Решение б/н Решение и предписание № 05-12/13-2016 по делу о нарушении ПА... от 2 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

01 декабря 2016 г.                       Дело № 05-12/13-2016                   г. Улан-Удэ
 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе: <…>

рассмотрев 25.11.2016 дело № 05-12/13-2016 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения части 1 статьи 18 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе),

в присутствии: <…>

УСТАНОВИЛА:

 

06.10.2016 в Бурятское УФАС России поступило заявление <…> (вх. № <…>; далее в т.ч. заявитель), из которого следовало, что 12.09.2016 на принадлежащий ему номер мобильного телефона  <…> поступило смс - сообщение следующего содержания: «<…> Предлагаем Вам оформить кредит наличными ВТБ-24 (ПАО) по ставке от 17 % на сумму до 3 млн. руб. Срок кредитования до 60 мес. Без комиссий и поручителей. Узнайте больше в отделении, по телефону 88001002424 или www.vtb24…», на получение которого он согласия не давал.

Из приложенного <…> к заявлению фотоснимка экрана мобильного телефона видно, что указанное смс - сообщение передано абоненту 12.09.2016 в 13:41:31.

По результатам рассмотрения заявления <…> установлено, что признаки нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе содержатся в действиях ПАО «Банк ВТБ 24» (далее - в.т. ответчик, Банк).

02.11.2016 Бурятским УФАС России возбуждено дело № 05-12/13-2016 по признакам нарушения части 1 статья 18 Закона о рекламе, ПАО «Банк ВТБ 24» привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика, <…> привлечен к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя.

Заседание Комиссии по рассмотрению дела № 05-12/13-2016 состоялось 25.11.2016.

<…> заявление поддержал в полном объеме и заявил, что услугами Банка не пользовался и не давал согласие на получение рекламы об услугах ПАО «Банк ВТБ 24».

<…> сообщил, что в ОАО «ТрансКредитБанк» был открыт «зарплатный проект», срок действия которого в настоящее время истек;  краткосрочный договор вклада был открыт им в терминале, при этом никаких согласий или пометок о даче согласия на получение рекламы посредством смс - сообщений им не давалось.

Представитель ПАО «Банк ВТБ 24» с вменяемым нарушением рекламного законодательства не согласилась и изложила правовую позицию так, как она изложена в письменных пояснениях ПАО «Банк ВТБ 24» (исх. №и 23-03-18/38735 от 19.10.2016; вх. № 6128 от 25.10.2016).

Представитель ответчика заявила устное ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью представления доказательств отсутствия  в действиях Банка нарушения рекламного законодательства.

Комиссия в удовлетворения ходатайства отказала в связи с наличием в материалах дела письменных пояснений Банка и иных документов (сведений), анализ которых позволит объективно и всесторонне  установить   обстоятельств дела и принять мотивированное решение.

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев дело № 05-12/13-2016, установила следующее.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В данной норме под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Таким образом, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному адресному списку.

Рассматриваемое смс - сообщение, поступившее заявителю, содержит сведения об услугах ПАО «Банк ВТБ 24» обобщенного характера.

Такая информация не носит персонализированного характера, несмотря на упоминание имени и отчества абонента, представляет интерес для неопределенного круга лиц и является рекламой.

Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Из материалов дела установлено следующее.

На основании заключенного 26.11.2010 договора № <…> на предоставление услуг связи за <…> закреплен номер мобильного телефона <…>; услуги связи оказывает оператор связи в лице ООО «Теле 2 Мобайл».

Из представленной ООО «Теле 2 Мобайл» детализации предоставленных услуг факт получения заявителем смс - сообщений с  буквенного обозначения «VTB 24» подтвержден.

Из письменных пояснений ООО «Теле 2 Мобайл» (вх. № 6095 от 18.10.2016)  следует, что согласно показаниям биллинговой системы ООО «Теле 2 Мобайл» 12.09.2016 на абонентский номер <…> поступило смс – сообщение.

Как указало ООО «Теле 2 Мобайл», распространение смс - сообщений осуществлялось ООО «АйДиджитал».

Между ООО «АйДиджитал» и ЗАО «Байкалвестком» и иными компаниями, осуществляющими деятельность в области подвижной радиотелефонной связи в настоящее время под брендом «Теле 2», 01.06.2015 заключен договор № 230/SMS-BULK по условиям которого ООО «АйДиджитал» обязался осуществлять смс - рассылки, адресованные абонентам исполнителей через собственное оборудование, подключенное к смс-центру посредством каналов связи (линков), указанных в заказе. 

Из документов и сведений, представленных ООО «АйДиджитал» в адрес Бурятского УФАС России, следует, что ООО «АйДиджитал» является оператором телематических услуг связи.

Между ООО «АйДиджитал» и ООО «Бифри» заключен договор возмездного оказания услуг связи № 0106/2015 от 01.06.2015, согласно условиям которого ООО «АйДиджитал» приняло на себя обязательство по оказанию ООО «Бифри» услуг по обработке и передаче сообщений связи от оборудования ООО «Бифри» до смс-центра операторов с целью их последующей передачи абонентам.

Между ПАО «Банк ВТБ 24» и ООО «Бифри» 01.06.2014 заключен договор № 3741, которым исполнитель в лице ООО «Бифри» обязался оказывать Банку услуги по передаче сообщений Банка через оборудование ООО «Бифри» до узла операторов связи с целью последующей передачи абонентам.

В рамках договора ООО «Бифри» по заявке Банка предоставляет последнему доступ к интернет - ресурсу для направления сообщений. 

Согласно пункту 2.3. заключенного договора Банк обязался получить согласие абонентов на получение сообщений.

В соответствии с договором ООО «Бифри» обязалось своевременно, качественно и в полном объеме оказывать Банку услуги, при этом зоной ответственности ООО «Бифри» по условиям заключенного с Банком договора является передача сообщений Банка через оборудование ООО «Бифри» до узла связи оператора.

Согласно части 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 18 Закона о рекламе возложена на рекламораспространителя.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из анализа имеющихся в материалах дела документов и сведений установлено, что рекламораспространителем является ПАО «Банк ВТБ 24», формирующее содержание рекламных сообщений и на основании полученного от ООО «Бифри» доступа к интернет - ресурсу направляющее сообщения для последующей передачи абонентам.

Из письменных пояснений ответчика следует, что между <…> и ОАО «ТрансКредитБанк» 01.08.2013 был  заключен договор вклада и открыт банковский счет для проведения операций по вкладу.

После окончания срока действия договора вклада в ОАО «ТрансКредитБанк» был автоматически открыт счет до востребования, который открывается при отсутствии привязанных счетов.

В результате присоединения ОАО «ТрансКредитБанк» к ПАО «Банк ВТБ 24» к последнему перешли все права и обязанности присоединенного юридического лица на основании статей 58, 59 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

По информации ПАО «Банк ВТБ 24», <…> при заключении договора вклада в ОАО «ТрансКредитБанк» были указаны персональные данные в целях заключения и исполнения договора вклада и информирования о других продуктах и услугах ОАО «ТрансКредитБанк», а после перехода прав и обязанностей в целях  информирования о продуктах и услугах ПАО «Банк ВТБ 24».

Как указывает ПАО «Банк ВТБ 24», досье <…> утрачено при реорганизации, в связи с чем, копия договора вклада, при заключении которого <…> выразил согласие на получение рекламы, не может быть представлена.

Таким образом, в материалы дела согласие <…> на получение рекламы об услугах ПАО «Банк ВТБ 24» по сетям электросвязи ответчиком  не представлено, следовательно, смс - сообщение следующего содержания: «<…> Предлагаем Вам оформить кредит наличными ВТБ-24 (ПАО) по ставке от 17 % на сумму до 3 млн. руб. Срок кредитования до 60 мес. Без комиссий и поручителей. Узнайте больше в отделении, по телефону 88001002424 или www.vtb24…» направлено заявителю в отсутствие его согласия на получение рекламы.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 33 и 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «<…> Предлагаем Вам оформить кредит наличными ВТБ-24 (ПАО) по ставке от 17 % на сумму до 3 млн. руб. Срок кредитования до 60 мес. Без комиссий и поручителей. Узнайте больше в отделении, по телефону 88001002424 или www.vtb24…», поскольку в ней нарушены  требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

2. Выдать ПАО «Банк ВТБ 24» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 18 Закона о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Бурятия в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ

 

01 декабря  2016 г.            г. Улан-Удэ                         Дело № 05-12/13-2016

 

          Комиссия Бурятского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

<…>, руководствуясь статьями 33 и 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных  по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, на основании своего решения от 01.12.2016 года по делу № 05-12/13-2016

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.ПАО «Банк ВТБ 24» в срок до 06.12.2016 прекратить нарушение  части 1 статьи 18 Закона о рекламе, а именно: исключить абонентский номер <…> из реестра рассылок рекламных сообщений.

2. ПАО «Банк ВТБ 24» о выполнении настоящего предписания сообщить в Бурятское УФАС России в письменном виде в срок не позднее 2 календарных дней со дня исполнения предписания.   

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны