Решение (комиссия) №ИБ/1131/24 Решение по обращению ГКУ РБ «Управление капитального строите... от 10 апреля 2024 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №003/06/104-210/2024

по результатам рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков

«09» апреля 2024 года                                                                                        город Улан-Удэ

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

<...>, председателя Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

<...>, члена Комиссии,

при участии в режиме видеоконференцсвязи представителя ГКУ Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» <...>. (доверенность от 05.10.2023), индивидуального предпринимателя Королюк М. А.,

рассмотрев обращение ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства РБ» (вх. № 1859-ЭП/23 от 02.04.2024) о включении в реестр недобросовестных поставщиков индивидуального предпринимателя Королюк Марии Александровны в связи с односторонним расторжением контракта, заключенного по результатам проведенного электронного аукциона на приобретение в 2024 году объектов недвижимого имущества в г. Гусиноозерск Селенгинского района Республики Бурятия для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, извещение № 0102200001623003906, в соответствии с статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

у с т а н о в и л а:

Из представленных документов Заказчика следует, что 12.01.2024 по результатам электронного аукциона № 0102200001623003906 между Заказчиком и индивидуальным предпринимателем Королюк М. А. заключен государственный контракт № 0102200001623003906 на приобретение в 2024 году объектов недвижимого имущества в г. Гусиноозерск Селенгинского района Республики Бурятия для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. Адрес жилого помещения: Республика Бурятия, г. Гусиноозерск Селенгинского района, <...> (далее – Контракт). Цена Контракта – 1 275 555,52 руб. В соответствии с условиями Контракта срок поставки не ранее 10 февраля 2024 г. и не позднее 01 марта 2024 г.

По состоянию на 22.03.2024 индивидуальный предприниматель не исполнил принятые обязательства, срок поставки нарушен. Жилое помещение не предъявлено к приемке. В ходе исполнения контракта поставщик сообщил о том, что дважды по вине третьих лиц произошло затопление предоставляемого жилого помещения.

На включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не настаивает.

ИП Королюк М. А. на заседании комиссии пояснила, что поставщик действовал добросовестно и был заинтересован в исполнении Контракта. В поставляемом по Контракту жилом помещении был произведен ремонт, о чем свидетельствует Экспертное заключение № 011 от 13.02.2024, о признании жилого помещения пригодным для проживания. 13.02.2024 по независящим от поставщика причинам произошло затопление поставляемого жилого помещения из квартиры, находящейся выше этажом. Поставщиком были приняты меры по ремонту квартиры. По окончанию проделанных работ направлено уведомление Заказчику от 15.02.2024 о готовности сдать объект. По итогам первой приемки Заказчиком вынесены замечания, которые были исправлены и ожидалась повторная приемка по заявлению от 26.02.2024. Вместе с тем, 12.03.2024 поставляемую квартиру повторно затопили жильцы из квартиры этажом выше, т.к. ими не были приняты надлежащие меры по ремонту стояка. Поставщик написал заявление в Администрацию г. Гусиноозерска на проведение выездной комиссии для признания факта затопления и последующей оценки ущерба. Сложившаяся ситуация является форс-мажорным обстоятельством. Намерения не исполнять контракт не имелось. Просит учесть добросовестность поставщика, в 2023 году исполнено 19 контрактов, в 2024 исполнено 5 контрактов, 9 находятся на исполнении. Просит не включать сведения в реестр недобросовестных поставщиков.

Комиссия, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Контракта Предметом Контракта является приобретение в 2024 году объектов недвижимого имущества в г. Гусиноозерск Селенгинского района Республики Бурятия для обеспечения предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Продавец обязуется передать в собственность Покупателя жилое помещение, соответствующее условиям, определенным в спецификации (согласно приложению №1 к Контракту) (далее-товар), а Покупатель обязуется принять жилое помещение и оплатить стоимость, обусловленную Контрактом.

В Спецификации (приложение №1 к Контракту) указано, что квартира находится по адресу: Республика Бурятия, г. Гусиноозерск Селенгинского района,<...>, общая площадь жилого помещения составляет 38.4 кв. м. Квартира находится на первом этаже

Согласно пункту 3.2 Контракта продавец обязуется передать покупателю жилое помещение в срок не ранее 10 февраля 2024 г. и не позднее 01 марта 2024 г.

Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

22.03.2024 в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пунктом 12.2 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и размещено в ЕИС 22.03.2024.

Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, решение Заказчика вступило в силу 02.04.2024 года.

Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является нарушение условий контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем) которое предполагает недобросовестное поведение такого исполнителя, приведшее к невозможности исполнения контракта и нарушающее права заказчика относительно его условий.

Вместе с тем, Комиссия Бурятского УФАС России выслушав доводы, изучив представленные материалы приходит к следующему выводу:

В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Кроме того, ни положения Закона о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в РНП уполномоченный орган не должен ограничиваться формальной проверкой факта нарушения им требований Закона о контрактной системе и обязан исследовать все обстоятельства дела, дать оценку совершаемым участником закупки действиям, их направленности на отказ от заключения контракта, несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения, существенности допущенного нарушения и его последствий.

При этом требование о внесении сведений об организации в РНП по существу подлежит разрешению в соответствии с принципами административной ответственности, обязательными элементами которой выступают виновность и противоправность поведения субъекта экономических правоотношений при соблюдении принципов презумпции невиновности и корреспондирующей ему обязанности заявителя доказать умысел либо недобросовестность при исполнении государственного контракта.

Из материалов дела усматривается отсутствие недобросовестного поведения ИП Королюк М. А., выраженного в умышленном неисполнении контракта в установленные сроки. Установлено, что в поставляемой квартире произведен ремонт. Поставщик дважды 15.02.2024, 26.02.2024 уведомлял Заказчика о готовности жилого помещения к сдаче. По независящим от поставщика обстоятельствам дважды произошло затопление поставляемой квартиры. Данное обстоятельство подтверждается копиями представленных поставщиком документов и свидетельствуют об отсутствии недобросовестного поведения поставщика.

Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 1). Статьей 10 Гражданского кодекса РФ установлено, что добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (ч.5).

Какие-либо доказательства целенаправленного неисполнения условий контракта при имеющейся у него соответствующей возможности надлежащим образом его исполнить, совершении им умышленных действий (бездействия), в материалах дела отсутствуют. Сам по себе факт неисполнения контракта не свидетельствует о недобросовестном поведении участника закупки, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку материалы дела не содержат доказательств, что поставщик осуществлял свои гражданские права, связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовал в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществлял гражданские права (злоупотребление правом).

В соответствии с пунктом 15 Постановления № 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Комиссия Бурятского УФАС России считает, что в рассмотренном случае включение сведений о ИП Королюк М. А. в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не усматривается умышленное неисполнение условий контракта.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе и абз. 4 подп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

р е ш и л а:

Отказать во включении информации об индивидуальном предпринимателе Королюк Марии Александровне (ИНН 380113732163) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ГКУ РБ "УКС ПРБ"
ИНН 0323082240, ОГРН 1020300965630