Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-11/18-2014 в отношении ФГ... от 19 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

17 декабря 2014 г.                        г. Улан-Удэ                  Дело № 05-11/18-2014

Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2014 года

Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2014 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…>,

Членов Комиссии:

<…>,

<…>,

рассмотрев в заседании 04.12.2014 дело № 05-11/18-2014 от 13.10.2014 по признакам нарушения ФГУП «Главный центр специальной связи» (129626, г. Москва, ул. 1-я Мытищинская, д.17)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

при участии представителей ответчика ФГУП «Главный центр специальной связи»: С. по доверенности от 25.11.2014 № 361/14; З. по доверенности от 05.11.2014 б/н,

в отсутствии заявителя (надлежащим образом извещён о времени и месте рассмотрения дела),

УСТАНОВИЛА:

Бурятским УФАС России в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции на основании заявления гражданина К., направленного для рассмотрения Прокуратурой Советского района г. Улан-Удэ, возбуждено дело от 13.10.2014 № 05-11/18-2014 в отношении ФГУП «Главный центр специальной связи» (далее по тексту - ФГУП ГЦСС) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном включении в договор о предоставлении услуг специальной связи от 10.12.2013 с гражданином К. услуги по оформлению разрешения на перевозку оружия стоимостью 2200 рублей (при общей цене договора 4637 рублей), что имеет своим результатом ущемление интересов заявителя.

Как следует из заявления, 10.12.2013 между К. (Заказчик) и ФГУП «Главный центр специальной связи» в лице начальника Управления специальной связи по Республике Бурятия Ш. (Спецсвязь) заключен договор от 10.12.2013 о предоставлении услуг специальной связи, а именно по доставке оружия (карабина «Тигр») для ремонта на завод – изготовитель Концерн Калашникова в г. Ижевск.

За эту услугу Заказчик заплатил 4637 руб., при этом, за так называемую дополнительную услугу – оформление разрешения на перевозку оружия заплачено более половины стоимости договора – 2200 руб. без НДС. Вместе с тем, выдача разрешения на перевозку оружия,  согласно приказу МВД РФ от 01.06.2012 № 553 «Об утверждении административного регламента  Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу – перевозчику разрешения на перевозку оружия и патронов» не предусматривает уплату госпошлины и фактически является бесплатной услугой.

Самостоятельно оформить и получить указанное разрешение в органах МВД Заказчик не может, следовательно, отказаться от данной услуги   К. не мог, и вынужден был ее оплатить.

В начале апреля 2014 года  после ремонта оружие было отправлено из Ижевска обратно в Улан-Удэ, при этом, Управлением спецсвязи по Удмуртской Республике, работающим по аналогичным тарифам, был выставлен счет за доставку оружия на сумму 2232 руб. (в связи с увеличением веса посылки- свыше 5 кг), никаких дополнительных услуг по оформлению разрешения на перевозку оружия Управлением спецсвязи по Удмуртской Республике не оказывается, и о таких дополнительных услугах не известно, все включено в стоимость доставки.

То же самое К. ответили по телефону отдела продаж центрального офиса  ФГУП «Главный центр специальной связи» в г. Москва.

На просьбу К. разъяснить, каким актом  ФГУП «Главный центр специальной связи» предусмотрена данная услуга, Управление спецсвязи по Республике Бурятия сообщило, что распоряжением по тарифам, номера распоряжения не указало, ссылаясь на ведомственную конфиденциальность, ответа на вопрос, почему за это не берут плату в Ижевске и Москве, не знают.

К.  считает, что в действиях ФГУП «Главный центр специальной связи» содержатся признаки злоупотребления доминирующим положением, запрещенного статьей 10 Закона о защите конкуренции.

ФГУП «Главный центр специальной связи» не согласилось с доводами Заявителя, представило письменные пояснения от 06.11.2014 № 628, из которых следует, что ФГУП «Главный центр специальной связи» не является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по перевозке оружия для физических лиц, в силу того, что:

- является организацией, осуществляющей особые уставные задачи -  перевозку секретных отправлений, опасных грузов для нужд Министерства обороны РФ, иных государственных органов и т.п.

Перевозка оружия для физических лиц не является профильным видом деятельности и осуществляется в целях удовлетворения потребностей граждан, и часто является для предприятия убыточной. За период 2012-2014 годы Управлением специальной связи по Республике Бурятия – филиалом ФГУП «Главный центр специальной связи» заключено с физическими лицами 9 договоров на перевозку оружия (каждый договор на 1 единицу оружия).

При этом, осуществлять перевозку оружия на договорной основе может любое юридическое лицо, уставом которого предусмотрено оказание услуг по перевозке оружия и патронов применительно к статье 25 Федерального закона «Об оружии» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».

- спрос на услугу небольшой.

- отсутствуют барьеры вхождения на рынок.

Кроме того, ФГУП «Главный центр специальной связи» указывает на то, что не навязывало контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, не устанавливало необоснованных цен. Оформление разрешения на перевозку оружия       в соответствии с пунктом 62 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, является необходимым элементом оказания услуг по перевозке оружия и осуществляется во всех случаях оказания таких услуг. Услуги по перевозке оружия оказываются на основании заключаемых гражданско-правовых договоров в соответствии с нормами гражданского законодательства. Тарифы на доставку отправлений, указанные в договоре с Киселёвым Р.А., соответствуют приказу от 26.10.2012 № 208.

Из дополнительных пояснений ответчика от 25.11.2014 № 675, от 03.12.2014 б/н следует, что тарификация перевозок оружия осуществляется централизованно с начала 2014 года в соответствии с распоряжением от 09.10.2013 № 40 «О введении тарифов на доставку отправлений специальной связи». Для перевозки оружия в 2014 году должен применяться тариф «Доставка оружия и патронов к нему».

На 2013 год приказом от 26.10.2012 № 208 «Об изменении тарифов ФГУП ГЦСС» установлены тарифы на стандартные отправления путем индексации тарифов, установленных в соответствии с мировым соглашением между ФАС России и ФГУП «Главный центр специальной связи», утвержденным судом в рамках дела № А40-173959/09-147-1229.

С июня 2013 года в штате всех подразделений ФГУП «Главный центр специальной связи», в соответствии с приказом от 22.04.2013 № 100, стали вводится отделы продаж и клиентского обслуживания. Все мероприятия по обеспечению выполнения соответствующих услуг (включая получение соответствующих разрешений) должны были выполняться указанными подразделениями. Соответственно затраты на зарплату соответствующих работников, задействованных в процессе реализации услуги не включались и не компенсировались в расчете тарифа 2013 года.

Услуга по оформлению разрешения на перевозку оружия не устанавливалась какими-либо локальными нормативными актами. Стоимость данной услуги определялась филиалом – Управлением специальной связи по Республике Бурятия исходя из индивидуальных трудозатрат на данные работы, учитывая, что для этого филиала данные работы носят редкий и индивидуальный характер (14 договоров за 3 года).

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам. 

В связи  с тем, что действия ФГУП «Главный центр специальной связи» содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Бурятским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по перевозке (доставке, посылке) оружия в Республике Бурятия в рамках исполнения части 7 статьи 44 Закона о защите конкуренции.

В результате проведенного анализа в соответствии  с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220,  установлено доминирующее положение ФГУП «Главный центр специальной связи» на рынке услуг по перевозке (доставке, посылке) оружия  с долей  > 50% в географических границах Республики Бурятия.

ФГУП «Главный центр специальной связи» зарегистрировано по адресу: г. Москва, ул. 1-я Мытищинская, дом. 17 стр. 1.

Данное предприятие   имеет 72 филиала, которые расположены на всей территории Российской Федерации.

На территории Республики Бурятия действует филиал – Управление специальной связи по Республике Бурятия, расположенный по адресу г. Улан-Удэ, ул. Советская, дом 32.  Согласно Положению о филиале – ФГУП «Главный центр специальной связи» «Управление специальной связи по Республике Бурятия» зоной ответственности является территория Республики Бурятия. Данный филиал является обособленным подразделением ФГУП «Главный центр специальной связи», не является юридическим лицом по законодательству Российской Федерации и его руководитель выступает в гражданском обороте от имени и по поручению ФГУП ГЦСС.   

Филиал Управления специальной связи по Республике согласно пункту 3.2  Положения о филиале, утвержденного начальником ФГУП ГЦСС ИП Зориным от 23.05.2008   осуществляет 28 видов деятельности, в т.ч.:

-  доставку опасных, особо опасных грузов, оружия, боеприпасов, другого вооружения, продукции военного назначения;

- возмездное оказание услуг связи.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения, филиал ведет деятельность  в соответствии с действующими во ФГУП ГЦСС технологическими и нормативными документами, руководствуясь распорядительными документами и указаниями руководства ФГУП ГЦСС.

Приказом от 26.10.2012 № 208 «Об изменении тарифов ФГУП ГЦСС» в целях реализации единой тарифной политики, утверждены и  введены в действие с 01.01.2013 тарифы на доставку отправлений ФГУП ГЦСС.

В соответствии с пунктом 2 приказа начальникам филиалов поручено организовать заключение новых договоров с применением утвержденных настоящим приказом тарифов.

Вышеуказанным приказом утверждены как тарифы на стандартные отправления (посылки, упаковки, метизы), в соответствии с которыми в 2013 году ФГУП ГЦСС и его филиалами должна была осуществляться доставка оружия, так и тарифы на такие дополнительные услуги как: плата за хранение отправлений на территории исполнителя; плата за погрузочно-разгрузочные работы, если вес отправления превышает 100 кг; плата за задержку передачи отправления; плата за отказ заказчика от заявки, либо отказ от передачи исполнителю отправления.

Тариф на услугу по оформлению разрешения на перевозку оружия не устанавливался распорядительными документами и указаниями руководства ФГУП ГЦСС, соответственно, определение стоимости данной услуги филиалом – Управлением специальной связи по Республике Бурятия как дополнительной, противоречит единой тарифной политике предприятия.

Во исполнение Федерального закона «Об оружии» постановлением Правительства Российской Федерации № 814 от 21.07.1998   утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Указанные выше Правила  - регулируют оборот  гражданского и служебного оружия, основных частей   огнестрельного оружия и патронов к нему, включая производство, торговлю, продажу, передачу, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозку, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации.

В разделе XIII Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему описаны условия транспортирования и перевозки оружия и патронов.

Согласно пункту 72 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, перевозка оружия и патронов по территории Российской Федерации производится на договорной основе юридическими лицами, уставами которых предусмотрено оказание услуг по перевозке оружия и патронов, на основании разрешений  на перевозку, выдаваемых органами внутренних дел в порядке, определенном  Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Министерством  Внутренних дел Российской Федерации Приказом № 553 от 01.06.2012 утвержден Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу – перевозчику разрешения на перевозку оружия и патронов (далее - Административного регламента № 553).

Согласно пункту 5 Административного регламента № 553 предоставление государственной услуги осуществляется Управлением организации деятельности подразделений лицензионно-разрешительной работы ГУОООП МВД России и подразделениями лицензионно-разрешительной работы.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на перевозку оружия и патронов перечислен в пункте 9  Административного регламента № 553.

Для вынесения заключения о возможности выдачи разрешений проводится проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и документах. По результатам проведенной проверки при отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче разрешения, выносится заключение о выдаче разрешения. Разрешения оформляется на бланке серии РПЮ. К разрешению оформляется список номерного учета оружия, который подписывается одновременно с разрешением.

В разрешении указывается маршрут следования, указанный заявителем, с указанием мест отправки и пункта назначения.

При наличии мест временного хранения указываются названия населенных пунктов, где они расположены.

Срок действия разрешения устанавливается из расчета реального времени, необходимого для доставки оружия к месту назначения, с учетом совмещаемых перевозок, но не превышающий 60 дней.

Выдача разрешения на перевозку оружия,  согласно Административному регламенту № 553, не предусматривает уплату госпошлины.

Оформление разрешения на перевозку оружия       в соответствии с пунктом 62 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12.04.1999 № 288, является необходимым элементом оказания услуг по перевозке оружия и осуществляется во всех случаях оказания таких услуг.

В целях реализации единой тарифной политики распоряжением ФГУП ГЦСС от 09.10.2013 № 40 «О введении тарифов на доставку отправлений специальной связи» утверждены и введены в действие с 01.01.2014 тарифы на доставку отправлений специальной связи, в том числе, в разделе 4 тариф на доставку оружия и патронов к нему. Разделом 6 распоряжения утверждены тарифы на такие дополнительные услуги как: плата за хранение отправлений по истечение двух суток после направления уведомления о доставке; плата за погрузочно-разгрузочные работы, если вес отправления превышает 100 кг; тариф за простой автомобиля; плата за отказ отправителя от заявки, либо отказ от передачи отправления для дальнейшей доставки.

Комиссией в рамках рассмотрения дела проведен анализ условий договоров на предмет приема, перевозки и доставки отправлений с оружием, заключенных в 2013 -2014 гг. Управлением специальной связи по Республике Бурятия, копии которых представлены ФГУП ГЦСС исх. от 06.11.2014 № 628, и установлено следующее.

  • В 2013 году из 8 договоров - 4 договора, заключенных с физическими лицами, 2 из которых (в т.ч. с Киселёвым Р.А.)  содержат дополнительные услуги в виде оформления разрешения стоимостью 2200 руб. (без НДС), 2 договора заключены без условий дополнительных услуг. 4 договора, заключенных с юридическими лицами, 2 из которых также содержат дополнительные услуги в виде оформления разрешения стоимостью 2200 руб. (без НДС), 2 договора заключены без условий дополнительных услуг.
  • В 2014 году из 7 договоров - 5 договоров, заключенных с физическими лицами, 4 из которых содержат дополнительные услуги в виде оформления разрешения стоимостью 2200 руб. (без НДС), 1 договор заключен без условий дополнительных услуг. 2 договора, заключенных с юридическими лицами, содержат дополнительные услуги в виде оформления разрешения стоимостью 2200 руб. (без НДС).

Таким образом, действия ФГУП «Главный центр специальной связи», в части необоснованного включения в договоры о предоставлении услуг специальной связи, предметом которых является предоставление услуг по приему, перевозке и доставке отправлений с оружием, в качестве дополнительной услуги  оформление разрешения на перевозку оружия стоимостью 2200 рублей (без НДС) являются злоупотреблением доминирующим положением, что имеет своим результатом ущемление интересов других лиц.В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия  занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

В соответствии с частью 5 статьи 39 Закона о защите конкуренции, если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ФГУП «Главный центр специальной связи» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в необоснованном включении в договоры о предоставлении услуг специальной связи, предметом которых является предоставление услуг по приему, перевозке и доставке отправлений с оружием, в качестве дополнительной услуги  оформление разрешения на перевозку оружия стоимостью 2200 рублей (без НДС), что имеет своим результатом ущемление интересов других лиц.

2. Выдать предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением в срок до 29.12.2014, а именно: не включать в договоры о предоставлении услуг специальной связи, предметом которых является предоставление услуг по приему, перевозке и доставке отправлений с оружием, в качестве дополнительной услуги  оформление разрешения на перевозку оружия. 

3. Направить настоящее решение Комиссии уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31. КоАП РФ.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольного законодательства отсутствуют.   

Председатель Комиссии                                          

Члены Комиссии                                                 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За  невыполнение  в   установленный   срок  законного  решения антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных правонарушениях установлена     административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

17 декабря 2014 г.                        г. Улан-Удэ                  Дело № 05-11/18-2014

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

<…>,

Членов Комиссии:

<…>,

<…>,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 17 декабря 2014 года по делу № 05-11/18-2014 о нарушении ФГУП «Главный центр специальной связи»  части 1 статьи 10  Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ФГУП «Главный центр специальной связи» в срок до 29.12.2014 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно: не включать в договоры о предоставлении услуг специальной связи, предметом которых является предоставление услуг по приему, перевозке и доставке отправлений с оружием, в качестве дополнительной услуги  оформление разрешения на перевозку оружия. 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Председатель Комиссии

Члены Комиссии

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание.  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации  об административных      правонарушениях      установлена     административная ответственность.

Привлечение   к   ответственности,   предусмотренной  законодательством

Российской  Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны