Решение №04-50/4195 Решение по жалобе ООО «Альфард» на действия ГБПОУ "Байкальск... от 21 сентября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешение по результатам рассмотрения жалобы
участников закупки № 003/06/67-877/2021
«20» сентября 2021 года город Улан-Удэ
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<…>
При участии в режиме видеоконференцсвязи представителей, действующих на основании доверенностей:
ГБПОУ "Байкальский колледж туризма и сервиса" (далее – Заказчик) <…> ООО «Альфард» (далее - Заявитель) <…> Республиканского агентства по государственным закупках (далее – Уполномоченный орган) <…>
рассмотрев жалобу ООО «Альфард» (вх. от 13.09.2021 № 6005), на действия Заказчика, аукционной комиссии Уполномоченного органа при проведении аукциона в электронной форме: «"Шифр: 81-2021-нр5189 Поставка лабораторного оборудования для научно-практической деятельности"», с реестровым номером – 0102200001621003119 (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),
у с т а н о в и л а:
Заявитель указывает, что его заявка при рассмотрении первых частей заявок была отклонена аукционной комиссией неправомерно. Считает, что технические характеристики и сведения представленные в составе его заявки полностью соответствуют требованиям аукционной документации и законодательства о контрактной системе. Так, участником в заявке были указаны конкретные характеристики поставляемого товара, в соответствии с паспортной картой, размещенной на сайте производителя требуемого товара и согласно инструкции по заполнению заявки, размещенной в составе аукционной документации.
Кроме того, считает, что установленные в аукционной документации технические требования к объекту закупки, значения используемых слов и выражений не дает однозначного понимания, какие показатели неизменны, какие можно изменить и как они будут трактоваться.
В связи с этим, Заявитель просит признать действия аукционной комиссии незаконными, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменный отзыв, согласно которому считает, что аукционная комиссия правомерно отклонила заявку заявителя.
Приложением № 3 документации «Технические требования» предусмотрены требуемые характеристики товара, в том числе «Наименование требуемых характеристик» и «Требуемые параметры значений». Отклонения температуры от рабочей температуры при закрытых вентиляционном клапане и двери: в пространстве +/- 32,5% от достигнутой температуры во времени +/- менее 1 ℃ является не значением показателя, а наименованием показателя, которое должно оставаться неизменным при заполнении первой части заявки.
Вместе с тем, на заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что данный показатель – его наименование должны были меняться, в соответствии с установленными характеристиками.
Представитель Уполномоченного органа также с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения, согласно которым значение показателя предполагают следующие значения: во времени +/- 0,99 ℃; +/- 0,98 ℃ и так далее.
Однако в Заявке Заявителя указано: «Отклонения температуры от рабочей температуры при закрытых вентиляционном клапане и двери: в пространстве +/- 32,5% от достигнутой температуры во времени +/- 1 ℃».
На основании изложенного, считает, что аукционная комиссия руководствуясь положениями аукционной документации, правомерно отказала в допуске к участию ООО «Альфард».
Просят признать жалобу необоснованной в удовлетворении требований отказать.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Бурятское УФАС России установила следующее:
26.08.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона № 0102200001621003119 и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта – 1 500 000,00 рублей.
На участие в Аукционе подано четыре заявки.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.09.2021 №0102200001621003119-1, аукцион признан несостоявшимся, так как на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе принято решение об отказе в допуске к участию всех участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе.
Заявка Заявителя (№ 123) к участию в аукционе не допущена по следующим основаниям:
«В соответствии с п.2 ч.4 ст.67 Закона, несоответствие информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона, разделом 12 документации об электронном аукционе.
Разъяснение: Участником закупки в п. 1 «Термостат» заявки указано: «Отклонения температуры от рабочей температуры при закрытых вентиляционном клапане и двери: в пространстве +/- 32,5% от достигнутой температуры, во времени +/- 1 °C», в технических требованиях (Приложение №3 к документации) требовалось: «Отклонения температуры от рабочей температуры при закрытых вентиляционном клапане и двери: в пространстве +/- 32,5% от достигнутой температуры, во времени +/- менее 1 °C».»
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования к содержанию заявки установлены в документации об аукционе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 указанного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе
Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 данной статьи, не допускается.
В разделе 9 «Техническое задание» аукционной документации установлено следующее:
№ |
Наименование товара: |
Требуемые характеристики товара |
|
Значение показателя товара, при определении которого участником закупки могут не использоваться точные цифровые или иные параметры* |
Единица измерения товара |
Количество товара |
|
|
Наименование требуемых характеристик |
Ед. изм. |
Требуемые параметры значений |
Ед. измерения |
Кол-во |
1 |
Термостат |
Отклонения температуры от рабочей температуры при закрытых вентиляционном клапане и двери: в пространстве +/- 32,5% от достигнутой температуры во времени +/- менее 1 °C
|
|
наличие |
|
|
Изучив заявку заявителя, Комиссия установила, что участником указано:
№ |
Наименование товара: |
Требуемые характеристики товара |
Ед. измерения |
Кол-во |
Производитель, страна происхождения |
||
Наименование требуемых характеристик |
Ед. изм. |
Требуемые параметры значений |
|||||
1 |
Термостат ECOCELL 707 |
Отклонения температуры от рабочей температуры при закрытых вентиляционном клапане и двери: в пространстве +/- 32,5% от достигнутой температуры во времени +/- 1 °C |
|
наличие |
шт |
1 |
"БМТ Медикал Технолоджи с.р.о." (BMT Medical Technology s.r.o.), Чешская Республика, товарный знак отсутствует |
Так, наименование требуемых характеристик, установленных документацией, изменены.
Согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, следовательно, довод жалобы является необоснованным.
Касаемо доводов жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе, в части описания объекта закупки и инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия сообщает, что в соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, Жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Согласно извещению о проведении рассматриваемого электронного аукциона датой и временем окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе определено – 03.09.2021 08:00. Жалоба Заявителя была подана в Управление 13.09.2021.
Таким образом, срок для обжалования положений документации Закупки в антимонопольном органе у Заявителя истек.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе выявлены следующие нарушения.
В разделе 12 аукционной документации содержатся требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению.
Комиссией установлено, что в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие, при описании товара могут быть использованы только общепринятые обозначения и сокращения.
Не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) товара указывать: «не более», «не менее» и т.п., за исключением случаев, если это предусмотрено технической документацией на товар.
Заявка участника также не должна содержать не конкретные характеристики (показатели) товара, например, «должен быть» или «может быть», «вероятно», «возможно» и т.п.
При этом участник указывает товарный знак (при наличии) предполагаемого к поставке товара, а в случае отсутствия товарного знака участнику рекомендуется сделать пометку «товарный знак отсутствует».
Комиссия считает, что с учетом положений инструкции и технического задания, Заказчик отнес «Наименование требуемых характеристик» спорного показателя к виду, значения которых не могут изменяться. Кроме того, в колонке «Требуемые параметры значений» по данному товару предусмотрено только его наличие.
Вместе с тем, из пояснений Заказчика и Уполномоченного органа следует, что наименование требуемых характеристик «Отклонения температуры от рабочей температуры при закрытых вентиляционном клапане и двери: в пространстве +/- 32,5% от достигнутой температуры во времени +/- менее 1 °C» подлежит изменению, таким образом соответствующими значениями будут: +/- 0,99 ℃; +/- 0,98 ℃ и так далее.
В соответствии с Письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Таким образом, инструкция по заполнению заявок составлена Заказчиком ненадлежащим образом и не позволяет однозначно определить, какие показатели остаются неизменными, а какие подлежат изменению в соответствии с предложениями участников, что может ввести участников в заблуждение и нарушает требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2012 № 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
- Признать жалобу ООО «Альфард» необоснованной.
- Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
- Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
- Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.