Решение №ИБ/3252/23 Жалоба ООО «Гритто» на действия заказчика ГАУЗ "Республиканс... от 13 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

№ 003/07/3-804/2023

«11» декабря 2023 года                                                                                              г. Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее-Закон о защите конкуренции), (далее-Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<...>, <...>, <...>,

рассмотрев в режиме видеоконференц-связи жалобу ООО «Гритто»

в присутствии представителей ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А.Семашко»: заведующего отделением анестезиологии и реанимации № 3 <...> (доверенность от 08.12.2023), заведующего отделением анестезиологии и реанимации № 2 <...> (доверенность от 08.12.2023), <...> (доверенность от 31.05.2023); генерального директора ООО «Гритто» <...>,

УСТАНОВИЛА:

В Бурятское УФАС России поступила жалоба ООО «Гритто» (вх. № 4519/23 от 21.11.2023) на действия заказчика ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А.Семашко» о нарушениях, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, 2023-3658 ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А.Семашко» ООО «Гритто» ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право поставки наркозно-дыхательных аппаратов среднего класса (реестровый номер извещения 32312926090).

Жалоба ООО «Гритто» содержит указание на наличие в документации аукциона в электронной форме положений, противоречащих требованиям пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), согласно которому при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны соблюдать принцип - равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В жалобе ООО «Гритто» указывает, что техническому заданию соответствует оборудование единственного производителя - Mindray WATO ЕХ-35 (КНР). При описании объекта закупки в техническом задании заказчик не привел конкретных обоснований специфики использования закупаемого товара с указанными характеристиками и не указал, каким - образом указанные характеристики удовлетворяют требованиям заказчика, а также для каких практических целей заказчику требуется оборудование с заявленными характеристиками.

Жалоба ООО «Гритто» на положения документации была принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 13 статьи 3 Закона о закупках рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только доводами, составляющими предмет обжалования.

Рассмотрение жалобы ООО «Гритто» состоялось 30.11.2023.

30.11.2023 на основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции срок принятия решения по жалобе был продлен до 11.12.2023.

Комиссия Бурятского УФАС России, рассмотрев жалобу ООО «Гритто» в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и части 13 Закона о закупках, пришла к выводу о ее необоснованности в силу следующего.

ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» при осуществлении закупочной деятельности руководствуется Законом о закупках и принятым в его реализацию Положением о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение).

03.11.2023 в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право поставки наркозно-дыхательных аппаратов среднего класса для нужд ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А.Семашко».

Функциональные, потребительские и технические характеристики требуемого заказчику товара (аппарат наркозно-дыхательный среднего класса в количестве 15 шт.) установлены техническим заданием (приложение № 3 документации об аукционе в электронной форме).

На заседании Комиссии представитель ООО «Гритто» доводы своей жалобы поддержал в полном объеме.

На заседании Комиссии заведующий отделением анестезиологии и реанимации № 3 Нелюбин А.Г. и заведующий отделением анестезиологии и реанимации № 2 Хунхинов А.М. пояснили, что функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики предмета закупки основаны исключительно на потребности учреждения. В рамках данной закупочной процедуры больница реализовывает потребность в сложном медицинском оборудовании для отделений анестезиологии и реанимации. Наркознодыхательные аппараты предназначены для подачи пациенту дозированных концентраций летучих и газовых наркотических веществ и для получения фона газообмена в легких.

ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А.Семашко» является региональной клиникой третьего уровня, осуществляющая высокотехнологичную медицинскую помощь. Оперативные вмешательства являются одним из методов хирургического лечения пациентов с различными патологиями; в больнице выполняются сложные оперативные вмешательства (к примеру, в 2022 году учреждением проведено 13 157 оперативных вмешательств с использованием наркозно-дыхательных аппаратов), которые не могут быть осуществлены в районных больницах.

Следовательно, как пояснили заведующие отделениями анестезиологии и реанимации ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А.Семашко», в целях оказания качественной медицинской помощи, исключения осложнений после оперативных вмешательств и недопущения летальных исходов больница нуждается в поставке качественных наркозно-дыхательных аппаратов, технические характеристики которых приведены в техническом задании.

Комиссия Бурятского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы установила следующее.

Рассматриваемая закупка на право поставки наркозно-дыхательных аппаратов среднего класса (реестровый номер извещения 32312926090) проводилась ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А.Семашко» в соответствии с положениями Закона о закупках и положением о закупке товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о закупках к целям данного закона относится создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах, эффективное использование денежных средств, развитие добросовестной конкуренции.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Статьей 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки (часть 1).

Положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона (часть 2).

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий: 1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов: а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке; б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки; 2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки; 3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также 13 эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки;

3) в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова «(или эквивалент)», за исключением случаев: а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком; б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта; г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в целях исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 1.2. положения о закупке товаров, работ, услуг ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» Положение разработано в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах, услугах, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 4.1.3.1 положения о закупке при организации закупочной деятельности заказчик обязан определять потребности в товарах, работах, услугах.

На основании пункта 4.1.3.3 положения о закупках ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» формирование требований к закупаемым товарам отнесено к полномочиям заказчика.

Пунктом 5.1.1. положения установлены требований к описанию предмета закупки. Согласно положению в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, требования к товарам, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик объектов.

Согласно пункту 6.3.1.1 положения в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.

Согласно позиции Президиума Верховного Суда РФ заказчик вправе предъявлять любые требования к характеристикам приобретаемого товара, если они обусловлены реальной практической необходимостью, что не является ограничением конкуренции (обзор судебной практики применения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017). Включение в условия конкурсной документации специальных требований к объекту закупки, заведомо ограничивающих круг ее потенциальных участников, допустимы исключительно в ситуации наличия специфики использования приобретаемого товара. При этом при определении характеристик поставляемого товара заказчик не обязан устанавливать в документации требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников размещения заказа и соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.

Требования к закупаемому товару, определенные техническим заданием, направлены на достижение целей лечебного процесса.

В силу положений Закона о закупках заказчику дано право устанавливать требования к характеристикам товара в соответствии со своими потребностями, что не является нарушением норм Закона о закупках и не ограничивает количество участников. Установленные заказчиком требования направлены на достижение эффективной и результативной закупки. Закон о закупках не наделяет участника закупки правом определять потребности в закупаемом товаре вместо заказчика, а дает ему право принять участие в закупке и предложить заказчику товар, соответствующий потребностям заказчика, указанным в описании объекта закупки.

С учетом приведенной позиции представителей больницы Комиссия пришла к выводу, что описание объекта закупки, содержащееся в техническом задании, соответствует пункту 3 части 3, пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, положению о закупке товаров, работ, услуг, является обоснованным и определяется спецификой деятельности и потребностями заказчика.

Между тем установление в документации о закупке требований к товару, которым соответствует товар конкретного производителя, само по себе не является нарушением закона в случае, если потребность в таком товаре объективно обусловлена нуждами заказчика.

С учетом пункта 1 статьи 1 Закона 223-ФЗ целью закупки является не столько обеспечение максимально широкого круга ее участников, сколько выявление в результате такой закупки лица, исполнение которым договора обеспечит полное удовлетворение потребностей заказчика; увеличение количества участников закупки при том, что не удовлетворяются потребности заказчика, не соответствуют принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товара, установленному в части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, нормы Закона 223-ФЗ направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и не между производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.

Согласно пункту 1 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Таким образом, описание предмета закупки ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» в соответствии со своими потребностями не может рассматриваться как необоснованное ограничение количества участников закупки вне зависимости от количества производителей товара, соответствующего требованиям документации о закупке, и вне зависимости от наличия на рынке товаров, которые не соответствуют установленным в документации о закупке требованиям. Таким образом, по смыслу приведенных нормативных положений определение характеристик товара относится к компетенции заказчика с учетом его конкретных объективных потребностей.

В соответствии с разделом 2 устава ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» предметом деятельности автономного учреждения является оказание специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи, консультативной, лечебно-диагностической, реабилитационной помощи населению Республики Бурятия. Основной целью деятельности Автономного учреждения является удовлетворение потребности граждан в квалифицированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной.

Согласно пункту 2.1 устава основными видами деятельности автономного учреждения являются:

-оказание плановой и экстренной специализированной, том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях;

-оказание первичной медико-санитарной помощи, в том числе первичной специализированной медико-cанитарной помощи, в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара;

-оказание скорой специализированной медицинской помощи, в том числе осуществление медицинской эвакуации;

-осуществление фармацевтической деятельности в целях обеспечения лечебно-диагностического процесса учреждения.

При принятии настоящего решения Комиссия Бурятского УФАС России на основании Закона о закупках с учетом пояснений заведующими отделениями анестезиологии и реанимации и осуществляемой автономным учреждением деятельности пришла к выводу, что при организации рассматриваемой закупки ГАУЗ «Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко» осуществило описание функциональных характеристик (потребительских свойств), технических и качественных характеристик, а также эксплуатационных характеристик предмета закупки исходя исключительно из своей потребности, продиктованной спецификой осуществляемой деятельности по оказанию плановой и экстренной специализированной, том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в стационарных условиях.

Комиссия отмечает, что управление не является уполномоченным органом исполнительной власти по контролю за соблюдением заказчиками требований Правительства РФ от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения», связи с чем Комиссии не представляется возможным дать правовую оценку доводу заявителя о соблюдении/несоблюдении заказчиком положений указанного постановления. Аналогичная позиция отображена в решение ФАС России от 07.04.2021 г. по делу № 223ФЗ-171/21.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.

Комиссия Бурятского УФАС России, руководствуясь статьями 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

признать жалобу ООО «Гритто» необоснованной.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ГАУЗ "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко"
ИНН 0323054162, ОГРН 1020300902148