Решение (комиссия) №ИБ/2759/23 Решение по обращению МКУ «Баргузинский районный комитет имущ... от 23 октября 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/10/104-737/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«18» октября 2023 года                                                                                                г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии посредством видеоконференцсвязи председателя Муниципального казенного учреждения «Баргузинский районный комитет имущественных отношений» (далее – МКУ «Баргузинский РКИО», Заказчик) <...> (распоряжение № 63-р от 11.03.2021), представителя общества с ограниченной ответственностью «Союз Плюс» ИНН 5610242507 (далее – ООО «Союз Плюс», Подрядчик, Общество) <...> (доверенность от 30.03.2023),

рассмотрев обращение МКУ «Баргузинский РКИО» (вх. № 3873-ЭП/23 от 11.10.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Союз Плюс» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по подготовке проектов межевания и проведения кадастровых работ в отношении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, номер извещения – 0302300035223000022, ИКЗ – 233030100266803010100100210017112244, и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

у с т а н о в и л а:

19.05.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0302300035223000022 о проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по подготовке проектов межевания и проведения кадастровых работ в отношении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей». Начальная (максимальная) цена Контракта – 1 950 000,00 руб.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.05.2023 победителем аукциона признается участник закупки идентификационный № 114310918, с ценовым предложением 180 000,00 руб. (ООО «Союз Плюс»).

13.06.2023 между Заказчиком и ООО «Союз Плюс» заключен контракт № 0302300035223000022 (реестровый номер – 03023000352230000220001), цена – 180 000,00 руб. (далее – Контракт).

В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по подготовке проектов межевания и проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей по заданию Заказчика (далее – работы), а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результат и оплатить обусловленную настоящим контрактом цену.

Согласно пункту 1.2 Контракта объем работ, оказываемых Подрядчиком, требования к выполняемым работам, требования к результатам работ определены в Техническом задании, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение № 1).

Согласно пункту 2.1 Контракта общая стоимость работ, выполняемых по настоящему контракту, составляет 180 000 (сто восемьдесят тысяч) рублей 00 коп. в том числе НДС не облагается.

Все расходы Подрядчика, в том числе расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей, а также затраты, связанные с выполнением обязательств по контракту включены Подрядчиком в цену контракта (пункт 2.2 Контракта).

На основании пункта 3.1 Контракта место выполнения работ установлено в Техническом задании (Приложение № 1).

Работы выполняются с даты заключения контракта и до «13» октября 2023 года (пункт 3.2 Контракта).

В силу пункта 4.1 Контракта Подрядчик обязан, в том числе:

1) Выполнить работы, предусмотренные п. 1.1 настоящего контракта в объеме, предусмотренном в приложении №1, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта.

2) Сдать выполненные работы Заказчику в сроки, предусмотренные разделом 3 настоящего контракта.

В связи с неисполнением Подрядчиком работ по Контракту в полном объеме Заказчиком 20.09.2023 направлена претензия с требованием выполнить работы в установленный Контрактом срок.

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 4.4 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе, если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, и потребовать возмещения причиненных убытков.

Пунктом 12.2 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:

- если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков (часть 2 статьи 715 ГК РФ);

- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения контракта (часть 3 статьи 715 ГК РФ);

- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков (часть 3 статья 723 ГК РФ).

В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ, частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 12.2 Контракта Заказчиком 28.09.2023 принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке в связи с существенным нарушением ООО «Союз Плюс» выполнения работ по Контракту.

Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе – в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено в ЕИС 28.09.2023 12:52 (МСК).

Таким образом, датой надлежащего уведомления Поставщика о расторжении контракта с учетом положений части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе является 28.09.2023.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, а указанный контракт расторгнут 10.10.2023.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Однако, до вступления решения в силу нарушения условий Контракта Подрядчиком не были устранены. По состоянию на 10.10.2023 нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, ООО «Союз Плюс» не устранены.

Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с вышеуказанной нормой Заказчиком 11.10.2023 в антимонопольный орган направлено обращение о включении информации об ООО «Союз Плюс» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, подпункт «б» пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 № ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 № ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий – наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы (информацию), пришла к следующим выводам.

Согласно Техническому заданию к Контракту к целям, задачам и объему работ относится подготовка проектов межевания и проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей, общей площадью 3000 га в целях реализации Федерального закона от 29.12.2010 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» и Закона Республики Бурятия от 30.12.2003 № 601-III «О земле».

Месторасположение объекта Контракта: Республика Бурятия, Баргузинский район, земли бывшего колхоза «Хилганайский», земли бывшего колхоза «Улюнский», земли бывшего колхоза «Читканский», земли бывшего колхоза «Бодонский», земли бывшего колхоза «Баргузинский».

Состав кадастровых работ включает в себя:

1. Проведение подготовительных работ по сбору информации о земельных участках.

2. Опубликование извещения о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков.

3. Получение кадастрового плана соответствующей территории.

4. Получение иных материалов и документов, содержащих необходимую информацию для составления схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

5. Установление (восстановление) границ землепользования.

6. Описание и согласование границ землепользования.

7. Подготовка и согласование межевых планов.

8. Получение Выписки из Единого государственного реестра недвижимости.

9. Выноска в натуру границ земельных участков.

Представитель ООО «Союз Плюс» в своих пояснениях указал, что Общество, действуя добросовестно и разумно, получив необходимые исходные данные только в отношении земли бывшего колхоза «Улюнский», подготовило проект межевания земельного участка, проект публикации в СМИ (согласовано специалистом Заказчика 01.09.2023), получило счет на оплату.

В отношении иных земельных участков, не смотря на неоднократные обращения (письмо № 41 от 25.08.2023, скришот электронной почты от 07.09.2023) исходные данные от Заказчика не получены, что явилось препятствием для исполнения Контракта.

20.09.2023 письмом № 63 в ответ на претензию Заказчика ООО «Союз Плюс» просило отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, продлить срок выполнения работ и подписать дополнительное соглашение, указывая на отсутствие исходных данных по остальным земельным участкам Контракта.

28.09.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик пояснил, что действительно представил исходные данные только в отношении земель бывшего колхоза «Улюнский» (согласно скриншоту электронной почты 13.06.2023, 09.08.2023, 15.08.2023 направлены выписки по колхозам), однако такая обязанность у Заказчика Контрактом не предусмотрена.

31.08.2023 Подрядчик направил Заказчику извещение на согласование для публикации в газету, которое Заказчик согласовал 01.09.2023. Однако данное согласование было отменено, о чем сообщено Подрядчику в письме от 20.09.2023. Извещение о публикации проекта межевания необходимо разместить за 30 календарных дней до утверждения межевого плана в отношении земельных участков, выделяемых в счет земельных долей по вышеуказанным объектам. Согласованное извещение о публикации проекта межевания по состоянию на 28.09.2023 не размещено Подрядчиком в еженедельной общественно-политической газете «Бурятия».

01.09.2023 Подрядчиком был направлен Заказчику по электронной почте проект межевания в отношении земель бывшего колхоза «Улюнский» общей площадью 206,0 га (подтверждается скриншотом, представленным обеими сторонами). По остальным землям бывших колхозов «Хилганайский», «Читканский», «Бодонский», «Баргузинский» проекты межевания не представлены.

На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что Техническим заданием Контракта предусмотрена выноска в натуру границ земельных участков (пункт 9), которая предполагает присутствие специалистов Подрядчика на территории вышеуказанных земель.

Вынос точек земельного участка в натуру включает в себя ряд инженерно-геодезических работ результатом которых является установление или восстановление межевых точек на земельном участке с применением специализированного оборудования, определяющего точные координаты границ земельного выдела, которые заносятся в Государственный кадастр недвижимости. Вынос точек земельного участка в натуру предполагает так же установку меток в виде металлических колышков или стрежней, деревянных брусков по выступающим точкам, определяющим границы, размер, площадь и форму участка.

Подрядчиком пункт 9 Технического задания Контракта не исполнен – выноска в натуру границ земельных участков на землях бывшего колхоза «Улюнский» Подрядчиком не осуществлялась, как и на остальных землях бывших колхозов «Хилганайский», «Читканский», «Бодонский», «Баргузинский».

Комиссия Бурятского УФАС России полагает, что столь существенное снижение цены Контракта не позволило ООО «Союз Плюс» исполнить Контакт в полном объеме и в установленные сроки, поскольку при формировании начальной (максимальной) цены контракта учитываются все виды работ и их стоимость, которые необходимо выполнить.

Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к неисполнению контракта.

Принимая решение об участии в конкурентных процедурах для заключения контракта, участник закупки несет повышенную ответственность за свои действия, а также должно действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.

При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.

ООО «Союз Плюс» подало заявку на участие в электронном аукционе, задекларировав согласие на условия положения документации о проведении электронного аукциона, и, как следствие, заключило контракт, принимая на себя обязательства по его исполнению. Общество, снижая цену Контракта с 1 950 000,00 руб. до 180 000,00 руб. должно было учесть исполнение пункта 9 Технического задания Контракта.

Действуя в рамках заключения и исполнения муниципального контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.

Таким образом, ООО «Союз Плюс» не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась при заключении государственного контракта и его исполнении. Подрядчик не предпринял действий для надлежащего исполнения контракта в установленные сроки, документов, подтверждающих обратное, Обществом не представлено.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.

Комиссия Бурятского УФАС России, изучив представленные сторонами документы (информацию), пришла к выводу, что Подрядчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о добросовестном поведении Общества при исполнении Контракта, предусмотренные Контрактом работы не осуществлены. Довод о препятствовании со стороны Заказчика является необоснованным, поскольку в действительности Контрактом не предусмотрена обязанность у Заказчика предоставлять какие-либо данные в адрес Подрядчика относительно вышеуказанных земель.

Действия ООО «Союз Плюс», выразившиеся в неисполнении условий Контракта, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта, что подтверждает факт существенного нарушения ООО «Союз Плюс» условий Контракта.

Доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта, либо по вине третьих лиц, Подрядчиком не предоставлено.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание обращение Заказчика, произведя анализ всех документов, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному Заказчику и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Бурятского УФАС России,

р е ш и л а:

1. Включить сведения об Обществе с ограниченной ответственностью «Союз Плюс» ИНН 5610242507, адрес (местонахождение): 460000, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. Пушкинская, д. 25, оф. 413, помещ. 1, его учредителе и директоре Милохине Александре Викторовиче ИНН 560908823890 в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.

2. Датой включения сведений в отношении ООО «Союз Плюс» считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе.

Связанные организации

МКУ "Баргузинский районный комитет имущественных отношений"
ИНН 0301002668, ОГРН 1020300507413
ООО "Союз Плюс"
ИНН 5610242507, ОГРН 1215600009030