Решение б/н Решение и предписание по делу № 05-12/2-2015 в отношении фи... от 26 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

24 марта 2015 г.                             г. Улан-Удэ                 Дело № 05-12/2-2015   

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 24 марта 2015 года. 

Комиссия Бурятского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

рассмотрев 19.03.2015 дело № 05-12/2-2015, по признакам нарушения Б. (далее – Б., ответчик) п. 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон о рекламе)

в присутствии:

от ответчика: Б., предъявлен паспорт,

представителя Б.. по устной доверенности Х., предъявлен паспорт;

от заявителя: В. (доверенность № 1350 от 02.08.2014),

от заинтересованного лица: Х. (доверенность № 1 от 18.03.2015).

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС России поступило заявление АО «Банк Русский Стандарт» (вх. № 8769 от 30.12.2014; далее - в т.ч. Банк, заявитель), из которого следует, что Банк, являясь кредитной организацией федерального масштаба, осуществляет деятельность, в том числе на территории Республики Бурятия.

В соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организацией и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» в г. Улан-Удэ открыты операционные офисы № 2 и № 3 филиала ЗАО «Банк Русский Стандарт» в г. Новосибирске.

При реализации своей уставной деятельности на территории г. Улан-Удэ Банк столкнулся с распространением в выпуске № 38 (366) газеты «ТВ-программа в Улан-Удэ» рекламы, которая содержит недостоверную информацию о заявителе, порочит его деловую репутацию и вводит потребителей рекламы в заблуждение относительно финансовой устойчивости Банка.

АО «Банк Русский Стандарт» просило рассмотреть содержание рекламы на предмет наличия признаков нарушения п. 2 ч. 2 и п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

Из представленной заявителем копии выпуска № 38 (366) печатного издания «ТВ программа в Улан-Удэ» установлено, что на стр. 8 в разделе «Финансы» размещена реклама об услугах компании «Эскалат».

Рекламный модуль разделен на 2 части:

-в верхней части модуля под заголовком «Кредитный бизнес банка «Русский стандарт» закрыт» содержится информационное сообщение о прекращении Банком своей деятельности, балансировании на грани ликвидации, при этом негативный образ Банка дополняется изображением надгробной плиты с изображением товарного знака и фирменного наименования Банка и указанием дат «1995-2014»;

-в нижней части рекламного модуля рекламируются услуги компании «Эскалат» с призывами избавиться от кредитных долгов и возможностью получения бесплатных консультаций; в рекламе указано, что компания «Эскалат» является лидирующей компанией на российском рынке в сфере решения кредитных проблем и 4 года успешно защищает граждан от «Банковского беспредела.

В ходе предварительного рассмотрения заявления Бурятским УФАС России в адрес рекламораспространителя (издателя газеты «ТВ программа в Улан-Удэ») - в ЗАО «Роми Медиа» направлен запрос (исх. № 05-28/7 от 12.01.2015) письменных пояснений по факту распространения рекламы; запрошены копии договора на распространение рекламы, согласованный между рекламодателем и рекламораспространителем макет рекламы, счет - фактуры, платежные документы и иные сведения с целью установления рекламодателя.

Из пояснений главного редактора (вх. № 190 от 15.01.2014) следует, что в газету обратилась Б. как представитель ООО «Вин Лэвэл» и сторонами было достигнуто устное соглашение по размещению рекламы, макет рекламы был направлен на электронный адрес редакции газеты гр. Б. (представлен акт № 420 от 10.09.2014, счет-фактура № 298 от 10.09.2014, приходный кассовый ордер № 51 от 11.09.2014).

Из пояснений ООО «Вин - Лэвэл» следует, что на момент размещения рекламы договорные отношения с гр. Б. отсутствовали, доверенность на представление интересов от ООО «Вин - Лэвэл» выдана гр. Б. 01.12.2014.

Б. письмом (вх. № 604 от 05.02.2015) подтвердила, что является заказчиком рекламы как физическое лицо.

Рассмотрев заявление АО «Банк Русский Стандарт» и материалы распространения рекламы, установлено, что реклама содержит признаки нарушения п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе.

24.02.2015 в отношении Б. возбуждено дело по признакам нарушения п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе; Б. привлечена к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика, АО «Банк Русский Стандарт» в качестве заявителя.

Заседание Комиссии по рассмотрению дела состоялось 12.03.2015, на котором Б. заявила, что заказала к распространению только нижний блок рекламы, касающийся рекламы услуг компании «Эскалат» и сообщила, что к содержанию и заказу текста под заголовком «Кредитный бизнес банка «Русский стандарт закрыт» отношения не имеет и произвела оплату только за распространение рекламы услуг компании «Эскалат».

Б. пояснила, что для размещения рекламы услуг компании «Эскалат» работала с рекламным агентом Б., которая спросила Б. о том, чем можно заполнить свободное рекламное место и как пояснила ответчик, направила Б. по электронной почте ссылку на адрес сайта в ИТС «Интернет», на котором размещена статья «Кредитный бизнес банка «Русский стандарт закрыт» с изображением надгробной плитки.

При этом Б. указала, что не настаивала на размещении данного текста в печатном издании и считает, что Б.. исключительно по собственной инициативе разместила данный текст в газете.

Б. с представителем заявили, что реклама услуг компании «Эскалат» и содержание статьи «Кредитный бизнес банка «Русский стандарт закрыт» являются отдельными, не взаимосвязанными по смысловому содержанию сообщениями.

Представитель АО «Банк Русский Стандарт» поддержала заявление в полном объеме и заявила, что реклама порочит деловую репутацию юридического лица.

12.03.2015 заседание отложено на 19.03.2015, Комиссией принято решение о привлечении к участию в рассмотрении дела ЗАО «Роми  Медиа» в качестве заинтересованного лица.

На заседании 19.03.2015 Б. с представителем обратили внимание Комиссии, что представленные ЗАО «Роми Медиа» документы: счет-фактура и акт содержат некорректные сведения относительно рекламодателя, т.к. заказчиком рекламы в них значится ООО «Вин Лэвел».

Б. заявила, что не является автором статьи о прекращении Банком своей деятельности.

Представитель ЗАО «Роми Медиа» сообщил, что 05.09.2014 в адрес ЗАО «Роми Медиа» обратилась Б. размещения спорной рекламы, при этом договор на оказание услуг по распространению рекламы не заключался. На основании устного соглашения с Б. на стр. 8 печатного издания «ТВ программа в Улан-Удэ» была размещена реклама услуг компании «Эскалат» и статья «Кредитный бизнес банка «Русский стандарт закрыт». Представитель ЗАО «Роми Медиа», сообщил, что статья «Кредитный бизнес банка «Русский Стандарт» закрыт» по инициативе рекламного агента Б. и редакции газеты не размещалась и была направлена Б. в адрес Б.

Х. представил в материалы дела копию трудового договора между ЗАО «Роми Медиа» и Б., письменные пояснения, копию служебной записки о предоставлении Б. скидки при размещении рекламы. Также Х. пояснил, что стоимость услуг по размещению рекламы на всем развороте страницы печатного издания составляет10 800,00 руб. согласно прайс-листу, но Б. как постоянному клиенту была предоставлена индивидуальная скидка и подтвердил, что Б. произвела оплату стр. 8 газеты «ТВ программа в Улан-Удэ» в полном объеме.

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев обстоятельства и материалы дела, выслушав позицию сторон, установила следующее.

Общие требования к рекламе установлены ст. 5 Закона о рекламе.

Согласно ч. 1 ст. 5 реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе недобросовестной признается реклама, которая порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента.

Согласно п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В выпуске № 38 (366) от 10.09.2014 (программа телепередач за период с 15 по 21 сентября 2014) газеты «ТВ программа Улан-Удэ» на стр 8 в рубрике «Финансы» размещен рекламный модуль, помещенный в единую рамку.

Рекламный модуль состоит из двух блоков.

Статья под заголовком «Кредитный бизнес банка «Русский Стандарт» закрыт» следующего содержания: «3 сентября 2014 г. опубликована сенсационная скандальная новость: самый крупный кредитор России прекратил свою деятельность. Банк, который наводил ужас на миллионы наших соотечественников, заявил: их собственные долги составляют безумную цифру – 4,7 миллиарда рублей!

Газета «КоммерсантЪ» пишет: «В полугодовой отчетности по МСФО банк показал самые большие убытки среди игроков, специализирующихся на работе в этом сегменте.

«Русский Стандарт» не показал роста кредитного портфеля ни в одном продуктовом сегменте. В целом за полугодие кредитный портфель банка сократился на 13,65 %, до 215,1 млрд. рублей. В сегменте кредитных карт сокращение составило 3,3 %, 174,5 млрд рублей. Капитал банка съедают резервы на возможные потери по ссудам из - за ухудшения их качества» Неизвестно, окажет ли поддержку банку акционер и владелец холдинга «Русский Стандарт» Рустам Тарико. В 2009 году он предоставил банку 5 млрд. рублей в рамках совместной программы декапитализации с ВЭБом (он дал столько же в виде субординированного кредита). «Русский Стандарт» может обратиться в правительство с просьбой о конвертации кредита ВЭБа в акции (кредит акционера уже конвертирован). Но подобные решения принимаются лишь в отношении госбанков.

Нам остается лишь гадать: будет ли в целом ликвидирован этот банк? Будут ли аннулированы долги граждан по кредитам, которые набрали их в «Русском Стандарте»? Или же, напротив, все силы сейчас банкиры бросят на выбивание долгов, чтобы свести концы с концами?» размещена в верхнем блоке рекламного модуля.

При этом в статье имеется изображение надгробной плиты, на которой указано: «Русский Стандарт Банк. 1995-2014».

Сообщение следующего содержания: В жизни бывают разные ситуации. Вчера вы получили кредит в банке, а сегодня платить по нему не можете. Если грамотно подойти к решению проблемы, то серьезных проблем можно избежать!

Вам поможет компания «Эскалат». Это лидирующая компания на Российской рынке в сфере решения кредитных проблем. 4 года успешно защищает граждан от «Банковского беспредела» Специалисты нашей компании имеют колоссальный опыт и набор практики в данной сфере, именно это позволяет решать задачи любой сложности. Работает компания на федеральном уровне.

Как избавиться от кредитных долгов? Бесплатная консультация.

7 причин, по которым вам стоит к нам обратиться.

  1. Мы консультируем БЕСПЛАТНО.
  2. Вы получаете ПОЛНУЮ ИНФОРМАЦИЮ о нашей услуге.
  3. У нас работают только квалифицированные специалисты.
  4. Переадресация звонков коллекторов, служб взыскания банков и микрофинансирования. МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ИМ ОТВЕТИТЬ.
  5. Мы делаем все для вас!
  6. Мы работает строго в рамках закона. С нами безопасно.
  7. Наша цель - получить нужный вам результат.

Запись на бесплатную консультацию по тел.: 683-727, 51-3445» размещено в нижнем блоке рекламного модуля.

В нижнем правом углу рекламного модуля имеется пометка «реклама».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Поскольку верхний и нижний блоки текста помещены в одну рамку, то соответствуют т.н. понятию «рекламный модуль» и, следовательно, воспринимаются потребителями рекламы как единый текст рекламы.

Содержание страницы полностью соответствует понятию рекламы, при этом объектом рекламирования являются услуги компании «Эскалат», при этом Комиссия отмечает, что вне зависимости от объекта рекламирования содержание рекламы должно быть добросовестным и соответствующим требованиям п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе.

Текст рекламы под заголовком «Кредитный бизнес банка «Русский стандарт» закрыт» воспроизводит выдержки из статьи «Сезон консервации. Русский стандарт замораживает бизнес», опубликованной в выпуске № 156 от 02.09.2014 на стр. 7 печатного издания «КоммерсантЪ».

Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в силу п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе Б. была не вправе размещать в содержании рекламы статью под названием «Кредитный бизнес «Русский Стандарт» закрыт».

Б. перед размещением рекламы не проверяла соответствует ли действительности содержание статьи «Сезон консервации. Русский стандарт замораживает бизнес», не обращалась к официальной информации органа, который осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп - Банка России и, следовательно, не проявила должную степень осмотрительности и осторожности.

В отсутствии у Б. таких доказательств деловая репутация АО «Банк Русский Стандарт», являющаяся его нематериальным благом, может быть опорочена.

Материалами дела установлено, что рекламодателем рекламы является Б. как физическое лицо в силу следующего.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Б. является лицом, которое определила объект рекламирования и содержание рекламы.

Довод Б. о том, что она не является заказчиком части рекламного блока под заголовком «Кредитный бизнес банка «Русский стандарт» закрыт» Комиссией отклонен, т.к. в материалах дела содержится переписка посредством электронной почтой между Б. и Б. (рекламным агентом ЗАО «Роми Медиа»).

Установлено, что 04.09.2014 Б. с электронной почты <…>, направила Б. на адрес электронной почты <…>текст под названием «Кредитный бизнес «Русский Стандарт» закрыт» и изображение надгробной плиты.

При этом не имеет правового значения тот факт, что Б. не является автором статьи.

Комиссия Бурятского УФАС России, изучив представленные рекламораспространителем копии счет - фактуры № 298 от 10.09.2014, акта № 420 от 10.09.2014, приходного кассового ордера № 51 от 11.09.2014 установила следующее.

В указанных документах имеются расхождения: в счет - фактуре и акте указано, что заказчиком по размещению рекламы является ООО «Вин Лэвел», в то время как в приходном кассовом ордере значится, что сумма в размере 9000 руб. за размещение рекламы в газетах «ТВ программа в Улан-Удэ», «ТВ плюс» и «Телесемь» принята от ООО «Вин Лэвел», ООО «Ценобой», «Экскалат» (Б.).

В счет - фактуре и акте в наименовании оказанных услуг значится размещение рекламной информации в журнале «ТВ программа в Улан-Удэ» № 38 (367) от 10.09.2014.

Представитель ЗАО «Роми Медиа» пояснил, что в данном случае произошла техническая ошибка.

Комиссия Бурятского УФАС России согласна с доводами представителя ЗАО «Роми Медиа», поскольку материалами дела подтверждено, что  рекламодателем являлась именно Б.  

На заседании Комиссии ответчик не представила доказательств прекращения распространения ненадлежащей рекламы в печатном издании «ТВ программа в Улан-Удэ» и иных средствах массовой информации, в связи с чем, Комиссия считает необходимым выдать ответчику предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

При таких обстоятельствах Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанная реклама является ненадлежащей, т.к. не соответствует требованиям п. 2 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе.

Кроме того, в содержании рекламы выявлены признаки нарушения п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В рекламе указано, что компания «Эскалат» 4 года успешно защищает граждан от «банковского беспредела». Однако, по данным сайта ФНС России (http://www.nalog.ru) ООО «Эскалат» зарегистрировано МРИ ФНС № 18 по Республике Татарстан за ОГРН 1131690044860, ИНН 1655272409 и согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Эскалат» зарегистрировано и постановлено на учет в налоговом органе 02.07.2013

При таких обстоятельствах содержащаяся в рекламе информация о работе компании «Эскалат» в сфере финансовой защиты граждан в течение 4 лет не соответствует действительности и вводит (способно ввести) потребителя в заблуждение относительно срока пребывания на рынке.

Недостоверность данной информации была установлена, в том числе при рассмотрении дела № 05-12/8-2014 в отношении Б.

Целью Закона о рекламе является, в том числе пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно п. 4 ст. 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 33 и 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 постановления Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе"

РЕШИЛА:

1.Признать рекламу, распространявшуюся в выпуске № 38 (366) от 10.09.2014 на стр. 8 печатного издания «ТВ программа в Улан-Удэ» ненадлежащей, поскольку в ней нарушены п. 2 ч. 2 и п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

2. Выдать Б. обязательное для исполнения предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы в срок до 31.03.2015.  

3.Передать материалы дела и решение Комиссии уполномоченному должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения в отношении Б. дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Бурятия в течение трёх месяцев со дня принятия в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

«24» марта 2015 года            г. Улан-Удэ                        Дело № 05-12/2-2015

 Комиссия Бурятского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председателя Комиссии:

<…>

руководствуясь статьями 33 и 36 Закона «О рекламе», пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных  по признакам нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, на основании своего решения от 24.03.2015 года по делу № 05-12/2-2015 о нарушении Б. п. 2 ч. 2 и п. 20 ч. 3

ст. 5 Федерального Закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон «О рекламе»),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.Б. в срок до 31.03.2015 прекратить нарушение п. 2 ч. 2 и п. 20 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, а именно:

1.1.прекратить распространение в печатном издании «ТВ программа в Улан-Удэ» и иных средствах массовой информации ненадлежащую рекламу, которая порочит деловую репутацию АО «Банк Русский Стандарт»;

1.2. прекратить распространение в печатном издании «ТВ программа в Улан-Удэ» и иных средствах массовой информации ненадлежащую рекламу об услугах ООО «Эскалат», которая содержит недостоверные сведения о работе компании ООО «Эскалат» на рынке в течение 4 лет.

2. Б. о выполнении настоящего предписания сообщить в Бурятское УФАС России в письменном виде в срок не позднее 5 календарных дней со дня исполнения предписания.   

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны