Решение №ИБ/1778/23 Решение по жалобе ООО «МеталлРесурс» на действия Республикан... от 25 июля 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участника закупки № 003/06/49-546/2023

«24» июля 2023 года                                                                                          город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей: Республиканского агентства по государственным закупкам (далее – Уполномоченный орган) <...>, Республиканского агентства лесного хозяйства (далее - Заказчик) <...>, представителя ООО «МеталлРесурс» (далее -Заявитель) <...>,

рассмотрев жалобу ООО «МеталлРесурс» от 04.07.2023 на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ликвидации несанкционированной свалки коммунальных отходов производства и потребления расположенной по адресу: Россия, Республика Бурятия, Прибайкальский район, Байкальское лесничество, Котокельское участковое лесничество, квартал 4 выделы 1-3, 5-9, 23, 33, 38, 40-42, 48, 57-62, 90 в южном направлении вдоль дороги Турка-Соболиха – Золотой Ключ, с реестровым номером 0102200001623002313  (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе),

у с т а н о в и л а:

Заявитель обжалует действия комиссии об осуществлении закупок заказчика, выразившиеся в признании его заявки не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки по результатам рассмотрения заявок.

Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласился, считает, что действия аукционной комиссии соответствуют требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Правовая позиция уполномоченного органа изложена в отзыве на жалобу. Просит признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

04.07.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении Аукциона № 0102200001623002313. Начальная (максимальная) цена контракта – 10 913 277,10 рублей.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 14.07.2023 заявка с идентификационным номером 10 не соответствует требованиям Закона и извещению об осуществлении закупки.

Основание: на основании п.1 ч.12 ст.48 Закона, заявка признается несоответствующей требованиям положений Закона, извещения об осуществлении закупки в связи с непредставлением (за исключением случаев, предусмотренных Законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

Разъяснение: Согласно ч.1 ст.49 Закона, Требованиям к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом и инструкции по ее заполнению (в т.ч. согласно разделу 6 информационной карты), заявка на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона (подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пп. «н» п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона):

Наличие у участника закупки:

- лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).

Перечень работ, оказываемых на основании лицензии: транспортирование отходов IV класса опасности, один из видов разрешенной деятельности «Отходы при ликвидации свалок твердых коммунальных отходов», код отхода по федеральному классификационному каталогу отходов 7 31 931 11 72 4 IV класс опасности для окружающей среды, вид работ «Транспортирование».

Подтверждается предоставлением документов или копий документов:

лицензия или выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий».

В составе заявки участником закупки не представлена копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения).

Перечень работ, оказываемых на основании лицензии: транспортирование отходов IV класса опасности, один из видов разрешенной деятельности «Отходы при ликвидации свалок твердых коммунальных отходов», код отхода по федеральному классификационному каталогу отходов 7 31 931 11 72 4 IV класс опасности для окружающей среды, вид работ «Транспортирование».

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с подпунктом "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.

Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:

1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;

4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);

5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);

6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;

7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе;

8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;

9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.

Комиссией Управления установлено, что в пункте 6 информационной карты требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе установлено, в частности следующее требование к составу заявки участника данной закупочной процедуры: " Наличие у участника закупки: - лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения). Перечень работ, оказываемых на основании лицензии: транспортирование отходов IV класса опасности, один из видов разрешенной деятельности «Отходы при ликвидации свалок твердых коммунальных отходов», код отхода по федеральному классификационному каталогу отходов 7 31 931 11 72 4 IV класс опасности для окружающей среды, вид работ «Транспортирование». Подтверждается предоставлением документов или копий документов: лицензия или выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий»".

На заседании Комиссии Управления представитель уполномоченного органа пояснил, что Заявителем в составе заявки приложена выписка из реестра лицензий № 57410 лицензия Л020-00113-03/00145861 от 15.06.2023, в которой не содержится указаний на наименования видов отходов, подлежащих утилизации объектов согласно коду по ФККО 7 31 931 11 72 4, в связи с чем представленный документ не отвечает требованиям извещения о проведении закупки.

На основании вышеизложенного, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания аукционной комиссии нарушившей требования Закона о контрактной системе.

Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.

На основании п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

В силу п. 5 ч. 4 ст. 1 Закона о лицензировании особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими осуществление видов деятельности по сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Комиссия Управления отмечает, что федеральный классификационный каталог отходов - это список отходов, содержащий в себе классифицированную и структурированную информацию по видам наименования и определения класса опасности для любого вида мусора.

П. 9 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 N 792 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов" установлено, что одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности.

Код ФККО состоит из 11 цифр: происхождение, номер блока - 1-я цифра; тип исходного сырья - цифры 2-6; химический состав - 7-8-я цифры; агрегатное состояние отхода - 9-10-я цифры; кода. класс опасности - 11-я цифра.

На заседании Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в Извещении, а также в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе установлено требование к составу заявки участника данной закупочной процедуры: " Наличие у участника закупки: - лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения). Перечень работ, оказываемых на основании лицензии: транспортирование отходов IV класса опасности, один из видов разрешенной деятельности «Отходы при ликвидации свалок твердых коммунальных отходов», код отхода по федеральному классификационному каталогу отходов 7 31 931 11 72 4 IV класс опасности для окружающей среды, вид работ «Транспортирование». Подтверждается предоставлением документов или копий документов: лицензия или выписка из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий»".

Исходя из вышеуказанных положений Порядка следует, что группа отходов, обозначенная в коде первыми 6 цифрами, включает в себя все подгруппы и позиции ФККО, входящие в данную группу, ввиду чего указание в лицензии группы отходов свидетельствует о наличии у лицензиата права осуществлять деятельность в отношении всех видов отходов (позиций ФККО), входящих в такую группу.

Вместе с этим Комиссией Управления установлено, что согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", код ФККО 7 31 931 11 72 4 "отходы при ликвидации свалок твердых коммунальных отходов" входит в группу кодов ФККО 7 31 000 00 00 0 "Отходы коммунальные твердые", на которую содержится указание в лицензии, представленной Заявителем в составе заявки.

Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу, что представленная Заявителем лицензия отвечает требованиям ст. 31 Закона о контрактной системе, так как в лицензии Заявителя указана группа кодов ФККО, в которую входит требуемый Заказчику код позиции ФККО.

Указанное также подтверждается ответом Забайкальского межрегионального управления Росприроднадзора от 20.07.2023 N 03-19/9800 на запрос уполномоченного органа, согласно которому в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, группа отходов 7 31 000 00 00 0 Отходы коммунальные твердые содержит в своем составе в том числе отходы при ликвидации свалок твердых коммунальных отходов (7 31 931 11 72 4), следовательно, имея в лицензии группу отходов – Отходы коммунальные твердые (7 31 000 00 00 0) ООО «МеталлРесурс» может осуществлять деятельность по транспортированию отходов при ликвидации свалок твердых коммунальных отходов (7 31 931 11 72 4).

Из вышеизложенного Комиссия Бурятского УФАС России установила, что участник, обладающий лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, включающую в себя работы: Транспортирование отходов IV класса опасности, в которой указан код группы отходов 7 31 000 00 00 0 Отходы коммунальные твердые, также имеет право на осуществление транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности, включающую в себя работы: Транспортирование отходов IV класса опасности, для вида отходов кода позиция отходы при ликвидации свалок твердых коммунальных отходов (7 31 931 11 72 4), установленного заказчиком в требованиях к участнику закупки, так как указанный вид отходов, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов входит в группу отходов 7 31 000 00 00 0.

При этом, установление заказчиком в Извещении (требованиях к участнику) о закупки исключительно кода вида отходов 7 31 931 11 72 4 привело, в частности, к отклонению заявки участника закупки, обладающим лицензией с соответствующим кодом группы отходов 7 31 000 00 00 0, и, следовательно, обладающим правом на осуществление вышеуказанной деятельности.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что действия заказчика ограничивают участников закупки, обладающих вышеуказанной лицензией и нарушают пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия Заказчика не соответствуют п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком не установлены надлежащим образом требования к участникам закупки о наличии и о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих соответствие требования п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «МеталлРесурс» необоснованной.

  2. Признать в действиях заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.

  3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

  4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Бурятского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

РАГЗ
ИНН 0323825390, ОГРН 1060323053691
ООО "МеталлРесурс"
ИНН 0326553681, ОГРН 1170327007400
РАЛХ
ИНН 0326041154, ОГРН 1070326000513