Решение б/н Решение по делу № 05-11/27-2015 в отношении ПАО «МРСК Сибири... от 8 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                         Дело № 05-11/27-2015

26 января 2016 г.                   

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 03 февраля 2016 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее по тексту - Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:

«<…>»;

Членов Комиссии:

«<…>»,

рассмотрев 26.01.2016 дело № 05-11/27-2015 от 10 декабря 2015 года, возбужденное по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (юридический адрес: 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а) (далее – ПАО «МРСК Сибири») части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

при участии:

от ответчика ПАО «МРСК Сибири» «<…>», представителя по доверенности от 21.03.2013 № 48,

от заявителя «<…>», представителя по доверенности от 16.03.2014 № 03 АА 0486041,

в отсутствие надлежаще уведомленного заинтересованного лица ОАО «Читаэнергосбыт»,

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС России для проверки и принятия правового решения поступило заявление «<…>» (вх.от 10.12.2015 № 6958) на предмет выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ПАО «МРСК Сибири» в части нарушения порядка введения ограничения энергоснабжения в доме, расположенном по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, «<…>».

Из заявления «<…>»  следует, что с 08.06.2015 по 19.06.2015 при замене прибора учета электрической энергии ПАО «МРСК Сибири» не уведомило потребителя в надлежащем порядке об ограничении подачи электрической энергии. Акт от 09.06.2015, на который ссылается ПАО «МРСК Сибири» «<…>» не подписывался (можно сравнить подпись на акте и на паспорте).

Из письменных объяснений ОАО «Читаэнергосбыт» (вх. от 06.11.2015 № 6104) следует, что с 08.06.2015 по 23.06.2015 ПАО «МРСК Сибири» - филиал «Бурятэнерго» производило работы по установке приборов учета электрической энергии типа «Матрица».

Документов, подтверждающих наименования адреса заявителя у ПАО «МРСК Сибири» не имеется. Однако, сам Заявитель, подписав Акт ввода прибора учета в эксплуатацию указал устаревшее наименование адреса. Также, электросетевое имущество ДНТ «Горлесхоз» (в том числе и  ТП «Горлесхоз») осуществляющее энергоснабжение дома заявителя были переданы ПАО «МРСК Сибири» до технологического присоединения энергопринимающих устройств принадлежащих в настоящее время «<…>». Факт энергоснабжения имущества заявителя от ТП-2532 «ДНТ Горлесхоз» подтверждается поопорной схемой.

Кроме того, замена и демонтаж приборов учета проводились по согласованию с потребителями, что подтверждается Актом ввода прибора учета в эксплуатацию от 09.06.2015 ф № 0391103408, в частности, указанный Акт подписан заявителем и указан адрес г.Улан-Удэ, ДНТ «Горлесхоз», д.1б.

По результатам рассмотрения заявления Бурятским УФАС России 10.12.2015 издан приказ № 143 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства», вынесено определение о назначении дела № 05-11/27-2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению на 22.12.2015 в 11ч.00мин.

ПАО «МРСК Сибири» и «<…>» привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика и заявителя соответственно, ОАО «Читаэнергосбыт» в качестве заинтересованного лица.

На рассмотрении дела 22.12.2015 Комиссией Бурятского УФАС России объявлен перерыв до 14ч.30 мин. 28.12.2015 для предоставления ответчиком документов, подтверждающих право владения электрическими сетями, к которым присоединены энергопринимающие устройства «<…>». 

На рассмотрении дела 28.12.2015 представитель ОАО «Читаэнергосбыт» пояснил, что Заявитель обращался к гарантирующему поставщику о предоставлении информации об ограничении подачи электрической энергии в указанный период, заявки в сетевую организацию ПАО «МРСК Сибири» на ограничение режима потребления электрической энергии по указанному адресу не направлялись. В свою очередь ПАО «МРСК Сибири» не уведомляло гарантирующего поставщика о проведении ремонтных работ в ДНТ «Горлесхоз».

Представитель ПАО «МРСК Сибири» предоставил письменное ходатайство (вх. от 28.12.2015 № 80073) о привлечении в качестве заинтересованного лица ООО Производственный центр» «Байкальская энергетическая компания», в связи с тем, что в рамках рассмотрения настоящего дела «<…>» представлена копия договора технологического присоединения с ООО ПЦ «БЭК» из которого следует, что именно ООО ПЦ «БЭК» является ближайшей сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии в энергопринимающие устройства заявителя. Также, заявил устное ходатайство о предоставлении «<…>» оригиналов документов, приложенных к заявлению.

Определением от 29.12.2015 Комиссия отложила рассмотрение дела на 26.01.2016 15ч.00мин., в связи с тем, что ПАО «МРСК Сибири» представило копию уведомления о введении ограничения энергоснабжения (вх. от 29.12.2015 № 8133), полученного «<…>».

На рассмотрении настоящего дела 26.01.2016 Ответчиком заявлено устное ходатайство об изъятии из дела 05-11/27-2015 копии уведомления, полученного «<…>», так как общество не может предоставить оригинал уведомления, в связи с утерей.

Также, заявлено письменно ходатайство (вх. от 26.01.2016 № 344) о прекращении дела № 05-11/27-2015 в связи с вступлением четвертого антимонопольного пакета с 05.01.2016.

Комиссия, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Во исполнение Приказа ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок) проведен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг передачи электрической энергии в рамках рассмотрения дела № 05-11/27-2015 от 10.12.2015. В соответствии с пунктом 1.3. Порядка определены:

 - временной интервал исследования товарного рынка – с 01.01.2015 по 30.11.2015;

- продуктовые границы товарного рынка – услуги по передаче электрической энергии;

- применение административного, организационного и технологического критериев (территория деятельности структурного подразделения ПАО «МРСК Сибири» - филиала «Бурятэнерго», использование при  оказании услуги по передаче электроэнергии комплекса технологически связанных устройств электросетевого хозяйства), для определения географических границ рынка, находящегося в состоянии естественной монополии, позволяет достаточно однозначно определить в качестве географических границ исследуемого рынка Республику Бурятия (территория пролегания электрических сетей, используемых филиалом «Бурятэнерго» ПАО «МРСК Сибири» для оказания услуг по передаче электроэнергии).

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» оказание услуг по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

ПАО «МРСК Сибири» приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I «Услуги по передаче электрической энергии» под регистрационным № 24.1.58.

Таким образом, ПАО «МРСК Сибири» занимает доминирующее положение на названном товарном рынке в границах Республики Бурятия.

Как следует из заявления «<…>» с 08.06.2015 по 19.06.2015 при замене прибора учета электрической энергии ПАО «МРСК Сибири» не уведомило потребителя в надлежащем порядке об ограничении подачи электрической энергии, отношения к ДНТ «Горлесхоз» не имеет. Согласия на отключения электрической энергии потребитель не давал. Более того, замена исправного прибора учета электрической энергии не является его ремонтом (документы о поломке или негодности приборов учета ПАО «МРСК Сибири» не представлены), прибор учета был заменен за 1-2 часа, а напряжение было отключено несколько дней.

Из объяснений ПАО «МРСК Сибири» следует, что ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителя «<…>» вводилось в связи с проведением ремонтных работ, то есть осуществлялась установка новых приборов учета электроэнергии с возможностью работы в составе АИИС КУЭ.

Кроме того, согласно Акта ввода прибора учета в эксплуатацию от 09.06.2015 ф № 0391103408, замена и демонтаж приборов учета проводилась по согласованию с потребителями, что подтверждается Актом, в частности, указанный Акт подписан заявителем.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности" и в целях повышения качества оказываемых услуг по передаче электрической энергии, всеми подразделениями ПАО «МРСК Сибири» производится модернизация системы коммерческого учета электроэнергии, путем установки новых приборов учета электроэнергии с возможностью работы, в составе автоматизированной информационно-измерительной системы контроля и учета электроэнергии (АИИС КУЭ).

Со стороны ПАО «МРСК Сибири» осуществлялась установка новых приборов учета электроэнергии с возможностью работы, в составе АИИС КУЭ, что обусловлено необходимостью проведения взаиморасчетов между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией, которая в силу пункта 128 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии" обязана приобретать фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, не учтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, то есть является потребителем электрической энергии.

Возможность проведения ремонтных работ без ограничения режима потребления электрической энергии отсутствовала, поскольку конструктивная особенность установленных трехфазных приборов учета предполагает установку исключительно в отсутствие напряжения.

Довод ПАО «МРСК Сибири» о проведении замены приборов учета подтверждается нарядами-допуска №№ 271-у, 277-у, 276-у, 274-у, 270-у, 268-у, 266-у, 264-у, 262-у следует, что 08.06.2015, 09.06.2015, 10.06.2015, 11.06.2015, 15.06.2015, 18.06.2015, 19.06.2015 из которых следует, что специалистам Городского РЭС ПО ЦЭС поручается выезд на установку приборов учета «Матрица» абонентам частного сектора.

Из материалов дела следует, что ограничение режима потребления электрической энергии вводилось с 08.06.2015 по 23.06.2015 с 10-00 до 18-00, о чем в установленном порядке жители ДНТ «Горлесхоз» были уведомлены, что подтверждается представленными фото-объявлениями и графиком еженедельного планового отключения, размещенного на сайте организации www.mrsk-sib.ru,.

Комиссия приходит к выводу, что отключения электрической энергии ПАО «МРСК Сибири» вводились в целях проведения ремонтных работ.

Потребитель «<…>» является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г.Улан-Удэ, п.Верхняя Березовка, «<…>» (свидетельство о праве собственности «<…>»)

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.05.2014 года № 252 «О присвоение статуса гарантирующего поставщика ОАО «Читаэнергосбыт» присвоен статус гарантирующего поставщика с 01.06.2014 года на территории Республики Бурятия за исключением территории соответствующих зон деятельности МУП «Жилищный коммунальный комплекс Баунтовского эвенкийского района» и ОАО «Оборонэнергосбыт».

Отношения между гарантирующим поставщиком ОАО «Читаэнергосбыт» и «<…>» урегулированы Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (далее - Правила № 354), как между потребителем и исполнителем коммунальных услуг, в данном случае, договор электроснабжения с «<…>» заключен путем открытия лицевого счета № 381601768 на адрес: 670045, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, «<…>».

Гарантирующий поставщик ОАО «Читаэнергосбыт» в целях обеспечения передачи электрической энергии своим абонентам, в том числе «<…>», и в их интересах заключил с сетевой организацией ОАО «МРСК Сибири» договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 06.06.2014 № 18.0300.2021.14 (далее – Договор), по которому ПАО «МРСК Сибири» (исполнитель) приняло обязательство оказывать гарантирующему поставщику (заказчик) услуги по передаче электрической энергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании, а также оказывать по заявкам заказчика услуги по введению полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии потребителям заказчика и по возобновлению их электроснабжения, а заказчик принял обязательство оплачивать услуги исполнителя в порядке, установленном договором.

Электроснабжение потребителя «<…>» производится от сети ПАО «МРСК Сибири» от трансформаторной подстанции 10/04 кВ:  ТП-2532 ВЛ – 0,4 кВ опора № 2, что подтверждается представленным ОАО «Читаэнергосбыт» приложением № 1 к Договору .

Других доказательств, что ООО ПЦ «БЭК» является ближайшей сетевой организацией, осуществляющей передачу электрической энергии в энергопринимающие устройства заявителя, ПАО «МРСК Сибири» Комиссии не представило.

Таким образом, на ПАО «МРСК Сибири» возложена обязанность осуществлять передачу электрической энергии через принадлежащие ему электрические сети до границ балансовой принадлежности электросетей «<…>».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 утверждены Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Правила ограничения).

Порядок введения ограничения режима потребления в целях проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства установлен разделом III Правил.

Согласно пункту 30 Правил в случае, если проведение ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (смежной сетевой организации, иных владельцев) невозможно без ограничения режима потребления в отношении потребителей, присоединенных к сетям сетевой организации, сетевая организация в порядке, установленном договором оказания услуг по передаче электрической энергии, уведомляет потребителя напрямую или (если это предусмотрено указанным договором) через действующего в его интересах гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о проведении таких работ и о сроках ограничения режима потребления в связи с их проведением.

При этом, если договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным в отношении такого потребителя с действующим в его интересах гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), предусмотрено, что такое уведомление потребителю передает гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), то он обязан при получении от сетевой организации указанного уведомления в течение 1 суток передать его потребителю способом, позволяющим определить дату и время передачи.

Договором, заключенным между ОАО «Читаэнергосбыт» и ПАО «МРСК Сибири» предусмотрено, что в случае ограничения режима потребления электрической энергии в связи с проведением ремонтных работ сетевая организация за 5 рабочих дней уведомляет гарантирующего поставщика о проведении таких работ и о сроках ограничения подачи электрической энергии. Гарантирующий поставщик обязан довести полученную информацию о планируемом ограничении режима потребления электрической энергии до потребителей законным способом, в том числе с использованием средств массовой информации.

Из пояснений представителя ОАО «Читаэнергосбыт» следует, что сетевая организация не уведомляла гарантирующего поставщика о проведении ремонтных работ с 08.06.2015 по 23.06.2015 на сетях от ТП 10/04 кВ ТП-3532 ВЛ-0,4 кВ опора № 2.

На рассмотрении настоящего дела ПАО «МРСК Сибири» представило копию уведомления, полученного «<…>», из которого следует, что городской РЭС ПО ЦЭС филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» извещает «<…>» л/с 601768 о том, что в связи с установкой приборов учета электрической энергии типа «Матрица» будут производиться отключения электрической энергии с 08.06.2015 по 23.06.2015 с 10-00ч. до 18-00ч. за подписью заместителя начальника РЭС-главного инженера «<…>».

На запрос Комиссии о предоставлении оригинала уведомления, представитель ПАО «МРСК Сибири» ходатайствовал об изъятии данного уведомления.

Комиссия заявленное ходатайство ПАО «МРСК Сибири» об изъятии копии уведомления, полученной «<…>» удовлетворяет, так как данная копия уведомления не может быть приобщена к материалам дела в качестве доказательства.

В соответствии с пунктом «б» пункта 117 Правил № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

Комиссия приходит к выводу, что «ПАО «МРСК Сибири» надлежало согласно подпункта «б» пункта 117 Правил № 354 и пункта 30 Правил ограничения уведомить о введении ограничения режима потребления электрической энергии потребителя «<…>» или гарантирующего поставщика ОАО «Читаэнергосбыт», что сделано не было. Доказательств уведомления «<…>» о введении ограничения электрической энергии с 08.06.2015 по 19.06.2015 каким-либо способом, ПАО «МРСК Сибири» не представлено. Указанные действия не позволили Заявителю должным образом подготовиться к введению ограничения режима потребления.

Часть 1 статьи 10  Закона о защите конкуренции, в редакции Федерального закона № 275-ФЗ от 05.10.2015, вступившей в законную силу 05.01.2016, устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Ущемление доминирующим хозяйствующим субъектом интересов конкретного гражданина, либо интересов жильцов многоквартирного дома не связано с нарушением антимонопольного законодательства, а указывает на нарушение правил предоставления коммунальных услуг.

При таких обстоятельствах Комиссия пришла к выводу, что действия сетевой организации ПАО «МРСК Сибири», выразившееся в нарушение порядка введения ограничения энергоснабжения в доме, расположенном по адресу: Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, «<…>», не являются злоупотреблением доминирующим положением.

Руководствуясь частью 2 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Прекратить рассмотрение дела № 05-11/27-2015 возбужденное в отношении ПАО «МРСК Сибири» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.   

«<…>»                                                                                                                                                                   

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны