Решение б/н Решение по делу № 05-11/24-2015 в отношении ПАО «МРСК Сибири... от 21 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 05-11/24-2015

17 марта 2016 г.

Резолютивная часть решения объявлена 03 марта 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 17 марта 2016 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>,

рассмотрев дело № 05-11/24-2015 от 23 декабря 2015 года, возбужденное по результатам рассмотрения материалов проверки Северобайкальской межрайонной прокуратуры и Муниципального предприятия Дирекции по тепловодоснабжению «Северобайкальская» (далее – МП ДТВ «Северобайкальская») по признакам нарушения ПАО «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск,  ул. Бограда, д.144-а) части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

при участии от ответчика ПАО «МРСК Сибири» <…>.., представителя по доверенности от 21.03.2013 № 44,

в отсутствие надлежаще уведомленного заявителя МП ДТВ «Северобайкальская» и заинтересованного лица ОАО «Читаэнергосбыт»,

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС России поступили материалы проверки Северобайкальской межрайонной прокуратуры (вх. от 17.08.2015 № 4494, от 17.09.2015 № 5138) и заявление МП ДТВ «Северобайкальская» (вх. от 21.08.2015 № 4625) на предмет нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК Сибири» в части полного введения ограничения режима потребления электрической энергии на объекты МП ДТВ «Северобайкальская».

Из материалов проверки Северобайкальской прокуратуры следует, что объекты жилищно-коммунального хозяйства центральная котельная, котельные № 6,10,11,12 и центральные тепловые пункты (далее – ЦТП) № 1,2,3,4,5,6,8,10,12,13,15 являются объектами централизованного водоснабжения населенного пункта г.Северобайкальск, в связи с чем, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных объектов МП ДТВ «Северобайкальская» относится к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, в связи с чем, частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 Правил № 442 не ниже уровня аварийной брони.

По результатам прокурорской проверки установлено, что ОАО «Читаэнергосбыт» произвело полное ограничение электрической энергии на следующие объекты:

- с 08.06.2015 на ЦТП №№ 1,2,3,4,6,8,12,13,15;

- с 07.07.2015 на административное здание предприятия;

- с 07.08.2015 ЦТП № 5,7, котельные № 6,10 и артезианские скважины, обеспечивающие централизованное водоснабжение п.Заречный г.Северобайкальск;

- с 11.08.2015 центральная котельная г.Северобайкальск.

Также, проверкой установлено, что ОАО «Читаэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири» допущены грубые нарушения требований пунктов 7,9 Правил № 442, предъявляемых к процедуре и порядку введения режима ограничения на объекты, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Из заявления МП ДТВ «Северобайкальская» следует, что в июне 2015 года между МП ДТВ «Северобайкальская» и ОАО «МРСК Сибири» подписан Акт согласования технологической и аварийной брони, который получен ОАО «Читаэнергосбыт» 01.07.2015. В мае-июле ОАО «Читаэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири» совершены действия по введению режима ограничения потребления электрической энергии на объекты централизованного тепловодоснабжения предприятия, которые являются незаконными. Во все случаях Акты об отключении электрической энергии в адрес предприятия не направлялись.

Из представленных письменных объяснений ОАО «Читаэнергосбыт» (вх. от 11.09.2015 № 5041, 26.10.2015 № 5825) следует, что ограничение режима потребления электрической энергии было вынужденной мерой, так как проводимая исковая работа ОАО «Читаэнергосбыт» в отношении МП ДТВ «Северобайкальская» результата не приносит. В настоящее время на рассмотрении Арбитражного суда Республики Бурятия находятся дела № А10-4085/2015, № А10-5046/2015 о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за период апрель-июнь 2015 года. Ущерб ОАО «Читаэнергосбыт» от действий МП ДТВ «Северобайкальская» составляет 18 454 149,10 руб. Дальнейшая поставка электрической энергии на объект МП ДТВ «Северобайкальская» ведет только к увеличению суммы ущерба.

Вместе с тем, из представленной информации ПАО «МРСК Сибири» (вх. от 06.10.2015 № 5477) следует, что технической возможности частичного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) с центров питания исполнителя отсутствовала, в связи с чем, руководствуясь пунктом 9 Правил № 442, ПАО «МРСК Сибири» ввело полное ограничение режима потребления электроэнергии.

По результатам рассмотрения материалов проверки Северобайкальской межрайонной прокуратуры и заявления МП ДТВ «Северобайкальская» Бурятским УФАС России 13.11.2015 издан приказ № 130 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», вынесено определение о назначении дела № 05-11/24-2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, ПАО «МРСК Сибири» привлечено в качестве ответчика, МП ДТВ «Северобайкальская» в качестве заявителя, ОАО «Читаэнергосбыт» - заинтересованного лица. Дело № 05-11/24-2015 назначено к рассмотрению на 01.12.2015 в 09 час. 00 мин.

В рассмотрении дела объявился перерыв до 16час. 00 мин. 03.12.2015.

На рассмотрении дела № 05-11/24-2015  03.12.2015 представитель ОАО «Читаэнергосбыт» <…> заявил устное ходатайство об объединении дел №№ 05-11/23-2015, 05-11/24-2015 в одно производство, в связи с тем, что ограничение электрической энергии на объектах ООО «Сетевая тепловая компания», МП ДТВ «Северобайкальское» произведено в одном районе, то есть Северобайкальском.

Представитель ПАО «МРСК Сибири» <…> заявила устное ходатайство о привлечении в качестве ответчика МП ДТВ «Северобайкальская», ОАО «Читаэнергосбыт» и представила письменные пояснения (вх. от 03.12.2015 № 6795) из которых следует, что ограничение, имевшее место 07.08.2015, вводилось ПАО «МРСК Сибири» по заявке гарантирующего поставщика электрической энергии ОАО «Читаэнергосбыт» от 29.07.2015 № 3014. Ограничение вводилось на срок, не превышающей 2-х часов, то есть в пределах уровня технологической брони потребителя, указанной непосредственно самим потребителем в Приложении «Акт согласования технологической и аварийной брони» к письму от 25.06.2015 № 991. Из пункта 12 вышеуказанного Акта следует, что нагрузка технологической брони электроснабжения в летний период составляет 256,03 кВт/ч. Из чего следует, что потребитель самостоятельно определил количество (объем) электроэнергии), необходимый ему для осуществления мероприятий по завершению технологического процесса в объеме 256,03 кВт./ч. Согласно показаний приборов учета электрической энергии, установленных на объекте Котельная № 10, суточное потребление электроэнергии 07.08.2015 составило 1041,6 квт/ч, в целом за месяц 22 821,6 кВт/ч (при коэффициенте трансформации 120). Таким образом, в действиях ПАО «МРСК Сибири» какие-либо нарушения отсутствуют, даже при введении частичного ограничения, расход электроэнергии 07.08.2015 составил величину (1041,6 кВт/ч), значительно превышающую указанный потребителем уровень технологической брони (256,03 кВт/ч).

Пунктом 17 Правил ограничения предусмотрен порядок, согласно которому уведомления о планируемом введении ограничения до уровня технологической брони направляется в адрес потребителя инициатором введения ограничения с указанием даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения такого уведомления потребителем.

Также, предусмотрено предварительное уведомление помимо потребителя уполномоченных органов субъекта РФ, территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного энергетического надзора, и федерального органа исполнительной власти по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

ОАО «Читаэнергосбыт» направило в адрес сетевой организации ПАО «МРСК Сибири» заявку на введение ограничения режима потребления электроэнергии в отношении объектов МП ДТВ «Северобайкальская» от 29.07.2015 № 3014, указав на необходимость введения ограничения с 14.00 часов 07 августа 2015 года.

При этом, в адрес МП ДТВ «Северобайкальская» 31.07.2015 направлено уведомление, согласно которому предписано потребителю с 01.08.2015 вводить ежедневное самостоятельное ограничение, и указано, что с 06.08.2015 с 11.00 будет введено частичное ограничение до уровня технологической брони.

Из вышесказанного следует, что ОАО «Читаэнергосбыт» направив в адрес сетевой организации заявку от 29.07.2015 № 3014, со своей стороны, предварительно не исполнило обязанности инициатора введения ограничения по соблюдения порядка пункта 17 Правил ограничения.

Также пояснила, что в случаях наличия конфликта, связанного с неоплатой энергоресурсов, организации – монополисты, которыми в данном случае являются как ОАО «Читаэнергосбыт» - поставщик электроэнергии, так и МП ДТВ «Северобайкальская» - поставщик тепла и горячей воды, в силу своей повышенной социальной ответственности, должны урегулировать конфликт в рамках переговорного процесса, либо в рамках судебного процесса и последующего принудительного исполнения судебного решения, то есть отношения ресурсоснабжающей организации (в сфере электроэнергии) и ресурсоснабжающей организации (в сфере коммунальных услуг) не должны негативно отражаться на правах абонентов, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы (коммунальные услуги), то есть сам факт введения ограничения уже создает угрозу для добросовестных абонентов – потребителей коммунальных услуг.

Определением от 03.12.2015 ОАО «Читаэнергосбыт» отказано в удовлетворении ходатайства об объединении дел №№ 05-11/23-2015, 05-11/24-2015 в одно производство и ПАО «МРСК Сибири» о привлечении в качестве ответчика МП ДТВ «Северобайкальская».

Определением от 03.12.2015 ОАО «Читаэнергосбыт» привлечено к участию в рассмотрении дела № 05-11/24-2015 в качестве ответчика по делу.

На рассмотрении настоящего дела представитель ОАО «Читаэнергосбыт» <…> заявил письменное ходатайство (вх. от 22.12.2015 № 7226) об объединении дел №№ 05-11/23-2015, 05-11/24-2015 в одно производство, так как в производстве Бурятского УФАС России находятся на рассмотрении два однородных дела, дело № 05-11/23-2015 по введению ограничения режима потребления электрической энергии на объекты ООО «Северная тепловая компания» и дело № 05-11/24-2015 по введению ограничения режима потребления электрической энергии на объекты МП ДТВ «Северобайкальская», в связи с тем, что в обоих делах в качестве ответчиков выступают ОАО «Читаэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири», кроме того, в обоих случаях ограничение вводилось в отношении объектов, находящихся в Северобайкальском районе РБ, что свидетельствует об однородности дел.

Представитель ПАО «МРСК Сибири» <…> не возражала против удовлетворения заявленного ходатайства.

Определением от 22.12.2015 объединены дела №№ 05-11/23-2015, 05-11/24-2015 в одно производство.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что нарушение антимонопольного законодательства по введению ограничения электрической энергии на объектах МП ДТВ «Северобайкальская» совершено на разных товарных рынках, ОАО «Читаэнергосбыт» на розничном рынке купли-продажи электрической энергии, ПАО «МРСК Сибири» на рынке услуг по передаче электрической энергии.

Определением от 22.12.2015 Комиссией выделено дело в отношении ПАО «МРСК Сибири» по признакам нарушения ПАО «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул.Бограда, д.144-а) части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отдельное производство.

Бурятским УФАС России 23.12.2015 издан приказ № 154 «О создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», вынесено определение о назначении дела № 05-11/24-2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению. Дело № 05-11/24-2015 назначено к рассмотрению на 26.01.2016 в 14 час. 30 мин.

ПАО «МРСК Сибири» привлечено в качестве ответчика, ОАО «Читаэнергосбыт» и ООО «Северная тепловая компания», как заинтересованные лица.

Определением от 28.01.2016 рассмотрение дела отложено на 25.02.2016 в 14ч.30 мин. в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела.

На рассмотрении дела 25.02.2016 Комиссия объявила перерыв до 03.03.2016 10ч.00мин.

На рассмотрении настоящего дела, состоявшемся 03.03.2016 представитель ПАО «МРСК Сибири» представила письменные пояснения, что в Заключении об обстоятельствах дела (далее – Заключение) неполно и неверно изложены фактические обстоятельства, связанные с введением ограничения подачи электроэнергии, имевшим место 07.08.2015 в отношении объекта МП ДТВ «Северобайкальская».

Так, котельная № 6, упоминаемая в Заключении, не является объектом централизованного водоснабжения и артезианские скважины № 6,10 располагаются на территории котельной № 10.

Комиссия не указала временной интервал имевшего место 07.08.2015 в отношении объекта котельной № 10, а именно, что ограничение имело место в период с 15 ч.45 мин. до 17 ч.00мин. и, что подача электроэнергии возобновлена по инициативе ПАО «МРСК Сибири», при проверке прокурором в 17ч.00мин. электроэнергия на объекте присутствовала.

При проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке, Комиссией не учтены ценовые границы товарного рынка услуг по передаче электрической энергии, а также неверно определены территориальные границы товарного рынка, а именно без учета локального характера места совершения ограничения и его единичного характера.

Также, потребитель МП ДТВ «Северобайкальская» не входит в перечень потребителей, ограничение, прекращение подачи энергии для которых может привести к экологическим, экономическим, социальным последствиям.

Комиссией не учтено, что МП ДТВ «Северобайкальская» одновременно являясь ресурсоснабжающей организацией на территории г.Северобайкальск и п.Заречный, своими действиями (бездействиями) способствовало возникновению угрозы нарушения прав граждан – потребителей горячей воды.

Потребитель в течение длительного времени не оплачивал потребленную электроэнергию, не принимал меры к самоограничению, не урегулировал надлежащим образом величину аварийной и технологической брони, указанное бездействие МП ДТВ «Северобайкальская» спровоцировало ответные меры гарантирующего поставщика, выраженные во введении ограничений подачи электроэнергии на объекты, и должно быть оценено как неправомерное, противоправное поведение, создающее угрозу нарушения прав добросовестных потребителей       горячей воды и тепла.

Заявитель и Заинтересованное лицо не представили письменные пояснения и доказательства в отношении обстоятельств, изложенных в Заключении об обстоятельствах дела.

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» оказание услуг по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ПАО «МРСК Сибири» приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I «Услуги по передаче электрической энергии» под регистрационным № 24.1.58.

Таким образом, ПАО «МРСК Сибири» занимает доминирующее положение на названном товарном рынке в границах Республики Бурятия.

На основании Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок) подготовлен аналитический отчет по результатам обзора состояния конкуренции на рынке передачи электрической энергии в рамках рассмотрения дела № 05-11/24-2015 от 21.12.2015.

В соответствии с пунктом 1.3. Порядка определены:

 - временной интервал исследования товарного рынка – период с 01.01.2015 по 30.09.2015 (3 квартала 2015 года);

- продуктовые границы товарного рынка – услуги по передаче электрической энергии;

- географические границы товарного рынка - Республика Бурятия (территория пролегания электрических сетей, используемых филиалом «Бурятэнерго» ПАО «МРСК Сибири» для оказания услуг по передаче электроэнергии).

Решением Муниципального образования «город Северобайкальск» № 353 от 08.09.2011 создано Муниципальное предприятие «Дирекция по тепловодоснабжению «Северобайкальская» и возложены функции в соответствии с уставом предприятия: эксплуатация систем энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения; обеспечение коммунальными услугами абонентов (население, учреждения бюджетной сферы, прочие потребители).

В соответствии с Распоряжением Администрации муниципального образования «город Северобайкальск» от 14.09.2014 № 308 «О передаче муниципального имущества МП ДТВ «Северобайкальская» на праве хозяйственного ведения» для осуществления основного вида деятельности МП ДТВ «Северобайкальская» передано на праве хозяйственного ведения, находящееся в муниципальной собственности МО «город Северобайкальск» муниципальное имущество согласно Приложению № 1:

- центральная котельная – объект, входящий в комплекс сооружений, обеспечивающих централизованное (горячее) водоснабжение и теплоснабжение;

- котельные №№ 6,10,11,12; ЦТП №№ 1,2,3,4,5,6,8,10,12,13,15 -объекты, работающие по открытой схеме теплоснабжения, то есть обеспечивают централизованное (горячее) водоснабжение из системы отопления;

-скважины №№ 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,14,20 – артезианские скважины, обеспечивающие централизованное водоснабжение;

- ОГМ, ЭМУ (производственная база),

- административное здание г.Северобайкальск, ул.Космонавтов, д.3.

Между ОАО «Читаэнергосбыт» и МП ДТВ «Северобайкальская» заключен договор энергоснабжения № 333-00045 от 01.06.2014 (далее – Договор). По договору гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

В соответствии с Приложением № 1 точками поставки по указанному договору являются в том числе котельная 10 (г.Северобайкальск, ул. 18 съезда ВЛКСМ), котельная 6 ввод 2 резерв (г.Северобайкальск, ул. 40 лет Победы), котельная 6 Скважина 9 (г.Северобайкальск, ул. 18 съезда ВЛКСМ), скважина 1 (г.Северобайкальск, ул. Рабочая), скважина 2 (г.Северобайкальск, ул. Морских пехотинцев) скважина 3 (г.Северобайкальск, ул. 18 съезда ВЛКСМ), скважина 4 (г.Северобайкальск, ул. Нийская), скважина 6 (г.Северобайкальск, ул. Профсоюзная), скважина 7 (г.Северобайкальск, ул. Мира), скважина 10 (г.Северобайкальск, ул. 18 съезда ВЛКСМ), скважина 11 (г.Северобайкальск, ул. Морская), скважина 12 (г.Северобайкальск, ул. Заводская), скважина 14 (г.Северобайкальск, п.Заречный).

По информации МП ДТВ «Северобайкальская» (вх. от 17.12.2015  7148) к водоснабжению заявителя подключены по открытой системе котельная № 6 (детский сад «Серебряное копытце»), котельная № 10 (школа №3). К котельной № 10 запитаны артезианские скважины № 6,10.

Материалами дела подтверждается, что эксплуатируемые МП ДТВ «Северобайкальская» объекты энергопотребления (котельные № 6,10, скважины №1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,14,20) являются объектами централизованного водоснабжения г.Северобайкальск.

Согласно заключенного между ПАО «МРСК Сибири» и ОАО «Читаэнергосбыт» договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 06.06.2014 № 18.0300.2021.14, предусмотрена обязанность ПАО «МРСК Сибири» приостанавливать в порядке, установленном в Приложении № 5 к настоящему договору, передачу электрической энергии путем введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе путем выполнения заявок заказчика по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии и по возобновлению их электроснабжения.

Из материалов проверки Северобайкальской прокуратуры следует, что 07.08.2015 в 15ч. 45 мин. ПАО «МРСК Сибири» произвело полное отключение электрической энергии на котельной №№ 6, 10 при отключении обесточены артезианские скважины 6,10, что привело к прекращению водоснабжения пос.Заречный. Отключение объектов произведено без уведомления и присутствия представителей МП ДТВ «Северобайкальская».

В связи с образовавшейся задолженностью МП ДТВ «Северобайкальская» в размере 15847659,81 рублей ОАО «Читаэнергосбыт» 21.07.2015 направило уведомление № 2958, что в срок до 31.07.2015 выполнить требование о погашении задолженности. При невыполнении требования о погашении задолженности либо с 01.08.2015 по графику с 11-00 до 17-00 часов самостоятельно вводить ежедневное частичное ограничение режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони. В случае неоплаты и невыполнений действий по самостоятельному ограничению ОАО «Читаэнергосбыт» 06.08.2015 с 11 часов 00мин. будет вынуждено ввести частичное ограничение режима потребления электрической энергии до уровня технологической брони, 11.08.2015 с 11часов 00 мин до уровня аварийной брони на следующие объекты:

- ЦТП-5, ЦТП-7, ЦТП-10; Котельная 12 вв2; Котельная 6 Резерв; Котельная 10 Ф:З-110/35/10кВ»КТП-115 З-1 и Ф: з-1 Город 110/35/10кВ»КТП-115 З-1 СШНН-1; Котельная 11 Ввод 1; Котельная 11 Ввод 2; Котельная 12 вв1; ОГМ ЭМУ, Центральная котельная ВВ1 фидер №16 и ВВ2 фидер №23.

В дополнение к уведомлению от 21.07.2015, ОАО «Читаэнергосбыт» 31.07.2015 направило уведомление № 3023 МП ДТВ «Северобайкальское», что по состоянию на 31.07.2015 задолженность составляет 14441458,68 руб. с требованиями об ограничении электрической энергии на объекты МП ДТВ «Северобайкальское» и сроками такими же как указано в уведомлении от 21.07.2015.

На рассмотрении настоящего дела, представитель ПАО «МРСК Сибири» представила уведомление, из которого следует, что 29.07.2015 ОАО «Читаэнергосбыт» направило в ПАО «МРСК Сибири» заявку на введение ограничения режима потребления электроэнергии в МП ДТВ «Северобайкальская» с 14 час. 00 мин. 07.08.2015 произвести ограничения подачи электрической энергии до уровня технологической брони до полного погашения дебиторской задолженности на следующие объекты:

- ЦТП-5, ЦТП-7, ЦТП-10; Котельная 12 вв 2; Котельная 6 Резерв; Котельная 10 Ф:З-110/35/10кВ»КТП-115 З-1; Котельная 10 Ф: з-1 Город 110/35/10кВ»КТП-115 З-1 СШНН-1; Котельная 11 Ввод 1; Котельная 11 Ввод 2; Котельная 12 вв1; ОГМ, ЭМУ.

Из вышеизложенного следует, что в соответствии с заявкой гарантирующего поставщика ОАО «Читаэнергосбыт» сетевая организация ПАО «МРСК Сибири» должна была ввести ограничение электрической энергии до уровня технологической брони на объекты, указанные в уведомлении от 29.07.2015, в свою очередь ПАО «МРСК Сибири» ввело полное ограничение электрической энергии котельной № 10, при отключении обесточены артезианские скважины №№6,10, что привело к прекращению водоснабжения пос.Заречный.

Ответчиком и гарантирующим поставщиком не представлены Акты об ограничении электрической энергии котельной № 6,10, между тем, как подтверждается материалами проверки Северобайкальской прокуратуры, объяснениями главного энергетика МП ДТВ «Северобайкальское» <…> и  главного инженера <…>,  07.08.2015 в 15ч.45 мин. было произведено полное отключение электроснабжения на объектах центрального тепловодоснабжения МП ДТВ «Северобайкальское» ЦТП 5,7,10, котельные 6,10 (совместно с артезианскими скважинами № 6,10, обеспечивающих водоснабжение п.Заречный), МП ДТВ «Северобайкальская».

Из однолинейной схемы котельной № 10 следует, что при отключении автоматического выключателя (автомата) АВ2 (630А), находящегося в трансформаторной подстанции ТП-115, отключается от электропитания и автомат АВ3, от которого в свою очередь запитываются два кабеля:

- кабель, идущий в щитовую котельной № 10;

- кабель, идущий в шкаф распределительный артезианской скважины № 6.

Таким образом, при отключении автомата АВ-2 отключается как котельная № 10 со всеми котлами, так и артезианская скважина № 6 с глубинным насосом.

Из Перечня точек поставки и расчетных приборов учета электрической энергии МП ДТВ «Северобайкальская» приложения № 1 к Договору следует, что котельная 6 запитана через два ввода: ввод 2 резерв, ПС 35/10 кВ  «Город» Вл-10 кВ  ф-3-1 «Котельная» и скважина 9, ПС 35/10 кВ «Город» ВЛ -10 кВ Ф – 3- 2 «Рябиновая» ТП-128.

Из пояснений представителя ПАО «МРСК Сибири» следует, что ограничение подачи электрической энергии котельной № 6 введено на «Резерв», обеспечивающий электроснабжение котельной и в заявке ОАО «Читаэнергосбыт» указано котельная № 6 «Резерв».

Между тем, представленными материалами дела Северобайкальской межрайонной прокуратуры и МП ДТВ «Северобайкальская» не подтверждается, что при отключении котельной № 6, обесточена скважина № 9.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила).

В силу пункта 18 Правил в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению к Правилам ограничения "Категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям", частичное ограничение режима потребления вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони. Введение в отношении таких потребителей ограничения режима потребления ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с настоящими Правилами.

На основании пункта 2 Приложения к Правилам к потребителям, частичное ограничение режима электропотребления которых производится в соответствии с пунктом 17 Правил, относятся организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. Данный пункт не разделяет понятие централизованного холодного и централизованного горячего водоснабжения.

Согласно Постановления Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" под питьевой водой понимается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции. Этими же правилами установлено, что под понятием "водоснабжение" понимается технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды. Следовательно, водоснабжение в смысле положений данных Правил также не подразделяется на питьевое и горячее, а под питьевой водой понимается как холодная, так и горячая вода, поступающая к потребителю.

В соответствии с пунктом 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под централизованной системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта.

Из Акта согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя электрической энергии МП ДТВ «Северобайкальская», согласованной с ПАО «МРСК Сибири» следует, что нагрузка технологической брони электроснабжения в зимний период составляет 1865,0 кВт/ч, летний период 256,03 кВт/ч, нагрузка аварийной брони электроснабжения, не участвующая в работе потребителя в нормальном режиме, не согласована.

Комиссией установлено, что объект МП ДТВ «Северобайкальская» котельная № 10 в отношении которого ПАО «МРСК Сибири» произвело полное ограничение режима потребления электрической энергии, относится к объектам водоснабжения, и в соответствии с пунктом 2 приложения к Правилам ограничения отнесены к категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.

Комиссия оценила довод ПАО «МРСК Сибири», что полного ограничения в котельной № 10 не вводилось, ограничение вводилось до уровня технологической брони потребителя, указанной непосредственно самим потребителем и пришла к выводу, что полное ограничение режима потребления предполагает прекращение подачи электроэнергии потребителю путем осуществления переключений на объектах электросетевого хозяйства исполнителя (субисполнителя) или в энергопринимающих устройствах потребителя либо путем отсоединения энергопринимающих устройств потребителя от объектов электросетевого хозяйства.

Ограничение электрической энергии до уровня технологической брони предполагает наименьшую потребляемую мощность и продолжительность времени, необходимые потребителю для безопасного завершения технологического процесса, цикла производства, после чего может быть произведено отключение соответствующих электроприемников.

Из вышесказанного следует, что в отношении котельной № 10 не может быть прекращена подача электроэнергии, а может быть только введено ограничение потребления электрической энергии не ниже технологической и аварийной брони в специально предусмотренном порядке.

Также, Комиссия Бурятского УФАС России находит обоснованным довод ПАО «МРСК Сибири», что ОАО «Читаэнергосбыт» направив в адрес сетевой организации заявку от 29.07.2015 № 3014, со своей стороны, предварительно не исполнило обязанности инициатора введения ограничения по соблюдения порядка пункта 17 Правил ограничения, и считает, что хотя в вышеуказанной заявке содержатся сведения об уведомлении потребителя от 21.07.2015 № 2958, в том числе уполномоченных органов Управление МЧС России от 22.07.2015 № б/н, Забайкальское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22.07.2015 № б/н, Правительство Республики Бурятия от 22.07.2015 № б/н, в вышеуказанном уведомлении потребителя указаны другие сроки ограничения электрической энергии,  других доказательств ОАО «Читаэнергосбыт» на рассмотрение дела не представило. ОАО «Читаэнергосбыт» в рамках рассмотрения дела № 05-11/23-2015 от 23.12.2015 признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части полного ограничения режима потребления электрической энергии на объектах МП ДТВ «Северобайкальская», ООО «Северная тепловая компания».

Комиссия признала несостоятельными доводы ПАО «МРСК Сибири» о том, что антимонопольным органом не учтены ценовые границы товарного рынка услуг по передаче электрической энергии, а также неверно определены территориальные границы товарного рынка, а именно – без учета локального характера места совершения ограничения подачи электроэнергии и его единичного характера, по следующим основаниям.

Продуктовые и географические границы товарного рынка определены антимонопольным органом в соответствии с требованиями Порядка № 220.

Разделом III Порядка № 220 предусмотрена процедура выявления товара, не имеющая заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (т.е. определение продуктовых границ), которая в т.ч. включает в себя анализ цены товара и её влияния на выбор покупателя.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1.3. Порядка № 220 при рассмотрении дел, возбужденных по признакам нарушения субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, определение продуктовых границ товарного рынка производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Следовательно, поскольку товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, антимонопольному органу не требуется выявлять товары, не имеющие заменителя по процедуре, предусмотренной главой III Порядка № 220, в том числе не требуется анализировать и учитывать ценовые границы товарного рынка услуг по передаче электроэнергии.

Таким образом, продуктовые границы рынка определены в соответствии со сферами деятельности субъектов естественных монополий как  услуги по передаче электрической энергии.

Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В  соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 220 географические границы товарного рынка - это территория, на которой покупатель приобретает или   имеет экономическую, техническую или иную возможность  приобрести товар и не имеет такой возможности за пределами этой территории.

Таким образом, понятие товарного рынка, в т.ч. его географических границ характеризует возможность и целесообразность приобретения товара покупателем, а не нарушения, допускаемые при введении товара в гражданский оборот. Соответственно, региональные географические границы рынка передачи электроэнергии определены антимонопольным органом исходя из административного, организационного, технологического критериев - в соответствии процедурой, установленной разделом IV Порядка № 220, которая не предусматривает оценки характера каких-либо нарушений, допущенных на товарном рынке.  

Довод ПАО «МРСК Сибири» о бездействии МП ДТВ «Северобайкальская» должно быть оценено как неправомерное, противоправное поведение, создающее угрозу нарушения прав добросовестных потребителей горячей воды и тепла, Комиссия признает несостоятельным, ввиду того, что в рассматриваемом случае оценивается поведение ПАО «МРСК Сибири» как сетевой организации, которой в силу действующего законодательства запрещено вводить полное ограничение подачи электрической энергии на объекты центрального водоснабжения.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В материалах дела имеется информация о потребителях, в отношении которых было произведено прекращение поставки коммунальных услуг в связи с введением ограничения режима потребления электроэнергии.  Таким образом, материалами дела установлено, что в рассматриваемом случае имела место не только угроза ущемления интересов иных лиц, но и реальные последствия, выразившиеся в прекращении поставки коммунального ресурса.

При таких обстоятельствах Комиссия пришла к выводу, что действия сетевой организации ПАО «МРСК Сибири», выразившееся в полном ограничении режима потребления электрической энергии котельной № 10, обеспечивающих централизованное водоснабжение п.Заречный являются злоупотреблением доминирующим положением, что имело своим результатом ущемление интересов МП ДТВ «Северобайкальская» и потребителей их услуг.

Из представленных материалов Северобайкальской межрайонной прокуратуры следует, что ограничение подачи электрической энергии на котельной № 10 производилось с 15ч. 45 мин. до 17ч.00мин.

Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ПАО «МРСК Сибири» в части полного ограничения режима потребления электрической энергии котельной № 10 объекта МП ДТВ «Северобайкальская», обеспечивающей централизованное водоснабжение п.Заречный, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Основания для выдачи предписания отсутствуют.

3. Направить настоящее решение Комиссии уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена часть 2 статьи 14.31. КоАП РФ.

4. Основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции антимонопольного законодательства отсутствуют.

<…>                                                                        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны