Решение №04-50/4625 Решение по жалобе ООО «Авиакомпания Байкал Аэро» на действия... от 20 декабря 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

участников закупки № 003/06/42-987/2022, № 003/06/33-990/2022

 «19» декабря 2022 года                                                                 город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<…>,

заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителя ООО «Горизонт» <…>, доверенность от 19.12.2022, представителя ООО «Авиакомпания Байкал Аэро» <…>, доверенность от 19.12.2022, представителя ГБУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Республики Бурятия» <…>, доверенность от 15.01.2022, в присутствии представителя Республиканского агентства по государственным закупкам <…>, доверенность от 24.01.2022 № 8,

рассмотрев жалобы ООО «Горизонт» (вх. от 12.12.2022 № 7373), ООО «Авиакомпания Байкал Аэро» (вх. от 12.12.2022 № 7374) на действия заказчика - ГБУЗ «Территориальный центр медицины катастроф Республики Бурятия» (далее – Заказчик), уполномоченного органа -  Республиканского агентства по государственным закупкам (далее – Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации, № 0102200001622005000 (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

у с т а н о в и л а:

ООО «Горизонт» указывает, что 08.12.2022 Заказчиком внесены изменения в извещение об осуществлении закупки, однако, в нарушение части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе срок подачи заявок на участие в закупке не продлен, что является существенным нарушением законодательства о контрактной системе и влечет ограничение количества участников закупки.

ООО «Авиакомпания Байкал Аэро» считает, что Заказчиком допущено нарушение статей 8, 33 Закона о контрактной системе в части установления требования к типу воздушного судна – «Тип воздушного судна: самолет». Указывает, что им направлен был запрос на разъяснение положений извещения о возможности внесения изменений и указания без конкретизации определения типа воздушного судна. Заказчик дал разъяснение о том, что техническое задание сформировано исходя из потребности Заказчика и специфики осуществляемой деятельности. Заявитель указывает, что воздушное судно – вертолет менее требователен к погодным условиям в сравнении с самолетом, что статистически увеличивает вероятность своевременного оказания помощи больным.

Заявители просят приостановить закупку, провести проверку и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.

Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалоб не согласились, Заказчик представил письменное пояснение. Считают, что в их действиях отсутствуют нарушения требований законодательства о контрактной системе и просят признать жалобы необоснованными.

В результате рассмотрения жалоб и изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.

02.12.2022 на официальном сайте в Единой информационной системе (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона № 0102200001622005000. Начальная (максимальная) цена контракта – 10 000 000,00 рублей.

1. Заказчиком 08.12.2022 внесены изменения в извещения об осуществлении закупки, измененная редакция извещения размещена в ЕИС 08.12.2022. Срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе установлен – 12.12.2022.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, составлял не менее трех дней.

Таким образом, при внесенных 08.12.2022 изменениях в извещение о закупке с НМЦК – 10 000 000,00 рублей срок до даты окончания срока подачи заявок составил три дня, что соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе, в связи с чем в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не установлено нарушение требований Закона о контрактные системы при внесении изменений в извещение о закупке. Довод Заявителя признается несостоятельным.

2. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона

В пунктах 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных настоящим законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок к запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 указанного закона предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации.

Заказчиком разработано Техническое задание на выполнение авиационных работ с целью оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации (далее – Техническое задание).

Пунктом 9 Технического задания установлены требования к воздушному судну:

Тип воздушного судна: самолёт.

Дальность полета: не менее 800 (км).

Наличие на воздушном судне, используемом для выполнения Работ, изображения красного креста в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

Количество мест для медицинских работников и сопровождающих лиц: не менее четырех сидячих мест.

Количество мест для пациентов: не менее двух носилочных и двух сидячих мест.

Из пояснений Заказчика следует, что ежегодно на протяжении последних лет учреждением на постоянной основе заключаются 3 основных контракта на воздушные суда, которые занимаются перевозками пациентов – 2 самолета и 1 вертолет. Использование 3 воздушных судов обусловлено необходимостью одновременного перевода пациентов, нуждающихся в медицинской эвакуации из разных населенных пунктов Республики Бурятия, находящихся в отдаленных районах. В настоящее время Заказчиком заключен 1 контракт на оказание авиационных работ на 2023 год – на воздушное судно – вертолет МИ-8. Потребность Заказчика обусловлена, в том числе соблюдением Заказчиком принципов эффективности осуществления закупки, эффективности использования бюджетных средств, обеспечивающее достижение заданного результата с использованием наименьшего объема денежных средств, необходимостью одновременной медицинской эвакуации двух и более тяжелых пациентов, в том числе обусловленная показателями, установленными региональной программой «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи». Указывает, что под технические характеристики самолета подходит самолет АН-2, ТВС-2МС.

Таким образом, Комиссия Бурятского УФАС России приходит к выводу, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика (п. 2 ч. 1 ст. 33 настоящего закона), а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

Установление требования к типу воздушного судна - самолет является потребностью Заказчика. Соответственно, государственный заказчик вправе включить в извещение такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.

Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности оказать услугу, соответствующую потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников закупки.

Таким образом, Заказчик вправе устанавливать в извещении требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.

Следовательно, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе, довод Заявителя признается необоснованным.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 3, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России 

р е ш и л а:

  1. Признать жалобу ООО «Горизонт» необоснованной.
  2. Признать жалобу ООО «Авиакомпания Байкал Аэро» необоснованной.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны