и в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке с долей в размере более 50 процентов;
  2. Исследование рынка проведено за период с 01.01.2016 по 31.12.2017 (2016 год и 2017 год). Продуктовые границы рынка определены как услуги оформления и выдачи пропусков для сторонних организаций в контролируемую зону международного аэропорта г. Улан-Удэ. В качестве географических границ рынка определена территория улан-удэнского аэропорта (г. Улан-Удэ, п. Аэропорт, 10). Установлено, что ООО «Аэропорт Байкал» является единственным продавцом и в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке с долей в размере более 50 процентов.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются  действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 определен перечень услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

Пунктом 3.2.1.  "Перечня и формирования тарифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", утвержденного Приказом Минтранса N 241 от 17.07.2012, указано, сбор устанавливается за обеспечение авиационной безопасности в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 7, ст. 837; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3634; 2010, N 27, ст. 3415; 2011, N 7, ст. 901, N 30 (ч. I), ст. 4569, 4590), Федеральными авиационными правилами "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. N 142 (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2005 г., регистрационный N 7321), включая:

осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту;

охрану контролируемой территории аэропорта, включая охрану воздушных судов на стоянках и объектов жизнеобеспечения аэропорта;

досмотр членов экипажей воздушных судов;

досмотр пассажиров и ручной клади;

досмотр багажа;

досмотр грузов и почты;

досмотр воздушного судна и его бортовых запасов;

маркировку багажа, грузов, почты и бортовых запасов;

поддержание готовности сил и средств аэропорта к действиям по пресечению актов незаконного вмешательства;

координацию деятельности служб авиационной безопасности эксплуатантов в зоне аэропорта;

предоставление персонала и технических средств для оформления и доставки оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств включая снятие и погрузку оружейного ящика на/с борт/а воздушного судна в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, и установленным порядком их перевозки воздушными судами.

Расчет стоимости  подготовки одного руководителя подъездом-отъездом при обслуживании воздушных судов, подготовки одного водителя сторонних организаций правила движения по территории аэропорта составлен и введен ООО «Аэропорт Байкал» для работы в 2014 году и с этого момента не изменялся.

при установлении стоимости пропусков с 01.01.2017 общество не производило расчет обоснования стоимости, фактического установления размера стоимости пропусков не осуществляло, начиная с 2012 года, общество лишь осуществляло  увеличение цены на уровень, близкий к инфляции;

пропускной и внутриобъектовый режим в аэропорту организуется в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режиму, которая утверждается администрацией аэропорта по согласованию: с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Учитывая, что ООО «Аэропорт Байкал» (исх. от 29.03.2018 «1.12-10/352) доказывая  экономически обоснованный размер стоимости  услуг подготовки одного руководителя подъездом-отъездом при обслуживании воздушных судов, подготовки одного водителя сторонних организаций правила движения по территории аэропорта представило копию расчета стоимости с 01.04.2014 г., следовательно,  стоимость данной услуги установлена в 2014 году, подтверждая фактические расходы общества, предоставило документы по затратам  за 2017 год, куда включило следующие расходы:

- затраты ФОТ приняты для расчета исходя из численности сотрудников, фактически участвующих в подготовке и обучении водителей (комиссия по проверке знаний и принятии зачетов у водителей и руководителей подъезда (отъезда). Расходы приняты исходя из расчетного времени затраченного каждым членом комиссии и затрат на ОХ обучающего персонала;

- средняя стоимость затрат на а/транспорт определена исходя их стоимости 1 машино - часа согласно прейскуранта автотранспортных услуг в ООО «Аэропорт Байкал» и времени использования;

- вспомогательные материалы по фактическим расходам, которые включают в себя «корочку» (талон на право вождения спецмашин по аэродрому), методички, плакаты, канцтовары и прочее;

- затраты на использование тех.класса приняты исходя из затрат содержания, коммунальных затрат, расходов на уборку и ремонт помещения в котором проводится обучение, также включено оборудование, установленное в помещении для проведения обучения.

Оценив представленные ответчиком документы по размеру стоимости  услуг подготовки одного руководителя подъездом-отъездом при обслуживании воздушных судов, подготовки одного водителя сторонних организаций правила движения по территории аэропорта в сравнении со стоимостью услуг ООО «Аэропорт», утвержденной 29.03.2014 генеральным директором общества  <…> и заместителем генерального директора – финансовым директором <…>, комиссия  Бурятского УФАС России пришла к выводу, что  размер стоимости  услуг подготовки одного руководителя подъездом-отъездом при обслуживании воздушных судов, подготовки одного водителя сторонних организаций правила движения по территории аэропорта экономически обоснован, производство в данной части в отношении ООО «Аэропорт Байкал» подлежит прекращению в силу п.1 ч. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции.

ООО «Аэропорт Байкал» в письменных пояснениях (вх. от 27.02.20189 № 1229)  сообщило, что фактического установления размера стоимости пропусков с 01.01.2017 года на предприятии не производилось, начиная с 2012 года, осуществлялось лишь увеличение цены на уровень, близкий к инфляции. Те же обстоятельства изложены в пояснениях (исх. от 29.05.2018 № 1.12-10/633)

При этом, сравнение опубликованных на официальном сайте http://www.gks.ru данных Федеральной службы государственной статистики о размере индекса потребительских цен (показателя, характеризующего уровень инфляции в Российской Федерации) в 2012-2016 гг.  и данных об изменении стоимости пропусков в ООО «Аэропорт Байкал» за тот же период свидетельствуют об отсутствии их соразмерной динамики.

Увеличение стоимости на разные виды пропусков в 2016 году по сравнению с 2015 годом составило от 10% до 50% при инфляции в 2015 году на уровне 12,91%. Увеличение стоимости по большинству видов пропусков в 2017 году составило 10%, что выше уровня инфляции (5,39%) почти в два раза, как и при увеличении цен в 2013, 2014 годах.

Таким образом, довод об обосновании повышения цен на пропуска уровнем инфляции не подтверждается материалами дела.

Установление стоимости пропусков 01.01.2017 произведено ответчиком в отсутствие обоснования стоимости. Лишь при рассмотрении настоящего дела  ООО «Аэропорт Байкал»  был произведен расчет по запросу антимонопольного органа, расчеты обоснования установленной платы за оформление пропусков в какие-либо иные периоды, после которых Обществом производилась бы индексация исходя из уровня инфляции, не представлены.

Кроме того, в ходе рассмотрения настоящего дела ответчик в   ходатайстве о переносе сроков представления информации и отложении рассмотрения дела (исх. от 26.12.2017 № 1.12-11/1819) ООО «Аэропорт Байкал» сообщило, что представление в установленный срок информации по объемам оказанных услуг за 2016, 2017 гг. по оформлению пропусков и обучению водителей для проезда в контролируемую зону невозможно, поскольку Общество не ведет отдельный учет по данным направлениям деятельности. Вместе с тем, в отсутствие информации об объеме оказанных услуг и выручки от осуществления рассматриваемой деятельности невозможно сделать вывод о доходности либо убыточности конкретного вида оказываемых услуг и, соответственно, о необходимости установления определенного размера стоимости таких услуг, следовательно, на момент утверждения платы за оформление разовых и временных пропусков на территорию ООО «Аэропорт Байкал» для сторонних организаций с 01.01.2017 у общества отсутствовало экономическое обоснование (плата за оформление разовых и временных пропусков на территорию ООО «Аэропорта Байкал» для сторонних организаций с 01.01.2017, утверждена исполнительным директором Общества <…> 23.11.2016 (далее прейскурант по пропускам).

Для подтверждения понесенных расходов и существующей стоимости пропусков ООО «Аэропорт Байкал» составило расчеты за 2016, 2017 гг. на основании фактически понесенных затрат по осуществлению пропускного режима, настаивает, что размер платы за пропуска обоснован значительными расходами на ведение пропускного режима.

Исходя из расходов Обществом произведен расчет стоимости на примере годового личного пропуска и годового транспортного пропуска.  Расчет составлен следующим образом:

- количество пропусков разделены на бесплатные и платные, где платные разделены на транспортные и личные; по итогам 2016 года к бесплатным личным пропуска отнесены расходы в размере 5500619,3 руб.;

- расходы распределены между транспортными и личными пропусками поровну;

- каждому виду пропуска пропорционально длительности срока использования присвоен коэффициент.

При расчете в сумму расходов включены также накладные расходы предприятия.

По итогам расчета себестоимость годового личного платного пропуска составила 13566,7 руб., с учетом рентабельности 30% конечная стоимость составляет 20811 руб. (с НДС), при этом размер установленной с 01.01.2017 платы за пропуск на период от 6 месяцев до года для клиента составляет 5680 руб. (пункт 4.4 Прейскуранта по пропускам). Себестоимость годового транспортного пропуска составила 41136,3 руб., с учетом рентабельности 30% размер конечной стоимости услуги составил 63103 руб., при этом размер установленной платы за пропуск на период от 6 месяце до 1 года для легкового автомобиля утвержден в размере 48520 руб. (пункт 4.2 Прейскуранта).

Таким образом, общество указывает, что деятельность по осуществлению пропускного режима в отношении сторонних организаций является убыточной и в связи с этим установление платы за оформление разовых и временных пропусков на территорию аэропорта с 01.01.2017 является обоснованным исходя из приведенных в данном расчете затрат.

Между тем, расчет (с учетом пропорции платные/бесплатные пропуска) произведен исходя из расходов, не имеющих отношения к оказываемой услуге по оформлению и выдаче пропусков, а именно, расходов, связанных с осуществлением пропускного режима в аэропорту - расходов на содержание контрольно-пропускных пунктов, оплату труда сотрудников службы авиационной безопасности  общества, в числе которых  водители, осмотр территории и стоимости амортизации транспортного средства, затраты на обучение и аттестацию сотрудников службы авиационной безопасности, Общество не оказывает сторонним организациям услугу по осуществлению пропускного и внутриобъектового режима на территории аэропорта.

В соответствии с Приказом Минтранса от 17.07.2012 № 241 аэропортовые сборы включают сбор за обеспечение авиационной безопасности, включая осуществление пропускного и внутриобъектового режима в аэропорту (пункт 3.2, 3.2.1 Перечня). В стоимостную основу ставок сбора не включаются стоимость пропусков, выдаваемых организациям и физическим лицам, не являющихся плательщиками данного сбора и адрес (местонахождение) которых располагается за пределами контролируемой территории аэропорта.

Следовательно, данным актом из сбора за обеспечение авиационной безопасности исключена стоимость пропуска для сторонних организаций, а не стоимость всех расходов, которые несет оператор по осуществлению пропускного режима в рамках предусмотренных законодательством требований по транспортной/авиационной безопасности.

Обеспечение авиационной безопасности, пропускного и внутриобъектового  режима, в том числе в отношении сторонних организаций является обязанностью оператора и включено в аэропортовые услуги, которые отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий и регулируются государством путем установления сбора за обеспечение авиационной безопасности, который оплачивают авиакомпании, следовательно, затраты на осуществление данной деятельности не могут быть включены в стоимость услуг, оказываемых сторонним организациям, по изготовлению оформлению личных и транспортных пропусков различных сроков действия.

С учетом содержания письма ФАС России  исх. от 27.04.2018 № ЦА/30588/18, о возможности включения в стоимость пропусков, выдаваемых организациям и физическим лицам, не являющимся плательщиками данного сбора, и адрес (местонахождение) которых располагается за пределами контролируемой территории аэропорта, кроме расходов на оформление пропусков могут быть включены и  расходы на обустройство специальных (отдельных) пунктов пропуска, организованных по согласованию с организациями, осуществляющими производственную деятельность на контролируемой территории аэропорта.

ООО «Аэропорт Байкал»  в материалы настоящего дела не представлены документы, подтверждающие согласование с какой-либо сторонней организацией (организациями) обустройства отдельного пропускного пункта; в составе расходов также отсутствуют затраты на обустройство специального пропускного пункта.

Таким образом, представленные ООО «Аэропорт Байкал» расчеты не подтверждают экономической обоснованности размера платы  за оформление разовых и временных  пропусков  на территорию аэропорта ООО «Аэропорт Байкал» для сторонних организаций с 01.01.2017.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь, статьями 10, 23, 41, 45, 49, 50  Закона о защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Аэропорт Байкал»  в части установления  экономически необоснованного размера платы за оформление разовых и временных пропусков на территорию аэропорта ООО «Аэропорт Байкал» для сторонних организаций с 01.01.2017 г., нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, а именно установить экономически обоснованный размер платы за оформление разовых и временных пропусков на территорию аэропорта ООО «Аэропорт Байкал» для сторонних организаций.

3. Направить настоящее решение Комиссии уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31. КоАП РФ.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольного законодательства отсутствуют.   

Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном действующим законодательством  Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

16 июля  2018 г.                    дело № 05-11/17-20117                         г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…>;

Членов Комиссии:

<…>;

<…>,

руководствуясь статьей 50 Закона о защите конкуренции, на основании своего решения от 13.03.2017 по делу № 05-11/17-2017

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. ООО «Аэропорт Байкал» прекратить злоупотребление доминирующим положением на рынке услуг оформления и выдачи пропусков для сторонних организаций в контролируемую зону международного аэропорта г. Улан-Удэ., а именно в срок до 28.08.2018 установить экономически обоснованный размер платы за оформление разовых и временных пропусков (личных и транспортных) на территорию аэропорта ООО «Аэропорт Байкал» для сторонних организаций.
  1. О выполнении предписания сообщить в Бурятское УФАС России в письменном виде в срок не позднее 03.09.2018 соответственно с приложением доказательств его исполнения.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны