Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-12/07-2016 в отношении ин... от 26 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

26 апреля 2016 г.                       Дело № 05-12/07-2016                         г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<...>,

Члены Комиссии:

<...>,

<...>,

рассмотрев 22.04.2016 дело № 05-12/07-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы, содержащей признаки  нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в присутствии:

представителя индивидуального предпринимателя У. Б.,  действующей по доверенности от 01.05.2015;

директора ООО «Вира» К.,

в отсутствие заявителей К.и Я., извещены

УСТАНОВИЛА:

16.03.2016 в Бурятское УФАС России поступило обращение гражданки Я. (вх. № 1246), указывающее на распространение в г. Улан-Удэ рекламы следующего содержания: «о…у…еть крепкие российские металлические двери. Доставка и установка в подарок. Сроки акции-12-31 марта 2016 г. Вегос-М. Ольхон. 300-400. vegosm.ru», в которой, по её мнению, содержится нецензурное выражение.  

16.03.2016 к дежурному прокурору обратилась гражданка К. по факту распространения на рекламной конструкции на пересечении улиц Калашникова и Жердева в 44 квартале г. Улан-Удэ рекламы, в которой содержится надпись неоднозначного и неприличного содержания - «о…у…еть»».

Обращение гражданки К. 24.03.2016 направлено Прокуратурой Республики Бурятия  в Бурятское УФАС России (вх. № 1445) для рассмотрения и принятия правового решения.

16.03.2016 в Бурятское УФАС России поступил телефонный звонок от гражданина М. (учетная карточка телефонного обращения гражданина от 16.03.206) о принятии мер реагирования по факту распространения ненадлежащей рекламы.

Обсуждение данной рекламы на соответствие части 6 статьи 5 Закона о рекламе, было внесено в повестку заседания экспертно-консультативного совета по применению законодательства о рекламе при Бурятском УФАС России, состоявшегося 05.04.2016.

Экспертно-консультативный  совет  образован при Бурятском УФАС России в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением  и предупреждением нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе.

В соответствии с Положением об экспертно-консультативном совете основными задачами экспертного совета являются, в том числе, экспертиза   и   оценка   содержания    рекламы,   представленной на рассмотрение экспертного совета; оценка воздействия рекламы на потребителей рекламной информации и пр.

Члены экспертно-консультативного совета в лице представителей Управления Роскомнадзора по Республике Бурятия, Министерства культуры Республики Бурятия и Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия высказали мнение о том, что в рекламе содержится завуалированная нецензурная брань.

Так, решением подавляющего числа членов совета признано, что  указанная реклама не соответствует требованиям части 6 статьи 5 Закона о рекламе и распространение такой рекламы недопустимо.

11.04.2015 сотрудниками отдела антимонопольного контроля и рекламы Бурятского УФАС России установлено, что в г. Улан-Удэ, по ул. Жердева перед АЗС «Восточная сеть» (в районе ТЦ «Гвоздь»)   распространяется вышеуказанная реклама, о чем составлен акт и произведена фотосъемка.

Также установлено, что реализация рекламируемого товара осуществлялась, в том числе  на втором этаже торгового центра «Вегос-М», расположенном по адресу: г. Улан-Удэ, пр. Автомобилистов, 2 «б».

Продавцом объекта рекламирования являлась ИП У., в подтверждение чего произведена фотосъемка «уголка потребителя».

15.04.2016 Бурятским УФАС России возбуждено дело № 05-12/07-2016 по признакам нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе, ИП У. привлечена к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика; ООО «Вира» в качестве заинтересованного лица, Я.и К.в качестве заявителей. 

Рассмотрение дела состоялось 22.04.2016.

Представитель ИП У. с нарушением законодательства о рекламе не согласилась и считает, что в содержании рекламы отсутствует нецензурное слово.

Б. заявила, что при изготовлении рекламы у рекламодателя не было намерения привлечь внимание потребителей посредством использования в рекламе бранного слова.

Аналогичную позицию высказала представитель ООО «Вира» и сообщила, что в содержании рекламы буквы «Ч» и «М» были затушеваны с целью привлечения внимания потребителей рекламы к самому графическому исполнению рекламы.

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев обстоятельства и материалы дела, установила следующее.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Реклама следующего содержания: «о…у…еть крепкие российские металлические двери. Доставка и установка в подарок. Сроки акции-12-31 марта 2016 г. Вегос-М. Ольхон. 300-400. vegosm.ru» соответствует вышеуказанному понятию рекламы.

19.01.2016 между ИП У. и ООО «Вира» заключен договор возмездного оказания услуг, на основании которого по заявке ИП У. от 25.02.2016 ООО «Вира» изготовило  рекламные видеоролики и графические макеты для полиграфии в целях распространения в наружной рекламе и в местах реализации объекта рекламирования.

В соответствии с заявкой ИП У. в рекламном видеоролике в кадре должен сидеть мужчина, по внешнему виду которого видно, что он вор; увеличивающаяся надпись «Очуметь! Крепкие двери». По двери бьет молот, при этом у надписи очуметь отлетают 2 и 4 буквы.

Композиция графического макета для размещения на биллбордах вдоль автомобильных дорог и в местах реализации согласно заявке ИП У. должна быть выполнена следующим образом: вор из рекламного ролика сидит у металлической двери. Дверь целая. Над ним надпись «Очуметь! Крепкие двери» с отвалившимися от попыток взлома буквами «Ч» и «М».

ООО «Вира» по заявке ИП У. изготовило 8 графических макетов и 2 рекламных видеоролика.

Согласно акту выполненных работ от 10.03.2016  макеты рекламы и рекламные видеоролики были согласованы с ИП У., о чем свидетельствуют подписи исполнителя и заказчика.

Оплату за оказание услуг по изготовлению рекламы по платежному поручению № 117 от 16.03.2016 произвела ИП У.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Таким образом, ИП У. является рекламодателем, т.к. определила объект рекламирования и содержания рекламы, а также являлась продавцом объекта рекламирования в период проведения рекламной акции.

Общие требования к рекламе закреплены в статье 5 Закона о рекламе.

Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

В соответствии с толковым словарем русского языка под редакцией Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. (Издательство «Азбуковник, М., 1999; далее - толковый словарь) «бранный» - содержащий брань; «брань» - это осуждающие или обидные слова, ругань.

В соответствии с толковым словарем слово «очуметь» означает потерять соображение, одуреть.

На рекламных конструкциях в г. Улан-Удэ распространялась реклама, в которой буквы «Ч» и «М» затушеваны и менее заметны для потребителей рекламы. Кроме того, в рассматриваемой рекламе использован образ вора, т.е. человека, пытающегося совершить преступление, тем самым нарушающего сложившиеся в обществе нравственные нормы и способного использовать в речи бранные и неприличные выражения.

Следовательно, в совокупности визуально-графическое исполнение рекламы  придало  ей двусмысленность и небезосновательно вызвало у обративших в Бурятское УФАС России потребителей рекламы ассоциацию о наличии в рекламе бранного слова «о…у…еть».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе  ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Поскольку решение вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных и (или) оскорбительных специальных знаний не требуется, то оценка восприятия рекламы и вопрос использования в ней выражения «о…у…еть» как бранного и непристойного произведена с позиции рядового потребителя, а также с учетом мнения членов экспертно-консультативного совета по применению законодательства Российской Федерации о рекламе.

Данная реклама доступна для всеобщего восприятия всех без исключения категорий населения, включая такую группу потребителей рекламы, как лица, не достигшие совершеннолетнего возраста в связи чем, Комиссия считает, что распространение подобного рода рекламы недопустимо.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 33 и 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-46 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «о…у…еть крепкие российские металлические двери. Доставка и установка в подарок. Сроки акции-12-31 марта 2016 г. Вегос-М. Ольхон. 300-400. vegosm.ru», поскольку в ней нарушены  требования части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

2. Выдать ИП У. обязательное для исполнения предписание о прекращении в срок до 05 мая 2016 года распространения ненадлежащей рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Бурятия в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

26 апреля 2016 г.            г. Улан-Удэ                         Дело № 05-12/07-2016

Комиссия Бурятского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председателя Комиссии:

<...>;

Членов Комиссии:

<...>,

<...>,

руководствуясь статьями 33 и 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-46 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных  по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, на основании своего решения от 26.04.2016 года по делу № 05-12/07-2016

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Индивидуальному предпринимателю У.в срок до 05.05.2016 прекратить нарушение  части 6 статьи 5 Закона о рекламе, а именно:

- прекратить распространение ненадлежащей рекламы следующего содержания: «о…у…еть крепкие российские металлические двери. Доставка и установка в подарок. Сроки акции-12-31 марта 2016 г. Вегос-М. Ольхон. 300-400. vegosm.ru».

2. Индивидуальному предпринимателю У. о выполнении настоящего предписания сообщить в Бурятское УФАС России в письменном виде в срок не позднее 5 календарных дней со дня исполнения предписания.  

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны