Решение б/н Решение по жалобе № 05-32/5-2018 на действия МАОУ «СОШ № 19 ... от 2 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 05-32/5-2018

(закупка № 31705946838)

02февраля 2018 г.                                                                                 г. Улан-Удэ

 

Резолютивная часть решения объявлена 31 января2018 года

Полный текст решения изготовлен 02 февраля 2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, предусмотренных Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) в составе: <…>, рассмотрев 31.01.2018 жалобу индивидуального предпринимателя Б.,

в присутствии:

 представителей ИП Б., К. (доверенность от 16.09.2015), И. (доверенность от 31.01.2017),

представителей МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Ула-Удэ» Х. и Д. (доверенность от 26.01.2018),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Бурятское УФАС России поступила жалоба ИП Б. (вх. № 397 от 23.01.2018) о нарушениях законодательства о закупках, допущенных при организации и проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ» (далее - МАОУ «СОШ № 19 г. Улан-Удэ»).

Жалоба ИП Б. была принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

Рассмотрение жалобы состоялось 31.01.2018.   

Представители ИП Б. жалобу поддержали в полном объеме и в целях расширения круга участников закупки просили выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

На рассмотрении жалобы представители ИП Б. сообщили следующее.

В соответствии с конкурсной документацией к участнику закупки предъявлены требования к квалификации, в частности, для подтверждения опыта участнику закупки необходимо по установленной форме представить информацию о количестве выполненных работ (услуг),  содержащее документальное подтверждение опыта выполнения аналогичных работ (услуг), в ходе выполнения которых были разработаны и зарегистрированы в СРО энергетические паспорта  потребителей топливно-энергетических ресурсов с приложением копий актов приема-передачи работ (услуг) подписанных заказчиком, подтверждающих факт оказания таких работ (услуг, реализации аналогичных проектов), приказы саморегулируемых организаций, членами которых являются (-лись) участники закупки, о регистрации (присвоении номеров) разработанных паспортов в СРО.

Шкала оценки по данному требованию составляет: более 300 паспортов - 100 баллов, от 150 до 300 паспортов -50 баллов, менее 150 паспортов - 0 баллов.  Значимость критерия -20 %.

Также конкурсной документацией установлена оценка конкурсных заявок по критерию «фактическая экономия энергетических ресурсов» при исполнении ранее заключенных договоров.  

По данному критерию оценка конкурсных заявок осуществляется следующим образом: при экономии 15 000 Гкал-100 баллов, от 5 000 до 15 000 Гкал-50 баллов, менее 5 000 Гкал -0 баллов. Значимость данного критерия составляет 40 %.

Представители ИП Б. заявили, что имеют хороший опыт работы в данной сфере деятельности, достаточную квалификацию, но фактически не имеют возможности подать конкурсную заявку, так как заказчик установил необоснованные критерии и порядок их оценки, которые не основаны на действующем законодательстве, противоречат принципам закупки и, в целом, влекут ограничение конкуренции.

Представители МАОУ «СОШ № 19» с доводами жалобы не согласились, заявили, что закупка проводится в строгом соответствии с действующим законодательством, просили признать жалобу необоснованной. На вопрос Комиссии о необходимости обосновать установленные количественные показатели (количество энергоспартов, конкретные сведения о фактической экономии энергетических ресурсов) в подтверждение квалификации и опыта работы участников закупки; установленный порядок оценки по данным критериям  представители МАОУ «СОШ № 19» заявили, что положения конкурсной документации по данной закупке были заимствованы из содержания конкурсных документаций, на основании которых осуществлялись закупки  другими общеобразовательными учреждениями г. Улан-Удэ.

Обоснованные пояснения относительно данного вопроса от представителей   МАОУ «СОШ № 19» Комиссией Бурятского УФАС России получены не были.

Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу, что жалоба ИП Б. является обоснованной в силу следующего.

Установленные конкурсной документации требования к квалификации участника закупки, критерии и порядок их оценки не основаны на Положении о закупке; противоречат основному принципу закупки, которым обязан руководствоваться каждый заказчик - равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

МАОУ «СОШ № 19» в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Законом о закупках и принятым в его реализацию Положением о закупках, утвержденным протоколом наблюдательного совета от 25.12.2017 (далее - Положение о закупке).  

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение регламентирует закупочную деятельность заказчика, устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

26.12.2017 на официальном портале закупок опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта на оказание услуг, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования тепловой энергии в МАОУ «СОШ № 19».

Начальная (максимальная) цена договора составляет 25 991 220,10 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 4 статьи 447 Гражданского Кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

В соответствии с Положением о закупке конкурс - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании  приложения № 1 Положения о закупке.

При организации данной закупки заказчиком установлены требования в подтверждение квалификации участника закупки.

Так, участнику закупки необходимо предоставить в составе конкурсной заявки по установленным формам следующие сведения в обоснование своей квалификации:

- о количестве выполненных работ (услуг),  содержащее документальное подтверждение опыта выполнения аналогичных работ (услуг), в ходе выполнения которых были разработаны и зарегистрированы в СРО энергетические паспорта  потребителей топливно-энергетических ресурсов с приложением копий актов приема-передачи работ (услуг) подписанных Заказчиком, подтверждающих факт оказания таких работ (услуг, реализации аналогичных проектов), приказы саморегулируемых организаций, членами которых являются (-лись) участники закупки, о регистрации (присвоении номеров) разработанных паспортов в СРО.

- о фактической экономии энергетических ресурсов при исполнении ранее заключенных аналогичных договоров.

Между тем, согласно приложению № 1 Положения о закупке для оценки заявок могут использоваться следующие критерии с соответствующими предельными значимостями: цена договора, квалификация участника (опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация), качество товара, наличие производственных мощностей, срок поставки (выполнения работ, оказания услуг), срок гарантии на товар (результат работ, результат услуг).

Как видно, в соответствии с Положением о закупке критерий оценки конкурсных заявок «квалификация участника»  включает в себя следующие составляющие: опыт, образование, квалификация персонала, деловая репутация.

При этом заказчик при разработке конкурсной документации по рассматриваемой закупке для определения уровня квалификации участника закупки установил требования лишь к опыту работы, исключив оценку образования, квалификации персонала, деловой репутации, что прямо противоречит приложению № 1 Положения о закупке и не может в полной мере подтвердить квалификацию участников закупки и выявить участника закупки, предлагающего лучшие условия исполнения договора.

Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в целях объективной оценки квалификации участников закупки и выявления лучших условий исполнения договора, помимо вышеизложенного заказчику следует применить и иные критерии, предусмотренные приложением № 1 Положения о закупках.

Комиссия Бурятского УФАС России отмечает, что предъявление заказчиком требования к представлению в составе заявок сведений об определенном количестве энергоспаспортов, об объеме сэкономленных энергетических ресурсов; установленный порядок присвоения баллов по данным критериям представителями заказчика обоснованы не были, не подтверждены ссылками на нормы действующего законодательства и Положения о закупках, что свидетельствует о нарушении заказчиком принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Комиссия Бурятского УФАС России, руководствуясь статьями 18.1 и 23 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

 

1.Признать жалобу индивидуального предпринимателя Б. обоснованной.

2.Выдать МАОУ «СОШ № 19» обязательное для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.

 

Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Бурятия в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Связанные организации

Связанные организации не указаны