Решение (комиссия) №ИБ/2417/23 Решение по обращению ГКУ РБ «Управление капитального строите... от 22 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/10/104-678/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«19» сентября 2023 года                                                                                                 г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии представителей государственного казенного учреждения Республики Бурятия «Управление капитального строительства правительства Республики Бурятия» (далее – ГКУ РБ «УКС ПРБ», Заказчик) <...> (доверенность от 07.11.2022), <...> (доверенность от 11.01.2023), <...> (доверенность от 18.09.2023), <...> (доверенность от 19.09.2023), представителя общества с ограниченной ответственностью «Витим» ИНН 0326553339 (далее – ООО «Витим», Подрядчик) <...> (доверенность № 14/2023 от 14.09.2023),

рассмотрев обращение ГКУ РБ «УКС ПРБ» (вх. № № 3344-ЭП/23 от 12.09.2023) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО «Витим» в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам электронного аукциона на выполнение работ по проектированию и строительству объекта «Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Еравнинская центральная районная больница» Поликлиника», номер извещения –  0102200001622004949, ИКЗ – 222032308224003260100112430014120414, и в результате осуществления проверки информации и документов на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность подрядчика в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

у с т а н о в и л а:

Из обращения ГКУ РБ «УКС ПРБ» и представленного к нему решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 31.08.2023 следует, что по результатам электронного аукциона 26.12.2022 между ГКУ РБ «УКС ПРБ» и ООО «Витим» был заключен государственный контракт № 0102200001622004949 на выполнение работ по проектированию и строительству объекта «Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Еравнинская центральная районная больница» Поликлиника» (далее – Контракт), по условиям которого ООО «Витим» обязалось выполнить строительно-монтажные работы на объекте. Цена Контракта – 102 485 000 руб. Конечный срок выполнения работ – 10.12.2023.

Как указывает Заказчик, ООО «Витим» работу выполняет настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным. В соответствии с графиком выполнения работ, являющимся приложением № 3 к Контракту, к настоящему времени Подрядчиком должны быть завершены проектные и изыскательские работы (до 31.03.2023), а также начато производство строительно-монтажных работ на объекте. На 20.08.2023 должны быть выполнены строительные работы на общую сумму 50 874 544 руб.

По состоянию на 31.08.2023 ООО «Витим» не исполняет в полной мере принятые обязательства по Контракту, промежуточные сроки выполнения работ значительно нарушены: не разработана, не согласована с Заказчиком и не передана ему проектная и рабочая документация по предмету Контракта, имеющая положительные заключения обязательных государственных экспертиз, не предъявлено к приемке ни одного акта выполненных работ по строительству объекта. Также Подрядчиком не отработан выплаченный Заказчиком аванс в размере 30 745 500,00 руб.

На основании изложенного, на основании пункта 2 статьи 715 Гражданского Кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 15.7 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.

Учитывая изложенные обстоятельства, ГКУ РБ «УКС ПРБ» настаивает на включении ООО «Витим» в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы (информацию), пришла к следующим выводам.

01.12.2023 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) в сети Интернет http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0102200001622004949 о проведении электронного аукциона: «Выполнение работ по проектированию и строительству объекта «Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Еравнинская центральная районная больница» Поликлиника». Начальная (максимальная) цена контракта – 103 000 000,00 рублей.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.12.2022 № 0102200001622004949-2 победителем закупки признается участник закупки № 121 (заявке присвоен первый порядковый номер, в порядке подпункта «б» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе), предложивший по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям Закона и извещения об осуществлении закупки.

26.12.2022 между Заказчиком и ООО «Витим» заключен контракт № 0102200001622004949 (реестровый номер – 2032308224022000344.

В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Предметом контракта являются одновременно подготовка проектной документации (в т.ч. выполнение инженерных изысканий) и выполнение работ по строительству объекта капитального строительства. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства в соответствии с условиями Контракта выполнить работы по проектированию и строительству объекта «Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Еравнинская центральная районная больница» Поликлиника» (далее – Объект). Место нахождения Объекта: с. Сосново-Озерское Еравнинского района Республики Бурятия.

Результатом выполненной работы по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, является сформированная информационная модель объекта капитального строительства с возможностью экспорта полного комплекта проектной и рабочей документации, а также проектная документация, документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, экспертизы достоверности сметной стоимости (пункт 1.2 Контракта).

Согласно подпункту 1.2.1 пункта 1.2 Контракта документация должна быть подготовлена в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к ней строительными нормами и правилами (СНиП), сводами правил (СП), техническими регламентами и другими нормативными документами, действующими в период исполнения контракта и в соответствии с заданием на проектирование (Приложение № 1).

Состав проектной документации должен соответствовать требованиям Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

Согласно подпункту 1.2.2 пункта 1.2 Контракта в случае изменения нормативных актов Российской Федерации, касающихся сферы капитального строительства, на момент проведения Государственной экспертизы, техническая документация дорабатывается Подрядчиком в соответствии с новыми нормативными актами и правилами РФ.

Результатом выполненной работы по строительству объекта капитального строительства, является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 1.3 Контракта).

Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 102 485 000,00 рублей, в т.ч. НДС по налоговой ставке 20 %.

Стоимость работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий составляет: 3 355 098,30 рублей, в т.ч. НДС по налоговой ставке 20 % (подпункт 3.1.1 пункта 3.1 Контракта).

3.1.2. Стоимость работ по строительству объекта составляет: 99 129 901,70 рублей, в т.ч. НДС по налоговой ставке 20 % (подпункт 3.1.2 пункта 3.1 Контракта).

В соответствии с пунктом 3.7 Контракта оплата по Контракту производится Заказчиком, исходя из объема работ и цены контракта, в соответствии с графиком оплаты работ, графиком выполнения работ (Приложения № 2, № 3 к Контракту) в следующем порядке:

3.7.1. Государственный заказчик обязан произвести предоплату (оплатить аванс) Подрядчику:

– 30 % от стоимости работ, указанной в п.3.1.1 контракта не позднее 180 календарных дней с даты заключения контракта на основании выставленного Подрядчиком счета, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации;

– 30 % от стоимости, указанной в п.3.1.2 контракта не позднее 180 календарных дней с даты заключения контракта на основании выставленного Подрядчиком счета, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации.

3.7.2. Текущие платежи производятся Заказчиком в следующем порядке:

- стоимость работ оплачивается Государственным заказчиком за фактически выполненные Подрядчиком и принятые Заказчиком объемы работ в соответствии с Графиком выполнения работ (приложение № 3 к Контракту).

Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункта 15.5 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

В силу пункта 15.7 Контракта Заказчик вправе в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения Контракта по основаниям и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предварительно уведомив об этом Подрядчика за 10 (десять) дней. В частности, Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе в следующих случаях:

- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков (часть 2 статьи 715 ГК РФ);

- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения контракта (часть 3 статьи 715 ГК РФ);

- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный Государственным заказчиком разумный срок не были устранены, либо являются существенными и неустранимыми, Государственный заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения причиненных убытков (часть 3 статьи 723 ГК РФ);

- при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных контрактом сроков (часть 3 статьи 708 ГК РФ).

Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе – в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено в ЕИС 31.08.2023 11:52 (МСК).

Таким образом, датой надлежащего уведомления Поставщика о расторжении контракта с учетом положений части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе является 31.08.2023.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, а указанный контракт расторгнут 12.09.2023.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

Однако, до вступления решения в силу нарушения условий Контракта Подрядчиком не были устранены.

Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с вышеуказанной нормой Заказчиком 12.09.2023 в антимонопольный орган направлено обращение о включении информации об ООО «Витим» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, подпункт «б» пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 № ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 № ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий – наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.

В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.

При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.

Подрядчик, не исполнивший обязательства по Контракту, образует существенное нарушение условий контракта, поскольку Заказчик лишился того, на что рассчитывал при размещении закупки и заключении настоящего Контракта.

Представителем ООО «Витим» представлены следующие пояснения (вх. № 3410/23 от 15.09.2023):

В связи с отрицательным температурами, сохраняющимися достаточно долгий период, не представлялось возможным выполнить инженерно-экологические изыскания в срок до 31.03.2023, о чем в адрес Заказчика было направлено соответствующее письмо № В-73 от 21.03.2023. Также при выполнении работ по проектированию были внесены значительные изменения в проект – изменены планировочные решения.

В адрес Заказчика неоднократно направлялись письма с просьбой согласовать план размещения помещений (№ В-57 от 08.02.2023, № В-71 от 13.03.2023, № В-85 от 18.04.2023). Согласование об изменении планировочных решений получено от Заказчика только 17.05.2023 (вх. № 39 от 17.05.2023), ввиду чего невозможно было завершить работы по проектированию в установленный в Контракте срок, по независящим от Подрядчика причинам.

Кроме того, 31.05.2023 Подрядчиком было направлено письмо № 104 с просьбой о предоставлении Технических условий и продлении сроков проектирования до 31.08.2023, необходимые для проекта технические условия для подключения инженерных сетей получены Подрядчиком только 28.06.2023.

В виду отсутствия по объективным причинам проектной документации и невозможнсти на данном этапе получить разрешение на строительство, но так как сроки строительства объекта достаточно сжатые, и Контрактом установлен срок начала строительно-монтажных работ 01.04.2023, Подрядчиком было принято решение о начале строительства согласно Техническому заданию и параллельном внесении изменений в проект, прохождении экспертизы и получении всех необходимых разрешительных документов.

По результатам рабочего совещания от 12.07.2023 под руководством <...> было поручено представить График производства работ на объекте. Соответственно, Заказчик требует соблюдение условий контракта и требует производить работы в соответствии с графиком производства работ.

Строящийся Объект является социально значимым. Сроки начала строительства объекта с 01.04.2023, сроки сдачи объекта 31.12.2023. То есть не начав строительство в срок, установленный Контрактом, невозможно сдать объект до 31.12.2023.

Согласно пункту 3 статьи 715 ГК РФ заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда.

До настоящего времени условия Контракта исполнялись, проект загружен на портал экспертизы для получения положительного заключения АУ РБ Главэкспертиза, отставание от графика начали сокращать, однако Заказчик принял решение об одностороннем отказе, не дав Подрядчику возможности получить заключение экспертизы, утвердить смету Контракта и предоставить акты уже выполненных на объекте работ.

В настоящий момент на объекте завершены земляные работы, выполнены работы по устройству фундамент под все здание, завершено устройство теплокамер, завершено цокольное перекрытие – готово к заливке бетона, также на уровне выше нуля «связаны» при помощи арматуры колонны, закуплены газобетонные блоки.

Подрядчик считает, что выполненные работы, закупленные материалы свидетельствуют о добросовестном поведении подрядчика и намерении исполнять Контракт и сдать объект, переписка с Заказчиком так же свидетельствуют об отсутствии у Подрядчика намерения не исполнять заключенный контракт.

На основании изложенного представитель Подрядчика считает, что в действиях общества отсутствует недобросовестное поведение и просит не включать сведения об ООО «Витим» в реестр недобросовестных поставщиков.

Заказчиком также представлены пояснения, опровергающие доводы Подрядчика (вх. № 3432-ЭП/23 от 18.09.2023).

Как указывает Заказчик, по факту существенного нарушения промежуточных сроков выполнения работ по Контракту ГКУ РБ «УКС ПРБ» в адрес ООО «Витим» направлены следующие претензии:

- от 13.07.2023 № 1529 «Об уплате неустойки 87 232,56 руб. (проектные работы)». Ответ от 17.07.2023 № В-155;

- от 27.07.2023 № 1636 «О нарушении графика выполнения работ и предоставлении ПСД». Ответ не получен.

- от 04.09.2023 № 2001 «О возврате аванса 30 745 500,00 руб.». Ответ от 08.09.2023 № В-193;

- от 12.09.2023 № 2047 «О начислении неустойки: пени 1 929 653,7 руб., штраф 512 425,00 руб. Возврат аванса 30 745 500,00 руб.». Ответ от 13.09.2023 № В-197.

В ответах на претензии ООО «Витим» указывало, что просрочка исполнения обязательств возникла в связи со следующими доводами, которые ГКУ РБ «УКС ПРБ» считает несостоятельными.

1. Необходимость внесения значительных изменений в проект в связи с изменением планировочных решений, затягивание согласования со стороны ГКУ РБ «УКС ПРБ» планировочных решений.

Сроки проектирования затянулись в связи с неисполнением условий Контракта ООО «Витим». При заключении контракта были определены все условия Контракта для исполнения, были согласованы стоимость и объемы работ. После заключения Контракта Подрядчик не раз обращался к заказчику с просьбой об увеличении цены контракта в отсутствие надлежащего обоснования. Подрядчику неоднократно сообщалось, что в соответствии с пунктом 3.5 Контракта цена контракта не может изменяться в ходе исполнения Контракта.

По итогам всех рабочих совещаний с учетом отсутствия возможности выделения дополнительного финансирования было принято решение уменьшить общую площадь планируемого к строительству здания, пересмотреть набор и площадь всех помещений, скорректировать, в связи с этим медико-техническое задание. Таким образом, и Заказчик, и Правительство РБ пошли на встречу ООО «Витим» в целях надлежащего завершения исполнения обязательств по Контракту.

В течение первого квартала 2023 года Заказчиком неоднократно проводились рабочие совещания по Объекту, обсуждались проблемные вопросы, связанные с подготовкой проектной документации (планерные совещания от 02.03.2023, 30.03.2023). На итоговом совещании 26.04.2023 в соответствии с пунктом 6.2 Протокола совещания по показателям и результатам региональных проектов, имеющих риски под председательством Главы Республики Бурятия Цыденовым А.С. было принято решение скорректировать медико-техническое задание по строительству данного объекта в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств в размере 95 млн. руб. в срок до 18.05.2023. В связи с поручением 15.05.2023 Министерство здравоохранения Республики Бурятия совместно с ГБУЗ «Еравнинская ЦРБ» согласовали обновленные планировочные решения, а также медико-техническое задание с учетом изменений.

15.05.2023 Министерство здравоохранения РБ совместно с ГБУЗ «Еравнинская ЦРБ» согласовывает планировочные решения, предусматривающие строительство объекта общей площадью 987,39 м2. ГКУ РБ «УКС ПРБ» 17.05.2023 направляет письмо о согласовании генподрядчику № 1037. Принимая во внимание все данные обстоятельства, сроки проектирования затянулись.

2. Непрохождение государственной экспертизы проектной документации по вине ГКУ РБ «УКС ПРБ».

ООО «Витим» не были переданы результаты выполнения проектных работ по контракту, ни официально с сопроводительным письмом, ни в рабочем порядке по электронной почте или иными способами. ГКУ РБ «УКС ПРБ» в отсутствие факта передачи от ООО «Витим» проектной документации получил ее напрямую от проектной организации ООО «ПРОМТЕХСТРОЙ-ПРОЕКТ» и направил в АУ РБ «Управление государственной экспертизы» для прохождения экспертизы. Сметная документация по объекту так и не была разработана ООО «Витим».

Проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту для прохождения государственной экспертизы ГКУ РБ «УКС ПРБ» направлены письмом № 2023/07/27- 00015 от 27.07.2023 в АУ РБ «Управление государственной экспертизы». По результатам проведенной проверки представленных документов выявлены недостатки, являющиеся основанием для отказа в принятии этих документов на государственную экспертизу (письмо от 31.07.2023 № 00504-23/ГОЗ-0069386/83-02).

АУ РБ «Управление государственной экспертизы» указало на следующие существенные недостатки проектной документации:

Раздел в составе
представленной
документации

Замечание

Подраздел – Система электроснабжения

привести в соответствие с постановлением правительства РФ № 87 от 16.02.2008 в редакции от 01.09.2023

Раздел 2. Схема планировочной организации земельного участка

в графической части отсутствует сводный план
инженерных сетей

Подраздел – Система водоснабжения

привести в соответствие с постановлением правительства РФ №87 от 16.02.2008 в редакции от 01.09.2023

Подраздел – Система водоотведения

в графической части отсутствует принципиальные
схемы водоотведения

Подраздел - Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха, тепловые сети

привести в соответствие, с постановлением правительства РФ №87 от 16.02.2008 в редакции от 01.09.2023

Инженерно-экологические

в технических отчетах прописать точную дату
составления отчетов (число, месяц, год)

Акт приемки выполненных проектных и изыскательских работ

отсутствует акт приема передачи проектно-сметной
документации от подрядчика застройщику

Утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства (информативно)

1. чертеж градостроительного плана не разборчив

2. отсутствует печать учреждения утвердившее градостроительный план

ТУ на подключение к сетям ИТО

отсутствуют технические условия на водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, теплоснабжение, сети связи

При этом, отсутствие технических условий являлось одним из многочисленных замечаний, а не единственным, как указывал ООО «Витим».

Перечисленные замечания привлеченный проектировщик устранил только 30.08.2023, после чего в это же день в адрес АУ РБ «Управление государственной экспертизы» для прохождения государственной экспертизы повторно направлены проектная документация и результаты инженерных изысканий по объекту.

По результатам проведенной проверки представленных документов в очередной раз выявлены недостатки, являющиеся основанием для отказа в принятии этих документов на государственную экспертизу (письмо от 30.08.2023 № 00676-23/ГОЗ-0069386/83-02). АУ РБ «Управление государственной экспертизы» указало на следующие недостатки проектной документации:

Раздел в составе представленной
документации

Замечание

Заявление

В заявлении не указаны следующие
сведения:

- сведения об источниках финансирования
работ по объекту,

- сведения о сметной стоимости объекта

Раздел 1. Пояснительная записка

Пояснительную записку представьте в формате xml (п. 2 Требований к формату электронных документов, представляемых для проведения государственной экспертизы ПД и (или) РИИ и ПДОСС строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждённых приказом Минстроя России № 783/пр от 12.05.2017 г.)

Сметы на изыскательские работы, рассчитанные на основании документов в области сметного нормирования и ценообразования

Отсутствует смета на выполнение
изыскательских работ

Раздел 11. Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства

Отсутствует согласование Минсоцзащиты РБ и Регионального общественного фонда инвалидов колясочников «Общество без барьеров»

Таким образом, значительная часть недостатков органа государственной экспертизы носит существенный характер, выявленные недостатки не являются замечаниями входного контроля, как необоснованно указывает ООО «Витим», что свидетельствует о ее низком качестве.

В части предоставления ООО «Витим» технических условий для подключения к сетям необходимо отметить, что в соответствии с условиями Контракта технические условия на присоединение к сетям электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения предоставляются Заказчиком после получения от Подрядчика расчета нагрузок. В свою очередь расчет нагрузок по инженерным сетям передан заказчику только 28.06.2023 по электронной почте без сопроводительного письма. 30.06.2023 ГКУ РБ «УКС ПРБ» направил письмо № 1443 Администрации района с запросом для получения технических условий на водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение. 04.07.2023 получены технические условия, 05.07.2023 направлено в адрес ООО «Витим» письмо № 1474 от 05.07.2023 с ТУ.

В ответе на претензию ООО «Витим» указывал на то, что технические условия для подключения инженерных сетей получены Подрядчиком только 28.06.2023. Расчет электрических нагрузок от ООО «Витим» для получения технических условий Заказчиком был получен только 23.05.2023 письмо № В-96.

Заказчик в своих пояснениях отметил, что ООО «Витим» является подрядчиком и по другому объекту, заказчиком строительства которого выступает ГКУ РБ «УКС ПРБ» – «Строительство корпуса № 2 на 176 учащихся МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа № 1 им. Д.Ж. Жанаева» в с. Хоринск Хоринского района Республики Бурятия», цена контракта 354 052 000,00 руб. (№ ЗГК-2023 от 01.02.2023). В связи с неисполнением обязательств по данному контракту, Заказчиком аналогичным образом принято решение об одностороннем расторжении контракта от 31.08.2023, на сегодняшний день оно еще не вступило в силу.

Аналогичная ситуация наблюдается по одному из муниципальных контрактов, заключенным АМО «Еравнинский район» на строительство школы на 450 мест в с. Сосново-Озерское, Еравнинского района, Республики Бурятия с ООО «Витим». Также получен аванс, завершение строительства объекта силами ООО «Витим» не предполагается.

Принимая во внимание, наличие нескольких муниципальных и государственных контрактов, заключенных ООО «Витим» по объектам, реализуемых в Республике Бурятия в рамках национальных проектов, обязательства по которым не исполняются, был проведен ряд совещаний, в т.ч. на уровне Главы РБ А.С. Цыденова, Прокуратуры РБ и иных органов. По итогам совещаний было установлено, что действия совершаемые руководством ООО «Витим» имеют признаки состава преступления, предусмотренного частью 5 статьи 159 Уголовного кодекса РФ «Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба», поскольку авансовые платежи полученные из средств бюджета использовались данной организацией не по целевому назначению, что повлекло невозможность исполнения принятых обязательств по контрактам. В настоящее время Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел по Республике Бурятия рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела.

Также необходимо отметить, что ранее ООО «Витим» не имело опыта исполнения государственных контрактов в сфере строительства объектов государственной и муниципальной собственности. В качестве подтверждения опыта был представлен договор на строительные работы по объекту частной собственности, который в настоящее время также проверяется правоохранительными органами на предмет достоверности, поскольку указанный документ позволил ООО «Витим» стать победителем в нескольких процедурах закупок.

С учетом изложенного, Заказчик полагает, что со стороны Подрядчика отсутствовало намерение исполнить условия заключенного Контракта, просит включить ООО «Витим» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.

Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела и представленные материалы (информацию), приходит к выводу о виновности ООО «Витим» в ненадлежащем исполнении своих обязательств, при исполнении Контракта ООО «Витим» проявило недобросовестное поведение по отношению к Заказчику: не разработана, не согласована с Заказчиком и не передана ему проектная и рабочая документация по предмету Контракта, имеющая положительные заключения обязательных государственных экспертиз, не предъявлено к приемке ни одного акта выполненных работ по строительству объекта, нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе Подрядчиком не устранены в установленный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневный срок.

Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы «нормального», обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2015 № 306-ЭС14-7853 по делу № А65-29455/2013).

Доказательства, о том, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО «Витим» не представлены.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО «Витим» не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ООО «Витим» как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.

Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ООО «Витим», выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств, принимая во внимание обращение Заказчика, произведя анализ документов, всесторонне исследовав обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному Заказчику и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

1. Включить сведения об обществе с ограниченной ответственностью «Витим» ИНН 0326553339 (юридический адрес: 670017, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Банзарова, д. 24, офис 2), его учредителе и директоре Дашицыренове Солбоне Чимитовиче ИНН 030502270105 в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.

2. Датой включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ООО "Витим"
ИНН 0326553339, ОГРН 1170327006640
ГКУ РБ "УКС ПРБ"
ИНН 0323082240, ОГРН 1020300965630