Решение №04-56/3199 Решение по обращению ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного ... от 6 сентября 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/06/104-703/2022

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

  «1» сентября 2022 года                                                                    город Улан-Удэ                                 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>, заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Бурятия» <…>, доверенность от 01.09.2022 № 2205, представителя ООО «Единый монтажный центр» <…>, доверенность от 30.08.2022, <…>, доверенность от 30.08.2022,

рассмотрев обращение ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Бурятия» (далее – Заказчик) (вх. от 25.08.2022 № 5315) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Единый монтажный центр» (далее- Общество, Подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключенного по результатам проведенного электронного аукциона на выполнение работ по монтажу и пуско-наладке автоматической системы пожарной сигнализации  и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в административных зданиях МВД по Республике Бурятия (№ 0802100000922000013) (далее – Аукцион), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", 

у с т а н о в и л а:

Из представленных документов Заказчика следует, что 12.04.2022 между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт на по монтажу и пуско-наладке автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в административных зданиях МВД по Республике Бурятия (далее – контракт), на сумму 1 500 000,00 рублей.

Согласно условиям контракта срок выполнения работ – 01.12.2022. По состоянию на 04.08.2022 Подрядчик к исполнению контракта не приступил, работы не выполнены в полном объеме.

Заказчиком 03.06.2022 направлено письмо № 18/1431 о необходимости направления Подрядчиком списка работников на проверку, а также сообщить о ходе исполнения условий контракта, на что Общество письмом от 08.06.2022 № 94 предложил рассмотреть возможность расторжения контракта по взаимному соглашению сторон. Заказчиком направлено письмо от 23.06.2022 № 18/1555 о необходимости выполнения работ согласно техническому заданию (приложение № 1 к контракту) и об отсутствии основания для расторжения контракта. Письмом от 04.07.2022 № 111 Подрядчиком повторно предложено расторгнуть контракт, в связи с тем, что в техническом задании присутствуют недочеты, на что Заказчиком 14.07.2022 направлено письмо № 18/1716 о необходимости приступить к выполнению работ согласно техническому заданию, а имеющиеся недочеты, указанные в письме Подрядчика будут устранены в 2023 году (в том числе недостающее оборудование).

Подрядчик не приступил к выполнению работ, в связи с чем, Заказчиком 05.08.2022 на основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и пункта 3.3.6 контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Руководствуясь частью 16 статьи 95, статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил настоящее обращение в антимонопольный орган для рассмотрения.

Общество не согласно с применением Заказчиком нормы ч2.ст.715 ГК РФ, поскольку из существа обстоятельств следует вывод о применении понятия - невозможность исполнения, закрепленного законодателем в ст.417 ГК РФ, так как исполнитель неоднократно в переписке указывал на прямое нарушение нормы 5.3 СП 484.1311500.2020. При этом исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора, а именно функциональность системы регламентированная указанными нормами, в том числе и п.5.2.1.6 СП 484.1311500.2020 «Источник электропитания должен обеспечивать формирование и передачу во внешние цепи информации об отсутствии выходного напряжения, входного напряжения электроснабжения по любому входу, разряде аккумуляторов (при их наличии) и иных неисправностях, контролируемых источников электропитания (далее -ИЭ). Допускается формирование обобщенного сигнала "Неисправность", в техническом задании не задан способ формирования и передачи сигнала «Неисправность» от источника бесперебойного питания в приемно-контрольный прибор и далее на пульт централизованного наблюдения.

Из технического задания следует применить приемно-контрольные приборы Сигнал-20П или Сигнал-20М, объединённые интерфейсом RS-485. Вышеуказанные приемно-контрольные приборы имеют только один интерфейс RS-485. Эти приборы следует размещать в шкаф с резервированным источником питания для монтажа средств пожарной автоматики ШПС-12 исп.10, ШПС-12 исп.11 ШПС-12 исп.12, которые имеют два изолированных интерфейса RS-485. Данные шкафы в техническом задании отсутствуют. В своем ответе Заказчик не указал на наличие таких шкафов или возможности их приобретения.

Применение одного лишь пульта С2000М исп. 02 без шкафов с резервированным источником питания для монтажа средств пожарной автоматики ШПС-12 исп.10, ШПС-12 исп.11 ШПС-12 исп.12 также не обеспечит выполнение пункта 5.3 СП 484.1311500.2020.

Пульт контроля и управления С2000М исп. 02 имеет два интерфейса RS 485 и, соответственно до шкафов с резервированным источником питания для монтажа средств пожарной автоматики (ШПС-12 исп.10, ШПС-12 исп.11, ШПС-12 исп.12) нужно прокладывать две линии связи интерфейса RS 485. Кабель второй линии интерфейса RS 485 и работы по его прокладке также не учтены в техническом задании.

Технические средства пожарной и охранно-пожарной автоматики (пожарные извещатели, источники бесперебойного питания технических средств пожарной автоматики, пожарные оповещатели, приборы приемно-контрольные пожарные, приборы управления пожарные, изоляторы короткого замыкания, выносные устройства индикации, устройства контроля работоспособности шлейфов, системы передачи извещений о пожаре) должны соответствовать ГОСТ Р 53325-2012 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. «Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний»

5.2.1.6 ИЭ должен обеспечивать формирование и передачу во внешние цепи информации об отсутствии выходного напряжения, входного напряжения электроснабжения по любому входу, разряде аккумуляторов (при их наличии) и иных неисправностях, контролируемых ИЭ. Допускается формирование обобщенного сигнала "Неисправность".

В техническом задании не задан способ формирования и передачи сигнала «Неисправность» от источника бесперебойного питания в приемно-контрольный прибор и далее на пульт централизованного наблюдения.

Все вышеуказанное применимо и для РИП-12 с интерфейсом RS-485, указанном в техническом задании.

Замечание относится к объектам- проспект Победы, 14, ул. Цивилева, 2, ул. Николая Нищенко, 19, с. Сосново-Озерское. По объекту с. Курумкан не ясно, как будут выполняться требования к РИП-12 в части передачи сообщений о неисправности приемно-контрольному прибору Сигнал-20.

В техническом задании указан РИП с интерфейсом RS-485. Обработку сигналов интерфейса RS-485 производит пульт контроля и управления С2000М, которого в техническом задании отсутствует.

В своем ответе Заказчик указывает на идентичность цен, но не предлагает изменить техническое задание, без соответствия которому, работы не могут быть приняты в рамках государственного контракта.

Указанные требования законодательства сформировались не из-за формального бюрократического регламента, а именно в целях надлежащего обеспечения пожарной безопасности для защиты жизни граждан и безопасности зданий. Последствия нарушений таких правил могут повлечь за собою трагичные последствия и несоизмеримый ущерб государственному бюджету. При этом Заказчик мог дополнительным соглашением исключить из контракта именно этот участок работ, чтобы избежать повторных затрат для федерального бюджета при новом выставлении на торги. Но при этом система была бы неработоспособна до проведения нового аукциона, поэтому единственным решением этой проблемы Подрядчик видел только расторжение и объявление на торги нового технического задания, которое уже было бы выполнено. Общество просит не включать сведения о нем в реестр недобросовестных подрядчиков, поскольку Подрядчик не мог приступить к выполнению работ по контракту по обстоятельствам, изложенным выше.

Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, изучения материалов, представленных Заказчиком, Обществом, установила следующее.

Дата размещения на официальном сайте в Единой информационной системе извещения о проведении Аукциона – 22.03.2022. Начальная (максимальная) цена контракта – 1 500 000, 00 рублей.

Контракт между ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Бурятия» и ООО ««Единый монтажный центр» на выполнение работ по монтажу и пуско-наладке автоматической системы пожарной сигнализации  и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в административных зданиях МВД по Республике Бурятия (№ 0802100000922000013) заключен 12.04.2022 на сумму 1 500 000,00 рублей.

Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что Подрядчик по заданию Заказчика обязуется в установленный контрактом срок выполнить работы по монтажу и пуско-наладке автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в административных зданиях МВД по Республике Бурятия (далее - работа), а Заказчик обязуется принять работу и оплатить ее.

Работа выполняется Подрядчиком в соответствии с требованиями технического задания (далее - ТЗ) (приложение № 1 к настоящему Контракту), являющегося неотъемлемой частью контракта (пункт 2.1 контракта).

  Согласно пункту 4.1 контракта работа выполняется в сроки, указанные в Приложении № 1 к настоящему Контракту. Начало выполнения работ – с даты заключения Контракта. Окончание выполнения работ – 01.12.2022.

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

На основании части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 15.7 контракта 05.08.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 12.04.2022, в связи с тем, что по состоянию на 04.08.2022 Подрядчик к исполнению работ по монтажу и пуско-наладке автоматической системы пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуации людей в административных зданиях МВД по Республике Бурятия не приступил.

Статьей 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (части 1, 2).

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном неисполнении заключенного контракта.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П и от 21 ноября 2002 года № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта, должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.

Комиссия Бурятское УФАС России, изучив представленные документы сторон, пришла к выводу, что в действиях ООО «Единый монтажный центр» отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта. Данное обстоятельство подтверждается пояснением Общества, а также копиями представленных документов.

Установлено, что Подрядчиком письмами от 08.06.2022 № 94, от 04.07.2022 №111, от 22.07.2022 №145, от 08.08.2022 №161 сообщалось Заказчику о выявленном несоответствии технического задания действующим нормативным актам по пожарной безопасности, в частности отсутствия в техническом задании шкафов для размещения приборов Сигнал-20П или Сигнал-20М, объединённые интерфейсом RS-485, приборы размещаются в шкафу с резервированным источником питания для монтажа средств пожарной автоматики ШПС-12 исп.10, ШПС-12 исп.11 ШПС-12 исп.12, которые имеют два изолированных интерфейса RS-485, применение одного лишь пульта С2000М исп. 02 без шкафов с резервированным источником питания для монтажа средств пожарной автоматики ШПС-12 исп.10, ШПС-12 исп.11 ШПС-12 исп.12 также не обеспечит выполнение пункта 5.3 СП 484.1311500.2020, не учтены кабель второй линии интерфейса RS 485 и работы по его прокладке, не задан способ формирования и передачи сигнала «Неисправность» от источника бесперебойного питания в приемно-контрольный прибор и далее на пульт централизованного наблюдения, отсутствия пульта контроля и управления С2000М. Все вышеуказанное применимо и для РИП-12 с интерфейсом RS-485, указанном в техническом задании.

Письмом от 15.07.2022 № 129 Подрядчик в адрес Заказчика направил список с данными работников Общества, в количестве 11 человек, некоторые из которых не согласованы (согласование производилось 04.08.2022).

Письмом от 23.06.2022 № 18/1555 Заказчик сообщает, что им допущена опечатка в техническом задании и требуется РИП-12 без интерфейса RS-485, так как на объекте не предусматривается пульт контроля и управления С2000М. В письме от 14.07.2022 № 18/1716 Заказчик сообщает, что в 2023 году запланировано приобретение недостающего оборудования, которое будет установлено на объекты, указанные в настоящем контракте. В письме от 21.07.2022 № 18/1737 Заказчик просит Общество направить сведения о потребности в шкафах с резервным источником питания для монтажа средств пожарной автоматики. Кроме того, в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта от 05.08.2022 № 18/1878 Заказчик указывает, что имеющиеся недочеты, указанные в письме Подрядчика будут устранены в 2023 году (в том числе недостающее оборудование).

Таким образом, Обществом предприняты меры и совершены действия, направленные на исполнение заключенного контракта, велась переписка с Заказчиком относительно имеющихся недостатков в техническом задании, Заказчик в решении соглашается с имеющимися недочетами, кроме того, срок выполнения работ по контракту не истек (установлен до 01.12.2022), следовательно, в действиях Подрядчика отсутствует вина, а также недобросовестное поведение.

Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).

Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от исполнения заключенного контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от исполнения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт неисполнения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Подрядчик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).

С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об ООО «Единый монтажный центр» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается намерение в неисполнении заключенного контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

р е ш и л а:

1. Отказать заказчику – ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Бурятия» во включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Единый монтажный центр» (ИНН 0323414961, КПП 032301001, адрес: 670042, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Калашникова, д. 11Б/1, офис 2).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны