Решение №04-50/4239 Решение по жалобе ООО «ЮгСмартПроект» на действия заказчика ... от 22 ноября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалоб

           участников закупки № 003/06/14-891/2022, 003/06/33-917/2022

 «22» ноября 2021 года                                                                город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

 <...>, председателя Комиссии,

 <...>, члена Комиссии,

  <...>, члена Комиссии,

в присутствии в режиме видеоконференцсвязи представителей: заказчика ГБУ "Центр информационных технологий Республики Бурятия" (далее – Заказчик)  <..> (доверенность от 17.11.2022), <…> (доверенность от 17.11.2022), ООО «ЮгСмартПроект» (далее – ООО «ЮСП») <…>  (доверенность от 04.10.2022 №1), ООО «ИнфоОборона» <…> (доверенность от 21.11.2022 № 49),  

рассмотрев жалобу ООО «ЮСП» (вх. от 15.11.2022 № 6896), жалобу ООО «ИнфоОборона» (вх. от 18.11.2022 № 6967)  на положения извещения при проведении закупки в форме запроса котировок в электронной форме на поставку видеокамер, номер извещения – 0302200030422000009 (далее – Запрос котировок), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

у с т а н о в и л а:

ООО «ЮСП» указывает, что Заказчиком не установлен запрет согласно Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - ПП № 1236), поскольку закупаемый товар содержит в своем составе программное обеспечение.

Согласно сведениям единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных к классам программного обеспечения относятся также встроенное программное обеспечение.

В составе жалобы представлены сведения из реестра российского программного обеспечения, свидетельствующие о наличии у видеокамер программного обеспечения для обработки и кодировании видеоинформации.

Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

ООО «ИнфоОборона» указывает, что:

1. Заказчиком применено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 878). Вместе с тем заказчик осуществил описание закупаемого товара  не в соответствии  с Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ), утверждённых Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В извещении заказчик указывает КТРУ 26.20.3 «Устройства автоматической обработки данных прочие» которое не подходит под закупаемое оборудование. В то время как данному товару соответствует КТРУ для камер видеонаблюдения – 26.70.13.000-0000000ХХ. Обоснование необходимости установления дополнительных характеристик заказчиком не обосновано. Под установленные заказчиком дополнительные характеристики (указан запатентованный товарный знак -  iVMS-4200. Hik-Connect. Hik-Central) соответствует только камерам производителя Hikvision. 

2. Заказчик не предоставил обоснование включения в ООЗ дополнительных характеристик, таких как 33 языка, масса камеры, размер камеры, материала (корпус из алюминиевого сплава). Стандарты по защите не менее IP67 считают завышенными, поскольку степень защиты IP66 является полностью пыленепроницаемой и защищенной от сильных струй воды, тогда как IP67 рассчитана на погружение в воду на глубину до 1 метра. Также завышенными требованиями считают указание степени защиты не менее IK08.

3. заказчиком указаны технические параметры, не соответствующие стандартам, принятым в РФ.

Стандарты EMC

FCC (47 CFR Part 15, Subpart B); CE-EMC (EN 55032: 2015, EN 61000-3-2: 2014, EN 61000-3-3: 2013, EN 50130-4: 2011 + A1: 2014); RCM (AS/NZS CISPR 32: 2015); IC (ICES-003: issue 6, 2016); KC (KN 32: 2015, KN 35: 2015)

Окружающая среда

CE-RoHS (2011/65/EU); WEEE (2012/19/EU); Reach (Regulation (EC) No 1907/2006)

Указывая данные стандарты Заказчик ограничивает конкуренцию, так как видеокамеры российского производства не подходят под данное описание.

Под характеристики товара подходит только определенный производитель видеокамер -  Hikvision.

Таким образом, неправильный выбор Заказчиком КТРУ для камер видеонаблюдения, описание объекта закупки под конкретного производителя, не допускает поставку эквивалентного оборудования российского производства, чем ограничивает число участников закупки.

Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

Заказчик представил письменные пояснения.

С жалобой ООО «ЮСП» не согласны, поскольку видеокамера не относится к персональным ЭВМ, устройствам терминального доступа, серверному оборудованию, иным средствам вычислительной техники (Постановление правительства РФ от 17.09.1999 «Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию) –далее ПП № 1046). Встроенная программная часть, имеющаяся в видеокамерах, это микрокод, не выполняющий функций программного обеспечения в классическом понимании и не требует покупки. Объектом закупки является именно электронное оборудование (товар), а не ПО или ЭВМ со встроенным ПО. Заказчиком не предусмотрено заключение лицензионных (сублицензионных) договоров на право использования ПО.  Таким образом, предмет закупки под положения п.2.1 ПП № 1236 не подпадает.  

С жалобой ООО «Инфооборона» не согласны ввиду следующего:

Характеристики товаров, указанные в позициях КТРУ, приведенных заявителем жалобы, а также в других позициях КТРУ, не соответствуют потребностям ГБУ «Центр информационных технологий РБ».

Исходя из своих потребностей и в целях совместимости с имеющимся серверным и коммуникационным оборудованием АПК «Безопасный город» определены необходимые характеристики и произведено описание объекта закупки согласно статьи 33 Закона о контрактной системе. 

Параметр товара - iVMS-4200 и Hik-Connect. Hik-Central был исключен и довод заявителя является не состоятельным.

По остальным доводам, заказчиком даны пояснения, что в настоящее время в системе АПК «Безопасный город» используется 5 серверов, 1 система хранения данных, более 250 различных коммутаторов, более 400 камер видеонаблюдения. Большая часть оборудования иностранного производства, так как закупалась с 2012 года. В целях совместимости с имеющимся оборудованием определены необходимые характеристики приобретаемых камер. Массо-габаритные характеристики указаны исходя из требований собственников опор к минимальной нагрузке на опору при размещении на них камер. Сплавы алюминия имеют минимальный вес и максимальную защиту от коррозионных явлений, обладают высокой механической прочностью. Степень защиты IP67 указана с необходимостью полной защиты камер, в том числе от попадания воды (проливной дождь). Стандарты указаны в связи с необходимостью совместимости с АПК «Безопасный город» (серверами, коммутаторами, системой хранения данных), большая часть которых иностранного производства и разработаны в соответствии с требованиями указанных стандартов.

Просят признать жалобы необоснованными.

Представитель ООО «ИнфоОборона» с доводами жалобы ООО «ЮСП» не согласна, считает доводы необоснованными.

В результате рассмотрения жалоб, изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

09.11.2022 в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Запроса котировок, номер извещения - 0302200030422000009. Начальная (максимальная) цена контракта – 945 806.25 рублей.

1. Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе.

Согласно п.2 Постановления N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссией Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного запроса котировок объектом закупки является поставка видеокамер, при этом запрет, предусмотренный положениями Постановлением N1236, Заказчиком не устанавливался.

На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что в рассматриваемом случае видеокамера не может является материальным носителем, поскольку фактически не имеет загружаемого программного обеспечения в понимании Постановления N1236.

Комиссия Управления отмечает, что система обработки данных видеокамеры является микрокодом, что в свою очередь является связующим звеном технологических составляющих камеры, для ее функционирования. Таким образом, данная система разработана исключительно в рамках работы конкретного оборудования, что свидетельствует о невозможности разделения физических и цифровых составляющих видеокамеры.

Кроме того, объектом закупки является поставка видеокамер. При этом описание объекта закупки не содержит в качестве характеристики товара наличие программного обеспечения и не определяет его значение, ввиду чего в настоящем случае положения Постановление N1236 не применимы.

Комиссия Управления также считает необходимым отметить следующее.

П.2(1) Постановления N1236 установлено, что для целей применения п.2 Постановления N1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:

а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);

б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;

в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;

г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.

Исходя из вышеизложенных положений Постановления N1236 следует, что под программным обеспечиванием, в рамках Постановления N1236, понимается в том числе поставка программного обеспечения на материальных носителях, а также поставка оборудования, на которое в рамках исполнения контракта, подлежит установка программного обеспечения.

Аналогичные выводы отражены в письме Минфина России от 30.04.2020 N24-03-06/35429.

Таким образом, поставка техники (оборудования) с предустановленным производителем программным обеспечением не является объектом регулирования Постановления N1236.

Вместе с этим, как установлено Комиссией Управления, в рамках данной закупки Заказчиком закупается оборудование, при этом отдельная поставка либо установка (при исполнении контракта) программного обеспечения не предусмотрена, ввиду чего Комиссия Управления приходит к выводу, что неустановление Заказчиком запрета, предусмотренного Постановлением N1236, является правомерным и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Аналогичная позиция отражена в решениях УФАС по Республике Татарстан от 07.09.2022 № 016/06/42-1428/2022, УФАС по Калининградской области от 24.08.2022 № 039/06/14-741/2022, УФАС по Московской области от 18.08.2022 г. N 050/06/105-29870/2022, . На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы ООО «ЮСП» не нашел своего подтверждения и является необоснованным.

2. Как установлено пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе утверждены, в том числе Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила), устанавливающие порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в том числе, осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

В силу пункта 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).

Согласно извещению об осуществлении закупки N 0302200030422000009 объектом закупки является поставка видеокамер. Заказчиком применена позиция КТРУ 26.20.30.000-00000001 «Устройства автоматической обработки данных прочие». Вместе с тем, наименование данной позиции КТРУ не соответствует наименованию объекта закупки.  Для камер видеонаблюдения применим КТРУ – 26.70.13.000 «Камера видеонаблюдения».

Заказчиком установлено ограничение допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 878.

Изучив извещение о проведении Запроса котировок, Комиссия установила, что при формировании описания объекта закупки в части характеристик поставляемых товаров в Техническом задании Заказчиком не применена соответствующая позиция КТРУ, а также не размещено надлежащее обоснование установления дополнительных характеристик, таких как 33 языка, масса камеры, размер камеры, материала (корпус из алюминиевого сплава),  стандарты по защите не менее IP67, степень защиты IP66, что противоречит Правилам и положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, довод жалобы ООО «Инфооборона» являются обоснованными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2012 № 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России   

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «ЮгСмартПроект» необоснованной;
  2. Признать жалобу ООО «ИнфоОборона» обоснованной;
  3. Признать заказчика нарушившим требования пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе;
  4. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание;
  5. Предать материалы жалобы должностному лицу Бурятского УФАС России о возбуждении административного производства в отношении ответственного должностного лица Заказчика, Уполномоченного органа по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны