Решение №ИБ/554/23 Решение по обращению ГУ МЧС России по РБ о включении в РНП И... от 24 апреля 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/10/104-267/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«19» апреля 2023 года                                                                                                      г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии посредством видеоконференцсвязи Индивидуального предпринимателя Васильева Игоря Альбертовича ИНН 540808002248 (далее – Поставщик, ИП Васильев И.А.) и в отсутствие Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Бурятия (далее – Заказчик, ГУ МЧС России по РБ), ходатайствовавшего о рассмотрении обращения в его отсутствие (вх. № 764-ЭП/23 от 19.04.2023), рассмотрев обращение ГУ МЧС России по РБ (вх. № 629-ЭП/23 от 12.04.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ИП Васильева И.А. в связи с уклонением участника закупки от заключения контракта по результатам электронного аукциона: «Приобретение печатной продукции», ИКЗ 231032602318703260100100250011723244 (далее – Аукцион), и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

у с т а н о в и л а:

Из обращения Заказчика следует, что ИП Васильев И.А. в течение регламентированного срока не подписал контракт, о чем свидетельствует уведомлением об уклонении участника закупки от заключения контракта, сформированного торговой площадкой ООО «РТС-Тендер».

11.04.2023 Заказчику от Поставщика поступил звонок о том, что контракт был подписан с нарушением сроков по причине технического сбоя на торговой площадке ООО «РТС-Тендер»: контракт был подписан в установленный срок, но электронно-цифровая подпись не сформировалась, о чем Поставщик узнал после поступления соответствующего уведомления от торговой площадки. В тот же день ИП Васильевым И.А. повторно подписан контракт.

На основании статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик направил обращение на рассмотрение в антимонопольный орган о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на включение в реестр ИП Васильева И.А. не настаивает.

Согласно пояснениям Поставщика 10.04.2023 около 22:00 по Московскому времени победителем электронного аукциона № 0302100000923000009 (ИП Васильев И.А.) размещен на электронной площадке ООО «РТС-Тендер» подписанный проект контракта, что подтверждает сообщение об успешном подписании контракта, появившееся после нажатия кнопки «Принять и подписать».

11.04.2023 в 4:07 по Московскому времени на электронную почту ИП Васильева И.А. поступило уведомление от ООО «РТС-Тендер» об истечении регламентированного срока для подписания контракта участником по вышеуказанной закупке, что для Поставщика явилось полной неожиданностью. В связи с вышеизложенным Поставщиком повторно проведена процедура подписания контракта, совершен телефонный звонок и направлено по электронной почте письмо Заказчику с целью уведомить о сложившейся ситуации, также направлен запрос в техническую поддержку электронной площадки ООО «РТС-Тендер».

Как поясняет Поставщик, за период участия в закупках с 2019 года на электронных площадках никогда подобных ситуаций не происходило.

На основании изложенного, ИП Васильев И.А. просит не включать его в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы (информацию), пришла к следующим выводам.

Порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры установлен статьей 51 Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье – участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом «а» пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.

В силу части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.

В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий, в частности:

1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:

а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;

б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).

В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:

1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;

2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:

а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;

б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.

Н основании части 7 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае:

1) если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта;

2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона.

21.03.2023 Заказчиком на официальном сайте в единой информационной системе было размещено извещение № 0302100000923000009 о проведении электронного аукциона: «Приобретение печатной продукции». Начальная (максимальная) цена контракта – 20 600,00 руб.

Оператор электронной площадки: РТС-тендер (http://www.rts-tender.ru).

30.03.2023 по результатам электронного аукциона победителем был признан участник закупки – идентификационный № 113871463, с ценовым предложением 13 802,00 руб.

Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0302100000923000009 размещен на электронной площадке и на официальном сайте 30.03.2023.

03.04.2023 12:57 (МСК+5) Заказчиком в ЕИС размещен проект контракта № 0302100000923000009.

В установленный Законом о контрактной системе срок – не позднее 10.04.2023, Поставщиком контракт не подписан, в связи с чем 11.04.2023 00:07 (МСК) от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ «Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта» от 03.04.2023.

В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе Заказчиком 12.04.2023 11:28 (МСК+5):

- размещен «Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 12.04.2023 №ППУ20_1» для закупки №0302100000923000009;

- направлено обращение в антимонопольный орган обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) № 030210000090000001.

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном уклонении от заключения контракта.

Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом отказа от заключения контракта, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения контракта немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.

Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.

В рассматриваемом случае Комиссия Бурятского УФАС России не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку согласно пояснениям ИП Васильева И.А. (вх. № 702-ЭП/23 от 17.04.2023) контракт по закупке № 0302100000923000009 фактически был подписан в установленный срок, но по причине технических ошибки/сбоя электронно-цифровая подпись не сработала и не подписала контракт. Во избежание последствий Поставщиком предприняты следующие меры:

- в срочном порядке повторно (по истечении двух часов двух минут от установленного срока) проведена процедура подписания контракта, о чем свидетельствует запись в ЕИС от 11.04.2023 02:09 (МСК);

- совершен телефонный звонок и направлено по электронной почте письмо Заказчику с целью уведомить о сложившейся ситуации, что также подтверждается пояснениями Заказчика (вх. № 764-ЭП/23 от 19.04.2023);

- направлен запрос в техническую поддержку электронной площадки ООО «РТС-Тендер» с целью выяснения причины возникшей проблемы, в ответе на который указано, что система мониторинга не зафиксировала сигналов о проблемах, связанных с работоспособностью площадки. В ответе Поставщику предложено просматривать действия по контракту в разделе «Контракты» посредством нажатия кнопки «История». Как считает ИП Васильев И.А., ответ электронной площадкой на поставленный вопрос не был предоставлен, поскольку не ясно, почему после появления на мониторе уведомления о подписании контракта этого фактически не произошло и не отразилось на электронной площадке.

В дополнительных пояснениях (вх. № 763-ЭП от 18.04.2023) Поставщик сообщил, что имеет опыт работы в данной сфере с 1993 года и участвует в закупках на электронных площадках с 2019 года, в данный момент ИП Васильев И.А. имеет на исполнении 6 контрактов. Доход от исполнения государственных (муниципальных) контрактов является основным, поэтому преднамеренно уклоняться от подписания контрактов у индивидуального предпринимателя оснований нет.

Принимая во внимание вышесказанное, отсутствие претензий со стороны Заказчика, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что действия Поставщика не могут свидетельствовать о преднамеренном уклонении от подписания контракта, следовательно, в указанном случае включение ИП Васильева И.А. в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ № 1078 от 30.06.2021 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

р е ш и л а:

Отказать во включении информации об Индивидуальном предпринимателе Васильеве Игоре Альбертовиче ИНН 540808002248 (адрес: <...>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Главное Управление МЧС России по Республике Бурятия
ИНН 0326023187, ОГРН 1040302983698