Решение б/н Решение и предписание по жалобам №№ 05-32/13-2018, 05-32/16-... от 28 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

№ 05-32/13-2018, № 05-32/16-2018

 

28 февраля 2018 г.                                                                                 г. Улан-Удэ

 

Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля2017 года

Полный текст решения изготовлен 05 марта 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, предусмотренных Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) в составе: <...>

рассмотрев 28.02.2018 жалобы ООО «Эксперт Продаж» и ООО «Азия»

на действия закупочной комиссии заказчика - автономного учреждения социального обслуживания «Баргузинский психоневрологический интернат» (далее - АУ СО «Баргузинский ПНИ», заказчик),    

в присутствии представителей АУ СО «Баргузинский ПНИ», ООО «Эксперт Продаж», ООО «Азия»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Бурятское УФАС России поступила жалоба ООО «Эксперт Продаж» (вх. № 990 от 19.02.2018) по факту нарушений Закона о закупках, допущенных закупочной комиссией АУ СО «Баргузинский ПНИ» при организации и  проведении запроса котировок № 31806083355, 31806083424, 31806083470, 31806083518, 31806083581, 31806083631, 31806083691, 31806083845, 31806074418, 31806074407, 31806074388, 31806074374, 31806074354, 31806074344 на поставку продуктов питания; необоснованного отклонения котировочной заявки, несоответствии Положения АУ СО «Баргузинский ПНИ» о закупках требованиями действующего законодательства.

26.02.2018 в Бурятское УФАС России через ФАС России поступила жалоба ООО «Азия» (вх. № 1122 от 26.02.2018) по факту неправомерного отклонения котировочной заявки, поданной для участия в закупке № 3180607440.

Жалобы ООО «Эксперт Продаж» и ООО «Азия» приняты к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) и рассмотрены совместно 28.02.2018.

В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На рассмотрении, состоявшемся 28.02.2018, представители ООО «Эксперт Продаж» и ООО «Азия» поддержали жалобы в полном объеме.

Представитель АУ СО «Баргузинский ПНИ» с доводами жалобы не согласился и заявил, что заявки ООО «Эксперт Продаж» и ООО «Азия» отклонены как несоответствующие требованиям действующего законодательства; не согласился с доводами жалобы ООО «Эксперт Продаж» о наличии в закупочной документации положений, ограничивающих конкуренцию.

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев жалобу по существу, установила следующее.

АУ СО «Баргузинский ПНИ» в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Законом о закупках и принятым в его реализацию Положением о закупках.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение регламентирует закупочную деятельность заказчика, устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

На официальном портале закупок опубликованы извещения о проведении следующих закупок (запросов котировок) на поставку продуктов питания для нужд АУ СО «Баргузинский ПНИ»: № 31806083355 (поставка фруктов, овощей), 31806083424 (поставка овощных консервов), 31806083470 (поставка рыбы), 31806083518 (поставка молока), 31806083581 (поставка сметаны, творога), 31806083631 (поставка яиц), 31806083691 (поставка йогурта), 31806083845 (поставка кефира, ряженки, снежка), 31806074418 (поставка яблок, бананов, апельсинов), 31806074407 (поставка масла, сыра, маргарина), 31806074388 (поставка колбасы, мяса птицы), 31806074374 (поставка кондитерских изделий), 31806074354 (поставка шиповника сушеного), 31806074344 (поставка чая, какао, сока, сухофруктов).

Комиссия, проверив обоснованность отклонения заявки ООО «ЭкспертПродаж», установила следующее.

ООО «Эксперт Продаж» подало котировочные заявки для участия во всех вышеуказанных закупках. Решением закупочной комиссии заказчика котировочные заявки ООО «Эксперт Продаж» были отклонены по аналогичным основаниям в связи с нарушением требований к оформлению заявок, а именно:

-заявки не скреплены печатью участника закупки (для юридического лица) и не  подписаны участником закупки или лицом, уполномоченным участником закупки;

-в составе заявок не предоставлены документы подтверждающие наличие в собственности специальных транспортных средств, способных обеспечить необходимый температурный режим при транспортировке (транспортные средства, должны обеспечивать поддержание температуры внутри кузова в не выше -10 градусов Цельсия при наружной температуре +30 градусов Цельсия и должны обеспечивать поддержание температуры внутри кузова не ниже +12 градусов Цельсия при средней наружной температуре -20 градусов Цельсия).

В соответствии с закупочными документациями по указанным закупкам все документы, входящие в состав заявки, поданной на участие в закупке в письменной форме, включая приложения к ней, должны быть представлены в виде единого тома. Все листы заявки на участие в закупке должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка должна содержать опись входящих в ее  состав документов, быть скреплена печатью участника закупки (для юридического лица) и подписана участником закупки или лицом, уполномоченным участником закупки.

Комиссия Бурятского УФАС России установила, что 14 котировочных заявок ООО «Эксперт Продаж» и входящие в их состав документы надлежащим образом на предмет подлинности копий входящих в состав заявок документов не заверены, единый том не скреплен печатью и подписью должностного лица ООО «Эксперт Продаж».

В составе котировочных заявок ООО «Эксперт Продаж» не представило документов в подтверждение наличия в собственности транспортных средств, были представлены копии договоров аренды на транспортные средства.

Котировочная заявка ООО «Азия» по запросу котировок № 31806074407 была отклонена по следующим основаниям:

-не представлено документов, подтверждающих наличие в собственности специальных транспортных средств, способных обеспечить необходимый температурный режим при транспортировке (Транспортные средства, должны обеспечивать поддержание температуры внутри кузова в не выше -10 градусов Цельсия при наружной температуре +30 градусов Цельсия и должны обеспечивать поддержание температуры внутри кузова не ниже +12 градусов Цельсия при средней наружной температуре -20 градусов Цельсия);

-не предоставлено документов, подтверждающих проведение обязательной  ежемесячной санитарной обработки транспорта используемого для транспортировки продуктов питания (имеется договор, но отсутствует акт или другой документ подтверждающий проведение обработки).

Представитель ООО «Азия» на заседании Комиссии сообщил,  что данные документы в составе заявки представлены не были.

Непредставление перечисленных документов мотивировано тем, что, по мнению ООО «Азия», отсутствие на этапе подачи заявок какого-либо оборудования в собственности или какого-либо количества сотрудников в штате не свидетельствует о невозможности исполнить договор на поставку товара. Производственные мощности могут быть привлечены исполнителем на праве аренды, а трудовые ресурсы не обязательно должны находиться в штате организации и пр.

В соответствии с закупочными документациями по указанным  закупкам заявки на участие в запросе котировок признаются надлежащими, если они соответствуют требованиям Положения о закупке заказчика, извещению о закупке и документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в документации.

Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу, что закупочная комиссия заказчика рассматривала заявки ООО «Эксперт Продаж» и ООО «Азия» в рамках закупочной документации по закупкам 31806083355, 31806083424, 31806083470, 31806083518, 31806083581, 31806083631, 31806083691, 31806083845, 31806074418, 31806074407, 31806074388, 31806074374, 31806074354, 31806074344.

Следовательно, заявки ООО «Эксперт Продаж» и ООО «Азия» были отклонены исключительно по тем основаниям, которые установлены закупочными документациями.

Между тем, Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу, что закупочная документация по каждому запросам котировок № 31806083355, 31806083424, 31806083470, 31806083518, 31806083581, 31806083631, 31806083691, 31806083845, 31806074418, 31806074407, 31806074388, 31806074374, 31806074354, 31806074344 на поставку продуктов питания содержит дополнительное требование к участникам закупок: участник обязан иметь собственные автотранспортные средства, позволяющие перевозить продукты питания с соблюдением температурного режима.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Комиссия считает, что дополнительное требование закупочных документаций о наличии у участников закупок собственных автотранспортных средств, позволяющих перевозить продукты питания с соблюдением температурного режима противоречит основным принципам закупки, которым должен руководствоваться каждый заказчик во избежание необоснованного ограничения конкуренции при осуществлении закупок.

Указанное дополнительное требование не отвечает принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного  ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках).

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В свою очередь положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с  Законом о закупках.

Предоставленное Заказчику право самостоятельно формировать документацию о закупке, не освобождают его от обязанности при формировании закупочной документации соблюдать иные требования действующего законодательства.

В целях обеспечения конкуренции заказчику надлежало установить требование о наличии во владении, пользовании автотранспортных средств как на основании права собственности, так и в пользовании на основании, к примеру, договора аренды и пр.

Таким образом, Комиссия соглашается с доводами жалоб ООО «Эксперт Продаж» и ООО «Азия» о несоответствии данного дополнительного требования Закону о закупках.

На довод ООО «Эксперт Продаж» о нарушении порядка размещения протокола о закупке Комиссия установила, что на дату рассмотрения жалоб протоколы на официальном портале закупок опубликованы в соответствии с требованием п. 35 постановления Правительства Российской Федерации № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке».

Также Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу, что довод ООО «Эксперт Продаж» о противоречии Положения заказчика в части возможности заключения договора по итогам запроса котировок не ранее семи дней со дня размещения итогового протокола не соответствует Закону о закупках и противоречит Определению Верховного суда Российской Федерации от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384.

Не находит подтверждения довод ООО «Эксперт Продаж» о нарушении заказчиком сроков размещения Положения с учетом внесенных в него изменений. Так согласно, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

В соответствии с информацией, размещенной на официальном портале закупок, установлено, что Положение о закупке АУ СО «Баргузинский ПНИ» утвержденное решением наблюдательного совета 30.10.2017 опубликовано 31.10.2017, т.е. в пределах срока, установленного ч. 1 ст. 4 Закона о закупках. 

Согласно ч. 20 ст. 18.1 Закона о закупках по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, Комиссия Бурятского УФАС России, руководствуясь ст. 18.1 и п. 3.1 ч. 1 ст. 23  Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ООО «Эксперт Продаж» необоснованной.

2.Признать жалобу ООО «Азия» необоснованной.   

3.Выдать АУ СО «Баргузинский психоневрологический интернат» обязательное для исполнения предписание.

 

Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Бурятия в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по результатам рассмотрения жалоб

№ 05-32/13-2018, № 05-32/16-2018

 

28 февраля 2018 г.                                                                        г. Улан-Удэ             

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, предусмотренных Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  в составе: <...>

 

руководствуясь статьей 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании решения по результатам рассмотрения жалоб № 05-32/13-2018, № 05-32/16-2018

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1.Выдать АУ СО «Баргузинский психоневрологический интернат» обязательное для исполнения предписание о совершении в срок до 14.03.2018 действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения запроса котировок № 31806083355, 31806083424, 31806083470, 31806083518, 31806083581, 31806083631, 31806083691, 31806083845, 31806074418, 31806074407, 31806074388, 31806074374, 31806074354, 31806074344, а именно:

1.1. отменить протоколы, составленные в ходе проведения запроса котировок № 31806083355, 31806083424, 31806083470, 31806083518, 31806083581, 31806083631, 31806083691, 31806083845, 31806074418, 31806074407, 31806074388, 31806074374, 31806074354, 31806074344;

1.2.вернуть участникам закупок заявки, поступившие для участия в запросах котировок № 31806083355, 31806083424, 31806083470, 31806083518, 31806083581, 31806083631, 31806083691, 31806083845, 31806074418, 31806074407, 31806074388, 31806074374, 31806074354, 31806074344;

1.3.внести изменения в закупочные документации запросов котировок № 31806083355, 31806083424, 31806083470, 31806083518, 31806083581, 31806083631, 31806083691, 31806083845, 31806074418, 31806074407, 31806074388, 31806074374, 31806074354, 31806074344 в части исключения из них дополнительных требований об обязательном наличии у участников закупок собственных автотранспортных средств, позволяющих перевозить продукты питания с соблюдением температурного режима;

1.4. в срок до 02.04.2018 внести изменение в Положение о закупках и предусмотреть, что договор с победителем процедуры закупки (вне зависимости от способа закупки) заключается АУ СО «Баргузинский психоневрологический интернат» не ранее 10 дней с момента размещения на официальном сайте протокола закупки.

1.5.О выполнении предписания сообщить в Бурятское УФАС России в течение трех рабочих дней со дня исполнения в письменном виде с приложением Положения о закупках товаров, работ, услуг.

 

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Бурятия в течение трех месяцев со дня его выдачи в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны