Решение б/н Решение по делу № 05-11/23-2015 в отношении ОАО «Читаэнергос... от 21 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 05-11/23-2015

11 марта 2016 г.

Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 11 марта 2016 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>,

рассмотрев 25.02.2016 дело № 05-11/23-2015 от 23.12.2015 года, возбужденное по результатам рассмотрения материалов проверки Северобайкальской межрайонной прокуратуры и Муниципального предприятия Дирекции по тепловодоснабжению «Северобайкальская» (далее – МП ДТВ «Северобайкальская) по признакам нарушения ОАО «Читаэнергосбыт» (672010, г. Чита, ул. Забайкальского рабочего, д.36),  части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

при участии от ответчика ОАО «Читаэнергосбыт» <…>, представителя по доверенности от 01.01.2015 № 5/ТП,

в отсутствие надлежаще уведомленного заявителя МП ДТВ «Северобайкальская» и заинтересованных лиц ПАО «МРСК Сибири», ООО «Северная тепловая компания»,

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС России поступили материалы проверки Северобайкальской межрайонной прокуратуры (вх. от 17.08.2015 № 4494, от 17.09.2015 № 5138) и заявление МП ДТВ «Северобайкальская» (вх. от 21.08.2015 № 4625) на предмет нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК Сибири» в части полного введения ограничения режима потребления электрической энергии на объекты МП ДТВ «Северобайкальская».

Из материалов проверки Северобайкальской прокуратуры следует, что объекты жилищно-коммунального хозяйства центральная котельная, котельные № 6,10,11,12 и центральные тепловые пункты (далее – ЦТП) № 1,2,3,4,5,6,8,10,12,13,15 являются объектами централизованного водоснабжения населенного пункта г.Северобайкальск, в связи с чем, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных объектов МП ДТВ «Северобайкальская», относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, в связи с чем, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 Правил № 442 не ниже уровня аварийной брони.

По результатам прокурорской проверки установлено, что ОАО «Читаэнергосбыт» произвело полное ограничение электрической энергии на следующие объекты:

- с 08.06.2015 на ЦТП №№ 1,2,3,4,6,8,12,13,15;

- с 07.07.2015 на административное здание предприятия;

- с 07.08.2015 ЦТП № 5,7, котельные № 6,10 и артезианские скважины, обеспечивающие централизованное водоснабжение п.Заречный г.Северобайкальск;

- с 11.08.2015 центральная котельная г.Северобайкальск.

Также, проверкой установлено, что ОАО «Читаэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири» допущены грубые нарушения требований пунктов 7,9 Правил № 442, предъявляемых к процедуре и порядку введения режима ограничения на объекты, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Из заявления МП ДТВ «Северобайкальская» следует, что в июне 2015 года между МП ДТВ «Северобайкальская» и ОАО «МРСК Сибири» подписан Акт согласования технологической и аварийной брони, который получен ОАО «Читаэнергосбыт» 01.07.2015. В мае-июле ОАО «Читаэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири» совершены действия по введению режима ограничения потребления электрической энергии на объекты централизованного тепловодоснабжения предприятия, которые являются незаконными. Во все случаях Акты об отключении электрической энергии в адрес предприятия не направлялись.

Из представленных письменных объяснений ОАО «Читаэнергосбыт» (вх. от 11.09.2015 № 5041, 26.10.2015 № 5825) следует, что ограничение режима потребления электрической энергии было вынужденной мерой, так как проводимая исковая работа ОАО «Читаэнергосбыт» в отношении МП ДТВ «Северобайкальская» результата не приносит. В настоящее время на рассмотрении Арбитражного суда Республики Бурятия находятся дела №№ А10-4085/2015, А10-5046/2015 о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за период апрель-июнь 2015 года. Ущерб ОАО «Читаэнергосбыт» от действий МП ДТВ «Северобайкальская» составляет 18 454 149,10 руб. Дальнейшая поставка электрической энергии на объекты МП ДТВ «Северобайкальская» ведет только к увеличению суммы ущерба.

Из письменных пояснений ПАО «МРСК Сибири» (вх. от 06.10.2015 № 5477) следует, в связи с тем, что отсутствовала техническая возможность частичного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) с центров питания исполнителя, руководствуясь пунктом 9 Правил № 442, ПАО «МРСК Сибири» ввело полное ограничение режима потребления электроэнергии.

29.07.2015 в адрес Бурятского УФАС России поступили материалы проверки Северобайкальской межрайонной прокуратуры (вх. №  4190) на предмет выявления признаков нарушения Закона о защите конкуренции в действиях ОАО «Читаэнергосбыт» в части полного ограничения режима потребления электрической энергии центральной котельной п.Новый Уоян Северобайкальского района.

Из материалов проверки следует, что ОАО «Читаэнергосбыт» произвело полное ограничение режима потребления электрической энергии в центральной котельной п. Новый Уоян, которая является объектом центрального водоснабжения и эксплуатируется ООО «СТК».

Так, в прошедший отопительный сезон 2014-2015 года ООО «СТК» с помощью центральной котельной поставляло тепло и горячую воду населению поселка, а также социально значимым организациям: поселковая больница МУЗ «Нижнеангарская ЦРБ», МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 36, МБДОУ детский сад «Лесная поляна», МБОУ «Ново-Уоянская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, Муниципальная детская школа искусств п. Новый Уоян, Культурно-досуговый центр «Туяна».

На момент проведения прокурорской проверки 14.07.2015 установлено, что с 25.05.2015 в здании центральной котельной п.Новый Уоян полностью отключена электрическая энергия. По причине отсутствия в центральной котельной электрической энергии работниками ООО «СТК» не проводятся работы по текущему ремонту котлов (КЕ 25-14С№ 1; КЕ 24-14С № 2; КВТС-20 № 4; КВТС-20 № 5), капитальному ремонту вспомогательного оборудования.

Из письменных объяснений ОАО «Читаэнергосбыт» (вх. от 19.08.2015 № 4564) следует, что в связи с образовавшейся задолженностью за потребленную электрическую энергию за период с сентября 2014 по апрель 2015, то есть за 8 месяцев, в размере 18 127 425,59 руб., ОАО «Читаэнергосбыт» направило в адрес потребителя уведомления о необходимости погашения задолженности и возможном приостановлении подачи электрической энергии в случае не поступления денежных средств в установленные сроки.

В виду непогашения задолженности в установленные сроки, ОАО «Читаэнергосбыт» было вынуждено ввести ограничение режима потребления электрической энергии на некоторые объекты потребителя.

Согласно Акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 07.10.2014, Приложения № 1 к договору энергоснабжения и однолинейной схемы оперативной схемы электроснабжения, Центральная котельная № 1 (ТП-4) п.Новый-Уоян запитана через два ввода (две цепи):

Основной вввод (ВВ1) – ПС «Новый Уоян-тяговая», ВЛ-10кВ опора №5 В.-11, ТП 10/0,4 кВ №4 «Котельная».

Резервный ввод (ВВ2) – ПС «Новый Уоян-тяговая», ВЛ-10 кВ опора №5 ф.-8, ТП 10/0,4 кВ №4 «Котельная».

Согласно уведомлениям от 08.05.2015, 21.05.2015 и заявки на введение ограничения режима потребления электроэнергии, направленной в ПАО «МРСК Сибири», ОАО «Читаэнергосбыт» планировало ввести ограничение только на резервный ввод Центральной котельной №1.

Так, в заявке и уведомлениях от 08.05.2015, 21.05.2015 допущена опечатка, вместо «Ц.Котельная ВВ2» следует читать «ЦТП-2», которое как раз и подключено от ПС«Новый УОЯН-тяговая», ВЛ-10 кВ опора №96 ф.-3.

Кроме того, в ходе проверки ОАО «Читаэнергосбыт» было установлено, что резервный ввод (ВВ2) – ПС «Новый Уоян-тяговая», ВЛ-10 кВ опора №5 ф.-8, ТП 10/0,4 кВ №4 «Котельная» не отключен, что подтверждается актом проверки от 14.08.2015.

Из письменных пояснений ПАО «МРСК Сибири» - филиал «Бурятэнерго» (вх. от 06.10.2015 № 5478) следует, что ОАО «Читаэнергосбыт» утверждает, что планировало ввести ограничение режима потребления электроэнергии только на резервный ввод Центральной котельной №1, что не соответствует действительности поскольку в заявке на введение ограничения режима потребления электрической энергии № 2447 от 15.05.2015 в описаниях точки поставки потребления в отношении, которого вводится ограничение указаны 2 точки поставки, а именно «Ц.Котельная ВВ1» и «Ц.Котельная ВВ2».

Ни о каких допущенных опечатках инициатор введения ограничения - ОАО «Читаэнергосбыт» исполнителя ПАО «МРСК Сибири» не уведомляло.

Опечатку же, инициатор допустил в наименовании точки присоединения, верно при этом указав точку поставки «Ц.Котельная ВВ1». Указанное подтверждается конкретными действиями ОАО «Читаэнергосбыт», поскольку последний подписал без каких-либо разногласий, реестр оказанных в период с 01.05.2015 по 31.05.2015 услуг.

По результатам рассмотрения материалов проверки Северобайкальской межрайонной прокуратуры Бурятским УФАС России 29.10.2015 издан приказ № 125 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», вынесено определение о назначении дела № 05-11/23-2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению. Дело № 05-11/23-2015 назначено к рассмотрению на 19.11.2015 в 09 час. 00 мин.

ОАО «Читаэнергосбыт» привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика.

Для всестороннего, объективного и правильного рассмотрения настоящего дела, Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела на 03.12.2015.

Определением от 19.11.2015 привлечены к участию в рассмотрении дела № 05-11/23-2015 в качестве заинтересованных лиц ООО «Северная тепловая компания» и ПАО «МРСК Сибири».

По результатам рассмотрения материалов проверки Северобайкальской межрайонной прокуратуры и заявления МП ДТВ «Северобайкальская» Бурятским УФАС России 13.11.2015 издан приказ № 130 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», вынесено определение о назначении дела № 05-11/24-2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, ПАО «МРСК Сибири» привлечено в качестве ответчика, МП ДТВ «Северобайкальское в качестве заявителя, ОАО «Читаэнергосбыт» - заинтересованного лица. Дело № 05-11/24-2015 назначено к рассмотрению на 01.12.2015 в 09 час. 00 мин.

В рассмотрении дела объявился перерыв до 16час. 00 мин. 03.12.2015.

На рассмотрении дела № 05-11/24-2015  03.12.2015 представитель ОАО «Читаэнергосбыт» <…> заявил устное ходатайство об объединении дел №№ 05-11/23-2015, 05-11/24-2015 в одно производство, в связи с тем, что ограничение электрической энергии на объектах ООО «Северная тепловая компания», МП ДТВ «Северобайкальская» произведено в одном районе, то есть Северобайкальском.

Представитель ПАО «МРСК Сибири» <…> заявила устное ходатайство о привлечении в качестве ответчика МП ДТВ «Северобайкальская», ОАО «Читаэнергосбыт» и представила письменные пояснения (вх. от 03.12.2015 № 6795) из которых следует, что ограничение, имевшее место 07.08.2015, вводилось ПАО «МРСК Сибири» по заявке гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «Читаэнергосбыт» от 29.07.2015 № 3014. Ограничение вводилось на срок, не превышающей 2-х часов, то есть в пределах уровня технологической брони потребителя, указанной непосредственно самим потребителем в Приложении «Акт согласования технологической и аварийной брони» к письму от 25.06.2015 № 991. Из пункта 12 вышеуказанного Акта следует, что нагрузка технологической брони электроснабжения в летний период составляет 256,03 кВт/ч. Из чего следует, что потребитель самостоятельно определил количество (объем) электроэнергии), необходимый ему для осуществления мероприятий по завершению технологического процесса в объеме 256,03 кВт./ч. Согласно показаний приборов учета электрической энергии, установленных на объекте Котельная № 10, суточное потребление электроэнергии 07.08.2015 составило 1041,6 квт/ч, в целом за месяц 22 821,6 кВт/ч (при коэффициенте трансформации 120). Таким образом, в действиях ПАО «МРСК Сибири» какие-либо нарушения отсутствуют, даже при введении частичного ограничения, расход электроэнергии 07.08.2015 составил величину (1041,6 кВт/ч), значительно превышающую указанный потребителем уровень технологической брони (256,03 кВт/ч).

Пунктом 17 Правил ограничения предусмотрен порядок, согласно которому уведомления о планируемом введении ограничения до уровня технологической брони направляется в адрес потребителя инициатором введения ограничения с указанием даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения такого уведомления потребителем.

Также, предусмотрено предварительное уведомление помимо потребителя уполномоченных органов субъекта РФ, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

ОАО «Читаэнергосбыт» направило в адрес сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» заявку на введение ограничения режима потребления электроэнергии в отношении объектов МП ДТВ «Северобайкальская» от 29.07.2015 № 3014, указав на необходимость введения ограничения с 14.00 часов 07 августа 2015 года.

При этом, в адрес МП ДТВ «Северобайкальская» 31.07.2015 направлено уведомление, согласно которому предписано потребителю с 01.08.2015 вводить ежедневное самостоятельное ограничение, и указано, что с 06.08.2015 с 11.00 будет введено частичное ограничение до уровня технологической брони.

Из вышесказанного следует, что ОАО «Читаэнергосбыт» направив в адрес сетевой организации заявку от 29.07.2015 № 3014, со своей стороны, предварительно не исполнило обязанности инициатора введения ограничения по соблюдения порядка пункта 17 Правил ограничения.

Также пояснила, что в случаях наличия конфликта, связанного с неоплатой энергоресурсов, организации – монополисты, которыми в данном случае являются как ОАО «Читаэнергосбыт» - поставщик электроэнергии, так и МП ДТВ «Северобайкальская» - поставщик тепла и горячей воды, в силу своей повышенной социальной ответственности, должны урегулировать конфликт в рамках переговорного процесса, либо в рамках судебного процесса и последующего принудительного исполнения судебного решения, то есть отношения ресурсоснабжающей организации (в сфере электроэнергии) и ресурсоснабжающей организации (в сфере коммунальных услуг) не должны негативно отражаться на правах абонентов, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы (коммунальные услуги), то есть сам факт введения ограничения уже создает угрозу для добросовестных абонентов – потребителей коммунальных услуг.

Определением от 03.12.2015 ОАО «Читаэнергосбыт» отказано в удовлетворении ходатайства об объединении дел №№ 05-11/23-2015, 05-11/24-2015 в одно производство и ПАО «МРСК Сибири» о привлечении в качестве ответчика МП ДТВ «Северобайкальская».

Определением от 03.12.2015 делу ОАО «Читаэнергосбыт» привлечено к участию в рассмотрении дела № 05-11/24-2015 в качестве ответчика.

На рассмотрении дела 05-11/24-2015 от 22.12.2015 представитель ОАО «Читаэнергосбыт» <…> заявил письменное ходатайство (вх. от 22.12.2015 № 7226) об объединении дел №№ 05-11/23-2015, 05-11/24-2015 в одно производство, так как в производстве Бурятского УФАС России находятся на рассмотрении два однородных дела, дело № 05-11/23-2015 по введению ограничения режима потребления электрической энергии на объекты ООО «Северная тепловая компания» и дело № 05-11/24-2015 по введению ограничения режима потребления электрической энергии на объекты МП ДТВ «Северобайкальская», в связи с тем, что в обоих делах в качестве ответчиков выступают ОАО «Читаэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири», кроме того, в обоих случаях ограничение вводилось в отношении объектов, находящихся в Северобайкальском районе РБ, что свидетельствует об однородности дел.

Представитель ПАО «МРСК Сибири» <…> не возражала против удовлетворения заявленного ходатайства.

Определением от 22.12.2015 объединены дела №№ 05-11/23-2015, 05-11/24-2015 в одно производство.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что нарушение антимонопольного законодательства по введению ограничения электрической энергии на объектах МП ДТВ «Северобайкальское» совершено на разных товарных рынках, ОАО «Читаэнергосбыт» на розничном рынке купли-продажи электрической энергии, ПАО «МРСК Сибири» на рынке услуг по передаче электрической энергии.

Определением от 22.12.2015 Комиссией выделено дело в отношении ПАО «МРСК Сибири» по признакам нарушения ПАО «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул.Бограда, д.144-а) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отдельное производство.

Бурятским УФАС России 23.12.2015 издан приказ № 153 «О создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», вынесено определение о назначении дела № 05-11/23-2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению. Дело № 05-11/23-2015 назначено к рассмотрению на 26.01.2016 в 14 час. 00 мин.

ОАО «Читаэнергосбыт» привлечено в качестве ответчика, МП ДТВ «Северобайкальская» в качестве заявителя. ООО «Северная тепловая компания», ПАО «МРСК Сибири» как заинтересованные лица.

Определением от 28.01.2016 Комиссия отложила рассмотрения дела № 05-11/23-2015 на 25.02.2016 в 14ч.00 мин. в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

На рассмотрении дела № 05-11/23-2015, состоявшемся 25.02.2016 представитель ОАО «Читаэнергосбыт» пояснил, что ограничение режима потребления электрической энергии на объектах МП ДТВ «Северобайкальское» и ООО «Северная тепловая компания» не связаны с ущемлением интересов потребителей, получающих коммунальные ресурсы от МП ДТВ «Северобайкальская», ООО «Северная тепловая компания», в связи с тем, что ограничение режима потребления электрической энергии производилось в отношении юридических лиц, имеющих задолженность по оплате электрической энергии.

Заявитель и Заинтересованные лица не представили письменные пояснения и доказательства в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении об обстоятельствах дела.

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

На основании Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок) составлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на розничном рынке купли-продажи электрической энергии в рамках рассмотрения дела № 05-11/23-2015 от 23.12.2015.

В соответствии с пунктом 1.3. Порядка определены:

 - временной интервал исследования товарного рынка – период с 01.10.2014 по 30.09.2015 (4-й квартал 2014 года и 3 квартала 2015 года);

- продуктовые границы товарного рынка – розничный рынок электрической энергии (мощности);

- географические границы товарного рынка - административные границы территории Республики Бурятия, за исключением зоны деятельности МУП «ЖКХ Баунтовского эвенкийского района».

По итогам проведенного Анализа состояния конкуренции, на основании критерия, установленного пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции (доля в размере более 50%) установлено, что ОАО «Читаэнергосбыт» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах Республики Бурятия (за исключением зоны деятельности МУП «ЖКХ Баунтовского эвенкийского района»).

На основании пункта 7 статьи 38 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает, в том числе обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления; обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня; меры по социальной защите граждан Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила № 442).

Правила N 442 устанавливают основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе его уровня, которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) в определенных данными Правилами случаях.

В силу подпункта "б" пункта 2 Правил N 442 ограничение режима потребления электрической энергии может быть введено в случае нарушения потребителем своих обязательств, что в числе прочего может выражаться в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.

Согласно пункту 18 Правил N 442 в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 данных правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с данными правилами.      

Процедура введения ограничения режима потребления прописана в пункте 7 Правил № 442, инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее следующие сведения:

а) наименование потребителя и описание точки поставки потребителя, в отношении которого вводится ограничение режима потребления;

б) основания введения ограничения режима потребления;

в) вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю);

г) сроки вводимого ограничения режима потребления (при введении частичного ограничения режима потребления - также уровень ограничения);

д) сведения об уведомлении потребителя (а в случаях, указанных в пункте 17 настоящих Правил, - также уполномоченных органов) в соответствии с настоящими Правилами о планируемом ограничении режима потребления».

Согласно пункту 17 Правил № 442 ограничение режима потребления вводится в следующем порядке:

а) инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет потребителю уведомление о планируемом введении ограничения режима потребления до уровня технологической брони в случае невыполнения потребителем в срок, установленный в уведомлении, требования о погашении задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, с указанием:

даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения такого уведомления потребителем, если иной срок для ведения частичного ограничения режима потребления не определен актом согласования технологической и (или) аварийной брони;

даты полного ограничения режима потребления, вводимого в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности после введения частичного ограничения режима потребления.

Инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) в течение 3 рабочих дней с даты получения указанного в настоящем подпункте извещения повторно уведомляет о планируемой дате введения частичного ограничения режима потребления потребителя, исполнителя, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации, территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

На основании пункта 2 Приложения к Правилам N 442 к потребителям, частичное ограничение режима электропотребления которых производится в соответствии с пунктом 17 Правил, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Данный пункт не разделяет понятие централизованного холодного и централизованного горячего водоснабжения.

Согласно Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" под питьевой водой понимается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции. Этими же правилами установлено, что под понятием "водоснабжение" понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды. Следовательно, водоснабжение в смысле положений данных Правил также не подразделяется на питьевое и горячее, а под питьевой водой понимается как холодная, так и горячая вода, поступающая к потребителю.

В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под централизованной системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.

В силу вышеуказанных правовых положений ограничение режима энергопотребления таких объектов должно производиться в специальном порядке, установленном пунктами 17, 18 Правил. 

Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что решением Муниципального образования «город Северобайкальск» № 353 от 08.09.2011 создано Муниципальное предприятие «Дирекция по тепловодоснабжению «Северобайкальская» и возложены функции в соответствии с уставом предприятия: эксплуатация систем энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения; обеспечение коммунальными услугами абонентов (население, учреждения бюджетной сферы, прочие потребители).

В соответствии с Распоряжением Администрации муниципального образования «город Северобайкальск» от 14.09.2014 № 308 «О передаче муниципального имущества МП ДТВ «Северобайкальская» на праве хозяйственного ведения» для осуществления основного вида деятельности МП ДТВ «Северобайкальская» передано на праве хозяйственного ведения, находящееся в муниципальной собственности МО «город Северобайкальск» муниципальное имущество согласно Приложению № 1:

- центральная котельная – объект, входящий в комплекс сооружений, обеспечивающих централизованное (горячее) водоснабжение и теплоснабжение;

- котельные №№ 6,10,11,12; ЦТП №№ 1,2,3,4,5,6,8,10,12,13,15 -объекты, работающие по открытой схеме теплоснабжения, то есть обеспечивают централизованное (горячее) водоснабжение из системы отопления;

-скважины №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,14,20 – артезианские скважины, обеспечивающие централизованное водоснабжение;

- ОГМ, ЭМУ (производственная база),

- административное здание г.Северобайкальск, ул.Космонавтов, д.3.

ПАО «МРСК Сибири» согласована с МП ДТВ «Северобайкальская» нагрузка технологической брони электроснабжения зимний период 1865,0 кВт/ч, летний период 256,03 кВт/ч, нагрузки аварийной брони электроснабжения, не участвующей в работе потребителя в нормальном режиме не согласовано.

Между ОАО «Читаэнергосбыт» и МП ДТВ «Северобайкальская» заключен договор энергоснабжения № 333-00045 от 01.06.2014 (далее – Договор). По договору гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

В соответствии с Приложением № 1 точками поставки по указанному договору являются в том числе котельная 10 (г.Северобайкальск, ул. 18 съезда ВЛКСМ), ЦТП-1 (г.Северобайкальский, ул.Космонавтов) ЦТП-2 (г.Северобайкальский, Пр.Юности); ЦТП-3 (г.Северобайкальск, ул.Дзержинского); ЦТП-4 (г.Северобайкальский, ул.Дружбы); ЦТП-6 (г.Северобайкальск, ул.Рабочая); ЦТП-8 (г.Северобайкальск, ул. Рабочая); ЦТП-12 (г.Северобайкальск, ул.Магистральная); ЦТП-13 (г.Северобайкальск, ул.Космонавтов); ЦТП-15 (г.Северобайкальск, ул.18 съезда ВЛКСМ), административное здание (г.Северобайкальск, ул.Космонавтов,3).

По информации МП ДТВ «Северобайкальская» (вх. от 17.12.2015  7148) следует, что к водоснабжению заявителя подключены

по закрытой системе: Центральная котельная (детский сад «Подснежник», детский сад № 230, детский сад № 226, детский сад «золотой ключик», детский сад «Брусничка», гимназия № 5, школа № 11, лицей № 6, ГОВД, прокуратура, городской суд, ЛОВД, войсковая часть 7628, санаторий-профилакторий «Подлеморье», городская поликлиника, НУЗ Железнодорожная больница на ст.Северобайкальск, ДК «Железнодорожник», дом-интернет № 25, городская администрация, детская школа искусств).

по открытой системе: ЦТП № 1 (детский сад «Подснежник», школа № 1, школа туристическо-экологического образования), ЦТП № 2 (центр-интернат для детей инвалидов «Надежда», детская юношеская спортивная школа), ЦТП № 4 (городской военкомат, здание Роспотребнадзора), ЦТП № 5 (детский сад «Теремок»), ЦТП № 6 (изолятор временного содержания), ЦТП № 8 (войсковая часть 7628), ЦТП № 9 (одел вневедомственной охраны), ИФНС № 4 (детская юношеская спортивная школа), котельная № 6 (детский сад «Серебряное копытце»), котельная № 10 (школа №3).

Материалами дела подтверждается, что эксплуатируемые МП ДТВ «Северобайкальская» объекты энергопотребления (центральная котельная, ЦТП-1; ЦТП-2; ЦТП-4; ЦТ-5; ЦТП-8; ЦТП-9, котельные № 6,10) являются объектами централизованного водоснабжения и теплоснабжения для г.Северобайкальск.

21.05.2015 в адрес МП ДТВ «Северобайкальская» от ОАО «Читаэнергосбыт» поступило повторное уведомление № 2580 на уведомление от 08.05.2015 № 2417 о планируемом ограничении режима потребления электрической энергии, в котором сообщено, что задолженность МП ДТВ «Северобайкальская» по состоянию на 21.05.2015 составляет 24 669 451,29 руб., МП ДТВ «Северобайкальская» предложено в срок до 07.05.2015 погасить задолженность либо с 08.05.2015 самостоятельно вводить ежедневное частичное ограничение режима потребления электроэнергии на следующих объектах: Котельная 12 вв 2, Котельная 6 Резерв, Котельная 10  Ф:З-110/35/10кВ»КТП-115 З-1 и Ф: з-1 Город 110/35/10кВ»КТП-115 З-1 СШНН-1,  Котельная 11 Ввод 1, Котельная 11 Ввод 2, Котельная 12 вв 1. В случае неоплаты и невыполнений действий по самостоятельному ограничению ОАО «Читаэнергосбыт» 15.05.2015 введет частичное ограничение электрической энергии до уровня технологической брони, с 20.05.2015 до уровня аварийной брони, с 25.05.2015 произведет полное ограничение режима потребления электрической энергии на вышеуказанных объектах.

Уведомлениями от 12.05.2015 № 2430, 22.05.2015 № 2589, 03.06.2015 № 2683 ОАО «Читаэнергосбыт» уведомляет о необходимости погашения задолженности и возможном приостановлении подачи электрической энергии в случае не поступления денежных средств до 22.05.2015, начиная с 23.05.2015 до момента погашения дебиторской задолженности, самостоятельно вводить ежедневное частичное ограничение режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони, при невыполнении в срок самостоятельного введения, 28.05.2015 ОАО «Читаэнергосбыт» будет вынуждено ввести частичное ограничение режима потребления электрической энергии, путем ограничения технологической брони, с 02.06.2015 путем ограничения до уровня аварийной брони, с 08.06.2015 будет вынуждено произвести полное ограничение на следующие объекты:

Центральная котельная Ф.7 яч.№7 и Ф.17 яч.№17; ЦТП-4; ЦТП-5: ЦТП-6; ЦТП-7; ЦТП-8; ЦТП-10; ЦТП-12; ЦТП-13; ЦТП-15; ЦТП-1; ЦТП-2; ЦТП-3.

29.05.2015 ОАО «Читаэнергосбыт» направило в ПАО «МРСК Сибири» заявку № 2624 на введение ограничения режима потребления электроэнергии в МП ДТВ «Северобайкальская» с 11 час. 00 мин. 08.06.2015 произвести полное ограничения подачи электрической энергии до полного погашения дебиторской задолженности на следующие объекты:

Центральная котельная Ф.7 яч.№7 и Ф.17 яч.№17; ЦТП-4; ЦТП-5: ЦТП-6; ЦТП-7; ЦТП-8; ЦТП-10; ЦТП-12; ЦТП-13; ЦТП-15; ЦТП-1; ЦТП-2; ЦТП-3.

Заявка на введение ограничения режима потребления была выполнена ПАО «МРСК Сибири», что подтверждается актами ограничения режима потребления электрической энергии, составленными представителями ОАО «МРСК Сибири» в присутствии представителя МП ДТВ «Северобайкальская» <…>, в соответствии с которыми вследствие задолженности по оплате электрической энергии прекращена подача электрической энергии:

с 08.06.2015 на ЦТП-1 путем отключения питающей линии АВ-0,4 кВ ТП-7 ф-2 с 15 час. 50 мин., на ЦТП-2 путем отключения питающей линии РТП-56/2 Ц-2 с 11 час. 43 мин., на ЦТП-3 путем отключения питающей линии АВ-0,4 кВ ТП-23 ф-1 с 15 час. 56 мин., на ЦТП-6 путем отключения питающей линии АВ-0,4 кВ ТП-1 ф-3 с 14 час. 50 мин., на ЦТП-8 путем отключения питающей линии АВ-0,4 кВ ТП-26 ф-1 с 16 час. 20 мин., на ЦТП-13 путем отключения питающей линии АВ-0,4 кВ ТП-20/1 ф-2, ЦТП-15 путем отключения питающей линии АВ-0,4 кВ в ШУ-0,4 кВ.

с 09.06.2015 на ЦТП-4 путем отключения питающей линии Р-0,4 кВ в ЩУ-0,4 кВ с 11 час. 43 мин., на ЦТП-12 путем отключения питающей линии Р-0,4 кВ в ЩУ-0,4 кВ с 10 час. 25 мин.

23.06.2015 № 2644, 03.07.2015 № 2763, 15.07.2015 № 2924 в связи с наличием задолженности за потребленную электрическую энергию за период с апреля по июнь 2015 года так же были направлены уведомления, до 03.07.2015 выполнить требование о погашении задолженности, с 04.07.2015 самостоятельно вводить ежедневное частичное ограничение режима потребления электрической энергии, с 09.07.2015 будет введено частичное ограничение до уровня технологической брони, с 14.07.2015 до уровня аварийной брони, 20.07.2015 с 11ч.00 мин будет произведено полное ограничение режима потребления электрической энергии на объекты:

- Центральная котельная Ф.7 яч.№7 и Ф.17 яч.№17; ЦТП-5, ЦТП-7, ЦТП-10; Котельная 12 вв2; Котельная 6 Резерв; Котельная 10 Ф:З-110/35/10кВ»КТП-115 З-1; Котельная 10 Ф: з-1 Город 110/35/10кВ»КТП-115 З-1 СШНН-1; Котельная 11 Ввод 1; Котельная 11 Ввод 2; Котельная 12 вв1; административное здание; ОГМ ЭМУ.

В связи с задолженностью ОАО «Читаэнергосбыт» уведомило 26.05.2015 № 2600, 24.06.2015 № 2649, 27.06.2015 МП ДТВ «Северобайкальская» о погашении задолженности, в случае неоплаты в установленный срок будет введен режим ограничения потребления электрической энергии в административном здании (ТП-19).

07.07.2015 ПАО «МРСК Сибири» введено полное ограничение режима потребления электроэнергии административного здания путем отключения питающей линии 1-фазного провода от ПУ по заявке ОАО «Читаэнергосбыт» № 2666 от 26.06.2015.

Из материалов проверки Северобайкальской прокуратуры следует, что 07.08.2015 в 15ч. 45 мин. ПАО «МРСК Сибири» произвело полное отключение электрической энергии на ЦТП-5, ЦТП-7, ЦТП-10, котельные №№ 6, 10 при отключении обесточены артезианские скважины 6,10, что привело к прекращению водоснабжения пос.Заречный. Отключение объектов произведено без уведомления и присутствия представителей МП ДТВ «Северобайкальская». 11.08.2015 в 11ч. 00мин. произведено отключение фидера-16, обеспечивающих энергоснабжение центральной котельной.

21.07.2015 ОАО «Читаэнергосбыт» направило уведомление № 2958 МП ДТВ «Северобайкальская», что по состоянию на 21.07.2015 задолженность составляет 15847659,81 рублей, в срок до 31.07.2015 выполнить требование о погашении задолженности. При невыполнении требования о погашении задолженности либо с 01.08.2015 по графику с 11-00 до 17-00 часов самостоятельно вводить ежедневное частичное ограничение режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони. В случае неоплаты и невыполнений действий по самостоятельному ограничению ОАО «Читаэнергосбыт» 06.08.2015 с 11 часов 00мин. будет вынуждено ввести частичное ограничение режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони, 11.08.2015 с 11часов 00 мин до уровня аварийной брони на следующие объекты:

- ЦТП-5, ЦТП-7, ЦТП-10; Котельная 12 вв2; Котельная 6 Резерв; Котельная 10 Ф:З-110/35/10кВ»КТП-115 З-1 и Ф: з-1 Город 110/35/10кВ»КТП-115 З-1 СШНН-1; Котельная 11 Ввод 1; Котельная 11 Ввод 2; Котельная 12 вв1; ОГМ ЭМУ, Центральная котельная ВВ1 фидер №16 и ВВ2 фидер №23.

В дополнение к уведомлению от 21.07.2015, ОАО «Читаэнергосбыт» 31.07.2015 направило уведомление № 3023 МП ДТВ «Северобайкальская», что по состоянию на 31.07.2015 задолженность составляет 14441458,68 руб. с требованиями об ограничении электрической энергии на объекты МП ДТВ «Северобайкальская» и сроками такими же как указано в уведомлении от 21.07.2015.

На рассмотрении настоящего дела, представитель ПАО «МРСК Сибири» представила уведомление, из которого следует, что 29.07.2015 ОАО «Читаэнергосбыт» направило в ПАО «МРСК Сибири» заявку на введение ограничения режима потребления электроэнергии в МП ДТВ «Северобайкальская» с 14 час. 00 мин. 07.08.2015 произвести ограничения подачи электрической энергии до уровня технологической брони до полного погашения дебиторской задолженности на следующие объекты:

- ЦТП-5, ЦТП-7, ЦТП-10; Котельная 12 вв 2; Котельная 6 Резерв; Котельная 10 Ф:З-110/35/10кВ»КТП-115 З-1; Котельная 10 Ф: з-1 Город 110/35/10кВ»КТП-115 З-1 СШНН-1; Котельная 11 Ввод 1; Котельная 11 Ввод 2; Котельная 12 вв1; ОГМ, ЭМУ.

Из вышеизложенного следует, что гарантирующий поставщик ОАО «Читаэнергосбыт» уведомляло сетевую организацию ПАО «МРСК Сибири» о введении ограничения до уровня технологической брони на объекты, указанные в уведомлении от 29.07.2015, в свою очередь ПАО «МРСК Сибири» ввело полное ограничение электрической энергии котельной № 10, при отключении обесточены артезианские скважины №№6,10, что привело к прекращению водоснабжения пос.Заречный. В отношении ПАО «МРСК Сибири» возбуждено дело № 05-11/24-2015 по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части полного ограничения режима потребления электрической энергии на котельной № 10 и артезианских скважинах, обеспечивающих централизованное водоснабжение п.Заречный Северобайкальского района.

31.07.2015 ОАО «Читаэнергосбыт» направило заявку № 3027  в ПАО «МРСК Сибири» на ограничение подачи электрической энергии  с 11.08.2015 до уровня аварийной брони на объекты МП ДТВ «Северобайкальская» до полного погашения дебиторской задолженности на следующие точки поставки:

- ЦТП-5, ЦТП-7, ЦТП-10; Котельная 12 вв 2; Котельная 6 Резерв; Котельная 10 Ф:З-110/35/10кВ»КТП-115 З-1; Котельная 10 Ф: з-1 Город 110/35/10кВ»КТП-115 З-1 СШНН-1; Котельная 11 Ввод 1; Котельная 11 Ввод 2; Котельная 12 вв1; ОГМ, ЭМУ.

Ответчиком и сетевой организацией ПАО «МРСК Сибири» не представлены Акты об ограничении электрической энергии центральной котельной, между тем, как подтверждается материалами проверки Северобайкальской прокуратуры, объяснениям главного энергетика МП ДТВ «Северобайкальская» <…>, что 11.08.2015 в 11ч.оо мин. было произведено отключение одного из фидеров (а именно 16-го фидера), обеспечивающих энергоснабжение центральной котельной.

Комиссия Бурятского УФАС России находит довод ПАО «МРСК Сибири», что ОАО «Читаэнергосбыт» направив в адрес сетевой организации заявку от 29.07.2015 № 3014, со своей стороны, предварительно не исполнило обязанности инициатора введения ограничения по соблюдения порядка пункта 17 Правил ограничения, обоснованным и считает, что хотя в вышеуказанной заявке содержатся сведения об уведомлении потребителя от 21.07.2015 № 2958, в том числе уполномоченных органов Управление МЧС России от 22.07.2015 № б/н, Забайкальское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.07.2015 № б/н, Правительство Республики Бурятия от 22.07.2015 № б/н, в вышеуказанном уведомлении потребителя указаны другие сроки ограничения электрической энергии,  других доказательств ответчиком на рассмотрение дела не представлено.

Как было установлено Комиссией, эксплуатируемые МП ДТВ «Северобайкальская» объекты энергопотребления (центральная котельная, ЦТП-1, ЦТП-2, ЦТП-4, ЦТП-5, ЦТП-8; ЦТП-9, котельные № 6,10) являются объектами централизованного водоснабжения для г.Северобайкальск, между тем объекты на которых было ограничение электрической энергии ЦТП-3, ЦТП-4, ЦТП-6, ЦТП-7, ЦТП-10, ЦТП-12, ЦТП-13, ЦТП-15, административное здание, не относятся к объектам централизованного водоснабжения.

Также, Комиссия не находит нарушения пунктов 7,9 Правил № 442, в связи с тем, что все уведомления, направляемые ОАО «Читаэнергосбыт» в адрес потребителя и полученные последним, содержат указание на необходимость осуществления самостоятельных действий по введению частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Условиями заключенного между ПАО «МРСК Сибири» и ОАО «Читаэнергосбыт» договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 06.06.2014 № 18.0300.2021.14, предусмотрена обязанность ПАО «МРСК Сибири» приостанавливать в порядке, установленном в Приложении № 5 к настоящему договору, передачу электрической энергии путем введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе путем выполнения заявок заказчика по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии и по возобновлению их электроснабжения.

Выполняя возложенную на Исполнителя (сетевую организацию) договором обязанность по введению ограничения режима потребления электрической энергии, ПАО «МРСК Сибири» получив от инициатора – ОАО «Читаэнергосбыт» уведомление (заявку) о необходимости введения ограничения режима потребления, произвело необходимые действия по ограничению.

Таким образом, установлено, что в нарушение пунктов 17, 18 Правил № 442 и приложения № 2 к Правилам № 442 ОАО «Читаэнергосбыт» произвело полное ограничение режима потребления электрической энергии в центральной котельной, ЦТП-1; ЦТП-2; ЦТП-4; ЦТП-8 г.Северобайкальск, которые являются объектом центрального водоснабжения и эксплуатируется МП ДТВ «Северобайкальская».

Комиссией Бурятского УФАС России по факту ограничения электрической энергии в отношении объектов ООО «Северная тепловая компания» установлено, что в п.Новый Уоян Северобайкальского района ресурсоснабжающей организацией является ООО «Северная тепловая компания» (далее – ООО «СТК»).

Согласно пункта 3.2 Устава ООО «СТК» общество осуществляет следующие виды деятельности: производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности котельных, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей.

По договору аренды муниципального имущества № 6 от 26.05.2014 года МКУ «Комитет по управлению муниципальным хозяйством», выступающий как уполномоченный орган от имени муниципального образования «Северо-Байкальский район» передает в аренду ООО «СТК» объекты жилищно-коммунального комплекса, состав которого определен актом приема-передачи. В акте указано, что обществу передано здание центральной котельной (п. Новый Уоян, ул. Железнодорожная, д. 35), здание котельной (п. Новый Уоян, ул. Украинская, д. 7), сети теплоснабжения (общей протяженностью 6 067,4433 км.), здания ЦТП № 3, №1, помещение ЦТП № 2 в здании.

02.06.2014 года между ОАО «Читаэнергосбыт» и ООО «СТК» заключен договор энергоснабжения № 335-00330. По договору гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

В соответствии с Приложением № 1 Договора точками поставки по указанному договору являются в том числе Центральная котельная ввод 1 ПС «Уоян тяговая» ВЛ-10кВ Ф-11 (Северобайкальский район, п.Новый Уоян, ул.Железнодорожников, 35) Центральная котельная ввод 2 ПС «Уоян тяговая» ВЛ-10кВ Ф-8 опора 5 (Северобайкальский район, п.Новый Уоян, ул.Железнодорожников, 35).

Из материалов Северобайкальской межрайонной прокуратуры и письменных пояснений ООО «Северная тепловая компания» (вх. от 30.11.2015 № 6671) следует, что центральная котельная п.Новый Уоян предоставляет коммунальные услуги по отоплению, горячему водоснабжению абонентам МУЗ «Нижнеангарская центральная районная больница», МБДОУ Детский сад «Лесная поляна», МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36», МБОУ «Ново-Уоянская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», «Муниципальная детская школа искусств», КДЦ «Туяна», МО ГП «поселок Новый Уоян», 12-й Северобайкальский ГПС Республики Бурятия, Пункт полиции п.Новый Уоян, объекты ОАО «РЖД». Все вышеуказанные потребители являются добросовестными плательщиками коммунальных услуг.

Из вышеизложенного следует, что центральная котельная относится к объектам централизованного водоснабжения п.Новый Уоян.

В силу вышеуказанных правовых положений ограничение режима энергопотребления таких объектов должно было производиться в специальном порядке, установленном пунктами 17, 18 Правил. При отсутствии акта согласования аварийной брони, что имело место в рассматриваемом случае, величины аварийной брони должны были определяться гарантирующим поставщиком по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя.

Доказательств такого согласования ОАО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК Сибири» в материалы дела не представлено, минимальный уровень энергоснабжения определен не был.

В связи с образовавшейся задолженностью за потребленную электрическую энергию за период с сентября 2014 по апрель 2015 в размере 18 127 425,59 руб. ОАО «Читаэнергосбыт» направило уведомления ООО «СТК» 24.04.2015 года, 08.05.2015 года, 21.05.2015 года.

Из уведомлений следовало, что в связи с задолженностью общества по оплате потребленной электроэнергии в размере 18127425 руб. 59 коп., необходимо в срок до 07.05.2015 года погасить образовавшуюся задолженность, при невыполнении требования о погашении задолженности либо с 08.05.2015 самостоятельно вводить ежедневное частичное ограничение режима потребления электрической энергии на следующих объектах:

Котельная МК-161 ВЛ-10кВ. ф.-2 ТП-29 ВЛ-0,4 Ф-2 оп.13;

Ц.Котельная ВВ1 ВЛ-10кВ. ф.-3 оп.96;

Ц.Котельная ВВ2 ВЛ-10кВ. ф.-8 опора №5;

Перекачка МК-138 ВЛ-10 кВ. ф.-3 ТП-19 ВЛ-0,4 Ф-2 оп.7;

Касса ВЛ-10кВ, ф.-2 ТП-29 ВЛ-0,4 Ф-2 оп.13;

Промбаза (перекачка) ВЛ-10 кВ. У.-3 оп.86/10.

В случае неоплаты и невыполнений действий по самостоятельному ограничению ОАО «Читаэнергосбыт» 15.05.2015 введет частичное ограничение электрической энергии до уровня технологической брони, с 20.05.2015 до уровня аварийной брони, с 25.05.2015 произведет полное ограничение режима потребления электрической энергии на вышеуказанных объектах.

Из актов введения ограничения режима потребления электрической энергии от 25.05.2015 года следует, что по заявке ОАО «Читаэнергосбыт» № 2447 от 15.05.2015.25.05.2015 года ПАО «МРСК Сибири» филиал «Бурятэнерго» произвело полное ограничение режима потребления электрической энергии путем отключения:

в 11 часов 40 минут центральной котельной ВВ1 (ПС «Уоян тяговая» ВЛ-10кВ Ф-11 ТП-4) (кроме КНС-3) АВ-0,4 кВ № 24, 25, 26 ВВ АВ-0,4 КВ котлов № 2, 3,4;

в 11 часов 50 минут ПАО «МРСК Сибири» филиал «Бурятэнерго» произвело полное ограничение режима потребления электрической энергии путем отключения центральной котельной ВВ2 (ПС «Уоян тяговая» ВЛ-10кВ Ф-8 ТП-4) ВМ-10 кВ ФУ-8 в ТП-4 «ЦК».

На момент проверки Северобайкальской прокуратуры 14.07.2015 года установлено и подтверждается материалами дела, что в здании центральной котельной п. Новый Уоян полностью отключена электроэнергия с 25.05.2015 года.

Из представленных документов ОАО «Читаэнергосбыт» на запрос Бурятского УФАС России следует, что гарантирующий поставщик направил в ПАО «МРСК Сибири» заявку на введение ограничения (возобновление) режима потребления электроэнергии от 15.05.2015 № 2447, из которой следует, что 25.05.2015 с 11 час. 00 мин. требуется произвести полное ограничение подачи электрической энергии до полного погашения дебиторской задолженности в отношении:

Котельная МК-161 ВЛ-10кВ, ф-2 ТП-29 ВЛ-0,4 Ф-2 оп.13,

Ц.Котельная ВВ1 ВЛ-10кВ, ф.-3 оп.96,

Ц.Котельная ВВ2 ВЛ-10кВ, ф.-8 опора №5,

Касса

В соответствии с пп. «в» пункта 7 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 инициатор введения ограничения не позднее чем за 10 дней до заявляемой им даты введения ограничения режима потребления направляет исполнителю уведомление о необходимости введения ограничения режима потребления, содержащее вид подлежащего введению ограничения режима потребления: частичное ограничение (сокращение уровня потребления электрической энергии (мощности), прекращение подачи электрической энергии потребителю в определенные периоды в течение суток, недели или месяца или ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре, на основании которого осуществляется снабжение электрической энергией потребителя) или полное ограничение (временное прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителю).

Следовательно, если бы в отношении потребителя Центральной котельной №1 (ТП-4) п.Новый-Уоян инициатор ОАО «Читаэнергосбыт» намеревалось ввести частичное ограничение режима потребления (ограничение режима потребления в полном объеме по части точек поставок, указанных в договоре то есть введения ограничения только лишь на резервный ввод) ОАО «Читаэнергосбыт» обязано было указать в уведомлении (заявке) на введение ограничения в отношении потребителя в качестве вида подлежащего введению ограничения режима потребления – «частичное».

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что в заявке № 2447 от 15.05.2015 ОАО «Читаэнергосбыт» требовало ввести в отношении потребителя Центральной котельной №1 (ТП-4) п.Новый-Уоян полное ограничение режима потребления электрической энергии, то есть отключить основной и резервный ввод.

Инициатор ОАО «Читаэнергосбыт» повторно выразило свою действительную волю и намерения на введение полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении Центральной котельной № 1 п.Новый-Уоян, что подтверждается реестром оказанных услуг СБ РЭС (юр.лица) за период с 1 по 31 мая 2015 Северобайкальский район.

Вышеуказанный довод также подтверждается Актом об оказании услуг по введению полного или частичного ограничения режима потреблений электроэнергии потребителями и по возобновлению их электроснабжения за май 2015 года и платежным поручением от 24.06.2015 № 31 ОАО «Чиаэнергосбыт» оказанных услуг ПАО «МРСК Сибири».

В данном случае, как и в предыдущем, выполняя возложенную договором обязанность по введению ограничения режима потребления электрической энергии, ПАО «МРСК Сибири» получив от гарантирующего поставщика заявку от 15.05.2015 № 2447 о необходимости введения ограничения режима потребления, произвело необходимые действия по ограничению.

Таким образом, Комиссией установлено, что в нарушение пунктов 17, 18 Правил № 442 и приложения № 2 к Правилам № 442 ОАО «Читаэнергосбыт» произвело полное ограничение режима потребления электрической энергии в центральной котельной п. Новый Уоян, которая является объектом центрального водоснабжения и эксплуатируется ООО «Северная тепловая компания», т.е. организацией, которая относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что действия гарантирующего поставщика ОАО «Читаэнергосбыт», выразившееся в полном ограничении режима потребления электрической энергии центральной котельной, ЦТП-1; ЦТП-2; ЦТП-4; ЦТП-8 г.Северобайкальск и центральной котельной п.Новый Уоян являются злоупотреблением доминирующим положением.

На рассмотрение настоящего дела представитель Ответчика представил Комиссии постановление от 11.09.2015 о возбуждении исполнительного производства № 22766/15/03017-ИП в отношении ОАО «Читаэнергосбыт» о запрете в период (на время) рассмотрения иска Северобайкальской межрайонной прокуратуры ОАО «Читаэнергосбыт», ОАО «МРСК Сибири» совершать действия по ведению полного и частичного ограничения режима потребления электрической энергии на объектах централизованного водоснабжения, эксплуатируемых МП ДТВ «Северобайкальская»: центральная котельная, котельные №6,10,11,12 и ЦТП №1,2,3,4,5,6,8,10,12,13,15, ОГМ, ЭМУ (производственная база) г.Северобайкальск, ул.Объездная, административное здание г.Северобайкальск, ул.Космонавтов, д.3.

Постановлением об окончании исполнительного производства от 25.09.2015 исполнительное производство № 22766/15/03017-ИП окончено, в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.

Также, представлен Акт о введении ограничения режима потребления электрической энергии от 25.05.2015 из которого следует, что потребителя ООО «Северная тепловая компания» 25.05.2015 в 11ч.50 мин введено ограничение Центральной котельной ВВ2 (ТПС «Уоян» ВЛ-10кВ Ф-8 ТП-4) прибор учета СЭТ 4-1, заводской номер <...> , показания 00353,8.

По состоянию на 14.08.2015 объект Центральная котельная ВВ1 ООО «Северная тепловая компания» не отключен по вышеуказанному прибору учета электрической энергии показания составляют 358,9, что подтверждается Актом от 14.08.2015.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия гарантирующего поставщика ОАО «Читаэнергосбыт», выразившееся в полном ограничении режима потребления электрической энергии центральной котельной, ЦТП-1; ЦТП-2; ЦТП-4; ЦТП-8 г.Северобайкальск и центральной котельной п.Новый Уоян, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

3. Направить настоящее решение Комиссии уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена часть 2 статьи 14.31. КоАП РФ.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольного законодательства отсутствуют.   

<…>                                                                                                                                                       

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны