Решение (комиссия) №ИБ/2984/23 Решение по внеплановой проверке АУ РБ «Забайкальская база ав... от 16 ноября 2023 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 003/06/99-784/2022

по результатам внеплановой проверки

соблюдения законодательства о контрактной системе

«15» ноября 2023 года                                                                                           г. Улан-Удэ

На основании пункта б части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закона о контрактной системе), в связи с поступившим обращением МТУ Ространснадзора по ДФО (вх. от 25.10.2023 № 4083-эп/23) о проведении проверки на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе в отношении закупки, проводимой Автономным учреждением Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов», в соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 09.11.2023 № 68/23, инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по проведению внеплановой проверки (далее – Инспекция) в составе:

руководителя инспекции – <...>;

членов инспекции:

<...>;

<...>,

в присутствии в режиме видеоконференцсвязи представителя Автономного учреждения Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов» (далее - Заказчик) <...> (доверенность от 29.06.2022 № 36), <...> (доверенность от 14.07.2023 № 21),

в отсутствие МТУ Ространснадзора по ДФО, уведомленного надлежащим образом,

проведя проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе Автономным учреждением Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов» при проведении электронного аукциона: «Оказание авиационных транспортных услуг на легком вертолете с экипажем для проведения работ по мониторингу пожарной опасности и тушению лесных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия силами Автономного учреждения Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов» в 2023 году», извещение № 1002500003323000016,

у с т а н о в и л а:

Из обращения МТУ Ространснадзора по ДФО следует, что при проведении наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) выявлены факты привлечения Заказчиком к осуществлению авиационных работ в области гражданской авиации исполнителя (АНО «Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб «Оберон-клуб» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России») в отсутствие разрешительных документов – сертификата эксплуатанта. Просит принять меры в рамках имеющихся полномочий.

Заказчиком даны пояснения согласно письменному отзыву на обращение. Из пояснений следует, что в извещении о проведении Аукциона установлены требования к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе: для ВС гражданской авиации и для ВС государственной авиации. В заявке АНО «Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб «Оберон-клуб» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» представлены все документы в соответствии с установленными требованиями для ВС государственной авиации, в связи с чем основания для отклонения заявки отсутствовали.

Возможность привлечения ВС государственной авиации установлена исходя из следующего. Авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию (статья 20 Воздушного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения, указанных в настоящем пункте задач, относится к государственной авиации.

Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти и Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос» задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.

Требования статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации об обязательной сертификации и аттестации распространяются только на гражданскую авиацию.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2009 № 973 «Об Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2018 № 1586, далее - Постановление № 973) предусмотрено, что ДОСААФ России выполняет, в частности, следующие государственные задачи:

  • подготовка граждан по военно-учетным специальностям;

  • развитие авиационных и технических видов спорта;

  • участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта;

  • летная подготовка курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности летного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ;

- участие в подготовке к военной службе граждан, пребывающих в запасе;

  • участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;

  • содержание объектов инфраструктуры ДОСААФ России в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время.

На основании пункта 3 этого же Постановления Министерству обороны Российской Федерации, Министерству спорта Российской Федерации и Министерству экономического развития Российской Федерации предписано обеспечить содействие реализации возложенных на ДОСААФ России государственных задач.

Таким образом, ДОСААФ России призвано выполнять такую государственную задачу, как участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, которая, среди прочих, упомянута и в пункте 1 статьи 22 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 Порядка организации и выполнения авиационных работ по охране лесов от пожаров, утвержденного приказом Минприроды России от 15.11.2016г. № 597 (далее -Порядок № 597), авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя:

  • авиационное патрулирование;

  • тушение лесных пожаров;

- доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно.

Авиационные работы по охране лесов от пожаров осуществляются на территориях, на которых обнаружение и тушение лесных пожаров наземными средствами затруднено либо невозможно (п.5 порядка № 597).

Согласно техническому заданию к предмету контракта отнесено оказание авиационных услуг, а именно: по мониторингу пожарной опасности (цели проведения мониторинга пожарной опасности: Своевременное обнаружение и учёт лесных пожаров; Выявление нарушений правил пожарной безопасности в лесах; Оповещение органов государственной власти и органов местного самоуправления о пожарной обстановке в лесах и нарушениях правил пожарной безопасности), по тушению лесных пожаров ( обследование лесного пожара с использованием авиационных средств; доставка людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения и обратно; наблюдение за локализованным пожаром).

Таким образом, авиацию, используемую организацией, входящей в структуру ДОСААФ России, для выполнения авиационных работ в порядке участия в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, в том числе авиационных работ по охране лесов от пожаров, следует относить к государственной авиации, за исключением тех случаев, когда ее суда непосредственно зарегистрированы в реестре воздушных судов гражданской авиации.

Также, согласно пункту 1 Постановления № 973 Общероссийская общественно-государственная организация «ДОСААФ России» является правопреемником Общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация РОСТО (ДОСААФ)».

Приказами Минобороны России от 24.09.2004 № 275, от 30.04.2007 № 150, от 27.04.2009 № 265 утверждены (соответственно):

  • федеральные авиационные правила производства полетов государственной авиации (далее - ФПА № 275);

  • федеральные авиационные правила по штурманской службе государственной авиации (далее - ФПА № 150);

- федеральные авиационные правила медицинского обеспечения полетов государственной авиации (далее - ФАЛ № 265).

Во всех названных Федеральных авиационных правилах авиация РОСТО (ДОСААФ) отнесена к государственной авиации. При этом, например, на основании пункта 6 ФАП № 275 под авиационной воинской частью, понимается, в том числе, авиационная спортивная организация РОСТО.

Согласно пункту 334 ФПА № 275 к специальным авиационным работам относятся тушение пожаров, а также ведение пожарной разведки и мониторинга местности.

Указанные Федеральные авиационные правила являются действующими, упоминание об авиации РОСТО (ДОСААФ) из них не исключено.

Необходимо ответить, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2467 ФАП № 275 включен в Перечень нормативных правил актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

Позиция Минобороны России по вопросу о статусе авиации ДОСААФ России не отличается последовательностью. Так, в письме Минобороны России от 03.08.2023г. № 603/6/2384 указано, что в «ходе совещания Главным командованием Воздушно-космических сил высказана готовность обеспечить поддержку ДОСААФ России по законодательному определению правового статуса авиации ДОСААФ России как «государственной».

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2001 № 801 «О службе безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации» Минобороны России совместно с МВД России, МЧС России, другими федеральными органами исполнительной власти и организациями, имеющими государственные воздушные суда, предписано утвердить порядок взаимодействия органов безопасности полетов государственной авиации.

Во исполнение данной нормы совместным приказом Минобороны России, МЧС России, ФСБ России, Росгвардии, ФТС России, ФСО России, Роскосмоса и ДОСААФ России от 18.12.2017 № 787/578/726/530/2003/744/436/172 утвержден Порядок взаимодействия органов безопасности полетов государственной авиации в Российской Федерации, которым (с участием ДОСААФ России) установлена организация взаимодействия органов безопасности полетов государственной авиации в Российской Федерации при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности полетов государственных воздушных судов в Российской Федерации.

Действующее законодательство, в том числе Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1999 № 862 «Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях», не содержит запрета на осуществление государственной авиацией авиационных работ. Напротив, как уже отмечалось выше, согласно пункту 334 ФПА № 275 к специальным авиационным работам относятся тушение пожаров, ведение пожарной разведки и мониторинга местности.

С учетом приведенных выше положений Воздушного кодекса Российской Федерации, Постановления № 973 и иных нормативно-правовых актов, действующее законодательство позволяет отнести авиацию ДОСААФ к государственной авиации, которая имеет право осуществлять специальные авиационные работы по охране лесов от пожаров.

Заявитель на заседание Инспекции Бурятского УФАС России не явился, доводов, опровергающих позицию Заказчика не представил.

Инспекция Бурятского УФАС России, исследовав представленные документы, установила следующее:

02.03.2023 на официальном сайте в Единой информационной системе (далее –ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона №1002500003323000016. Начальная (максимальная) цена контракта 22 115 467,30 рублей.

На участие в указанном аукционе подана 1 заявка (АНО «Куртамышский авиационно-технический спортивный клуб «Оберон-клуб» Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»), по результатам рассмотрения единственной заявки, аукционной комиссией принято решение о соответствии заявки требованиям документации об аукционе.

24.03.2023 заключен контракт на оказание авиационных транспортных услуг на легком вертолете с экипажем для проведения работ по мониторингу пожарной опасности и тушению лесных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия силами Автономного учреждения Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов» в 2023 году № Ф.2023.0013, цена контракта - 22 115 467,30 рублей.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Требования к участникам закупки установлены Заказчиком в извещении, согласно которым:

соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:

Для ВС гражданской авиации:

- копия действующего сертификата эксплуатанта в соответствии с требованиями статьи 8 Воздушного кодекса РФ с указанием в спецификации, являющейся его неотъемлемой частью, разрешенного вида авиационных работ – лесоавиационные работы и воздушного судна;

- копия действующего сертификата(ов) летной годности ВС на используемое(ые) ВС.

Для ВС государственной авиации:

- копия разрешения для использования воздушных судов Государственной авиации для выполнения авиационных (лесоавиационных) работ согласно Федеральным авиационным правилам производства полетов в Государственной авиации;

- копии сертификатов летной годности воздушных судов или свидетельства о летной годности воздушных судов на используемые ВС.

В составе единственной заявки №113703871 представлены: разрешение на выполнение авиационных работ от 28.12.2022 N 000004, свидетельство (заключение) о летной годности воздушного судна от 13.05.2022, свидетельство о государственной регистрации государственного воздушного судна от 30.09.2011, что соответствует требованиям извещения.

В соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по пунктами 1 8 части 12 статьи 48 основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 закона.

Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, частью 1 статьи 31 установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи частью 1 статьи 31 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об частями 1.1 2 2.1 осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Заявка единственного участника аукциона соответствует требованиям к участникам закупки (о соответствии законодательству Российской Федерации - п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона), таким образом, в действиях комиссии Заказчика отсутствует нарушение законодательства о контрактной системе.

2. Заказчиком определен предмет закупки - оказание авиационных транспортных услуг на легком вертолете с экипажем для проведения работ по мониторингу пожарной опасности и тушению лесных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия силами Автономного учреждения Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов» в 2023 году».

Исходя из предмета закупки Заказчиком установлено, что указанные услуги могут быть предоставлены как воздушными судами гражданской авиации, так и воздушными судами государственной авиации.

Комиссия Управления отмечает, что нормы статьи 19 Закона о контрактной системе регулируют требования к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

При этом в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Таким образом, ФАС России и ее территориальные органы не наделены полномочиями в части оценки потребности государственного заказчика по закупке тех или иных товаров, работ, услуг.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом «б» части 3, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, по результатам внеплановой проверки Инспекция Бурятского УФАС России

р е ш и л а:

Нарушения требований законодательства о контрактной системе в действиях Автономного учреждения Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов» при проведении электронного аукциона: «Оказание авиационных транспортных услуг на легком вертолете с экипажем для проведения работ по мониторингу пожарной опасности и тушению лесных пожаров на территории лесного фонда Республики Бурятия силами Автономного учреждения Республики Бурятия «Забайкальская база авиационной охраны лесов» в 2023 году», извещение № 1002500003323000016, не установлены.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

АУ РБ «Забайкальская база авиационной охраны лесов»
ИНН 0326536735, ОГРН 1150327000482
МТУ Ространснадзора по ДФО
ИНН 2540261603, ОГРН 1212500012944