Решение б/н Решение по делу № 05-12/13-2014 в отношении ИП <...> от 24 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

№ 05-12/13-2014

19 июня 2014 года                                                                                г.Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>,

рассмотрев 19.06.2014 дело № 05-12/13-2014 по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <…> (далее – ИП<…>, ответчик, организатор акции) пункта 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе)

в присутствии:

представителя ИП <…> - <…> (доверенность от 01.05.2014);

заявителей <…>, <…>

УСТАНОВИЛА:

В адрес Бурятского УФАС России поступили обращения гражданки <…> (вх. от 08.05.2014 № 2808) и гражданки <…> (вх. от 08.05.2014 № 2797) содержащие указание на нарушение пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.

Из обращения гражданки <…> следует, что 07.05.2014 увидев информацию об акции в магазине «Вегос-М» (г. Улан-Удэ, пр. Автомобилистов, 2 Б): «25 % на все во всех магазинах», она планировала совершить покупку, но оказалось, что указанная в рекламе скидка в указанном размере не предоставляется.

Из обращения гражданки <…> следует, что она, зная об акции: «25 % на все во всех магазинах», решила совершить покупку в магазине «Ольхон» (г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 9). <…> приобрела: шпатлевка финишная гипсовая «Старатели» 12 кг., штукатурка гипсовая «Кнауф» 2 шт., скидка на указанные товары предоставлена не была.

По результатам рассмотрения заявления установлено следующее.

Как следует из заявлений, в магазине «Вегос-М» (г. Улан-Удэ, пр. Автомобилистов, 2 Б), в магазине «Ольхон» (г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 9) распространялась реклама следующего содержания: «Только в мае тратьте с умом 25 % на все во всех магазинах».

Согласно представленным заявителями чекам № Ц0000130914 от 07.05.2014 и № АИПА0016500 от 07.05.2014 скидка на приобретенные товары покупателям не предоставлялась.

ИП <…> на запрос Бурятского УФАС России пояснила, что организатором акции: «Тратьте с умом 25 % на Все» является ИП <…>, который осуществляет предпринимательскую деятельность под товарным знаком «Вегос-М» (Свидетельство № 432536), правообладателем которого является <…>.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Рассмотрение дела состоялось 19.06.2014, на котором гр. <…> поддержала свое заявление, сообщила, что увидев рекламу «Тратьте с умом 25 % на Все» подумала, что в рекламе говорится о скидках, распространяющихся на все товары во всех магазинах «Вегос-М» и «Ольхон», но она при покупке товаров скидку не получила.

Гр. <…> сообщила, что по телеканалу «АригУс» увидела рекламу о скидках 25 % на все в «Вегос-М» и «Ольхон», но вопреки рекламе скидка на приобретенные ею товары не была предоставлена. Она специально, из-за увиденной рекламы, поехала в «Ольхон», чтобы не переплачивать.

Представитель ИП <…> пояснила, что рекламная акция «Тратьте с умом 25 % на Все» действовала с 01.05.2014 по 31.05.2014, но была продлена по просьбам покупателей до 15.06.2014. В рекламе говорится «Тратьте с умом 25 % на Все» здесь не идет речи о скидках, слово скидка не употреблено. 25 % это бонусы, которые с каждой 1000 рублей начисляются на дисконтную карту, эти бонусы можно потратить на следующий день на все товары во всех магазинах «Вегос-М» и «Ольхон». В положении о проведении акции «Тратьте с умом 25 % на Все» (далее – положение) в приложении № 1 указан список товаров, скидка на которые не распространяется.

Комиссия, рассмотрев обстоятельства и материалы дела, выслушав заявителя и представителя ответчика, установила, следующее.

ИП <…> в период с 1 – 31 мая 2014 года в магазинах розничной торговли сети магазинов «Вегос-М»и «Ольхон» организовано проведение акции «Тратьте с умом 25 % на Все». Акция проводилась в соответствии с положением, утвержденным ответчиком 23.04.2014.

Согласно пункту 3.1. положения участником акции «Тратьте с умом 25 % на Все», является каждый покупатель, который в период с 1 – 31 мая совершит покупку в ИП <…> на сумму свыше 1000 руб. и имеет при себе дисконтную карту «Вегос-М». В соответствии с пунктом 3.2. положения участники акции получают бонусы в размере 250 руб. на каждые 1000 руб. в чеке (25 % от минимальной суммы покупки) на дисконтную карту «Вегос-М». Приложение 1 к положению содержит перечень товаров, на которые скидка не распространяется, в том числе «Шпаклевка финишная СТАРАТЕЛИ 12 кг», которую приобрела гр. <…>.

Таким образом, анализируя заявление гр. <…> следует, что ее покупка (на основании чека № Ц0000130914 от 07.05.2014): Ротбанд 30 кг. (40) штукатурка гипсовая КНАУФ (2 шт. по 439 руб.); Шпаклевка финишная гипсовая 12 кг. СТАРАТЕЛИ (90) (1 шт. по 199 руб.), не соответствует требованиям акции «Тратьте с умом 25 % на Все», а именно на «Шпаклевку финишную СТАРАТЕЛИ 12 кг» акция не распространяется, а без данной шпаклевки сумма по чеку составляет 878, 01 руб., что меньше чем 1000 руб. и этой суммы не хватает для участия в акции.

К заявлению гр. <…> приложен чек № АИПА0016500 от 07.05.2014 на покупку: Ложка-шумовка «Ретро» А №57-14 (1 шт. по 90 руб.); Поднос сервировочный 2*5*25*2 см. бамбук (1 шт. по 308 руб.), таким образом сумма ее покупки составила 398 руб., что меньше чем 1000 руб. и этой суммы также не хватает для участия в акции «Тратьте с умом 25 % на Все».

Тем не менее, оба заявителя увидев рекламу акции «Тратьте с умом 25 % на Все» подумали о скидке 25 % на все товары во всех магазинах «Вегос-М» и «Ольхон».

В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе объектом рекламирования является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.

В силу указанных норм Закона о рекламе распространенная реклама акции «Тратьте с умом 25 % на Все» соответствует  понятию рекламы, закрепленному в действующем законодательстве.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Комиссией из материалов дела установлено, что ИП <…> является лицом, которое определило объект рекламирования.

Статьей 5 Закона о рекламе установлены общие обязательные требования, предъявляемые к рекламе. Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть достоверной и добросовестной.

В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Установлено, что в содержании рекламы о проведении акции  выделена только привлекательная для потребителей рекламы информация о 25 % на все во всех магазинах, при этом информация о существенных условиях, а именно о бонусах в размере 25 % (а не скидках), наличие дисконтной карты, в рекламе, которая распространялась в магазинах «Вегос-М», «Ольхон», телерадиовещании, фактически отсутствовала. Следовательно, реклама «Тратьте с умом 25 % на Все» является недостоверной.

Потребители, будучи введенными в заблуждение содержанием рекламы, сделали обоснованный вывод о распространении скидки в размере 25 % на весь ассортимент товаров во всех магазинах «Вегос-М» и «Ольхон» на момент проведения акции.

Дело № 05-12/13-2014 было возбуждено Бурятским УФАС России по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, но в процессе рассмотрения дела факт нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе не подтвердился, выявились нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Таким образом, в рекламе акции «Тратьте с умом 25 % на Все» нарушена часть 7 статьи 5 Закона о рекламе, а именно отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Нарушение рекламодателем и организатором акции «Тратьте с умом 25 % на Все» части 7 статьи 5 Закона о рекламе посягает на охраняемые федеральным законодательством о рекламе общественные отношения, связанные с правом потребителей на получение достоверной и добросовестной рекламы. Реклама является средством коммуникации продавца  с потребителем и отсутствие в ней существенной для потребителя информации привело к искажению её смысла и не позволило гражданам правильно и адекватно воспринять информацию, изложенную в рекламе, а также повлекло несоответствие содержания рекламы положению о проведении акции.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям части 7 статьи 5 Закона о рекламе возложена на рекламодателя

Руководствуясь частью 2 пункта 1  статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу акции «Тратьте с умом 25 % на Все», поскольку в ней нарушена часть 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Основание для выдачи предписания отсутствует в связи с окончанием срока проведения акции.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 24 июня 2014 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение трёх месяцев со дня принятия.

Председатель Комиссии                                                         

Члены Комиссии                                                                      

                                                                                                                                                                                             

Связанные организации

Связанные организации не указаны