Решение (комиссия) №2826/23 Решение по обращению Отделения Социального фонда России по Р... от 30 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 003/10/104-747/2023

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«26» октября 2023 года                                                                     город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия <...>, доверенность от 06.03.2023 № 159, <...>, доверенность от 25.10.2023 № 261, <...>, доверенность от 09.01.2023№ 100, директора ООО «Единство» <...>,

рассмотрев обращение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (далее – Заказчик, Фонд) (вх. от 19.10.2023 № 3984-эп/23) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Единство» (далее- Поставщик, Общество) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключенного по результатам проведенного электронного аукциона на поставку инвалидам в 2023 году технических средств реабилитации, а именно специальных средств при нарушениях функций выделения, №0302100013522000301 (далее – Аукцион), в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",

у с т а н о в и л а:

Из представленных документов Заказчика следует, что 26.12.2022 между ГУ – РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия и Обществом заключен государственный контракт № ГКТ-22/12-449 на поставку инвалидам в 2023 году технических средств реабилитации, а именно специальных средств при нарушениях функций выделения (далее – контракт).

Пунктом 2.1 контракта установлено, что срок поставки товара: с даты получения от Заказчика реестра получателей товара не позднее 31.07.2023. Поставка товара получателям не должна превышать 30 календарных дней, а в отношении получателей из числа инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня получения Поставщиком реестра получателей товара, но не позднее 31.07.2023. Реестр получателей от 02.03.2023 исх.№ ЕБ-06-06/8430 (9 листов) направлен на электронную почту edinstvo51@mail.ru. Однако, в нарушение условий контракта, остались не поставленными получателям следующие позиции:

-21-01-18 уропрезервативы с пластырем, 1560 шт. на сумму 71760,00;

-21-01-26 катетер мочеточниковый для уретерокутанеостомы, 22 шт. на сумму 103400,00;

-21-01-22 катетер уретральный длительного пользования, 90 шт. на сумму 8100,00;

-21-01-13 пояс для калоприемников и уроприемников, 26 шт. на сумму 4854,20;

-21-01-13 пояс для калоприемников и уроприемников, 1 шт. на сумму 187,45;

-21-01-24 катетер для эпицистосмы, 1051 шт. на сумму 75672,00;

-21-01-18 уропрезерватив самоклеящийся, 1440 шт. на сумму 102240,00.

По состоянию на 06.10.2023 Поставщиком нарушены сроки поставки, в связи с чем, Заказчиком 06.10.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Руководствуясь частью 16 статьи 95, статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик направил настоящее обращение в антимонопольный орган для рассмотрения.

ООО «Единство» представило письменное пояснение, исходя из которого следует, что во исполнение своих обязательств по поставке товара, Поставщиком поставлен товар в полном объеме, приемка товара произведена 27.02.2023. Заказчиком 02.03.2023 направлен Обществу реестр на выдачу инвалидам технических средств реабилитации (далее – ТСР). 16.05.2023 Поставщик направил в адрес Фонда письмо № 4-СС о 86 получателях, с которыми не удалось связаться и согласовать дату и время вручения ТСР (не отвечают на звонки, либо номер телефона не принадлежит получателю, не открывают дверь, отсутствует направление на получение ТСР, отказались получать, получатель умер). Позже, 07.06.2023 в Фонд направлено письмо № 6.1-СС о 31 получателе, у которых отсутствуют направления на получение ТСР с просьбой обеспечить их необходимыми документами на получение. Общество считает, что в его действиях отсутствует недобросовестное поведение, какое-либо намерение и умысел на неисполнение контракта, указывает что частичное неисполнение контракта произошло не по вине Поставщика, просит не включать сведения о нем в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, изучения материалов, представленных Заказчиком, Поставщиком, установила следующее.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 15.12.2023 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признан участник закупки идентификационный № 113236819 – ООО «Единство».

Контракт № ГКТ-22/12-449 между ГУ – РО Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия и ООО «Единство» на поставку инвалидам в 2023 году технических средств реабилитации, а именно специальных средств при нарушениях функций выделения заключен 26.12.2022, на сумму 1 767 703,05 рублей.

В соответствии с положениями Федерального закона от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (далее – Закон № 236-ФЗ) с 01.01.2023 создан Социальный фонд России путем реорганизации Государственного учреждения – Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно Закону №236-ФЗ за территориальными органами СФР сохраняются права и обязанности территориальных органов ПФР и ФСС в правоотношениях, вытекающих из договоров, государственных контрактов, заключенных Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, их территориальными органами. Государственные контракты, которые заключены Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и их территориальными органами до 1 января 2023 года и, срок действия которых истекает до 31 декабря 2023 года включительно, не требуют изменения в части наименования и реквизитов заказчика.

Согласно предмету контракта Поставщик обязуется осуществить поставку инвалидам или их законным представителям, или представителям по доверенности либо на основании иного документа, подтверждающего их полномочия (далее соответственно - Получатель, представитель Получателя), следующих технических средств реабилитации: специальных средств при нарушениях функций выделения (далее - Товар), предусмотренных техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) и спецификацией (приложение N 2 к Контракту), в Республику Бурятия в соответствии с календарным планом (приложение N 3 к Контракту), по направлениям на получение либо изготовление технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, оформленным Заказчиком в соответствии с формой, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. N 439н «Об утверждении форм уведомления о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, направления на их получение либо изготовление, специального талона и именного направления для бесплатного получения проездных документов для проезда к месту нахождения организации, обеспечивающей техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями» (далее - направления), а Заказчик обязуется оплатить Товар (п. 1.1 контракта).

Заказчик обязан в срок не более 2 рабочих дней с даты подписания акта выборочной проверки поставляемого Товара (приложение N 5 к Контракту) передать Поставщику реестр получателей Товара, которым Заказчик выдал направления в отношении Товара, поступившего в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта, в соответствии с календарным планом (п. 3.1.3 контракта).

Пунктами 4.1-4.4 контракта предусмотрено, что выборочная проверка поставляемого Товара осуществляется Заказчиком с целью подтверждения соответствия поставляемого Товара (по количеству, комплектности, ассортименту и качеству) требованиям, установленным Контрактом. При проведении выборочной проверки поставляемого Товара Заказчик вправе привлекать уполномоченных представителей от региональных общественных организаций инвалидов.

Выборочная проверка поставляемого Товара осуществляется Заказчиком до поставки Товара Получателям в течение 3 (трех) рабочих дней с даты получения от Поставщика информации о поступлении Товара в субъект Российской Федерации, указанный в пункте 1.1 Контракта.

При проведении выборочной проверки Заказчик проверяет:

соблюдение соответствия правил упаковки и маркировки поставляемого Товара требованиям, установленным техническим заданием (приложение N 1 к Контракту);

соответствие поставляемого Товара по количеству, комплектности, ассортименту и качеству требованиям, установленным календарным планом, техническим заданием и спецификацией;

надлежащее оформление документов, удостоверяющих количество, комплектность, ассортимент и качество поставляемого Товара, отгрузочных документов, соответствие указанных в них данных о поставляемом Товаре фактическому их количеству, комплектности, ассортименту и качеству;

наличие инструкции для пользователя Товара на русском языке, гарантийного талона (при наличии), а также копий действующих регистрационных удостоверений, выданных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (в случае, если Товар подлежит регистрации), и (или) декларации о соответствии или сертификата соответствия поставляемого Товара либо иных документов, свидетельствующих о качестве и безопасности Товара, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;

соответствие поставляемого Товара иным предусмотренным Контрактом требованиям.

По результатам выборочной проверки Заказчик в течение 5 (пяти) дней подписывает акт выборочной проверки поставляемого Товара либо направляет Поставщику отказ от подписания данного акта в письменной форме с указанием причин отказа и сроков их устранения.

Пунктом 2.1 контракта установлен срок поставки товара: с даты получения от Заказчика реестра получателей Товара не позднее 31.07.2023г.

Условия поставки: Товар должен быть поставлен в полном объеме в Республику Бурятия, г. Улан-Удэ в пункт выдачи Товара Получателям, организованный Поставщиком со дня, следующего за днем заключения контракта в течение 25 календарных дней.

Поставка Товара Получателям не должна превышать 30 календарных дней, а в отношении Получателей из числа инвалидов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня получения Поставщиком Реестра получателей Товара, но не позднее 31.07.2023.

В приложении № 1 к контракту содержится техническое задание на поставку ТСР с указанием наименования товара, общих характеристик товара, количества. Приложением № 2 к контракту предусмотрена спецификация с указание наименования товара, количества, ценой за единицу и итогового значения.

Акт выборочной проверки поставляемого Товара подписан сторонами 27.02.2023. В заключении указано, что специальные средства при нарушениях функций выделения, поставленные Поставщиком соответствуют требованиям контракта (техническому заданию), каких-либо нарушений упаковки, маркировки, комплектности и качества не выявлено. Инструкция по эксплуатации, сертификаты и регистрационные удостоверения имеются. Товар поставлен в полном объеме.

02.03.2023 Заказчиком в адрес Общества направлен реестр получателей ТСР.

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

На основании части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 13.1 контракта 06.10.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с нарушением Поставщиком установленных пунктами 2.1, 5.1 контракта сроков. Остались не поставленными Получателям следующие позиции:

-21-01-18 уропрезервативы с пластырем, 1560 шт. на сумму 71760,00;

-21-01-26 катетер мочеточниковый для уретерокутанеостомы, 22 шт. на сумму 103400,00;

-21-01-22 катетер уретральный длительного пользования, 90 шт. на сумму 8100,00;

-21-01-13 пояс для калоприемников и уроприемников, 26 шт. на сумму 4854,20;

-21-01-13 пояс для калоприемников и уроприемников, 1 шт. на сумму 187,45;

-21-01-24 катетер для эпицистосмы, 1051 шт. на сумму 75672,00;

-21-01-18 уропрезерватив самоклеящийся, 1440 шт. на сумму 102240,00.

Таким образом, Поставщиком от общей цены контракта в размере 1 767 703,05 рублей не доставлено до Получателей товар на общую сумму 366 213,00 рублей.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 06.10.2023. Порядок расторжения контракта Заказчиком соблюден, 17.10.2023 контракт считается расторгнутым.

Статьей 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2).

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в намеренном неисполнении заключенного контракта.

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П и от 21 ноября 2002 года № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Для целей исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в закупках, административным органом наряду с фактом неисполнения контракта, должно быть установлено, что участник закупки не исполнил заключенный контракт немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого контракта; антимонопольному органу следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.

Комиссия Бурятское УФАС России, изучив представленные документы сторон, пришла к выводу, что в действиях ООО «Единство» отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта. Данное обстоятельство подтверждается пояснениями представителя Общества, а также копиями представленных документов.

Установлено, что в рамках исполнения контракта, Обществом согласно акту выборочной проверки поставляемого Товара от 27.02.2023, технические средства реабилитации в Республику Бурятия поставлены в полном объеме, приняты Заказчиком без замечаний. Из общей цены контракта в размере 1 767 703,05 рублей не доставлено до Получателей товар на общую сумму 366 213,00 рублей. Согласно ЕИС фактически оплачено Заказчиком – 1 401 489,40 рублей. При исполнении контракта Поставщиком направлено Заказчику письмо от 16.05.2023 № 4-СС с просьбой обеспечить отдельных граждан направлениями на получение ТСР, а также оказать содействие в поиске граждан получателей, с которыми Поставщику не удалось связаться, с приложением списка таких получателей и причины не получения. Кроме того, 07.06.2023 письмом № 6.1-СС Поставщик просит обеспечить граждан получателей направлениями на выдачу им технических средств и отрывными талонами к ним со списком таких получателей, а также просит провести проверку действующих номеров телефонов граждан получателей, по которым Поставщик не произвел выдачу ТСР, по причине того, что многие номера получателей неактуальные: в сети не зарегистрированы, заблокированы, не существуют или принадлежат посторонним гражданам.

Таким образом, данный факт свидетельствует об отсутствии умысла по неисполнению обязательств по контракту и намерений причинить вред Заказчику. Следовательно, материалами дела не подтверждается, что ООО «Единство» совершало недобросовестные действия по умышленному уклонению от исполнения контракта, Поставщик предпринимал меры с целью выполнения условий контракта.

Подпунктом «а» пункта 15 Постановления № 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.

Таким образом, Поставщиком предприняты меры и совершены действия, направленные на исполнение заключенного контракта, следовательно, в его действиях отсутствует вина, а также недобросовестное поведение.

Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).

Какие-либо доказательства целенаправленного уклонения от исполнения заключенного контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, и уклонение лица от исполнения контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт неисполнения контракта, не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 ГК РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что Поставщик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).

С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Принимая во внимание вышеуказанное, Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается намерение в неисполнении заключенного контакта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

р е ш и л а:

1. Отказать Заказчику – Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия во включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Единство» (ИНН 5190062266, КПП 781401001, адрес: 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 83, к. 3 литер А, помещ. 2-Н 217, офис 504).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ОСФР по Республике Бурятия
ИНН 0323048828, ОГРН 1020300893249
ООО "ЕДИНСТВО"
ИНН 5190062266, ОГРН 1165190058527