Решение б/н Решение по делу № 05-11/3-2014 в отношении ОАО «МРСК Сибири» от 20 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

19 февраля 2015 г.                       Дело № 05-11/3-2014                    г. Улан-Удэ

Резолютивная часть решения объявлена 06 февраля 2015 года

Полный текст решения изготовлен 19 февраля 2015 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<…>

рассмотрев 06.02.2015 дело № 05-11/3-2014, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (юридический адрес: 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144а; далее - ОАО «МРСК Сибири», ответчик, филиал) п. 5 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции),

при участии: <…>

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС России поступило заявление ООО «Энком» (далее - в т.ч. - заявитель; вх. № 674 от 10.02.2014), в котором содержалось требование о понуждении ОАО «МРСК Сибири» направить в ООО «Энком» оферту договора об осуществлении технологического присоединения ПС - 110/6кВ «Алтан».

В ходе рассмотрения заявления установлено, что ранее 10.07.2013 Бурятским УФАС России за исх. № 05-28/3750 ОАО «МРСК Сибири» выдавалось предупреждение о направлении в ООО «Энком» подписанного договора об осуществлении технологического присоединения ПС - 110/6 кВ «Алтан» и технических условий в срок до 22.07.2013.

Филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» письмом от 18.07.2013 исх. № 1.2/09.1/2433 в адрес Бурятского УФАС России сообщил, что разработанные технические условия находятся на согласовании у системного оператора - в филиале ОАО «СО ЕЭС» - Бурятское РДУ, после чего проект договора и технические условия будут направлены в ООО «Энком».

Данную информацию Бурятское УФАС России довело до сведения ООО «Энком» письмом исх. № 05-28/4379 от 29.08.2013.

Бурятским УФАС России по результатам рассмотрения заявления ООО «Энком» (вх. № 674 от 10.02.2014) в отношении ОАО «МРСК Сибири» 13.02.2014 возбуждено дело № 05-11/3-2014 по признакам нарушения п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, выразившимся в уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения и выдачи технических условий ООО «Энком».

13.02.2014 вынесено определение о назначении дела № 05-11/3-2014 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, которым ОАО «МРСК Сибири» привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика, ООО «Энком» в качестве заявителя, Забайкальское управление Ростехнадзора в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

Заседание Комиссии по рассмотрению дела состоялось 18.03.2014, на котором представители ООО «Энком» поддержали заявление в полном объеме, считая, что ОАО «МРСК Сибири» злоупотребляет доминирующим положением путем уклонения от заключения договора об осуществлении технологического присоединения и выдачи технических условий по заявке ООО «Энком».

Представитель Забайкальского управления Ростехнадзора С. пояснил, что центром питания для ПС - 110/6 кВ «Алтан» через опосредованно соединенные ВЛ 110 кВ, принадлежащие ОАО «МРСК Сибири» и ООО «Энком», является ПС - 220/110/35 кВ «Слюдянка», собственником которой является ОАО «РЖД».

Согласно акту раздела границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между ОАО «РЖД» и ОАО «МРСК Сибири» № 1 от 15.12.2010, граница раздела находится в ячейке ВЛ-110 КЗМ-135 (фидер 2 «Кырен») на ОРУ 110 кВ ПС «Слюдянка», а максимальная присоединяемая мощность к ПС «Слюдянка» по данному фидеру разрешена ОАО «МРСК Сибири» в объеме 38,42 МВт. Из изложенного, представитель Забайкальского управления Ростехнадзора сделал вывод, что при максимальной мощности ПС - 110/6 кВ «Алтан» в 5 МВт резерва разрешенной максимальной мощности у ОАО «МРСК Сибири» было достаточно для осуществления заявленного технологического присоединения по состоянию на 2011 год.

Представители ОАО «МРСК Сибири» с наличием признаков нарушения не согласились, приобщили к материалам дела письменные пояснения исх. № 66 от 17.03.2014.

18.03.2014 в заседании объявлен перерыв до 24.03.2014.

24.03.2014 в заседании объявлен перерыв до 31.03.2014, представителем ОАО «МРСК Сибири» заявлено ходатайство об ознакомлении с материалами дела.

В заседании Комиссии от 31.03.2014 ОАО «МРСК Сибири» в материалы дела представлены письменные пояснения исх. № 83 от 31.03.2014, в которых ответчик не согласился с выводами Забайкальского управления Ростехнадзора.

Так, из пояснений следует, что технологическое присоединение нового объекта - ООО «Рифей» - новой ПС -110/6 «Алтан», максимальной мощностью 5 МВт влечет увеличение присоединенной мощности ранее присоединенных к сети ОАО «МРСК Сибири» энергопринимающих устройств, следовательно, это стало основанием для обращения с заявкой в вышестоящую сетевую организацию.

Как указал представитель ответчика, при наличии свободной для технологического присоединения мощности заявка ОАО «МРСК Сибири» не была бы принята в работу вышестоящей сетевой организацией - ОАО «РЖД». Также представители ответчика обратили внимание Комиссии, что в настоящее время подстанция ПС -110/6 кВ «Алтан» подключена и поставили вопрос о том, имеется ли при таких обстоятельствах факт нарушения прав и законных интересов ООО «Энком» и была ли необходимость в подаче заявки в ОАО «МРСК Сибири».

Представители заявителя сообщили, что нарушение прав и законных интересов заключается в самом факте нарушения сроков направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий.

С. пояснил, что подстанция в настоящее время на основании разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки от 27.01.2014, выданного Забайкальским управлением Ростехнадзора, допущена в эксплуатацию и приобщил в материалы дела копию данного разрешения и пояснил, что законных оснований для отказа в выдаче такого разрешения не имелось.

Членом Комиссии в адрес ответчика поставлен следующий вопрос: 16.04.2013 между ОАО «МРСК Сибири» и вышестоящей сетевой организацией заключен договор об осуществлении технологического присоединения и что препятствовало ОАО «МРСК Сибири» направить в ООО «Энком» проект договора и технические условия. На что Ц. сообщила, что технические условия для ООО «Энком» разрабатывались на основании технических условий, выданных вышестоящей сетевой организацией и требовалось внесение со стороны ОАО «РЖД» изменений в договор в части корректировки мощности по заявлению ООО «Энком.

31.03.2014 рассмотрение дела отложено на 08.05.2014 на основании заявленного ОАО «МРСК Сибири» ходатайства об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств и подготовки правовой позиции.

08.05.2014. представитель ОАО «МРСК Сибири» заявила письменное  ходатайство о приостановлении рассмотрения дела, из которого следует, что ООО «Энком» обратилось с заявкой в ОАО «МРСК Сибири» с целью осуществления технологического присоединения на технологическое присоединение новой ПС - 110 кВ/6 кВ «Алтан» как к вышестоящей сетевой организации, указывая, что электрическая энергия поступает от сетей ОАО «МРСК Сибири» на ПС «Самарта», которой владеет ООО «Энком» и далее на ПС - 110/6 кВ «Алтан». Однако, как указала Ц., ООО «Энком» отрицает наличие технологического присоединения сетей ОАО «МРСК Сибири» к ПС «Самарта» и данную позицию ООО «Энком» выражает в ходе судебных заседаний в Арбитражном суде Республики Бурятия по делу № А10-3184/2013, в отзыве от 21.12.2013, согласно которому представленные истцом (ОАО «МРСК Сибири») документы о законном владении электросетевым хозяйством (ВЛ-110 кВ «Кырен-Монды») не могут подтверждать законность владения электросетевым оборудованием.

ОАО «МРСК Сибири» указало, что при таких обстоятельствах, т.е. при отсутствии технологического присоединения в указанной точке поставки, ОАО «МРСК Сибири» не может являться вышестоящей сетевой организацией по отношению к ООО «Энком» и указанный договор не может быть заключен. ОАО «МРСК Сибири» считает, что судебное решение имеет значение для объективного рассмотрения дела № 05-11/3-2014 и заявило ходатайство о приостановлении рассмотрения дела на срок рассмотрения Арбитражным судом Республики Бурятия дела № А10-3184/2013.

Представители заявителя против удовлетворения ходатайства возражали, считая, что рассматриваемое в Арбитражном суде Республике Бурятия дело № А10-3184/2013 не имеет отношения к существу рассматриваемого дела в Бурятском УФАС России.

Комиссией ходатайство удовлетворено и 08.05.2014 рассмотрение дела № 05-11/3-2014 приостановлено на срок рассмотрения Арбитражным судом Республики Бурятия дела № А10-3184/2013.

Комиссия сочла, что удовлетворение ходатайства и приостановление рассмотрения дела не повлечет ущемление прав и законных интересов, в том числе ООО «Рифей», поскольку энергоснабжение объекта ООО «Рифей» фактически осуществляется на основании выданного Забайкальским управлением Ростехнадзора разрешения.

Бурятским УФАС России из информации, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Республики Бурятия по адресу: http://buryatia.arbitr.ru установлено, что по состоянию на 03.12.2014 судебный акт по делу № А10-3184/2013 не принят.

Вместе с тем Бурятским УФАС России установлено, что 04.09.2014 РСТ РБ издан приказ № 1/15 "Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) по индивидуальному проекту» ПС-110/6 кВ "Алтан" и Комиссия по собственной инициативе 04.12.2014 возобновила рассмотрение дела № 05-11/3-2014.

09.12.2014 Комиссией вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела до 01.06.2015.

Рассмотрение дела состоялось 19.12.2014, на котором представитель ОАО «МРСК Сибири» заявила ходатайство об истребовании у ООО «Энком» дополнительных пояснений в связи с тем, что ООО «Энком» неоднократно в судах, в деловой переписке заявляет об отсутствии технологической связи электрических сетей ОАО «МРСК Сибири» и ООО «Энком» на участке ВЛ 110 кВ «КМ-190» и ВЛ 35 кВ «МСС-395».

Представитель ОАО «МРСК Сибири» считает необходимым истребовать у ООО «Энком» пояснения относительно того, является ли ООО «Энком» смежной сетевой организацией по отношению к ОАО «МРСК Сибири» и приобщила в материалы дела копии следующих документов: письмо ООО «Энком» исх. № 2-582 от 25.09.2014, схему электроснабжения, договор оказания услуг по передаче электрической энергии № 54-Т08/13 от 01.01.2013, отзыв ООО «Энком» от 10.11.2014 на исковое заявление о взыскании неосновательного обогащения по делу № А10-3184/2013.

На заседании от 19.12.2014 представители ООО «Энком» на вопрос Комиссии сообщили, что не возражают с фактом установления размера платы на технологическое присоединение по индивидуальному проекту, и установленным размером платы; заявили ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью представления дополнительных пояснений по доводам ОАО «МРСК Сибири».

Также на заседании Комиссии до сведения ответчика доведено, что ООО «Энком» представило в материалы дела дополнение к заявлению исх. № 2-751 от 08.12.2014 (вх. № 8064 от 08.12.2014), которым указывает о нарушении сроков направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий, в обоснование чего представили переписку между ответчиком и заявителем (копии писем филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» от 15.09.2014 исх. № 1.2/20/4062, от 26.09.2014 исх. № 1.2/20/4251, от 03.10.2014 исх. № 1.2/20/4353, от 21.10.2014 исх. № 1.2/20/4679, от 24.11.2014 исх. № 1.2/13/5436 и копии писем ООО «Энком» от 22.09.2014 исх. № 2-576, от 30.09.2014 исх. № 2-588, от 09.10.2014 исх. № 2-622, от 17.11.2014 исх. № 2-703, от 26.11.2014 исх. № 2-729).

19.12.2014 рассмотрение дела отложено на 06.02.2015.

06.02.2014 ООО «Энком» заявлено ходатайство (исх. № 2-054 от 29.01.2015; вх. № 519 от 02.02.2015) о приостановлении рассмотрения дела до вступления в силу решения Арбитражного суда Республики Бурятия по делу № А 10-2171/2014. Из решения суда по делу № А 10-2171/2014 установлено, что предметом судебного разбирательства являлся иск ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Бурятэнерго» о взыскании с учетом уточнения 12 187 555 руб. 25 коп. неосновательного обогащения в виде стоимости фактически оказанных услуг по передаче электрической энергии за март 2014 года и 541 838 руб. 39 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами и по день фактической уплаты долга с ООО «Энком». Поскольку в рамках дела № 05-11/3-2014 рассматривался факт злоупотребления ОАО «МРСК Сибири» доминирующим положением в части уклонения от заключения договора об осуществлении технологического присоединения с ООО «Энком» в удовлетворении заявленного ООО «Энком» ходатайства отказано, т.к. результаты судебного разбирательства по указанному делу не имеют преюдициального значения для рассматриваемого Бурятским УФАС России дела.  

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 05-11/3-2014 в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, изучив обстоятельства и материалы дела, установила следующее.

29.03.2011 ООО «Рифей» обратилось в ООО «Энком» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств КТПБ - 110/6 кВ-УХЛ - 1 с трансформаторами 1*6300 кВА, расположенного в п. Самарта Окинского района Республики Бурятия.

27.04.2011 ООО «Энком» в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.20014 № 861, (далее - Правила) обратилось с заявкой в ОАО «МРСК Сибири» как в вышестоящую сетевую организацию на технологическое присоединение электроустановок ООО «Рифей» к линии 110 кВ «МСС-193» к опоре № 137 подстанции блочного типа КТПБ-110/6 кВ с трансформатором мощностью 6300 кВА с РПН.

06.05.2011 ОАО «МРСК Сибири» направило в ООО «Энком» письмо исх. № 1.2/21-1793, которым просило предоставить дополнительные документы, предусмотренные пп. б, в, г  п. 10 Правил.

12.07.2011 ООО «Энком» предоставил дополнительные документы к ранее поданной заявке.

ОАО «МРСК Сибири» направило 25.07.2011заявку в вышестоящую сетевую организацию - ОАО «РЖД» на осуществление технологического присоединения и увеличение мощности от центра питания - ПС 220/110 кВ «Слюдянка», владельцем котором является ОАО «РЖД», о чем ответчик письмом от 12.07.2011 за исх. № 1.2/3-2953 уведомил ООО «Энком».

ОАО «РЖД» в лице ОАО «Росжелдорпроект» письмом исх. № 3024-ЖДЭ от 18.08.2011 уведомило ОАО «МРСК Сибири» о сложном характере технологического присоединения.

Филиал ОАО «Росжелдорпроект» письмом от 24.02.2012 уведомил ответчика о направлении в адрес Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия (далее - РСТ РБ) заявления на установление размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО «МРСК Сибири» по индивидуальному проекту.

Однако, РСТ РБ отказала в открытии дела по установлению индивидуальной платы за технологическое присоединение в связи с нахождением электросетевого хозяйства на территории Иркутской области и письмом от 12.03.2013 сообщила о необходимости обращения в службу по тарифам Иркутской области.

04.09.2012 службой по тарифам Иркутской области открыто дело по установлению платы за технологическое присоединение и распоряжением от 18.10.2012 № 10-Т установлена плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО «МРСК Сибири» мощностью 5 МВт к электрическим сетям ОАО «РЖД» «Восточно - Сибирская железная дорога».

29.01.2013 ОАО «Росжелдорпроект» - «Желдорэнерго» направило ответчику проект договора об осуществлении технологического присоединения

27.02.2013 ОАО «МРСК Сибири» направило письмом исх. № 1/03/421 вышестоящей сетевой организации договор, подписанный с протоколом разногласий.

Договор на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям ОАО «РЖД» в окончательной редакции и технические условия подписаны между ОАО «РЖД» и ОАО «МРСК Сибири» 16.04.2013.

05.07.2013 ОАО «МРСК Сибири» направил технические условия на электроснабжение ПС - 110/6 кВ «Алтан» максимальной мощностью 5 МВт по 3 категории надежности на согласование системному оператору.

По состоянию на 05.07.2013 (с 01.01.2013 по 31.07.2013) действовала  редакция Правил, изменения в которую внесены постановлением Правительства РФ от 20.12.2012 N 1354, в соответствии с п. 15 которых при сложном характере технологического присоединения (при присоединении объектов по производству электрической энергии, максимальная мощность которых превышает 5 МВт, или энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет не менее 670 кВт) требовалось согласование технических условий с системным оператором.

23.07.2013 филиал ОАО «СО ЕЭС» - «Бурятское РДУ направило в ОАО «МРСК Сибири» технические условия с замечаниями и предложениями относительно присоединения технических условий по ПС -110/6 кВ «Алтан».

31.07.2013 ООО «Энком» направило в ОАО «МРСК Сибири» письмо, в котором просило произвести корректировку ранее поданной заявки на технологическое присоединение ПС-110/6 кВ «Алтан», а именно:

-присоединяемая мощность трансформаторов 2*2500/110/6 кВ с РПН;

-максимальная установленная мощность 4,25 мВт;

-срок ввода объекта - 4 квартал 2013 года.

После корректировки мощности у ОАО «МРСК Сибири» возникла необходимость во внесении изменений в договор об осуществлении технологического присоединения и в технические условия и 08.08.2013 ОАО «МРСК» обратилось в вышестоящую сетевую организацию с письмом о внесении изменений в заключенный между сторонами договор.

25.12.2013 в ОАО «МРСК Сибири» поступило дополнительное соглашение, которое 17.01.2014  было возвращено в связи с тем, что в него со стороны ОАО «РЖД» не внесены изменения в части уменьшения мощности с 5 МВт до 4,25 МВт, сведения о сроке ввода энергопринимающих устройств заявителя в эксплуатацию.

17.01.2014 письмом исх. № 1/19/84 ОАО «МРСК Сибири» направило дополнительное соглашение на доработку и просило произвести корректировку мощности.

17.06.2014 «Желдорэнерго» - филиал «Энергопромсбыт» направило в ОАО «МРСК Сибири» ответ и 01.08.2014 ОАО «МРСК Сибири» направило дополнительное соглашение в «Желдорэнерго» - филиал «Энергопромсбыт» (из материалов дела установлено, что с 01.03.2011 по 28.02.2013 ОАО «Росжелдорпроект» в качестве поверенного на основании договора поручения от 31.05.2011 № 481 от имени ОАО «РЖД» выполняло ряд функций по технологическому присоединению энергопринимающих устройств третьих лиц к электрическим сетям ОАО «РЖД. С 01.03.2013 комплекс указанных юридических действий распоряжением ОАО «РЖД от 06.05.2013 № 587-р передан ООО «Энергопромсбыт»).

Филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» за исх. № 1.2/18.2/3526 от 13.08.2014 обратился в РСТ РБ с заявлением об открытии дела по установлению индивидуального размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «Энком» ВЛ 110 кВ, ПС-110/6 кВ «Алтан».

04.09.2014 РСТ РБ издало приказ № 1/15 «Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» по индивидуальному проекту, согласно п. 1 которого плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО «Энком» (ВЛ-110 кВ, ПС -110/6 кВ «Алтан») максимальной мощностью 4250 кВт по 3 категории надежности к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» по индивидуальному проекту составляет 105 743,04.

Комиссией установлено, что 24.07.2012 ОАО «МРСК Сибири» обращалось в Бурятское УФАС России с заявлением исх. № 1/29/1614 по факту нарушения сроков направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий по заявке ОАО «МРСК Сибири» от 25.07.2011 в целях присоединения ПС - 110/6 кВ «Алтан». Данным заявлением ОАО «МРСК Сибири» просило осуществить проверку действий ОАО «РЖД» «Восточно - Сибирская железная дорога» на предмет злоупотребления доминирующим положением в части уклонения от заключения договора с ОАО «МРСК Сибири» и выдать предписание о заключении договора.

По результатам рассмотрения заявления ОАО «МРСК Сибири» Бурятское УФАС России выдало ОАО «РЖД» предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что на основании заявлений ООО «Рифей» Забайкальским управлением Ростехнадзора выданы разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки № 1 от 12.03.2013, № 7 от 26.06.2013,  № 14 от 20.09.2013для проведения пусконаладочных работ, что предусмотрено п. 1.3.6 Приказа Минэнерго РФ от 13.01.2003 № 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей».

Ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение на товарном рынке, запрещается экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Оказание услуг по передаче электрической энергии относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий в силу ст. 1 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях.

Согласно ч. 5 ст. 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, следовательно, ОАО «МРСК Сибири» занимает доминирующее положение на данном рынке.

Согласно ч. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Ч. 5 ст. 10 ГК РФ определено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Таким образом, исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст. 3 и ст. 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Из вышеописанной хронологии событий видно, что со стороны ОАО «МРСК Сибири» работа по заявке ООО «Энком» фактически не прекращалась и фактов злоупотребления доминирующим положением в части необоснованного и намеренного уклонения от заключения договора не выявлено в связи со следующим:

-ОАО «МРСК Сибири» в интересах, в том числе ООО «Энком» обращалось в Бурятское УФАС России с заявлением о затягивании ОАО «РЖД» направления договора об осуществлении технологического присоединения;

-направление проекта договора и технических условий в ООО «Энком» напрямую зависело от своевременности оформления документов вышестоящей сетевой организацией;

-вышестоящая сетевая организация направила заявление на установление размера платы на технологическое присоединение в РСТ РБ, в то время как такое заявление должно было быть направлено в службу по тарифам Иркутской области, что также повлекло временные затраты;

-установлено, что после подачи заявителем заявки на технологическое присоединение в филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго», ответчик запрашивал у ООО «Энком» недостающие документы, предусмотренные Правилами, что также заняло определенное количество времени;

-корректировка мощности со стороны ООО «Энком» также повлияла на необходимость внесения изменений в подписанный 16.04.2013 договор между ОАО «МРСК Сибири» и вышестоящей сетевой организацией;

Вышеизложенные обстоятельства не позволяют Комиссии Бурятского УФАС России квалифицировать действия ОАО «МРСК Сибири» как факт злоупотребления доминирующим положением до 04.09.2014, т.е. до момента установления размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Сибири» по индивидуальному проекту, т.к. факта намеренного уклонения (в целях причинить вред ООО «Энком») от заключения договора не выявлено.

Комиссия согласна с доводами ОАО «МРСК Сибири» о том, что присоединение  нового объекта влечет увеличение присоединенной мощности для ОАО «МРСК Сибири» и при технологической возможности у ответчика заявка ОАО «МРСК Сибири» не была бы принята к рассмотрению ОАО «РЖД».

Оценив в рамках настоящего дела дополнительное заявление ООО «Энком» исх. № 2-751 от 08.12.2014 (вх. № 8064 от 08.12.2014), Комиссия  находит его доводы в части нарушения ОАО «МРСК Сибири» сроков направления проекта договора об осуществлении технологического присоединения и технических условий в ООО «Энком» после 04.09.2014 обоснованным и считает, что ответчик нарушил требования Правил.

Так, в соответствии с п. 15 действующих на дату установления РСТ РБ размера платы Правил в случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 5 дней со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

04.09.2014 РСТ РБ издало приказ № 1/15 «Об установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО «Сибири» по индивидуальному проекту. После чего ОАО «МРСК Сибири» письмом исх. № 1.2/20/4062 от 15.09.2014 направило в адрес ООО «Энком» оферту договора № 20.0300.3645.14 (вх. в ООО «Энком» от 17.09.2014) об осуществлении технологического присоединения ПС - 110/6 кВ «Алтан».

Данным письмом ответчик просил в срок не позднее 30 дней с момента получения рассмотреть и подписать проект договора.

Как того требует п. 15 Правил ОАО «МРСК Сибири» надлежало направить проект договора и технические условия в течение 5 дней со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение, т.е. до 09.09.2014 включительно. Однако, проект договора направлен в ООО «Энком» в нарушение предусмотренного действующими Правилами срока, о чем свидетельствует сопроводительное письмо ОАО «МРСК Сибири» исх. № 1.2/20/4062, датированное 15.09.2014.

ООО «Энком» после получения проекта договора за исх. № 2-576 от 22.09.2014 направило ответчику мотивированный отказ с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием приведения его в соответствии с Правилами. Отсутствие ответа на указанное письмо вынудило ООО «Энком» обратиться в ОАО «МРСК Сибири» с повторным письмом, которым заявитель уведомил ОАО «МРСК Сибири» о нарушении Правил в части непредставления в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования новой редакции проекта договора для подписания.

ОАО «МРСК Сибири» ответным письмом исх. № 1.2/20/4251 от 26.09.2014 запросило у ООО «Энком» осуществить возврат оригиналов договора.

В соответствии с п. 15 Правил в случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.

Материалами дела установлено и не отрицалось в заседаниях  представителями ответчика, что письмо ООО «Энком» (исх. № 2-576 от 22.09.2014) осталось со стороны ответчика без ответа.

В целях соблюдения п. 15 Правил. ОАО «МРСК Сибири» надлежало в силу п. 15 Правил в течение 5 рабочих дней с даты получения отказа ООО «Энком» представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору. Следует отметить, что действующие Правила прямо не предусматривают направление с мотивированным отказом оригиналов проектов договоров в связи с чем, оставление отказа ООО «Энком» без ответа в отсутствие возвращенных с его стороны оригиналов проектов договоров не основано на Правилах.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что довод ООО «Энком» о нарушении ОАО «МРСК Сибири» п. 15 Правил является обоснованным.

В дополнительном заявлении ООО «Энком» указывает о нарушении ОАО «МРСК Сибири» требований п. 30.1 Правил, согласно которому, как указывает ООО «Энком», срок по направлению оферты договора в адрес заявителя составляет не более 9 месяцев с даты поступления заявки в сетевую организацию.

Комиссия, рассмотрев данный довод, отмечает, что в силу п. 30.1 Правил, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в п. 29 Правил инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с п. 34 Правил, сетевая организация в 30 - дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту

В случае технологического присоединения к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети сетевая организация обращается в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту в течение 15 рабочих дней с даты окончания срока, установленного соглашением между заявителем и сетевой организацией для разработки и согласования с уполномоченными органами исполнительной власти проектной документации (в случае, если такое согласование предусмотрено законодательством Российской Федерации), но не позже 9 месяцев с даты поступления в сетевую организацию заявки.

Комиссия отмечает, что п. 30.1 Правил касается обязанности сетевой организации по направлению в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 9 месяцев с даты поступления в сетевую организацию заявки.

Комиссия на довод ОАО «МРСК Сибири» (письмо исх. № 66 от 17.03.2014) по факту наличия в действиях ООО «Энком» признаков недобросовестной конкуренции, выразившийся в технологическом присоединения ПС - 110/6 кВ «Алтан» отмечает следующее.

Филиалу ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» Бурятским УФАС России ответ по данному вопросу направлялся и, поскольку Забайкальским управлением Ростехнадзора выданы разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки  № 1 от 12.03.2013, № 7 от 26.06.2013,  № 14 от 20.09.2013для проведения пусконаладочных работ, признаки недобросовестной конкуренции в действиях ООО «Энком» по заявлению ответчика выявлены не были.

На основании изложенного, Комиссия Бурятского УФАС России, руководствуясь, ст. 10, 23, 41, 45, 48, 49 Закона о защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Производство по делу № 05-11/3-2014 в отношении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» прекратить в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

2. Передать решение и материалы дела уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения в отношении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» и должностного лица дела об административном правонарушении по ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Бурятия в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны