Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административно... от 5 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об

административном правонарушении № 05-13/61-2014

«03» декабря 2014 года                                                                        г. Улан-Удэ

Я, <…>, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее – Бурятское УФАС России) рассмотрев в г. Улан-Удэ ул. Ленина, 55 каб. 106 протокол и материалы дела об административном правонарушении № 05-13/61-2014, возбужденного в отношении юридического лица – открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, д.144-а, <…>, далее – ОАО «МРСК Сибири»),

03.12.2014 в присутствии представителя по доверенности от 21.03.2013 № <..> <…>,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с частью 12 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось принятие 16.10.2014 Комиссией Бурятского УФАС России решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 05-11/17-2014, которым установлен факт нарушения ОАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно полное ограничение режима потребления электрической энергии ООО «Татаурово», ОАО «ПМК Кабанская», МУП «ЖКХ Сервис», ООО «Теплоцентраль-1», ООО «ТОЁН», ОАО «РУК ЖКХ».

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев дело в порядке главы 9 Закона о защите конкуренции, исследовав доказательства по делу о нарушении антимонопольного законодательства, пришла к следующим выводам.

В соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 08.05.2014 № 252 ОАО «Читаэнергосбыт» с 01.06.2014 присвоен статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО «МРСК Сибири».

В результате рассмотрения материалов проверки прокуратуры Иволгинского района РБ установлено, что 28.08.2014 на основании дополнительного соглашения к договору энергоснабжения № 311-00072 от 18.07.2014, заключенного между ОАО «Читаэнергосбыт» и ОАО «РУК ЖКХ» в договор включены дополнительные точки поставки электрической энергии: котельная ЦРБ, котельная Оронгойской СОШ, котельная Оронгойской СОШ резерв, котельная Иволгинской СОШ, котельная администрации, производственная база. 03.09.2014 ОАО «Читаэнергосбыт» в адрес ОАО «МРСК Сибири» направило уведомление о включении дополнительных точек поставки, в которые входят объекты ЖКХ Иволгинского района. С указанного времени электроснабжение на указанных объектах не введено, электроэнергия на объектах отсутствует.

ОАО «РУК ЖКХ» в ответ на запрос Бурятского УФАС России пояснило, что общество начало осуществлять деятельность в с. Иволгинск, с. Оронгой с 01.08.2014 на основании договора от 01.08.2014 № б/н аренды муниципального имущества. Ранее деятельность на объектах ОАО «РУК ЖКХ» Иволгинского района осуществляло ООО «Теплоэнергосервис».

Между ОАО «МРСК Сибири» и ООО «Теплоэнергосервис» действовал договор энергоснабжения от 01.05.2013 № 731-516. ОАО «МРСК Сибири» 30.04.2014 направило в адрес ООО «Теплоэнергосервис» Уведомление о введении ограничения режима потребления до уровня технологической и аварийной брони за задолженность по договору энергоснабжения. В соответствии данным уведомлением ограничение подачи электрической энергии должно быть произведено, в том числе и на объекты: Котельная ЦРБ, Котельная ИСОШ (Иволгинская СОШ), Котельная АМСУ (администрация), Котельная База ТП-105 (производственная база), Котельная ОСОШ резерв (Оронгойская СОШ резерв), Котельная ОСОШ (Оронгойская СОШ). В соответствии с актами введения ограничения режима потребления электрической энергии от 15.05.2014 на вышеперечисленные объекты введено полное ограничение режима потребления электрической энергии за дебиторскую задолженность.

ОАО «РУК ЖКХ» 12.09.2014 представило в адрес Бурятского УФАС России Акты обследования от 05.09.2014 № 199-020А, от 09.09.2014 № 200-020А из которых следует, что на объектах ОАО «РУК ЖКХ» в Иволгинском районе на дату составления электрическая энергия отсутствует.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что ОАО «МРСК Сибири» отключало за дебиторскую задолженность потребителя ООО «Теплоэнергосервис». ОАО «РУК ЖКХ» начало осуществлять деятельность в Иволгинском районе с 01.08.2014 с момента заключения договора аренды муниципального имущества. Между ОАО «Читаэнергосбыт» и ОАО «РУК ЖКХ» 18.07.2014 заключен договор энергоснабжения № 311-00072, 28.08.2014 к данному договору заключено дополнительное соглашение, которым включены точки поставки Иволгинского района. Следовательно, ОАО «РУК ЖКХ» являясь новым потребителем, владельцем объектов в Иволгинском районе не имеет задолженности перед ОАО «МРСК Сибири» как предыдущим гарантирующим поставщиком. ОАО «МРСК Сибири» не имеет законных оснований для не возобновления энергоснабжения энергопринимающих устройств ОАО «РУК ЖКХ» в Иволнинском районе.

Пункт 46 Основных положений, устанавливает, что при заключении договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, для которых сетевой организацией введено полное ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением потребителем (действовавшим в его интересах лицом) обязательств по оплате электрической энергии, услуг по передаче электрической энергии и (или) услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, по предыдущему договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), исполнение гарантирующим поставщиком обязательств по продаже электрической энергии (мощности) по заключенному договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) начинается не ранее даты и времени отмены введенного полного ограничения режима потребления в связи с устранением обстоятельств, явившихся основанием для введения полного ограничения режима потребления электрической энергии.

Пункт 3 статьи 308 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) предусматривает, что обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

В случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства.

Статья 309 ГК РФ гласит, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статья 310 ГК РФ устанавливает, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность создания обязанностей для лиц, не участвующих в договоре, только в случаях, прямо предусмотренных в специальных нормативных актах или договорах.

Пункт 2 Правил, предусматривает, что ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из обстоятельств, предусмотренных в данном пункте:

а) соглашения сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

б) нарушения своих обязательств потребителем;

в) удостоверения в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;

г) возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

д) приостановления или прекращения исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;

е) прекращения обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии, в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляются продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;

ж) выявления гарантирующим поставщиком в случае, указанном в п. 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;

з) необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимости проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;

и) поступления от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;

к) нарушения потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в п. 2 Правил, послуживших основанием для его введения.

Таким образом, законодатель установил закрытый перечень условий, при которых возможно введение режима ограничения подачи энергии. ОАО «РУК ЖКХ» заключило новый договор энергоснабжения с новым гарантирующим поставщиком и не связано с предыдущим владельцем энергопринимающих устройств, у которого имеется задолженность перед ОАО «МРСК Сибири». Следовательно, отсутствуют основания для введения в отношении ОАО «РУК ЖКХ» ограничений в поставке энергии.

Судебная практика подтверждает данный вывод. Так, в Постановлении от 11.09.2013 № Ф09-7856/13 ФАС Уральского округа указал, что из системного толкования п. 46 Основных положений и п. 2 Правил следует, что указанное ограничение режима потребления электрической энергии действует в отношении конкретного потребителя и связано в том числе с ненадлежащим исполнением им своих обязательств по договору, а не в отношении объекта электропотребления с сохранением такого ограничения и при смене владельца энергопринимающего оборудования, то есть при смене владельца энергопринимающего оборудования нормы п. 46 Основных положений к отношениям сторон по договору применяться не могут.

В Постановлении от 13.02.2014 № А55-12670/2013 ФАС Поволжского округа указал, что анализ положения п. 46 Основных положений, а также п. 2 Правил приводит к выводу, что ограничение режима потребления электрической энергии действует в отношении конкретного потребителя и связано в том числе с ненадлежащим исполнением им своих обязательств по договору. При смене владельца энергопринимающего оборудования нормы п. 46 Основных положений к отношениям сторон по договору применяться не могут.

Следовательно, действия ОАО «МРСК Сибири» неправомерны. Действующее законодательство связывает возможность введения ограничений по поставке энергии с поведением стороны по договору и выполнением стороной своих обязанностей. Следовательно, введение ограничения возможно лишь в отношении конкретного потребителя, но не принимающего электрическую энергию оборудования.

В отношении объектов водоснабжения МУП «ЖКХ Сервис» 02.09.2014 в 11:00 ОАО «МРСК Сибири» введено полное ограничение режима потребления электрической энергии. По этой причине без водоснабжения в с. Петропавловка остались 8 многоквартирных жилых домов, частный сектор, социально-значимые объекты: МБОУ «Петропавловская СОШ № 1», МБДОУ «Детский сад № 4», МБДОУ «Детский сад № 5», детская поликлиника ГБУЗ «Петропавловская ЦРБ», ДЮСШ и другие объекты. В с. Оёр без водоснабжения остались частный сектор МБОУ «Оерская СОШ», МБДОУ «Оерский детский сад», ГОУ «Детский дом Радуга».

ОАО «МРСК Сибири» 11.08.2014 направило в адрес МУП «ЖКХ Сервис» уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии (далее – Уведомление) В связи с не заключением договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) с ОАО «Читаэнергосбыт». 02.09.2014 представителями ОАО «МРСК Сибири» в отсутствии представителя МУП ЖКХ «Сервис» составлен Акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии, введено полное ограничение режима потребления электрической энергии. Вместе с тем, между МУП «ЖКХ Сервис» и ОАО «Читаэнергосбыт» еще 20.08.2014 заключен договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) № 354-00141. ОАО «МРСК Сибири» уведомлено 25.08.2014 МУП ЖКХ «Сервис» о заключении вышеназванного договора и направлена заявка на заключение с ОАО «МРСК Сибири» договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Кроме того, ОАО «МРСК Сибири» на 05.09.2014 не обеспечило подачу электрической энергии на 17 котельных Джидинского района, находящихся во владении ООО «Максимус».

ОАО «МРСК Сибири» 23.04.2014 направило в адрес ООО «Максимус» уведомление о приостановлении подачи электрической энергии за задолженность ООО «Максимус» за период ноябрь 2013 - март 2014 по договору № 541-603 между ОАО «МРСК Сибири» и ООО «Максимус. Ограничение режима потребления электрической энергии введено 13.05.2014. Между ООО «Максимус» и ОАО «Читаэнергосбыт» 20.08.2014 заключен договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) № 354-00158. 25.08.2014 ООО «Максимус» уведомило ОАО «МРСК Сибири» о заключении вышеуказанного договора и направило заявку на заключение с ОАО «МРСК Сибири» договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

ОАО «МРСК Сибири» на 05.09.2014 не обеспечило подачу электрической энергии на 14 котельных Джидинского района, находящихся во владении ООО «Авангард».

ОАО «МРСК Сибири» 23.04.2014 направило в адрес ООО «Авангард» уведомление о приостановлении подачи электрической энергии в связи с задолженностью ООО «Авангард» перед ОАО «МРСК Сибири» за период ноябрь 2013 – март 2014 по договору 541-602. Ограничение режима потребления электрической энергии введено 13.05.2014. 20.08.2014 между ООО «Авангард» и ОАО «Читаэнерогосбыт» заключен договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) № 354-00157. 26.08.2014 ООО «Авангард» уведомило ОАО «МРСК Сибири» о заключении вышеуказанного договора и направлена заявка на заключение с ОАО «МРСК Сибири» договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

02.09.2014 и 03.09.2014 ОАО «МРСК Сибири» за бездоговорное потребление электрической энергии введено полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении организаций, осуществляющих водоснабжение, в том числе: ООО «Татаурово» на объекты водозабора с. Татаурово, с. Старое Татаурово, с. Еловка; ОАО «ПМК Кабанская» на объекты водозабора с. Шергино; МУП «ЖКХ Сервис» на объекты водозабора с. Петропавловка; ООО «Теплоцентраль-1 на объекты водозабора г. Кяхта.

Вместе с тем, между ООО «Теплоцентраль-1» и ОАО «Читаэнергосбыт» 01.06.2014 заключен договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) № 356-00194. ООО «Теплоцентраль-1» 13.08.2014 направило заявление в ОАО «МРСК Сибири» о том, что в связи с заключением договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) ООО «Теплоцентраль-1» просит заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности). ОАО «МРСК Сибири» исх. от 22.08.2014 № 1.2/35/430 ответило ООО «Теплоцентраль-1», что для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии необходимо представить пакет документов, предусмотренный пунктом 18 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее – Правила недискриминационного доступа). ООО «Теплоцентраль-1» в соответствии с данным запросом направило 27.08.2014 исх. № 37 в адрес ОАО «МРСК Сибири» требуемые документы и материалы. ОАО «МРСК Сибири» 02.09.2014 исх. № 19/2348 ответило ООО «Теплоцентраль-1» о необходимости предоставления недостающих документов, и в этот же день составило в отношении ООО «Теплоцентраль-1» девять Актов о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии и ввело полное ограничение электрической энергии в отношении объектов водозабора г. Кяхта.

Между ООО «Татаурово» и ОАО «Читаэнергосбыт» 31.07.2014 заключен договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) № 324-00317, с условием о распространении его действия на отношения сторон с 01.06.2014. ОАО «МРСК Сибири» направило в адрес ООО «Татаурово» (вх. от 14.08.2014 № 180) Уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии, в котором сообщается, что если ООО «Татаурово» в срок до 24.08.2014 не заключит договор энергоснабжения (либо договор купли-продажи электрической энергии) с ОАО «Читаэнергосбыт», ОАО «МРСК Сибири» введет ограничение режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ООО «Татаурово» с составлением акта неучтенного потребления электрической энергии. Уведомлением от 28.08.2014 ОАО «Читаэнергосбыт» уведомило ОАО «МРСК Сибири» о заключении вышеуказанного договора. ООО «Татаурово» обратилось в ОАО «МРСК Сибири» с заявлением о заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии (вх. от 28.08.2014). Тем не менее, не смотря на вышеуказанные обстоятельства, ОАО «МРСК Сибири» 29.08.2014 составило Акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии, 02.09.2014 составило три Акта о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии и ввело полное ограничение режима потребления электрической энергии на объекты водозабора ООО «Татаурово».

Между ОАО «ПМК Кабанская» и ОАО «Читаэнергосбыт» 01.08.2014 заключен договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) № 322-00404, с условием о распространении его действия на отношения сторон с 01.06.2014. ОАО «МРСК Сибири» направило в адрес ОАО «ПМК Кабанская» Уведомление о введении ограничения режима потребления электрической энергии (вх. от 21.08.2014), в котором сообщается, что если ОАО «ПМК Кабанская» в срок до 19.08.2014 не заключит договор энергоснабжения (либо договор купли-продажи электрической энергии) с ОАО «Читаэнергосбыт», ОАО «МРСК Сибири» введет ограничение режима потребления электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств ОАО «ПМК Кабанская» с составлением акта неучтенного потребления электрической энергии. ОАО «ПМК Кабанская» 25.08.2014 обратилось в ОАО «МРСК Сибири» с заявлением о заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии, в связи с заключением договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с ОАО «Читаэнергосбыт». ОАО «МРСК Сибири» ответило на заявление ОАО «ПМК Кабанская» письмом от 27.08.2014 исх. № 19/2342 о том, что ОАО «ПМК Кабанская» не исполнена обязанность, предусмотренная пунктом 21 Основных положений, а именно не заключен в двухмесячный срок (начиная с 01.06.2014) договор, обеспечивающий продажу электрической энергии с ОАО «Читаэнергосбыт». Также ОАО «МРСК Сибири» в указанном письме сообщает, что для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии ОАО «ПМК Кабанская» необходимо направить документы, предусмотренные пунктом 18 Правил недискриминационного доступа. ОАО «ПМК Кабанская» 29.08.2014 направила в адрес ОАО «МРСК Сибири» запрашиваемые документы и материалы. ОАО «МРСК Сибири» 03.09.2014 направило в адрес ОАО «ПМК Кабанская» письмо о необходимости направления недостающих документов. ОАО «ПМК Кабанская» 04.09.2014 направило в адрес ОАО «МРСК Сибири» требуемые письмом от 03.09.2014 документы. Однако, несмотря на ведущуюся переписку между ОАО «МРСК Сибири» и ОАО «ПМК Кабанская» по заключению договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, ОАО «МРСК Сибири» 02.09.2014 составило Акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии и ввело полное ограничение режима потребления электрической энергии объектов водозабора с. Шергино ОАО «ПМК Кабанская».

На водозаборных сооружениях с. Гусиное озеро Селенгинского района 02.09.2014 в 13.30 ОАО «МРСК Сибири» введено полное ограничение режима потребления электрической энергии. Без водоснабжения остались 25 многоквартирных жилых домов, частный сектор, МБОУ СОШ № 92, МБДОУ детский сад «Тополек», фельдшерско-акушерский пункт, пожарная часть-75 и другие объекты.

Между АМО сельское поселение «Гусиное озеро» и ООО «ТОЁН» 18.06.2014 заключен договор аренды муниципального имущества № 3. Ранее этот договор был заключен между АМО сельское поселение «Гусиное озеро» и ООО «Галтай», данный договор расторгнут 07.05.2014. Согласно приложению к договору аренды муниципального имущества № 3 от 18.06.2014 в перечень муниципального имущества, в том числе входят объекты водоснабжения.

ОАО «МРСК Сибири» 02.09.2014 составило Акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электрической энергии в отношении производственных помещений ООО «ТОЁН», в отсутствии представителей ООО «ТОЁН», полное ограничение режима потребления электрической энергии на водозабор введено 02.09.2014 в 13:20. Договор энергоснабжения заключен между ООО «ТОЁН» и ОАО «Читаэнергосбыт» 24.09.2014 № 353-00508.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Основанием введения ОАО «МРСК Сибири» полного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении ООО «Татаурово», ОАО «ПМК Кабанская», МУП «ЖКХ Сервис», ООО «Теплоцентраль-1», ООО «ТОЁН» явилось бездоговорное потребление электрической энергии.

В соответствии с пунктом 2 Основных положений бездоговорное потребление электрической энергии -  самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

Согласно пункту 27 Основных положений, электрическая энергия (мощность) реализуется на розничных рынках на основании следующих видов договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности):

- договор энергоснабжения;

- договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).

ООО «Татаурово», ОАО «ПМК Кабанская», МУП «ЖКХ Сервис», ООО «Теплоцентраль-1» на момент введения ограничения режима потребления электрической энергии заключены договоры купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с ОАО «Читаэнергосбыт».

Объекты ООО «Татаурово», ОАО «ПМК Кабанская», МУП «ЖКХ Сервис», ООО «Теплоцентраль-1», ООО «ТОЁН» в отношении которых ОАО «МРСК Сибири» произвело полное ограничение режима потребления электрической энергии, относятся к объектам водоснабжения, и в соответствии с пунктом 2 Правил относятся к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям и ограничение которых в соответствии с пунктом 18 Правил ниже величины аварийной брони не допускается.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления в соответствии с Правилами.

Кроме того, объекты ООО «ТОЁН», ООО «Теплоцентраль-1» включены в перечень потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, утвержденный главой РБ – председателем Правительства РБ В. В. Наговицыным.

ООО «Татаурово», ОАО «ПМК Кабанская», МУП «ЖКХ Сервис», ООО «Теплоцентраль-1», ООО «ТОЁН», ОАО «РУК ЖКХ» не имеют задолженности по оплате потребленной электрической энергии перед гарантирующим поставщиком ОАО «Читаэнергосбыт». В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Ссылка ОАО «МРСК Сибири» на пункт 29 Основных положений неправомерна, так как в отношении вышеперечисленных потребителей запрещено вводить полное ограничение режима потребления электрической энергии, все потребители обратились в ОАО «МРСК Сибири» за заключением договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Кроме того, в соответствии с абзацем 5 пункта 29 Основных положений, исполнение обязательств гарантирующего поставщика ОАО «Читаэнергосбыт» по договору купли-продажи (поставки электрической энергии (мощности) осуществляется с даты и времени, установленных для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей, то есть с 00 часов 00 минут 01 июня 2014 года.

Комиссия оценила довод ОАО «МРСК Сибири» о правомерности действий на основании пункта 127 Основных положений и пришла к выводу, что данный пункт применим только в случаях, когда потребитель, заключивший с гарантирующим поставщиком договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), не обратился в сетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии.

Указание ОАО «МРСК Сибири» на пункт 6.1 Договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) в обоснование правомерности действий ОАО «МРСК Сибири» не принимается Комиссией, поскольку свидетельствует о злоупотреблении правом сетевой организации, в части определения момента начала исполнения обязательств гарантирующего поставщика по заключенным договорам.

ООО «Максимус», ООО «Авангард», МУ МОП ЖКХ «Новая Брянь» направили в адрес Бурятского УФАС России письма с указанием, что нарушения прав указанных обществ и иных лиц не имело места, таким образом, у Бурятского УФАС России отсутствуют основания для признания нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «МРСК Сибири» в части не возобновления энергоснабжения объектов ООО «Максимус», ООО «Авангард», МУ МОП ЖКХ «Новая Брянь».

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

Исходя из вышеизложенного, следует, что ОАО «МРСК Сибири» неправомерно в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») ввело полное ограничение режима потребления электрической энергии в отношении ООО «Татаурово», ОАО «ПМК Кабанская», МУП «ЖКХ Сервис», ООО «Теплоцентраль-1», ООО «ТОЁН»; неправомерно не возобновило подачу электрической энергии на объекты ОАО «РУК ЖКХ» в Иволгинском районе, что имело своим результатом ущемление интересов предприятий ЖКХ и потребителей их услуг.

На момент рассмотрения дела представители ОАО «МРСК Сибири» пояснили, что подача электрической энергии на объекты указанных предприятий возобновлена.

ОАО «МРСК Сибири» при составлении протокола представило пояснения, из которых следует, что ограничение режима потребления электрической энергии в отношении объектов ООО «Татаурово», ОАО «ПМК Кабанская», МУП «ЖКХ Сервис», ООО «Теплоцентраль-1», ООО «ТОЁН» осуществлено персоналом филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго» по личному распоряжению заместителя директора филиала по развитию и реализации услуг <…>.

Распоряжение было выдано устно (озвучено) на селекторном совещании с руководителями производственных отделений и начальниками РЭС в августе 2014 года и содержало указание о введении ограничения подачи электрической энергии в отношении объектов ЖКХ, не заключивших к 02.08.2014 договоры оказания услуг по передаче электрической энергии. Вина ОАО «МРСК Сибири» во вменяемом правонарушении отсутствует.

20.11.2014 представитель ОАО «МРСК Сибири» представила в адрес Бурятского УФАС России дополнительные пояснения, в которых просит руководителя Бурятского УФАС России принять во внимание при рассмотрении дела об административном правонарушении, что выдача распоряжения о подключении объектов ОАО «РУК ЖКХ» к электрической сети входит в компетенцию <…>. Также представитель ОАО «МРСК Сибири» ссылается на наличие в действиях ОАО «МРСК Сибири» смягчающих обстоятельств: добровольное подключение к сети объектов, в отношении которых вводилось ограничение, что подтверждается справкой и определениями Кабанского, Джидинского, Заиграевского районных судов; отсутствие вредных последствий, что подтверждается обращениями руководителей организаций МУП «ЖКХ Сервис», ООО «Авангард», ООО «Максимус», МУП ЖКХ «Новая Брянь», ООО «ТОЁН», а также прилагаемыми определениями районных судов, в которых имеется ссылка на отсутствие нарушенных прав и интересов иных лиц.

ОАО «МРСК Сибири» в соответствии с уведомлением о составлении протокола от 16.10.2014 № 05-13/4932, определением от 21.11.2014 № 05-13/5465, представлены бухгалтерский баланс на 31.12.2013, «Отчет о прибылях и убытках за 2013 год», справка о сумме выручки от реализации услуг по передаче электроэнергии за 2013 год в границах Республики Бурятия, в том числе сумма уплаченного НДС с дохода, полученного от реализации услуг по передаче электроэнергии за 2013 год в границах Республики Бурятия.

Совокупный размер суммы выручки ОАО «МРСК Сибири» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2013 год за минусом НДС составил <…> рублей, сумма выручки от реализации услуг по передаче электрической энергии в границах Республики Бурятия за 2013 год за минусом НДС составила <…> рублей.

Также ОАО «МРСК Сибири» в представленной справке сообщает, что порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденном Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, установлено, что определение географических границ товарного рынка должно основываться на экономической возможности покупателя приобрести товар (услугу) на определенной территории или за ее пределами. При этом в сфере услуг субъектов естественных монополий границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности, наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей), возможностей потребителей по доступу к инфраструктуре и ее использованию (наличию подключения к сети). Вменяемое ОАО «МРСК Сибири» правонарушение связано с введением ограничения подачи электрической энергии на конкретные объекты (энергопринимающие устройства), в отношении которых сетевой организацией был установлен факт бездоговорного потребления электроэнергии. В связи с чем, ОАО «МРСК Сибири» предполагает, что географические границы товарного рынка должны быть определены местом расположения энергопринимающих устройств лиц (организаций), в отношении которых было введено ограничение подачи электрической энергии и антимонопольным органом был сделан вывод о допущенном в отношении этих лиц нарушения.

Указанные доводы рассмотрены и оценены.

Согласно методическим указаниям ФАС России от 21.05.2014 АГ/20400/14 в соответствии с примечанием к статье 14.31 КоАП выручка от реализации товаров (работ, услуг), необходимая для расчета размера административного штрафа, определяется в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса РФ, нормы которых не предполагают деление выручки по географическому признаку. Товарный рынок представляет собой сферу обращения товара, которую невозможно замкнуть местом расположения энергопринимающих устройств потребителя, так как поставка электроэнергии потребителю невозможна в границах точки ввода сетей на объект.

По мнению ФАС России, указанные подходы к определению географических границ является неприемлемыми.

По смыслу статьи 14.31 КоАП во взаимосвязи с положениями пункта 4 статьи 4, части 5 статьи5 Закона о защите конкуренции под рынком, на котором совершено административное правонарушение, следует понимать рынок, на котором лицо занимает доминирующее положение. Следовательно, географические границы рынка, на котором совершено правонарушение, должны совпадать с географическими границами рынка, на котором субъект занимает доминирующее положение.

Приказом ФСТ РФ от 28.05.2008 № 179-Э ОАО «МРСК Сибири», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии». В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Определение географических границ товарного рынка осуществляется с учетом особенностей и специфики нарушений и действий ответчика, рассматриваемых в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Географические границы определяются исходя из следующих критериев:

- административно-территориального критерия;

- организационного критерия;

- технологического критерия.

Административно-территориальный критерий предусматривает определение границ товарного рынка исходя из административной территории деятельности организации (территория субъекта Российской Федерации).

Организационный критерий предусматривает определение границ товарного рынка исходя из особенностей организационной структуры хозяйствующего субъекта (территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта, в границах которого совершено правонарушение).

Технологический критерий предусматривает определение границ товарного рынка исходя из наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей), а также возможностей приобретателей (потенциальных потребителей) по доступу к инфраструктуре и ее использованию.

Рассматривая вопрос об определении географических границ рынка для целей привлечения к административной ответственности электросетевой организации ОАО «МРСК Сибири» необходимо брать наименьшее структурное обособленное подразделение ОАО «МРСК Сибири», обслуживающее соответствующую территорию.

Структурным подразделением ОАО «МРСК Сибири», оказывающим услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия является Филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Бурятэнерго».

Указанная позиция Бурятского УФАС России подтверждается решениями судов по делам № А27-13818/2013, А27-13494/2013.

Таким образом, поскольку административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством ценам (тарифам), совершенное ОАО «МРСК Сибири» правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Частью 2 статьи 14.31 КоАП совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации,

- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Расчет размера административного штрафа произведен в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету величины административного штрафа, рассчитываемого исходя из суммы выручки правонарушителя и налагаемого на юридических лиц, за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 14.31-14, 33 КоАП, утвержденными решением Президиума ФАС России от 18.01.2012 № 1.

06.11.2014 в отношении юридического лица – ОАО «МРСК Сибири» составлен протокол об административном правонарушении в соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Рассмотрение дела об административном правонарушении состоялось 03.12.2014.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлен состав административного правонарушения.

Объективная сторона – противоправное действие, выразившееся в полном ограничении режима потребления электрической энергии ООО «Татаурово», ОАО «ПМК Кабанская», МУП «ЖКХ Сервис», ООО «Теплоцентраль-1», ООО «ТОЁН», не возобновление подачи электрической энергии на объекты ОАО «РУК ЖКХ» в Иволгинском районе РБ.

Факультативными признаками объективной стороны правонарушения являются место, время и способ совершения правонарушения: место совершения – районы Республики Бурятия, в которых введено полное ограничение режима потребления электрической энергии: Джидинский район, Кабанский район, Прибайкальский район, Кяхтинский район, Селенгинский район, Иволгинский район – в котором не возобновлена подача электрической энергии на объекты ОАО «РУК ЖКХ», время совершения правонарушения – 02.09.2014, 03.09.2014, (даты введения ограничения режима потребления электрической энергии, не возобновления подачи электрической энергии на объекты ОАО «РУК ЖКХ»), способ совершения – полное ограничении режима потребления электрической энергии ООО «Татаурово», ОАО «ПМК Кабанская», МУП «ЖКХ Сервис», ООО «Теплоцентраль-1», ООО «ТОЁН», не возобновление подачи электрической энергии на объекты ОАО «РУК ЖКХ» в Иволгинском районе РБ.

объект – отношения, охраняемые антимонопольным законодательством, запрещающие незаконное введение полного ограничения режима потребления электрической энергии, не возобновление подачи электрической энергии в присутствии оснований для возобновления.

субъективная сторона – характеризуется виной в форме прямого умысла, направленного на нарушение антимонопольного законодательства и наступление в результате этого нарушения вредных последствий. У ОАО «МРСК Сибири» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП предусмотрена административная ответственность, но данным должностным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению;

субъект – ОАО «МРСК Сибири», которым обусловлено совершение административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Пленум ВАС РФ в пункте 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица , то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вступая в соответствующие правоотношения, ОАО «МРСК Сибири» должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ОАО «МРСК Сибири» приняло все зависящие от него меры по соблюдению положений законодательства об электроэнергетике, антимонопольного законодательства, а также доказательства, объективно препятствующие соблюдению ОАО «МРСК Сибири» требований антимонопольного законодательства.

Таким образом, в действиях ОАО «МРСК Сибири» имеется состав вменяемого ему административного правонарушения.

На рассмотрении дела об административном правонарушении представитель ОАО «МРСК Сибири» ходатайствовала о признании обстоятельством смягчающим административную ответственность отсутствие вредных последствий в действиях произведенных ОАО «МРСК Сибири».

В соответствии со статьей 2.2 КоАП выделяются две формы вины:

1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично;

2. административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Таким образом, если установлена вина субъекта правонарушения, то присутствие вредных последствий является неотъемлемой частью в обоих случаях.

Допущенное правонарушение привело к ущемлению прав населения указанных районов Республики Бурятия, лишенного возможности пользоваться услугами централизованного водоснабжения.

Согласно части 1 статьи 4.1. КоАП административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП.

В соответствии со статьей 4.2 КоАП в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность признано добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность не установлено.

На основании вышеизложенного, и, руководствуясь, статьями 4.2, 4.3, 14.33, 23.48, 29.9, 29.10, 29.11,  КоАП,

ПОСТАНОВИЛА:

  1. Признать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
  2. Наложить на открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири»  административное наказание в виде административного штрафа в размере 26 263 081,42 рублей (двадцать шесть миллионов двести шестьдесят три тысячи восемьдесят один рубль сорок две копейки), что составляет 1,3 % суммы выручки правонарушителя от реализации услуг по передаче электрической энергии по Республике Бурятия за 2013 год.
  3. В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП  штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
  4. Реквизиты для перечисления штрафа:

Получатель:                               ИНН 0323057082 КПП 032601001

                                                    УФК МФ РФ по Республике Бурятия

                                                    (Бурятское УФАС России

                                                     л/с 04021082740)

Банк получателя:                        р/с 40101810600000010002 в ГРКЦ НБ

                                                     Респ. Бурятия Банка России

                                                     БИК 048142001

                                                     ОКТМО 81701000

                                                     КБК 16111602010016000140

  1. Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
  2. В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление по делу об административном правонарушении может быть предъявлено к исполнению в течение двух лет со дня его вступления в законную силу.
  3. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления. 
  4. Согласно статье 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Копию постановления получил: /_______________/

Руководитель управления                                                          <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны