Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-11/8-2017 ООО "Тепловые с... от 8 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

01 ноября 2017 г.                                                               Дело №      05-11/8-2017                                                                 г. Улан-Удэ

 

Резолютивная часть решения объявлена 23 октября 2017 года

Полный текст решения изготовлен 01 ноября 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

рассмотрев 23.10.2017 дело № 05-11/8-2016, возбужденное в отношении ООО «Тепловые сети» и ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие»,

в присутствии представителя ответчиков < …> (доверенность от 03.08.2017),  < …> (доверенность от 23.10.2017),

в отсутствие представителя прокуратуры Тарбагатайского района Республики Бурятия, извещен,

УСТАНОВИЛА:

Прокуратурой Тарбагатайского района Республики Бурятия в соответствии с приказом от 20.02.2017 № 19-106в-2017 в период с 21.02.2017 по 04.03.2017 в отношении ООО «Тепловые сети» проведена проверка на предмет законности установления тарифов на оплату коммунальных услуг и нормативов потребления. В ходе проверки прокуратурой Тарбагатайского района Республики Бурятия были выявлены нарушения Закона о закупках и признаки нарушения антимонопольного законодательства.

10.03.2017 в Бурятское УФАС России поступили материалы проверки (вх. № 1461), на предмет выявления в действиях ООО «Тепловые сети» признаков нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции (далее - Закон о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения обращения прокурора Тарбагатай    ского района Республики Бурятия Бурятским УФАС России в действиях ООО «Тепловые сети» и ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие» были выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

07.06.2017 Бурятским УФАС России вынесен приказ № 56 о возбуждении в отношении ООО «Тепловые сети» и ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие» дела № 05-11/8-2017 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

07.06.2017 вынесено определение о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению.

15.08.2017 срок рассмотрения дела продлен до 29.12.2017.

26.09.2017 оглашено заключение об обстоятельствах дела.

23.10.2017 оглашена резолютивная часть решения по делу № 05-11/8-2017.

Комиссия, рассмотрев в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, обстоятельства и материалы дела № 05-11/8-2017, выслушав доводы сторон, установила следующее.

В рамках дела № 05-11/8-2017 Бурятским УФАС России в целях реализации Закона о защите конкуренции проведен обзор состояния конкуренции по закупке товаров для нужд ООО «Тепловые сети».

Целью обзора являлось установление временного интервала товарного рынка и предмета закупки в рамках рассмотрения дела № 05-11/8-2017.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции по закупке товаров для нужд ООО «Тепловые сети», установлено следующее:

1. временной интервал исследования определен периодом с 21.01.2016  по 10.03.2017.

2. предметом закупки товаров  является доставка каменного угля для нужд ООО «Тепловые сети».

ООО «Тепловые сети» зарегистрировано в установленном действующим законодательством порядке (ОГРН 1060323049852) и  осуществляет регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения.

Приказом Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия от 24.11.2015 № 2/86 ООО «Тепловые сети» до 31.12.2018 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям Тарбагатайского района Республики Бурятия.

В силу пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) ООО «Тепловые сети» при осуществлении закупочной деятельности обязано руководствоваться положениями Закона о закупках  и разработанным в реализацию Положения о закупках.  

Собранием участников ООО «Тепловые сети» от 11.02.2015 (протокол № 1) утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг ООО «Тепловые сети». 26.02.2015 указанное Положение размещено в Единой информационной системе (далее - Положение о закупке ООО «Тепловые сети», Положение о закупках).

В ходе проверки прокуратурой Тарбагатайского района Республики Бурятия выявлено следующее.

10.11.2015 директором ООО «Тепловые сети» < …> издан приказ № 86 о проведении в соответствии Законом о закупках запроса цен по выбору поставщика среди субъектов малого и среднего предпринимательства  на поставку каменного угля для нужд ООО «Тепловые сети» на 2016 год.

Начальная максимальная цена контракта составляла 1 335 000,00 руб.

10.12.2015 директором ООО «Тепловые сети» < …> была утверждена закупочная документация, разработанная главным инженером ООО «Тепловые сети» < …>.  

Согласно протоколу заседания единой комиссии по осуществлению закупок по рассмотрению и оценке заявок от 12.01.2016 под председательством главного инженера ООО «Тепловые сети» < …> на право заключения контракта поступила единственная заявка от ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие».

В соответствии с журналом поступления заявок заявка ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие» поступила 30.12.2016 в 15:25 час. и зарегистрирована за вх. № 145. Журнал подписан секретарем единой комиссии < …> в последующем, как указывает ООО «Тепловые сети», заявка ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие» была утеряна, что стало причиной невозможности ее представления в материалы  дела о нарушении антимонопольного законодательства и в период проведения районной прокуратурой проверки.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявка ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие» была признана соответствующей требованиям закупочной документации. Протокол заседания единой комиссии подписан всеми членами комиссии: председателем - главным инженером ООО «Тепловые сети» - < …> и иными членами закупочной комиссии.

При этом в ходе проверки прокуратурой Тарбагатайского района установлены следующие обстоятельства, указывающие на заключение антиконкурентного соглашения между ООО «Тепловые сети» и ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие».

Директором ООО «Тепловые сети» и ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие» является одно и то же лицо - < …>, который 10.12.2015 утвердил закупочную документацию и подписал 10.11.2015 приказ о проведении закупки.

Данная информация подтверждена сведениями из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Тепловые сети» и ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие» и  не отрицалось представителем ответчиков на заседаниях по рассмотрению настоящего дела.

Процедура рассмотрения и оценки заявки была проведена 12.01.2016  под председательством < …> - главного инженера ООО «Тепловые сети» < …>.

По результатам закупки договор на поставку каменного угля был заключен между ООО «Тепловые сети» и ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие» в лице и от имени руководителя юридических лиц - < …>. Договор подписан и скреплен печатями организаций.

Приложением к заключенному 21.01.2016 договору установлено, что в период с января 2016 по май 2016 и в период с сентября 2015 по ноябрь 2016 года ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие» обязано осуществить поставку каменного угля.

Прокуратурой Тарбагатайского района Республики Бурятия по результатам проведенной проверки директору ООО «Тепловые сети» < …> было выдано представление № 03-01-2017 от 03.03.2017 об устранении выявленных нарушений Закона о закупках.

29.03.2017 ООО «Тепловые сети» направило в прокуратуру Тарбагатайского района Республики Бурятия информацию о результатах рассмотрения представления. Так, ООО «Тепловые сети» сообщило в районную прокуратуру о проведении впредь закупок в строгом соответствии с требованиями Закона о закупках; до сведения доведено, что за выявленные нарушения главному инженеру ООО «Тепловые сети» < …> было объявлено замечание. Таким образом, представление прокуратуры было ООО «Тепловые сети» рассмотрено и исполнено; возражений и замечаний  относительно выявленных правонарушений в районную прокуратуру не поступило.  

В соответствии с пунктом 30 Положения о закупке ООО «Тепловые сети» информация о проведении запроса цен, включая извещение о проведении запроса цен, документацию о запросе цен, проект договора размещается Заказчиком на официальном сайте не менее чем за семь дней до установленного в документации о запросе цен дня окончания подачи заявок на участие в запросе цен.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию и т.д.

Однако, в нарушение требований Закона о закупках и Положения о закупке товаров, работ, услуг извещение о проведении закупки и закупочная  документация на поставку каменного угля на 2016 год на портале закупок не размещались, что фактически привело к ограничению конкуренции при проведении запроса цен на поставку каменного угля и исключило подачу заявок иными участниками.

17.07.2017 прокуратура Тарбагатайского района Республики Бурятия в доказательство реализации заключенного между ООО «Тепловые сети» и ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие» 21.01.2016 договора приобщила в материалы дела копии платежных поручений: < …>.

Согласно данным платежным поручениям денежные средства были перечислены ООО «Тепловые сети» на расчетный счет ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие»; общая сумма перечисленных денежных средств составила 1 496 679,20 руб.

Комиссия Бурятского УФАС России, изучив обстоятельства и материалы дела, пришла к выводу, что фактически ООО «Тепловые сети» не проводило публично запрос цен на поставку каменного угля, при этом материалы дела прямо указывают, что фактически закупка товара была произведена. При этом, в целях исключения конкуренции при проведении закупки информация о проведении закупки в соответствии с требованиями Положения о закупках опубликована не была. Договор был заключен между ООО «Тепловые сети» и ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие»,  которые возглавляются одним и тем же лицом - < …>, что указывает на заключение между организатором запроса цен и участником запроса цен в лице ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие» соглашения с целью ограничения конкуренции при проведении закупки.   

Частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно: координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Вышеописанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях организатора запроса цен - ООО «Тепловые сети» и участника закупки -  ОАО «Тарбагтайское транспортное предприятие» нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении соглашения, которое имело своей целью ограничение конкуренции и заключения договора с ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие».

Представитель ответчиков с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства не согласился и заявил, что выявленные прокуратурой Тарбагатайского района Республики Бурятия в ходе проверки документы являются учебными и служат шаблонами для сотрудника ООО «Тепловые сети», на которого возложена обязанность по проведению закупок товаров (работ, услуг)  для нужд ООО «Тепловые сети». При этом на заседаниях Комиссии представитель ответчиков заявил, что в соответствии с пунктом 29 Положения о закупках ООО «Тепловые сети» закупка у единственного поставщика может осуществляться, в случае, если стоимость закупаемой заказчиком продукции не превышает 500 000,000 (пятисот тысяч) руб.

Представитель ответчиков приобщил в материалы дела копии 17 договоров, заключенных между ООО «Тепловые сети» и ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие». < …> сообщил, что данные договоры были заключены на основании пп. 1 п. 29 Положения о закупках, согласно которому закупка у единственного поставщика может осуществляться в случаях, если стоимость закупаемой заказчиком продукции (товаров, работ, услуг) не превышает 500 000,00 (пятисот тысяч) руб.    Как указывает < …>, выявленные в ходе проверки районной прокуратуры материалы, свидетельствующие о проведении закупки на поставку каменного угля и заключении договора с ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие»,  являются учебными.

Комиссия Бурятского УФАС России критически оценивает доводы представителя ООО «Тепловые сети» о том, что приказ о проведении запроса цен, закупочная документация, протокол рассмотрения и оценки заявки, договор и прочие документы являются учебными материалами и служат образцами для осуществления планируемых в дальнейшем закупок, поскольку указанные документы подписаны должностными лицами ООО «Тепловые сети», приказ о проведении запроса цен имеет реквизиты (дату, номер <...> прокуратурой Тарбагатайского района Республики Бурятия представлены платежные документы в доказательство реализации заключенного договора.

Кроме того при рассмотрении дела установлено следующее.

В соответствии с пп. 2 пункта 29 Положения о закупке ООО «Тепловые сети» закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае, если заключается договор на сумму до 2000000,00 (двух миллионов) руб. на поставку товара, выполнение работ или оказание услуг, осуществляемых Заказчиком в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств Заказчика.

Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу, что Положение о закупке ООО «Тепловые сети» в данной части противоречит Стандарту закупочной деятельности (утвержден ФАС России) и основным принципам, закрепленным в Законе о закупках. Так, согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке, регламентирующим закупочную деятельность заказчика, могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок проведения закупок указанными способами.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

На основании изложенного, для обеспечения конкуренции и достижения целей закона заказчикам при осуществлении закупочной деятельности необходимо исходить из следующего.

Положение о закупке должно содержать исчерпывающий перечень применяемых способов закупок. При этом для повышения прозрачности проводимых закупок заказчику следует установить в положении о закупке критерии выбора заказчиком способа закупки товаров, работ, услуг в зависимости от предмета договора и или цены договора.

Запрос котировок, запрос предложений целесообразно применять в случае закупки с целью обеспечения срочных, неотложных нужд заказчика при небольшой сумме начальной (максимальной) цены договора, порог которой установлен в положении о закупке. При этом необходимо отметить, что наиболее предпочтительным способом определения победителя является проведение конкурса, аукциона в связи с тем, что за счет достаточных сроков подачи заявок и заключения договора указанные процедуры обеспечивают расширение числа участников закупок, а также минимизируют риски совершения согласованных действий заказчика и участника закупки.

При установлении в положении о закупке права заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) рекомендуется предусмотреть исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком.

Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Также в положении о закупке целесообразно предусмотреть обязанность обоснования необходимости заключения заказчиком договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), начальной (максимальной) цены договора и выбора им конкретного поставщика (исполнителя, подрядчика), с которым заключается такой договор.

В Положении о закупке ООО «Тепловые сети» отсутствуют критерии в обоснования возможности заключения договора с единственным поставщиком на сумму до 2 000 000,00 (двух миллионов) руб.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь, статьями 10, 23, 41, 45, 49, 50  Закона о защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1.Признать ООО «Тепловые сети» и ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении соглашения, которое привело к ограничению конкуренции при проведении закупки на право заключения договора на грузоперевозку каменного угля и заключению договора  между ООО «Тепловые сети» и ОАО «Тарбагатайское транспортное предприятие» без проведения публичной процедуры закупки.

2.Выдать ООО «Тепловые сети» обязательное для исполнения предписание о внесении изменение в Положение о закупках товаров (работ, услуг).

3. Передать решение уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его принятия в порядке, предусмотренном действующим законодательством  Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

№ 05-11/8-2017

 01 ноября 2017 г.                                                                                                                                                                             г. Улан-Удэ             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < …>

руководствуясь статьей 50 Закона о защите конкуренции, на основании своего решения от 01.11.2017 по делу № 05-11/8-2017

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.ООО «Тепловые сети» внести изменения в Положение о закупках товаров (работ, услуг), а именно: в срок до 24.11.2017  дополнить пп. 2 п. 29 раздела 6 Положения о закупках товаров (работ, услуг) ООО «Тепловые сети» критериями, обосновывающими закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму до 2 000 000,00 (двух млн.) руб.

2. О выполнении настоящего предписания ООО «Тепловые сети»   сообщить в Бурятское УФАС России в письменном виде с приложением доказательств в срок не позднее 27.11.2017.    

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Бурятия в течение трех месяцев со дня его выдачи в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны