Решение №04-56/1210 Решение по обращению ГКУ РБ «Управление капитального строите... от 29 марта 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/06/104-249/2021

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«24» марта 2021 года           город Улан-Удэ                       

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» <...>, доверенность от 26.09.2020 № 29, <...>, доверенность от 23.03.2021, <...>, доверенность от 15.02.2021, представителя ООО «Универсалпроект» <...>, доверенность от 22.03.2021,

рассмотрев обращение ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» (далее – Заказчик) (вх. от 17.03.2021 № 1551) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведения об Обществе с ограниченной ответственностью «Универсалпроект» (далее – Общество, Подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведенного электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту «Разработка научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 6, под размещение бурятской государственной филармонии»  (№ 0102200001619003726) (далее – Аукцион), и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с части 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), пункта 11 Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 (далее – Порядок),

у с т а н о в и л а:

Из представленных документов Заказчика следует, что Аукцион признан несостоявшимся, так как по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в аукционе - ООО «Универсалпроект» и она признана соответствующей требования документации. 

25.09.2019 между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт № 0102200001619003726 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту «Разработка научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 6, под размещение бурятской государственной филармонии» (далее – контракт) на сумму 5 060 400,00 рублей.

Срок выполнения работ – с даты заключения контракта по 09.12.2019.

По состоянию на 28.01.2021 Общество не исполнило принятые по контракту обязательства, конечный срок выполнения работ нарушен. Проектная и рабочая документация не разработана, не согласована с Заказчиком и не передана ему. Проектная документация не направлена на государственную экспертизу для получения положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, достоверности сметной стоимости и государственной экологической экспертизы.

В связи с неисполнением Обществом принятых обязательств по контракту, нарушением срока выполнения работ, 04.02.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Указанное решение направлено заказным письмом с уведомлением, электронной почтой и размещено в единой информационной системе.

Заказчик настаивает на включении данной организации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

ООО «Универсалпроект» представлены письменные пояснения, согласно которым в действиях Общества отсутствует недобросовестное поведение. Установленный Контрактом срок выполнения работ - 75 календарных дней является недостаточным для выполнения работ, так как здание Бурятской государственной филармонии включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Кроме того, в подвальном помещении объекта расположено защитное сооружение гражданской обороны в отношении которого в соответствии с п. 10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, организации, в частности, обеспечивают сохранность объектов гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (далее - Закон №73-ФЗ) и приказа Минкультуры России от 13.01.2016 № 28 «Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Закона № 73-ФЗ налагает ряд существенных ограничений связанных с проведением работ, связанных с культурно-исторической ценностью объекта, для определения которой необходимо провести разработку проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия.

В связи с этим, в числе исходных данных, Заказчик до начала выполнения работ по контракту должен был передать Подрядчику проектную документацию по определению предмета охраны объекта культурного наследия, а также Акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия, выданного государственным органом осуществляющего полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.

Так, 14.10.2019 Подрядчик обратился к Заказчику с письменным запросом о предоставлении ранее разработанной по объекту документации, однако Заказчик уклонился от содействия, что указывает на то, что данные документы у него на момент заключения контракта отсутствовали.

Работы по разработке проектной документации по проекту предмета охраны объекта культурного наследия должны были производится путем объявления соответствующих торгов. Поскольку указанная процедура является довольно длительной и Приказом Минкультуры РФ от 13.01.2016 № 28 установлен порядок разработки такого проекта. Разработка проекта предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется на основании историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных, археологических, натурных и иных исследований.

Подрядчику пришлось самостоятельно проводить работы по созданию научно-проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия - сбор информации из архивов и образовательных учреждений, оценку и сопоставление сведений по историко-культурной ценности.

Из-за коронавируса архивы, библиотеки, образовательные учреждения и Комитет по охране памятников прекратили очный прием граждан. В то же время, параллельно решался вопрос по бомбоубежищу. Для выполнения работ по государственному контракту, Подрядчику необходимо учитывать указанное бомбоубежище в общей системе планировки здания «Бурятской государственной филармонии» для прокладки инженерных коммуникаций и т.д. и без снятия данного бомбоубежища с учета осуществление проектирования существенно затруднялось. Изначально Подрядчик направил требование о необходимости разработки мероприятий по приведению бомбоубежища до нормативных требований на основании обращения Республиканского агентства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, а в последующем отказался от данной идеи на основании протокола совещания у заместителя министра культуры Республики Бурятия о снятии бомбоубежища с учета, длительное время сохранялась правовая неопределенность по дальнейшей судьбе бомбоубежища, которая исключала возможность проведения работ.

В настоящее время, на основании заключения об оценки технического состояния защитного убежища гражданской обороны по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 6, АУК «Бурятская государственная филармония» готовит документацию для подачи заявления о снятии бомбоубежища с учета. Поскольку вопрос снятия убежища с учета не зависел от ООО «Универсалпроект» и занял длительный период времени — начиная с момента, когда о наличии указанной проблемы было сообщено Заказчику по настоящее время, указанные мероприятия должны были быть проведены до заключения спорного государственного контракта с Обществом.

В виду наличия недостатков в числе исходных данных, выразившихся в отсутствие проекта охраны объекта культуры, а также нерешенного правового статуса у бомбоубежища, которые должны были быть предусмотрены государственным заказчиком до момента объявления торгов по разработке научно-проектной документации, поскольку все они влияют на результат работ, произошли сдвиги в осуществлении работ. Указанные мероприятия по предмету охраны и снятия бомбоубежища с учета должны были решаться с помощью объявления отдельных торгов.

Указанные обстоятельства свидетельствует о том, что Подрядчиком были предприняты все возможные действия для наиболее оптимального и безопасного размещения объекта, а также по исполнению принятых обязательств по государственному контракту в срок. В адрес Заказчика отправлено письмо от 19.02.2021 с проектной документацией в количестве 14 документов, подтверждающие тот объем работы, который удалось выполнить Подрядчику с учетом наличия вышеперечисленных обстоятельств. С Заказчиком велась соответствующая переписка. Просит не включать сведения об ООО «Универсалпроект» в реестр недобросовестных поставщиков.

Представители Заказчика не согласились с доводами Общества, пояснили, что до момента принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта у Подрядчика имелось достаточно времени для исполнения своих обязательств по контракту. По вопросу выдачи исходных данных на проектирование Заказчик сообщает, что в соответствии с п.3.1 контракта перечень исходных данных для проектирования установлен Приложением №4 к контракту. В соответствии с п.2 приложения №4 Заказчик обеспечивает Подрядчика необходимой исходной документацией, в том числе выдает задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (приложение 1 к техническому заданию), в соответствии с которым Подрядчику поручается выполнить комплексные научные исследования, разработать проект реставрации и приспособления, разработать научно-проектную документацию. Кроме того, в соответствии с п. 1.13 приложения №1 к контракту, п.2 приложения №4 к контракту Подрядчику поручается собственными силами осуществить сбор, оформление и получение дополнительных исходных данных в объеме, достаточном для проектирования и получения положительного заключения государственных экспертиз, в срок, установленный графиком производства работ.

По вопросу необходимости приведения состояния защитного сооружения гражданской обороны (убежище) до нормативных требований, которое расположено в подвальном помещении здания филармонии, ГКУ РБ «УКС ПРБ» 15.11.2019 организовано совещание под председательством Заместителя Министра культуры Республики Бурятия Л.Б. Будаева в ходе которого принято решение о нецелесообразности восстановления защитного сооружения. На данном совещании присутствовал генеральный директор ООО «Универсалпроект».

ГКУ РБ «УКС ПРБ» неоднократно принимались меры по понуждению Подрядчика выполнять свои обязательства. В сентябре 2020 года Заказчиком уже принималось решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое было отменено. Несмотря на убеждения ООО «Универсалпроект» о сокращении сроков разработки проектной документации, полученных после решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.09.2020, в настоящее время проектная документация не представлена. В связи с чем, 04.02.2021 повторно принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта. Заказчик также отмечает, что подрядная организация определена конкурентным способом, Общество имело возможность ознакомиться с требованиями государственного контракта до момента его заключения (в процессе проведения торгов), однако подало заявку и тем самым согласилось на данные условия.

Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам. 

Согласно пунктам 2.1, 2.2 контракта Подрядчик (генеральный проектировщик) обязуется выполнить работы по разработке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 6, под размещение бурятской государственной филармонии (далее по тексту именуемый "Объект") в установленные Контрактом сроки, а также от имени Государственного заказчика направить научно-проектную документацию на государственную экспертизу для получения положительных заключений государственной экспертизы научно-проектной документации, достоверности сметной стоимости, историко-культурной экспертизы и положительного заключения государственной экологической экспертизы (далее – "положительное заключение государственной экспертизы") и согласовать научно-проектную документацию вместе с Государственным заказчиком со всеми компетентными государственными органами и органами местного самоуправления (далее – Работы), а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить результат Работ на условиях, указанных в Контракте. Подрядчик (генеральный проектировщик) обязан выполнить работы по разработке научно-проектной документации и передать Государственному заказчику научно-проектную документацию, в том числе в форме электронных документов.

В соответствии с пунктом 2.5 контракта результатом Работ по настоящему контракту является разработанная Подрядчиком (генеральным проектировщиком) и принятая Государственным заказчиком научно-проектная документация при наличии положительных заключений государственной экспертизы научно-проектной документации, достоверности сметной стоимости, историко-культурной экспертизы и положительного заключения государственной экологической экспертизы, согласованная со всеми заинтересованными сторонними организациями.

Согласно пункту 4.4.14 контракта своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить Государственному заказчику результаты выполненных работ, предусмотренные контрактом, при этом Государственный заказчик обязан обеспечить приемку выполненных работ.

В соответствии с пунктом 6.1 контракта срок выполнения работ (с учетом прохождения обязательных государственных экспертиз): начало выполнения работ: с даты заключения Контракта. Окончание выполнения работ: не позднее 09.12.2019 с момента заключения контракта. Окончание срока выполнения работ по контракту не влечет прекращение неисполненных обязательств Сторон, в том числе гарантийных обязательств Подрядчика (генерального проектировщика).

10.09.2020 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что по состоянию на 01.09.2020 ООО «Универсалпроект» не исполнило принятые обязательства по контракту, конечный срок выполнения работ нарушен. До настоящего времени научно-проектная документация не разработана и не направлена на государственную экспертизу для получения положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, достоверности сметной стоимости, государственной экологической экспертизы, историко-культурной экспертизы. Общество выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным. В соответствии с пунктом 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и пунктом 14.4 контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством. ООО «Универсалпроект» получена предоплата (аванс) в размере 1 518 120 руб., в связи с неисполнением принятых обязательств подрядчик (Генеральный проектировщик) должен обеспечить возврат неотработанного аванса в полном объеме.

Письмом от 30.09.2020 № 173/09 Подрядчик пояснил Заказчику причины неисполнения обязательств по Контракту, указанные на заседании Комиссии по рассмотрению данного обращения.

В соответствии с пунктом 14.4 контракта расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:

- если Подрядчик (генеральный проектировщик) не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков (ч. 2 ст. 715 ГК РФ);

- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Государственный заказчик вправе назначить Подрядчику (генеральному проектировщику) разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения контракта (ч. 3 ст. 715 ГК РФ);

- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный Государственным заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, Государственный заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков (ч.3 ст.723 ГК РФ).

04.02.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 04.02.2021, направлено электронной почтой и заказным письмом с уведомлением. Заказчиком соблюдены требования, установленные частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, порядок расторжения контракта не нарушен.

Указанное решение вступило в силу 17.03.2021.

В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является нарушение условий контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) которое предполагает недобросовестное поведение такого исполнителя, приведшее к невозможности исполнения контракта и нарушающее права заказчика относительно его условий.

Как следует из представленных документов, обязательства по контракту ООО «Универсалпроект» не исполнены, работы по разработке проектной и рабочей документации не выполнены.

ООО «Универсалпроект» является юридическим лицом, коммерческой организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск. Принимая решение об участии в закупке, общество возложило на себя риск неблагоприятных последствий, предусмотренных за нарушение требований Закона о контрактной системе.

Комиссия Бурятского УФАС России считает, что ООО «Универсалпроект», подавая заявку на участие в аукционе, должно было ознакомиться, в том числе с аукционной документацией, условиями исполнения контракта.

Подписав контракт, ООО «Универсалпроект» взяло на себя обязательство по его надлежащему исполнению.

Следует отметить, что при рассмотрении настоящего обращения Обществом указаны те же обстоятельства, препятствующие исполнению контракта, что и в сентябре 2020 года, при принятии Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Доводы Общества о невозможности выполнения работ по контракту в Комиссия признает необоснованными.

Сроки выполнения работ по Контракту фактически составили с 25.09.2019 по 04.02.2021 года.

Однако, проектная и рабочая документация по предмету контракта не разработана, не согласована с Заказчиком, не направлена на государственную экспертизу для получения положительных заключений государственной экспертизы проектной документации, достоверности сметной стоимости.

В соответствии с пунктом 2 приложения №4 к контракту Заказчик обеспечивает Подрядчика (генерального проектировщика) необходимой исходной документацией и выдает Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Подрядчику поручалось выполнить комплексные научные исследования, проект реставрации и приспособления, разработать рабочую научно-проектную документацию. Данное задание размещено на официальном сайте в ЕИС с документацией об аукционе. 28.11.2019 Заказчик уведомил Подрядчика о прекращении разработки раздела проектной документации по восстановлению сооружения гражданской обороны (убежища). Таким образом, необходимо было продолжить работу без учета данного раздела проектной документации.

Представленные документы свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязательств Общества по заключенному контракту, в действиях ООО «Универсалпроект» усматривается недобросовестное поведение.

Доказательства невозможности выполнения работ в соответствии с требованиями проектной документации Комиссии не представлено.

Комиссия Бурятского УФАС России пришла к выводу, что ООО «Универсалпроект» существенно нарушило условия контракта, не исполнив обязательства по разработке проектной и рабочей документации по объекту «Разработка научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ербанова, 6, под размещение бурятской государственной филармонии». Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта, что подтверждает факт существенного нарушения Обществом условий контракта.

Таким образом, в соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация об ООО «Универсалпроект» должна быть включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание обращение Заказчика, произведя анализ всех представленных документов, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному Заказчику и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», Комиссия Бурятского УФАС России,

р е ш и л а:

  1. Включить сведения в отношении ООО «Универсалпроект» (ИНН 0323401850, КПП 032301001), адрес (местонахождение): 670033, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Жердева, 116, офис 39, учредителя, генерального директора – <...> (ИНН - <...>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.
  2. Датой включения сведений в отношении ООО «Универсалпроект» считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Дата вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика8

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях

(I+II+III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка в днях по разделу I

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения в ЕИС

Итого просрочка в днях по разделу III

17.03.2021

17.03.-22.03.2021

17.03.2021

-

17.03.2021

24.03.2021

24.03.2021

-

24.03- 29.03.2021

29.03.2021

-

-

Связанные организации

Связанные организации не указаны