Решение б/н Решение и предписание по жалобе № 05-32/54-2017 на документа... от 18 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 05-32/54-2017

17 июля 2017 г.                                                                                 г. Улан-Удэ

 

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2017 года

Полный текст решения изготовлен 18 июля 2017 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, предусмотренных Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) в составе: <…>

рассмотрев 17.07.2017 жалобу ООО «Техтрейд»,

в присутствии:

и.о. директора МАОУ «СОШ № 19» С., Б. (доверенность отсутствует)  

в отсутствие представителя ООО «Техтрейд», извещено,  

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС России поступила жалоба ООО «Техтрейд» (вх. № 4177 от 07.07.2017) о наличии в документации о запросе котировок на право заключения договора с МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 19 г. Улан-Удэ» (далее - «МАОУ «СОШ № 19» на проведение капитального ремонта по замене окон  условий, ограничивающих конкуренцию.   

Жалоба ООО «Техтрейд» была принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О  защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.

Рассмотрение жалобы состоялось 17.07.2017.   

Из жалобы ООО «Техтрейд» следует, что закупочная документация содержит описание химического состава компонентов и показателей компонентов бетона. По мнению ООО «Техтрейд», установленные заказчиком требования к бетону носят необъективный характер и препятствуют подаче надлежащей заявки.

Представитель заказчика с жалобой не согласилась; заявила, что закупочная документация соответствует требованиям Закона о закупках, просила признать жалобу необоснованной.

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО «Техтрейд», установила следующее.

МАОУ «СОШ № 19» в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона о закупках при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Законом о закупках и принятым в его реализацию Положением о закупках, утвержденным председателем наблюдательного совета 19.01.2017 (далее - Положение о закупках.  

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение регламентирует закупочную деятельность заказчика, устанавливает основные требования к закупке, порядок подготовки и проведения процедур закупки, способы закупки и условия их применения, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

01.07.2017 на официальном портале закупок опубликовано извещение о проведении запроса котировок на право заключения договора на капитальный ремонт (замену окон) в МАОУ «СОШ № 19».

Начальная (максимальная) цена договора составляла 2 778 000,00 руб.

В пункте 18 технического задания приведены следующие требования к бетону:

класс прочности на сжатие в проектном возрасте : не менее В7,5. Наибольшая крупность заполнителя, мм, более: 10. Средняя плотность зерен крупного заполнителя: не более 2000 кг/м3. Галоиды, вызывающие коррозию арматуры в бетоне, могут содержаться в крупном заполнителе, при этом их содержание не должно превышать 0,10 % массы такого заполнителя. Содержание вредных примесей, являющихся породообразующими минералами, в заполнителях бетона: - магнетит: не более 10 % объема; - гидрооксиды железа: не более 10 % объема; - апатит: не более 10 % объема; - нефелин: не более 10 % объема; - фосфорит: не более 10 % объема. Содержание фракций в крупном заполнителе, % массы: - от 5(3) до 10 мм: 25-40; - свыше 10 до 20 мм: 60-75.

При этом в закупочной документации отсутствует ссылка об обязательном соответствии используемых при выполнении работ материалов, в т.ч. бетона, ГОСТу.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Согласно пункту 6.2.1 Положения о закупках в документации о закупке указываются установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Таким образом, в силу Закона о закупках и Положения о закупках заказчик вправе, исходя из своей потребности, самостоятельно  определить параметры и характеристики товара. В то же время при формировании закупочной документации и при описании объекта закупки заказчики должны руководствоваться одним из основных принципов Закона о закупках - обеспечение равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно ГОСТ 25192-2012, ГОСТ 7473-2010 (ранее 7473-94) классификация бетонов производится по основному назначению, виду вяжущего вещества, виду заполнителей, структуре и условиям твердения.

Закон о закупках и Положение о закупке предусматривают установление требований к самим товарам, а не к их компонентам. При этом, если товар в целом соответствует документу, определяющему его качество и характеристики (ГОСТ, СНиП и т.п.), то компоненты этого товара также будут соответствовать такому документу.

  Таким образом, установление в пункте 18 технического задания требований к значениям показателей компонентов бетона, химическому составу бетона при отсутствии в содержании документации отсылки на конкретный ГОСТ является избыточным, поскольку не соответствует требованиям пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и пункта 3 раздела 6.2 Положения о закупке МАОУ «СОШ № 19» и могло привести к необоснованному ограничению конкуренции, так как потенциальные участники закупки могут быть введены в заблуждение относительно того, какому ГОСТ должен соответствовать бетон. 

При рассмотрении материалов жалобы Комиссия Бурятского УФАС России выявила, что Положение о закупке МАОУ «СОШ № 19» не соответствует требованиям Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (утв. ФАС России; далее - Стандарт).

Закон о закупках направлен на повышение открытости и прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, а также на увеличение количества участников закупки, развитие конкуренции.

Стандарт разработан ФАС России с целью достижения указанных задач, а также недопущения нарушений положений Закона о закупках и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Стандарт включает предложения по оптимизации и унификации закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц, которые могут быть использованы при утверждении положения о закупке.

Комиссией выявлено, что в соответствии с разделом 7.6 Положения о закупках товаров МАОУ «СОШ № 19» запрос котировок - это способ закупки, который может проводиться в том числе, при закупке одноименной продукции на сумму до 3 млн. рублей включительно в квартал.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке должно содержать, в том числе и условия применения способов закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

На основании изложенного, для обеспечения конкуренции и достижения целей закона Заказчику при осуществлении закупочной деятельности необходимо исходить из следующего.

Для повышения прозрачности проводимых закупок Заказчику следует установить в Положении о закупке критерии выбора Заказчиком способа закупки товаров, работ, услуг в зависимости от предмета договора и или цены договора.

 В соответствии со Стандартом запрос котировок, запрос предложений целесообразно применять в случае закупки с целью обеспечения срочных, неотложных нужд заказчика при небольшой сумме начальной (максимальной) цены договора, порог которой установлен в положении о закупке.

Как следует из Стандарта, наиболее предпочтительным способом определения победителя является проведение конкурса, аукциона в связи с тем, что за счет достаточных сроков подачи заявок и заключения договора указанные процедуры обеспечивают расширение числа участников закупок, а также минимизируют риски совершения согласованных действий заказчика и участника закупки.

Согласно разделу 7.10 заказчик вправе осуществить прямую закупку путем заключения договора с единственным поставщиком на сумму, не превышающую одного миллиона рублей.

В силу Стандарта при установлении в положении о закупке права заказчика осуществлять закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) рекомендуется предусмотреть исчерпывающий перечень оснований для заключения договора с единственным поставщиком.

Закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика целесообразна в случае, если такие товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках, или проведение конкурсных, аукционных процедур нецелесообразно по объективным причинам (например, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, последствий непреодолимой силы). Кроме того, закупка товаров, работ, услуг у единственного поставщика возможна по результатам несостоявшейся конкурентной закупочной процедуры.

Также в положении о закупке целесообразно предусмотреть обязанность обоснования необходимости заключения заказчиком договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), начальной (максимальной) цены договора и выбора им конкретного поставщика (исполнителя, подрядчика), с которым заключается такой договор.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Положение о закупке товаров МАОУ «СОШ № 19» не соответствует Стандарту:

-в Положении о закупках отсутствуют четкие и объективные критерии, обосновывающие  возможность проведения запроса котировок на сумму до 3 млн. рублей включительно в квартал;

-в Положении о закупках отсутствует указание о проведении запроса котировок  в целях обеспечения срочных, неотложных нужд заказчика;

- в Положении о закупках отсутствуют четкие и объективные критерии, обосновывающие  возможность заказчиком осуществления процедуры закупки путем заключения договора с единственным поставщиком на сумму до 1 млн. руб. включительно.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Комиссия Бурятского УФАС России, руководствуясь статьями 18.1 и 23 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Техтрейд» обоснованной.

Выдать МАОУ «СОШ № 19» обязательное для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения закупки.

 

Решение может быть обжаловано в течение 3 месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Бурятия в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

ПРЕДПИСАНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

№ 05-32/54-2017

 17 июля  2017 г.                                                                             г. Улан-Удэ             

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия, Бурятское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, предусмотренных Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»  в составе: <…>

руководствуясь статьей 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» и на основании своего решения от  17.07.2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «Техтрейд»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

МАОУ «СОШ № 19» в срок до 17.08.2017  совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации и проведения запроса котировок № 31705284439, а именно:

1.1.отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки;

1.2.внести изменения в документацию о запросе котировок путем исключения из пункта 18 технического здания описание химического состава бетона и описание химического состава компонентов бетона;

1.3. внести изменения в документацию о запросе котировок путем включения в закупочную документацию указание на ГОСТ, которому должен соответствовать материал - «бетон»;

1.4.раздел 7.6 Положения о закупках дополнить критериями выбора заказчиком способа закупки путем проведения запроса котировок, обосновывающих возможность проведения запроса котировок на сумму до 3 млн. руб. включительно в квартал;

1.5. пункт 7.10 Положения о закупках дополнить критериями, обосновывающими возможность заключения прямого договора с единственным поставщиком на сумму до 1 млн. руб. включительно;

2. О выполнении настоящего предписания МАОУ «СОШ № 19»  сообщить в Бурятское УФАС России в письменном виде с приложением доказательств в срок не позднее 21.08.2017.    

 

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Бурятия в течение трех месяцев со дня его выдачи в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны