Решение б/н Решение и предписание по жалобе ООО «Музоктет» № 05-41/45-20... от 28 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-41/45-2016

по результатам рассмотрения жалобы

«24» ноября 2016 года                                                                  город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<…>, председателя Комиссии,

<…>, члена Комиссии,

<…>, члена Комиссии,

в присутствии законного представителя ответчика МАУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» <…>., заявителем заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,

рассмотрев жалобу ООО «Музоктет» на действия заказчика МАУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» при проведении открытого аукциона в электронной форме по выбору поставщика на право заключения договора на поставку светового оборудования и сопутствующих товаров на сайте www.zakupki.gov.ru, начальная (максимальная) цена контракта 9 500 000,0 рублей в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Бурятское УФАС России 17.11.2016 года поступила жалоба ООО «Музоктет» на действия заказчика МАУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» при проведении открытого аукциона в электронной форме по выбору поставщика на право заключения договора на поставку светового оборудования и сопутствующих товаров.

         По мнению заявителя, заказчиком необоснованно отклонена его заявка.

         Заказчик МАУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» представил возражения на жалобу.

         В результате рассмотрения жалобы Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

         Согласно Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Положением о закупке товаров, работ и услуг МАУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ», утвержденным Наблюдательным советом 18.04.2016, установлено, что в документации о закупке указываются требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке; требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик; требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

МАУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» 13.10.2016 опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме по выбору поставщика на право заключения договора на поставку светового оборудования и сопутствующих товаров  на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (№ извещения: 31604204938). Начальная (максимальная) цена договора составила 9 500 000,0 рублей.

В соответствии с протоколом № 31604204938-1 рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 03-16/223 по выбору поставщика на право заключения договора от 07.11.2016 заявка ООО «Музоктет» отклонена по четырем основаниям.

Заказчик отклонил заявку участника ООО «МУЗОКТЕТ», во-первых, по причине отсутствия декларирования  по подпункту 5 пункту 27 информационной карты.

На вопрос комиссии об отсутствии в пункте 27 подпункта 5 представитель заказчика пояснил, что вместо пункта 26 вследствие опечатки указан пункт 27. В результате анализа содержания заявки ООО «Музоктет» комиссией антимонопольного органа установлено отсутствие декларации по подпункту 5 пункта 26 информационной карты аукционной документации об отсутствии у ООО «Музоктет» кредиторской задолженности за последний завершенный     отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Во-вторых, в заявке участника – «файл 1 часть» указан товарный знак Starlite. Однако такого товарного знака не существует, то есть участник закупки предоставил недостоверные сведения.

В соответствии с пунктом 27 информационной карты аукционной документации участник закупки предоставляет заявку, в том числе содержащую указание на товарный знак предлагаемого для поставки товара. Из содержательного анализа жалобы в Бурятское УФАС России не следует довода ООО «Музоктет» об указании в заявке товарных знаков предлагаемых для поставки товаров.

В-третьих, в заявке участника – «файл 1 часть» по всем позициям указана страна производитель: Китай. В свою очередь заказчик установил требование к наименованию страны происхождения товара и наименованию производителя товара, то есть участником закупки сведения не представлены.

В соответствии с пунктом 27 информационной карты аукционной документации участник закупки предоставляет в составе заявки в том числе информацию о наименовании страны происхождения товара и наименовании производителя товара.

Комиссия соглашается с доводом заказчика об отсутствии в действующем законодательстве Российской Федерации понятия «страна-производитель». Вместе с тем, статьей 58 Таможенного кодекса Таможенного союза определено понятие «страна происхождения». Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

В-четвертых, в заявке участника представлена только декларация об отнесении ООО «Музоктет» к субъектам малого предпринимательства. В декларации указано: сведения о наличии (об отсутствии) сведений в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства субъекта Российской Федерации (в случае ведения такого реестра органом государственной власти субъекта Российской Федерации) -, то есть стоит прочерк. Следовательно, участник декларирует об отсутствии сведений в реестре. Однако согласно сайта https://rmsp.nalog.ru/ дата включения в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «МУЗОКТЕТ» 01.08.2016.

Подпунктом 4 пункта 27 заказчиком установлено требование как о предоставлении декларации об отнесении к субъектам малого или среднего предпринимательства, так и сведений из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. В заявке ООО «Музоктет» имеется декларация об отнесении общества к субъектам малого предпринимательства, сведения о наличии (об отсутствии) сведений в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства заявителем не представлены, в то время как в указанный реестр ООО «Музоктет» включено 01.08.2016.

На основании изложенного комиссия считает отклонение заявки ООО «Музоктет» заказчиком правомерным и обоснованным.

Вместе с тем комиссией установлено следующее. Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.

Обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном статьей 18.1 Закон о защите конкуренции, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения (часть 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Как следует из Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц (утв. ФАС России) при определении сроков для подписания и направления участником проекта договора целесообразно исходить из принципа разумности.

Соблюдение указанного принципа позволит достичь целей ведения реестра недобросовестных поставщиков путем включения в него сведений об участниках закупок, виновно уклонившихся от заключения договора.

Кроме того, с целью соблюдения прав иных участников закупки на обжалование действий участников закупочного процесса до заключения договора в антимонопольный орган срок заключения договора целесообразно устанавливать не ранее истечения срока обжалования действий заказчика, предусмотренного статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Включение в положение о закупке условия, позволяющего заключить договор ранее окончания срока, установленного для подачи жалобы в антимонопольный орган, нарушает положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 12.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг МАУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ»  договор с победителем по результатам проведения торгов должен быть заключен заказчиком не позднее двадцати дней, по результатам запроса котировок – не позднее десяти дней со дня подписания итогового протокола, а при закупке у единственного источника не позднее 30 дней со дня принятия соответствующего решения.

По итогам проведения открытого аукциона договор на поставку светового оборудования и сопутствующих товаров заключен 14.11.2016 с ООО «Иваск», то есть на седьмой день со дня размещения итогового протокола (07.11.2016).

По мнению антимонопольного органа, сокращение заказчиком законодательно установленного десятидневного срока, до истечения которого договор не может быть заключен, является нарушением требований статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, а положение о закупках, содержащее условие о заключении договора не позднее 20 дней со дня подписания итогового протокола, нарушает права участников гражданского оборота.

Сокращение заказчиком законодательно установленного десятидневного срока на обжалование в антимонопольный орган действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии является нарушением части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного закона является в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупке и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Разрабатываемое участником закупки положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а, напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договоров по результатам торгов.

Сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав.

На основании изложенного и, руководствуясь статьей 181 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Бурятского УФАС России,

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Музоктет» необоснованной.
  2. Выдать МАУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в Положение о закупках товаров, работ, услуг МАУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» в части  изменения сроков заключения договоров по результатам закупок.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Улан-Удэ                                                                    Жалоба № 05-41/45-2016

«24» ноября 2016 г.                                                          

                                                                  

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Комиссия Бурятского УФАС России), в составе:

Председателя Комиссии:

<…>,

Членов Комиссии:

<…>, члена Комиссии,

<…>, члена Комиссии,

руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 24.11.2016 года по жалобе № 05-41/45-2016 о нарушении МАУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» федерального законодательства,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

МАУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» в срок до 15.12.2016 года совершить действия, направленные на устранение нарушения  части 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а именно изменить Положение о Закупках товаров, работ, услуг МАУ «Центр культуры и досуга г. Улан-Удэ» в части изменения сроков заключения договоров по результатам закупок.

О выполнении настоящего предписания сообщить в письменном виде в адрес Бурятского УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.                                                                            

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны