Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «СтройТрест» № 05-41/30-... от 26 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

№ 05-41/30-2015

«18» ноября 2015 года                                                                           г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<…>, председателя Комиссии,

<…>, члена Комиссии,

<…>, члена Комиссии,

в присутствии законного представителя заявителя ООО «СтройТрест» генерального директора <…>,

в присутствии законного представителя ответчика <…> директора МАОУ Лицей № 27 г. Улан-Удэ,

рассмотрев жалобу ООО «СтройТрест» от 09.11.2015 (вх. № 6151) на действия заказчика МАОУ Лицей № 27 г. Улан-Удэ (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме по выполнению капитального ремонта имущества, находящегося в муниципальной собственности (далее – открытый аукцион),

УСТАНОВИЛА:

Из жалобы ООО «СтройТрест» следует, что в документации об открытом аукционе не содержится требований относительно предоставляемой выписки из ЕГРЮЛ. В пункте 20.1 документации отсутствуют требования о конкретных допусках СРО. В подпункте 2 пункта 19 документации описывается основание для отказа в допуске к участию в открытом аукционе как непредставление оригиналов документов. В пункте 22 раздела 4 документации, в пункте 3.4 проекта договора содержится не конкретный срок оплаты за выполненные работы: «до 31 декабря 2015 года» и «не позднее 31 декабря 2015 года». В пункте 1.2 технического задания содержится требование к материалам: «изготовленными не ранее 2012 года», что является ограничением конкуренции. В позиции № 9 «песок» технического задания установлено требование «цвет – бирюза» в ГОСТ 8736-93 не содержится требования к цвету песка. В пунктах 18, 23, 25, 39 технического задания в требованиях отсутствуют минимальные, максимальные значения и значения, которые не могут быть изменены. В пункте 32 технического задания установлены требования к работам, а не к материалам. В пункте 27 технического задания установлены требования к материалам не входящим в комплект унитаза с бачком. В пункте 17 технического задания установлены требования противоречащие ГОСТ 30673-2013. В пункте 18 технического задания установлены требования по недействующему ГОСТ 6787-90. В пункте 39 технического задания одновременно установлены требования к одному материалу в разных климатических исполнениях (умеренный, холодный, тропический). В пункте 41 технического задания «Керамическая плитка для пола» установлены требования по ГОСТ 6141-91 «Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия».

ООО «СтройТрест» 11.11.2015 (вх. № 6214) представил дополнение к жалобе из которого следует, что в разделе «Общая информация» на сайте www.zakupki.gov.ru в подразделе «Контактное лицо» указан адрес электронной почты коммерческой организации «Контур +» kontur223@mail.ru. Законом о закупках не предусмотрено право заказчика привлекать для проведения закупок специализированную организацию. Имея доступ к процессу проведения торгов ООО «Контур +» имеет возможность вступать в соглашения с другими участниками торгов, целью которых может быть ограничение конкуренции.

Заказчик представил отзыв на жалобу, из которого следует, что в разделе 7 документации об открытом аукционе указано, о предоставлении выписки из ЕГРЮЛ. В подпункте 2 пункта 19 документации указано, что основаниями для отказа в участии в открытом аукционе являются непредставление оригиналов и копий документов, имеются ввиду электронные документы, подписанные ЭЦП. В соответствии со статьями 190, 431 ГК РФ срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Указание срока оплаты до до 31 декабря 2015 года законно. На основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), Положения о закупке товаров, работ, услуг (далее – Положение о закупке) в пункте 1.2 технического задания установлено требование к материалам с целью создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Заказчик также представил отзыв на дополнение к жалобе из которого следует, что ООО «Контур +» осуществило аккредитацию МАОУ Лицей № 27 г. Улан-Удэ в качестве Заказчика на электронной торговой площадке ОТС Тендер, разместило на электронной площадке документацию по закупке на основании договора от 15.10.2015 № 83/15.10. Электронный адрес почтового ящика kontur223@mail.ru был использован для подтверждения регистрации оператору площадки. На всех остальных интернет ресурсах и в закупочной документации указана электронная почта lyzei27@mail.ru. Вся документация (информационная карта, проект договора, техническое задание, локально-сметный расчет) подготовлена МАОУ Лицей № 27 г. Улан-Удэ.

На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы. Представитель МАОУ Лицей № 27 г. Улан-Удэ пояснила, что по пунктам 9, 18, 23, 25, 39, 32, 27, 17, 18, 39, 41 технического задания действительно указаны неверные данные, представитель согласна с доводами ООО «СтройТрест».

В результате рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с частью 8 статьи 8 Закона о закупках, муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями, хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, дочерние хозяйственные общества, более пятидесяти процентов уставного капитала которых в совокупности принадлежит муниципальным унитарным предприятиям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, дочерние хозяйственные общества указанных дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает пятьдесят процентов, применяют положения настоящего Федерального закона с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования.

Таким образом, МАОУ Лицей № 27 г. Улан-Удэ являясь автономным учреждением руководствуется при закупке товаров, работ и услуг Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Правовым актом, регламентирующим правила закупки МАОУ Лицей № 27 г. Улан-Удэ является Положение о закупке, утвержденное наблюдательным советом МАОУ Лицей № 27 г. Улан-Удэ протоколом от 24.12.2013 № 1. На сайте www.zakupki.gov Положение о закупке размещено.

В подпункте «б» пункта 7.4.8. Положения о закупке содержаться требования к заявке на участие в аукционе в том числе: «полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведения аукциона выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведения аукциона выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или нотариально заверенную копию такой выписки (для индивидуальных предпринимателей), копии документов, удостоверяющих личность (для иных физических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц), полученные не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении аукциона. В документации об открытом аукционе подобного требования к предоставляемой выписке не содержится.

В пункте 20 документации об открытом аукционе указано: «наличие свидетельства о допуске к работе по организации строительства», требования о предоставлении конкретных свидетельств СРО в документации не указано, из чего следует, что участник вправе предоставить любое свидетельство СРО, в том числе не относящееся к предмету закупки.

В подпункте 2 пункта 19 документации указано, что основанием для отказа может являться непредставление оригиналов документов, тем не менее, при проведении открытого аукциона в электронной форме у участников отсутствует возможность предоставления оригиналов документов. Требование о представлении оригиналов документов при любой закупке является излишним.

В соответствии с пунктом 22 документации оплата производится в форме безналичного расчета на расчетный счет подрядчика до 31.12.2015. На основании пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги. Указание даты оплаты 31.12.2015 не противоречит закону о закупках.

В пункте 1.2 технического задания установлено, что применяемые материалы должны быть новыми, изготовленными не ранее 2012 года. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Таким образом, в документации о закупке заказчик обязан указать требования к качеству, техническим характеристикам товара, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Указанное требование к применяемым материалам не противоречит Закону о закупках.

В пункте 9 технического задания установлено требование по цвету песка не соответствующее ГОСТ 8736-93. В пунктах 18, 23, 25, 39 технического задания отсутствуют требования по минимальным, максимальным значениям и значениям, которые не могут быть изменены. В пункте 32 технического задания установлены требования к работам, а не к материалам. В пункте 27 технического задания установлены требования к материалам не входящим в комплект унитаза с бачком. В пункте 17 технического задания установлены требования противоречащие ГОСТ 30673-2013. В пункте 18 технического задания установлены требования по недействующему ГОСТ 6787-90. В пункте 39 технического задания одновременно установлены требования к одному материалу в разных климатических исполнениях (умеренный, холодный, тропический). В пункте 41 технического задания «Керамическая плитка для пола» установлены требования по ГОСТ 6141-91 «Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия».

Между МАОУ Лицей № 27 г. Улан-Удэ и ООО «Конур +» 15.10.2015 заключен договор № 83/15.10 (р) на выполнение работ по размещению закупочной процедуры. ООО «Конур +» не является специализированной организацией, а оказывает услуги на основании гражданско-правового договора. МАОУ Лицей № 27 г. Улан-Удэ имеет право заключать договоры у единственного поставщика при стоимости закупаемой продукции, не превышающей пятьсот тысяч рублей в месяц. Стоимость договора между МАОУ Лицей № 27 г. Улан-Удэ и ООО «Конур +» составляет 7500 рублей. Заключение настоящего договора не противоречит требованиям Закону о закупках, не является нарушением статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в действиях МАОУ Лицей № 27 г. Улан-Удэ не установлено, так как МАОУ Лицей № 27 г. Улан-Удэ не является федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органом местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

Бурятским УФАС России произведен анализ Положения о закупке МАОУ Лицей № 27 г. Улан-Удэ и установлено следующее. В соответствии с подпунктом 1 пункта 7.10.3. прямая закупка (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае, если стоимость закупаемой Заказчиком одноименной продукции не превышает пятьсот тысяч рублей в месяц. Указанное условие закупки у единственного поставщика может иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

В части 1 статьи 3 Закона о закупках установлены базовые принципы закупочной деятельности: экономическая эффективность, информационная открытость, обеспечение равноправия всех участников закупки, исключение ограничения конкуренции между участниками закупки.

В целях соблюдения антимонопольных требований при закупках прямая закупка может осуществляться в двух случаях:

когда стоимость приобретаемой продукции небольшая и использование иных способов закупки нецелесообразно. При этом неважно - что закупает заказчик, у кого и на каких условиях. Главным определяющим фактором является стоимость приобретаемой продукции - она должна быть небольшой;

когда имеют место определенные обстоятельства или закупается особая продукция или у «объективно единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Это такие закупки как:

- закупка товаров, работ, услуг, которая относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

- закупка услуг газоснабжения, подключение (присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

- закупка электрической энергии;

- закупка гарантийного и текущего обслуживания товаров, поставленных ранее, у производителя (поставщика) или его единственного дилера при условии, что наличие иного контрагента не может быть по условиям гарантии;

- заключение договора аренды недвижимого имущества;

- срочная закупка вследствие срочной потребности в продукции, в том числе вследствие чрезвычайного события, когда проведение конкурентных процедур закупки по причине отсутствия времени является нецелесообразным, при условии что обстоятельства, обусловившие срочность, не являются результатом медлительности со стороны заказчика;

- закупка товаров, работ, услуг вследствие несостоявшейся конкурентной процедуры закупки, например, когда конкурентная процедура закупки, проведенная ранее, не состоялась и имеется только один участник, соответствующий требованиям документации о закупке и подавший заявку на участие в процедуре закупки, соответствующую указанной документации, либо когда не было подано ни одной заявки на участие в закупке и т.д.;

- закупка услуг по авторскому надзору за разработкой проектной и конструкторской документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства, изготовлением оборудования соответствующими авторами.

Подпункт 1 пункта 7.10.2. Положения о закупке не устанавливает, критериев осуществления закупки у единственного поставщика, что может иметь результатом нарушение принципа экономической эффективности закупок, недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, лицо, не подавшее заявку на участие в торгах, вправе обжаловать только нарушение порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

ООО СтройТрест» не подало заявку на участие в открытом аукционе, не обращалось за разъяснениями положений Закупочной документации к Заказчику, при этом обжалует положения Закупочной документации. Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции у заявителя отсутствует право обжалования открытого аукциона в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного и, руководствуясь статьей 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Бурятского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «СтройТрест» не обоснованной.
  2. Выдать МАОУ Лицей № 27 г. Улан-Удэ обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации закупок.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии                                                     

Члены Комиссии

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                    Жалоба № 05-41/30-2015

18 ноября 2015 г.                            

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия Бурятского УФАС России), в составе:

Председателя Комиссии:

<…>,

Членов Комиссии:

<…> - начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы,

<…> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы,

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 18.11.2015 года по жалобе № 05-41/30-2015 о нарушении МАОУ Лицей № 27 г. Улан-Удэ (г. Улан-Удэ, ул. Туполева, 14 А) законодательства о закупках,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

МАОУ Лицей № 27 г. Улан-Удэ в срок до 02.12.2015 года совершить действия, направленные на устранение нарушений порядка организации закупок, а именно:

  1. Отменить протокол заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 11.11.20145;
  2. Внести в документацию о закупке требование в соответствии с подпунктом «б» пункта 7.4.8. Положения о закупке товаров, работ, услуг (далее – Положение о закупке);
  3. В документацию о закупке внести требование относительно предоставляемых конкретных свидетельств СРО;
  4. Из подпункта 2 пункта 19 документации исключить требование о предоставлении оригиналов документов;
  5. В пункты 9, 17, 18, 41 технического задания внести изменения в соответствии с действующими ГОСТ;
  6. В пунктах 18, 23, 25, 39 технического задания указать минимальные, максимальные значения и значения, которые не могут быть изменены;
  7. В пункте 32 технического задания указать требования к материалам;
  8. В пункте 27 технического задания установить требования к материалам входящим в комплект унитаза с бачком;
  9. В пункте 39 технического задания установить требования к материалу в соответствующем климатическом исполнении;
  10. Подпункт 1 пункта 7.10.3. Положения о закупке изложить следующим образом: «стоимость закупаемой Заказчиком продукции не превышает четырехсот тысяч рублей в квартал.

О выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде в адрес Бурятского УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.  

Председатель Комиссии                                        

Члены Комиссии                                                    

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны