Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-12/08-2016 в отношении ЗА... от 30 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

   25 августа 2016 года                                                       Дело № 05-12/08-2016 

           Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

<…>,

рассмотрев дело № 05-12/08-2016 в отношении ЗАО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» (670000, г.Улан-Удэ, ул.Каландаришвили, д.23), по признакам нарушения части 12 статьи 14 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

при участии от ответчика ЗАО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» <…>, представителя по доверенности от 20.06.2016 № б/н,

в отсутствие надлежаще уведомленного заинтересованного лица филиал ФГУП РТРС «Радиотелевизионный передающий центр Республики Бурятия»,

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением части 12 статьи 14 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе" Бурятское УФАС России обратилось в адрес филиала ФГУП РТРС «Радиотелевизионный передающий центр Республики Бурятия» с просьбой осуществить запись трансляции фрагментов эфира телепрограмм телерадиокомпаниии «Ариг Ус» с сигнала эфирного аналогового вещания в виде медиафайлов, содержащих звуковую и видеоинформацию.

Филиал ФГУП РТРС «Радиотелевизионный передающий центр Республики Бурятия» на диске DVD предоставил запись телепрограмм телерадиокомпании «Ариг Ус», содержащие рекламные блоки.

Вышеуказанная запись вместе с Актом осуществления записи была направлена в ФАС России для измерения соотношения уровней громкости звука рекламы и прерываемой ей телепрограммы.

На основании пункта 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года № 508, ФАС России наделяет Бурятское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела, в том числе в отношении ЗАО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» по факту распространения логотипа телепрограммы, транслировавшегося на телеканале «Ариг Ус» 17.03.2016 в период с 13 часов 21 минуты до 13 часов 37 минут (местного времени) в г.Улан-Удэ, уровень звука которого превышает уровень звука прерываемой им телепередачи.

Бурятским УФАС России 16.06.2016 возбуждено дело № 05-12/08-2016 по признакам нарушения рекламного законодательства, ЗАО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» привлечено в качестве ответчика. Дело         № 05-12/08-2016 назначено к рассмотрению на 29.06.2016 в 10 час. 00 мин.

На рассмотрении настоящего дела 29.06.2016 представителем ЗАО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» заявлено устное ходатайство о ведении аудиозаписи, которое удовлетворено Комиссией.

Представитель ЗАО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» нарушение не признал и пояснил, что в соответствии с пунктом 4 Методики измерения уровня громкости звука рекламы в телепрограммах и телепередачах, утвержденной приказом ФАС России от 22.05.2015 № 375/14 (далее – Методика) и письма ФАС России от 12.08.2015 № АК/41946/15 «Об утверждении Методики измерений соотношений уровня звука громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы» осуществление записи трансляции телеканала или радиоканала в рамках надзора за соблюдением требований к уровню громкости звука рекламы осуществляется именно сотрудниками антимонопольного органа.

Кроме того, в вышеуказанном письме сказано, что для осуществления записи теле-, радиопрограммы аналогового вещания в территориальных органах рекомендуется установить и использовать ТВ тюнер для приема аналогового вещания.

Однако, из материалов дела № 05-12/08-2016 следует, что запись телепрограмм телерадиокомпании «Ариг Ус» осуществлена 17.03.2016 с 13 часов 21 минуты до 13 часов 37 минут филиалом ФГУП РТРС «Радиотелевизионный передающий центр Республики Бурятия» в присутствии специалиста Бурятского УФАС России.

Из вышесказанного следует, что процедура записи фрагмента телепрограммы произведена с нарушением порядка, указанного в Методике.

Согласно протокола измерения уровней громкости аудиофрагментов от 31.05.2016 уровень громкости звука «Логотип1» превышает уровень громкости звука «дорекламного фрагмента1» на 1.58 Дб.

Из записи эфира видно, что «Логотип1» является так называемой «отбивкой» телеканала «ТНТ» с изображением Семена Слепакова.

В соответствии с подпунктом 7, 8 пункта 2 статьи 2 Закона о рекламе, требования настоящего Закона не распространяются на информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке, а также любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару. Иными словами, это информация о товаре не подпадает под действие Закона о рекламе.

Логотип телеканала – индивидуализированное изображение полного или сокращенного наименования.

Кроме того, в пункте 1 Методики указано, что настоящая Методика определяет порядок проведения измерений соотношения уровня громкости звука рекламы или информации о телепередачах или радиопередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу или радиоканалу, и прерываемой ими телепрограммы или телепередачи либо радиопрограммы или радиопередачи.

По мнению ответчика, требования Закона о рекламе, а соответственно и Методики не распространяются на логотип телеканала. Логотип телеканала не является ни рекламой, ни тем более анонсом передачи.

Для исполнения требования Закона о рекламе по соблюдению уровня звука рекламы при трансляции рекламы на телеканале «Ариг Ус» ЗАО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» 20.08.2015 приобрело цифровой аудио процессор для ТВ вещания Falcon Three TV SDI, в момент проведения записи данное оборудование уже производило контроль громкости звука в соответствии с требованиями ITU-R BS1770 (-23 LUFS, европейский стандарт).

Между тем, имеющая запись эфира, в котором выявлено нарушение произведена в диапазоне -42 либо -40 LUFS, что является невозможным и может свидетельствовать о техническом браке записи эфира.

Определением от 29.06.2016 к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено ФГУП РТРС «Радиотелевизионный передающий центр Республики Бурятия».

23.08.2016 Ответчик на заседании Комиссии заявил устное ходатайство о ведении аудиозаписи, которое удовлетворено Комиссией и представил письмо ФАС России от 25.07.2012 № АЦ/23679 «Об отнесении к рекламе анонсов и логотипов газеты» и пояснил, что согласно данного письма логотип не подпадает под понятие рекламы, и на него положения Закона о рекламе не распространяются.

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев обстоятельства и материалы дела, установила следующее:

Соотношение уровня громкости звука рекламы и уровня громкости звука прерываемой ею телепрограммы или телепередачи определяется на основании методики измерения уровня громкости звука рекламы в телепрограммах и телепередачах, утвержденной федеральным антимонопольным органом и разработанной на основе рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере массовых коммуникаций и средств массовой информации (часть 12 статьи 14 Закона о рекламе).

Методика измерений соотношения уровня громкости рекламы и среднего уровня громкости прерываемой рекламой теле- и радиопрограммы, утверждена Приказом ФАС России от 22.05.2015 N 374/15 (далее - Методика).

Запись фрагмента эфира телепрограммы для измерения соотношения уровней громкости звука рекламы или анонсов и прерываемой ими программы «Битва экстрасенсов» осуществлена «17» марта 2016 года в период с 13 часов 21 минуты до 13 часов 37 минут (местного времени) в помещении филиала РТРС «РТПЦ Республики Бурятия» в присутствии Баргаевой Е.А. – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Бурятского УФАС России и Солоницына В.В. – ведущего инженера цеха УКВ г.Улан-Удэ РТПЦ Республики Бурятия, источник записи: эфирное аналоговое вещание.

Измерение уровня громкости фрагментов записи производилось с помощью средства измерения Комплекс программно-аппаратный «АСК-громкость» (свидетельство об утверждении типа средств измерений RU.E.36.002.A № 58595, свидетельство о поверке № 3/340-0997-16 действительно до 26 мая 2017 года), установленный на ПК Nix Computer (Windows 8.1, процессор Intel Core i7, 64-разрядная операционная система, установленная память 8 ГБ).

Измерение проводилось путем разделения записи телепрограммы с помощью программы видео редактора VSDC Free Video Editor на следующие фрагменты:

• дорекламный фрагмент телепередачи «Битва экстрасенсов» (наименование файла: «1_дорекламный фрагмент1.wav») (далее – дорекламный фрагмент1);

• блок анонсов первый (наименование файла: «2_анонс1.wav») (далее – анонс1);

• блок рекламы первый (наименование файла: «3_реклама1.wav») (далее – реклама1);

• сообщение о последующей трансляции рекламы (наименование файла: «4_сообщение о рекламе1.wav») (далее – сообщение о рекламе1);

• блок рекламы второй (наименование файла: «5_реклама2.wav») (далее – реклама2);

• логотип телеканала первый (наименование файла: «6_логотип телеканала1.wav») (далее – логотип1);

• блок рекламы третий (наименование файла: «7_реклама3.wav») (далее – реклама3);

• логотип телеканала второй (наименование файла: «8_логотип телеканала2.wav») (далее – логотип2);

• блок анонсов второй (наименование файла: «9_анонс2.wav») (далее – анонс2);

• логотип телеканала третий (наименование файла: «10_логотип телеканала3.wav») (далее – логотип3);

• логотип телеканала четвертый (наименование файла: «11_логотип телеканала4.wav») (далее – логотип4);

• пострекламный фрагмент телепередачи «Битва экстрасенсов» (наименование файла: «12_пострекламный фрагмент1.wav») (далее – пострекламный фрагмент1).

Согласно пункту 5 Методики длительность каждого дорекламного и пострекламного фрагмента должна составлять не менее пяти минут.

Измерение громкости звукового сопровождения каждого из указанных в Методики фрагментов производится в единицах уровня громкости звукового сигнала относительно максимального значения цифровой шкалы (LUFS). Разница между значениями измеренных громкостей звука фрагментов определяется в единицах громкости, равных децибелам. В Протокол измерений заносится разность громкостей звука фрагментов в децибелах.

Значение громкости звука блока рекламы или анонсов не должно превышать значение громкости звука дорекламного либо пострекламного фрагмента более чем на 1,5 дБ.

Если значение громкости звука рекламы или анонсов превышает более чем на 1,5 дБ значение громкости звука дорекламного либо пострекламного фрагмента прерываемой программы, то такая реклама или анонс признается превышающей средний уровень громкости звука прерываемой рекламой или анонсом телепрограммы или телепередачи либо радиопрограммы или радиопередачи, что является основанием для применения антимонопольным органом мер воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Результат измерений заносится в Протокол измерений согласно показаниям в ручном режиме сотрудником, проводящим измерения, либо в печатном виде, либо в виде файла в электронной форме, формируемого средством измерения.

Измерение уровня громкости фрагментов записи телепрограммы показало следующие результаты, отраженные в протоколе измерений уровней громкости аудиофрагментов № 243330 программно-аппаратного комплекса «АСК-громкость»:

•    дорекламный фрагмент1 – измерение произведено «31» мая 2016 года в 14 часов 25 минут, продолжительность 300,00 секунд, значение громкости фрагмента -42,3 LUFS;

•    анонс1 – измерение произведено «31» мая 2016 года в 14 часов 26 минут, продолжительность 60,00 секунд, значение громкости фрагмента -43,2 LUFS;

•    реклама1 – измерение произведено «31» мая 2016 года в 14 часов 26 минут, продолжительность 5,03 секунд, значение громкости фрагмента -41,6 LUFS;

•    сообщение о рекламе1 – измерение произведено «31» мая 2016 года в 14 часов 26 минут, продолжительность 8,98 секунд, значение громкости фрагмента -41,7 LUFS;

•    реклама2 – измерение произведено «31» мая 2016 года в 14 часов 28 минут, продолжительность 114,97 секунд, значение громкости фрагмента -42,1 LUFS;

•    логотип1 – измерение произведено «31» мая 2016 года в 14 часов 28 минут, продолжительность 10,55 секунд, значение громкости фрагмента -40,8 LUFS;

•    реклама3 – измерение произведено «31» мая 2016 года в 14 часов 29 минут, продолжительность 14,79 секунд, значение громкости фрагмента -42,1 LUFS;

•    логотип2 – измерение произведено «31» мая 2016 года в 14 часов 29 минут, продолжительность 5,01 секунд, значение громкости фрагмента -45,4 LUFS;

•    анонс2  – измерение произведено «31» мая 2016 года в 14 часов 29 минут,

продолжительность 35,98 секунд, значение громкости фрагмента -42,9 LUFS;

•    логотип3 – измерение произведено «31» мая 2016 года в 14 часов 30 минут, продолжительность 5,01 секунд, значение громкости фрагмента -44,7 LUFS;

•    логотип4 – измерение произведено «31» мая 2016 года в 14 часов 30 минут, продолжительность 9,71 секунд, значение громкости фрагмента -43,6 LUFS;

•    пострекламный фрагмент1 – измерение произведено «31» мая 2016 года в 14 часов 35 минут, продолжительность 300,00 секунд, значение громкости фрагмента -42,3 LUFS.

В соответствии с требованиями статьи 14 Закона о рекламе, согласно части 12 которой при трансляции рекламы уровень громкости ее звука, а также уровень громкости звука сообщения о последующей трансляции рекламы не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой рекламой телепрограммы или телепередачи. При этом, в соответствии с частью 16 статьи 14 Закона о рекламе требования части 12 статьи 14 данного закона распространяются также на информацию о телепередачах (анонсы), транслируемых по соответствующему телеканалу и на логотип телепрограммы и информацию о данной телепрограмме.

Согласно представленного в адрес Бурятского УФАС России Протокола от 31.05.2016 при измерении соотношения уровня громкости звука рекламы, анонсов и логотипов телепрограммы над уровнем громкости звука телепрограммы превышение более чем на 1,5 дБ выявлено в следующем случае:

•  уровень громкости звука логотипа1 превышает уровень громкости звука дорекламного фрагмента1 на 1,6 дБ.

Таким образом реклама, транслировавшаяся 17.03.2016 на телеканале "Ариг Ус" посредством эфирного аналогового вещания, содержит нарушение части 12 статьи 14 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 7 статьи 38 закона о рекламе рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 14 Закона о рекламе.

Рекламораспространителем на телеканале «Ариг Ус» является ЗАО «Телерадиокомпании «Ариг Ус».

Доводы Ответчика о том, что процедура записи фрагмента телепрограммы произведена с нарушением порядка, указанного в Методике, что логотип телеканала не является ни рекламой, ни тем более анонсом передачи, и, то что направленная Бурятским УФАС России запись содержит технический брак, подлежат отклонению, поскольку из пояснений ФАС России (вх. от 26.07.2016 № 4627) следует, согласно пункту 4 Методики запись фрагмента эфира телепрограммы, телепередачи в виде медиафайла, содержащего звуковую и видеоинформацию (далее - запись телепрограммы) или запись фрагмента эфира радиопрограммы, радиопередачи в виде медиафайла, содержащего звуковую информацию (далее - запись радиопрограммы) для целей измерения соотношения уровней громкости звука рекламы или анонсов и прерываемой ими телепрограммы или телепередачи либо радиопрограммы или радиопередачи осуществляется сотрудниками антимонопольного органа.

Данный пункт Методики подразумевает, что запись может осуществляться сотрудником ФАС России самостоятельно, либо иным специалистом, выполняющим техническую функцию осуществления записи в присутствии сотрудника антимонопольного органа, под его непосредственным контролем.

Запись трансляции фрагментов эфира телепрограмм телеканала «Ариг Ус» произведена в филиале ФГУП РТРС «Радиотелевизионный передающий центр Республики Бурятия» в присутствии сотрудника ФАС России в прямом эфире без каких-либо изменений.

Таким образом, запись была осуществлена в соответствии с Методикой.

На основании частей 12, 16 статьи 14 Закона о рекламе и согласно пункту 2 Методики уровень громкости звука информации о телепередачах или радиопередачах, транслируемых по соответствующему телеканалу или радиоканалу (далее - анонсы), сообщения о названии радиопрограммы и частоте ее вещания, а также иной информации о данной телепрограмме или радиопрограмме, не должен превышать средний уровень громкости звука прерываемой ими телепрограммы или телепередачи либо радиопрограммы или радиопередачи.

Таким образом, «отбивка» телеканала «ТНТ» с изображением Семена Слепакова подпадает под понятие информации о данной телепрограмме или радиопрограмме и подлежит проверке на предмет соответствия требованиям части 12 статьи 14 Закона о рекламе.

В ФАС России имеется единственный на данный момент аппаратно-программный комплекс «АСК-громкость» (свидетельство об утверждении типа средств измерений RU.Е.36.002.А № 58595, свидетельство о поверке № 3/340-0997-16 действительно до 26 мая 2017 года), предназначенный для измерения соотношения уровней громкости звука рекламы и теле-, радиопрограмм, прошедший поверку в Федеральном государственном унитарном предприятии «Всероссийский научно-технический институт физико-технических и радиотехнических измерений» (ФГУП ВНИИФТРИ), признанный соответствующим установленным в описании типа метрологическим требованиям и пригодным к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.

Довод ответчика со ссылкой на письмо ФАС России от 25.07.2012 № АЦ/23679 Комиссия отклоняет, так как в рассматриваемом случае нарушение ЗАО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» установлено при распространении рекламы в телепрограмме, а в указанном письме речь идет об отнесении к рекламе логотипов печатного издания.    

На основании частей 12, 16 статьи 14, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия

                                         РЕШИЛА:

1. Признать действия ЗАО «Телерадиокомпания «Ариг Ус», выразившиеся в распространении рекламы с уровнем громкости звука превышающем прерываемую ею телепрограмму на телеканале "Ариг Ус", нарушающими требования частей 12, 16 статьи 14 Закона о рекламе.

 

  2. Выдать ЗАО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

  3. Передать настоящее решение Комиссии уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  

Решение изготовлено в полном объеме 25 августа 2016 года. Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Бурятия в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

г. Улан-Удэ                                                                   Дело № 05-12/08-2016 

25 августа 2016 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>,

      на основании своего решения от 25.08.2016 по делу № 05-12/08-2016 о признании действий ЗАО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» нарушающими требования частей 12, 16 статьи 14 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе", выразившиеся в распространении рекламы с уровнем громкости звука превышающем прерываемую ею телепрограмму на телеканале "Ариг Ус", и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. ЗАО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» (670000, г.Улан-Удэ, ул.Каландаришвили, д.23) в срок до 09.09.2016 прекратить нарушение требований частей 12, 16 статьи 14 Закона о рекламе, а именно прекратить распространение рекламы с уровнем громкости звука превышающем прерываемую ей телепрограмму на телеканале "Ариг Ус".

          2. ЗАО «Телерадиокомпания «Ариг Ус» (670000, г.Улан-Удэ, ул.Каландаришвили, д.23) представить в Бурятское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 14.09.2016.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Бурятское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны