Определение №05-11/1476 Определение о назначении к рассмотрению дела в отношении ООО... от 22 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 003/01/10-341/2022 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 К РАССМОТРЕНИЮ

22 апреля 2022г.                                                                     г. Улан-Удэ

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия)

 

УСТАНОВИЛ:

В Бурятское УФАС России для проверки и принятия правового решения поступило заявление ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ» (вх. от 19.01.2022 № 269), указывающее на наличие в действиях ООО «Сеть» признаков нарушения антимонопольного законодательства, в части навязывания невыгодных условий договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.10.2021 №ВК55-2021.

Из содержания заявления следует, что 01.10.2021 между учреждением здравоохранения и ООО «Сеть» заключен договор №ВК55-2021 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод.  В связи с тем, что общая задолженность медицинского учреждения за водоснабжения и водоотведение за четвертый квартал 2021 г. составила 2 257 466,25 руб., что в несколько раз превышает расходы за 9мес. 2021г. в адрес ООО «Сеть» 03.12.2021 направлено дополнительное соглашение об изменении границы эксплуатационной ответственности, предложено установить границы эксплуатационной ответственности по стенам зданий учреждения, поскольку водопроводные сети, расположенные на территории ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ» переданы на баланс МО «Кяхтинский район» в 2011г., граница эксплуатационной ответственности в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей водоснабжения между ООО «Сеть» и ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ» в договоре указана ошибочно, поскольку колодец, в который предлагалось установить счетчик, находится за границами земельного участка медицинского учреждения. Неоднократные попытки урегулирования настоящего спора, предпринятые ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ», оказались безрезультатными. 17.01.2022 ООО «Сеть» направило уведомление о временном прекращении на 60 дней услуги водоотведения путем установления заглушки в точке подключения. Также указывают, что ранее в 2021 г. по договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод с предыдущей организацией ВКХ МУП «Водсервис» границы раздела балансовой ответственности находились по стенам здания, в эксплуатацию были приняты приборы учета холодной воды, установленные на сетях холодного водоснабжения в помещениях ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ»: подвал, гараж, морг, наркологическое отделение.

Из представленных письменных пояснений ООО «Сеть» следует, что до 01.01.2020 г. ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ» производила расчет за водоснабжение и водоотведение по прибору учета, находящегося в месте, максимально приближенном к границе раздела эксплуатационной ответственности и который должен был быть заменен в связи с выходом срока поверки. Расчет по этому прибору составлял более 3000 м3 в месяц. Вместе с тем, ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ» установило приборы учета в отдельно стоящих зданиях, которые считают не весь объем поступившего ресурса, установлены с нарушением требований Постановления Правительства РФ № от 04 сентября 2013 г. №776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды и сточных вод» и не могут быть приняты на коммерческий учет.

По результатам рассмотрения заявления установлено следующее.

Между ООО «Сеть» и ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ» заключен договор №ВК55-2021 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.10.2021, предметом договора является отпуск (получение) холодной воды абоненту из системы водоснабжения поставщика и прием сточных (сброс) хозяйственно-бытовых стоков абонента в систему канализации.

Данный договор №ВК55-2021 заключен на водоснабжение здания ЦРБ Кяхтинского района по ул.Ленина, д.89 г.Кяхта, помещение стоматологической поликлиники по ул.Ленина, д.69 г.Кяхта.

К договору №ВК55-2021 приложен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности водоснабжения между ООО «Сеть» и ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ», из которого следует, что стороны согласовали границу балансовой и эксплуатационной ответственности сторон. Граница балансовой принадлежности сторон находится на балансе организации ВКХ - линия водопровода до колодца и колодец б/н, на балансе заказчика – линия водопровода от колодца б/н до санитарно-технических приборов заказчика; граница эксплуатационной ответственности находится в эксплуатационной ответственности организации ВКХ - линия водопровода до колодца и колодец б/н, в эксплуатационной ответственности заказчика – линия водопровода от колодца б/н до санитарно-технических приборов заказчика.

06.12.2021 ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ» в ООО «Сеть» направило письмо с предложением заключить дополнительное соглашение №1 к договору от 01.10.2021 №ВК55-2021 в части изменения границы эксплуатационной ответственности по стенам здания абонента, изменения в п.2.2 договора.

08.12.2021 ООО «Сеть» указало, что медицинское учреждение ошибочно считает границей эксплуатационной ответственности стену здания, в то время как граница балансовой принадлежности водопроводных сетей ООО «Сеть» проходит по внешней стене колодца в соответствии с п.31(3) Правил № 644.

В период с 28.12.2021г. по 15.01.2022г. сторонами ввелась переписка по оплате оказанных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению за октябрь, ноябрь, декабрь 2021г. Данный спор возник из-за разногласия относительно разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности сетей.

Правоотношения сторон в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).

Пунктом 6 статьи 2 Закона № 416-ФЗ определено, что гарантирующая организация - это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (п. 15 ст. 2 Закона № 416-ФЗ).

В спорных правоотношениях ООО «Сеть» имеет статус организации водопроводно-канализационного хозяйства, не являющейся гарантирующим поставщиком, что подтверждается письменными пояснениями Администрации МО «Кяхтинский район» (вх. от 24.02.2022 №1183).

В силу пункта 5 части 5 статьи 13 Закона №416-ФЗ существенными условиями договора водоснабжения являются границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей.

Из пункта 2 Правил № 644 следует, что граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.

Граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.

В силу части 7 статьи 13, части 7 статьи 14 Закона №416-ФЗ местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и такой организации по водопроводным сетям, если иное не предусмотрено договором водоснабжения. Местом исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоотведение, является точка на границе эксплуатационной ответственности абонента и этой организации по канализационным сетям, если иное не предусмотрено договором водоотведения.

Соответственно, именно в этой точке организация водопроводно-канализационного хозяйства осуществляет поставку холодной воды, оказывает возмездные услуги водоотведения, а предшествующая ей инженерная инфраструктура находится в сфере контроля абонента, который, в частности, принимает на себя ответственность за ее надлежащую эксплуатацию, включая риски возникновения аварийных ситуаций.

В соответствии с п. 31(3) Правил № 644 указываемая в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства, не являющейся гарантирующей организацией, устанавливается по границе балансовой принадлежности водопроводных или канализационных сетей организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Из представленного распоряжения Администрации МО «Кяхтинский район» от 08.07.2011 № 350 и акта приема-передачи от 12.07.2011 г. следует, что сети водоснабжения котельная – лечебный корпус (в т.ч. поликлиника) 4-х этажный оборудован подвалом, длина 145 м., диаметр 125 мм; котельная – морг, длина 70 м., диаметр 50мм.; котельная – бухгалтерия, длина 45 м., диаметр труб 32 мм.; стационар – ЦСО, длина 67м., диаметр труб 25 мм.; пищеблок – инфекционное отделение, длина 32 м., диаметр 50мм., переданы от МУЗ «Кяхтинская ЦРБ» в АМО «Кяхтинской район».

Согласно заключенного между МО «Город Кяхта» и ООО «Сеть» концессионного соглашения от 20.09.2021 указанные сети водоснабжения и водоотведения не переданы на обслуживание ООО «Сеть».

Кроме того, водопроводные сети от колодца б/н, указанного в акте разграничения балансовой и эксплуатационной ответственности к договору №ВК55-2021, до пересечения улиц Пограничная и Ленина не находятся на балансе ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ» и не переданы Администрацией МО «Кяхтинский район» в ООО «Сеть».

Следовательно, вышеуказанные участки водопроводной сети по ул. Ленина, проходящие к зданиям ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ» и на пересечении с ул.Пограничная до колодца б/н, по всем своим признакам могут быть отнесены к бесхозяйной сети.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе путем навязывания контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «Сеть», являясь субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в пределах географических границ, определенных территорией г.Кяхта.

Частью 5 статьи 8 Закона № 416-ФЗ установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 названного Закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 8 Закона № 416-ФЗ).

Статьями 12, 13 и 14 Закона № 416-ФЗ закреплена обязанность гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обеспечить абонента соответствующим ресурсом (услугой). Договоры водоснабжения (водоотведения) и единый договор водоснабжения (водоотведения) являются публичными, то есть организация, осуществляющая соответствующую деятельность, не вправе отказать абоненту от заключения таких договоров за исключением случаев подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения (водоотведения) с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе. По общему правилу названные организации имеют экономический и юридический интересы в пользовании бесхозяйными сетями и в определении их судьбы (в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости с целью решения вопроса передачи таких сетей для их эксплуатации и включения соответствующих затрат в тариф).

Из вышесказанного следует, что неурегулирование ООО «Сеть» с органом местного самоуправления вопросов содержания и эксплуатации сетей, не принадлежащих ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ» и фактически являющихся бесхозяйными, не должно возлагать на абонента обязанность по содержанию таких участков сетей. Между тем, законодательство предоставляет ООО «Сеть», являющейся организацией водопроводно-канализационного хозяйства, отвечающей за системы водоснабжения и водоотведения в целом, в отличие от абонента, возможность получить в эксплуатацию спорные участки сетей водоснабжения и водоотведения на законных основаниях ( в том числе посредством инициативного обращения в органы местного самоуправления при наличии такой необходимости с целью решения вопроса передачи таких сетей для их эксплуатации) и включить затраты по их эксплуатации в тариф.

Следовательно, возможное отсутствие у спорных сетей собственника само по себе не возлагает на абонента бремени по их содержанию даже при условии их использования исключительно для обслуживания объектов ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ».

По результатам рассмотрения заявления в действиях ООО «Сеть» выявлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании абоненту ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ» невыгодных условий договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.10.2021 №ВК55-2021.   

В связи с наличием в действиях ООО «Сеть» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившихся в навязывании абоненту ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ» невыгодных условий договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.10.2021 №ВК55-2021, Бурятское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» выдало Обществу предупреждение о необходимости прекратить указанные действия в срок до 10.04.2022 путем исключения из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей участков водопроводных сетей, не находящихся во владении ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ», и заключения дополнительного соглашения №1 к договору №ВК55-2021 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.10.2021 в редакции ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ».

О выполнении предупреждения ООО «Сеть» надлежало сообщить в Бурятское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В установленный срок предупреждение ООО «Сеть» не исполнено, признаки нарушения антимонопольного законодательства не устранены.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Из вышеизложенного следует, что в действиях ООО «Сеть» содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в   навязывании абоненту ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ» невыгодных условий договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.10.2021 №ВК55-2021.   

На основании изложенного издан приказ от 22.04.2022 № 30 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО «Сеть» пункта 3  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части навязывание абоненту ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ» невыгодных условий договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.10.2021 №ВК55-2021, результатом которого является ущемление интересов ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ», руководствуясь частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006  N 135-ФЗ "О защите конкуренции",  

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 003/01/10-341/2022 к рассмотрению на 12 мая 2022 года в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ленина, д. 55, каб. 114.                                                                               

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 003/01/10-341/2022 в качестве ответчика ООО «Сеть» (670000, г.Улан-Удэ, ул.Сахъянова, д.9, офис 1; ИНН 03234133735, ОГРН 1200300006169).

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 003/01/10-341/2022 в качестве заявителя ГБУЗ «Кяхтинская ЦРБ»».

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 003/01/10-341/2022 в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах Администрацию МО «Кяхтинский район».

В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации короновирусной инфекции на основании части 2.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции и Порядка использования систем видео-конференц-связи при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и пересмотре решений и (или) предписаний территориального антимонопольного органа (приказ ФАС России от 27.04.2017 № 569/17) рассмотрение дела № 003/01/10-341/2022 будет осуществляться в дистанционном режиме посредством использования систем видео-конференц-связи (платформа TrueConf), для участия в рассмотрении настоящего дела 26.04.2022 в 14 часов 00 минут перейдите по гиперссылке <...>.

Для участия в рассмотрении дела сторонам необходимо предварительно направить на адрес электронной почты Бурятского УФАС России (to03@fas.gov.ru) документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела.

  Председатель Комиссии                                                                           В.А. Грибко

Связанные организации

Связанные организации не указаны