Решение №05-32/1331 Решение по результатам рассмотрения жалобы АНО консультацион... от 5 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по результатам рассмотрения жалобы

№ 003/07/3-218/2021

 

«31» марта 2021 года                                                                      г. Улан-Удэ

                   

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:

<…>, председателя Комиссии,

<…>, члена Комиссии,

<…>, члена Комиссии,

при участии:

представителя заявителя <…> директора АНО консультационный центр «Эксперт» и <…> по доверенности от 23.03.2021;

представителя заказчика ГАУЗ «Республиканская клиническая БСМП» им. В. В. Ангапова  Васильева С.В. по доверенности от 10.03.2020,

рассмотрев жалобу АНО консультационный центр «Эксперт» на действия заказчика ГАУЗ «Республиканская клиническая БСМП» им. В. В. Ангапова при организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку эндовидеохирургической стойки с комплектом нейрохирургических инструментов, извещение № 32110029641,

УСТАНОВИЛА:

15.03.2021 в Бурятское УФАС России поступила жалоба АНО консультационный центр «Эксперт» (далее Заявитель) на нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), допущенные заказчиком ГАУЗ «Республиканская клиническая БСМП» им. В. В. Ангапова (далее - Заказчик) при организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку эндовидеохирургической стойки с комплектом нейрохирургических инструментов, извещение № 32110029641.

Установив соответствие жалобы формальным требованиям статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Бурятское УФАС России в установленном порядке направило Заявителю, Заказчику и на электронную торговую площадку уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Из содержания жалобы следует, что Документацией о проведении закупки  №32110029641 не предусмотрен год выпуска поставляемого товара. Отсутствует требование о наличии лицензии в отношении лица производящего монтаж и ввод оборудовании, также в аукционной документации технического задания описана продукция и указаны технические параметры медицинских изделий производства компании Karl Storz, что свидетельствует о том, что техническое задание сформировано под одного производителя – Karl Storz, что не позволяет иным участникам данного рынка осуществить поставку эквивалентного оборудования, тем самым такие требования влекут необоснованное ограничение количества участников закупки. Техническое задание имеет значительное количество показателей характеристик товара, которые сопровождаются словами, словосочетаниями, символами не позволяющими определить допустимое значение таких показателей и, как следствие, предоставить по ним свои конкретные предложения. Аукционная документация, извещение не содержит инструкции по заполнению заявки,  в которой бы раскрывались значения таких слов (словосочетаний и символов) и правил их применения, а именно «не более»; «не менее»; «от»; символы: «х», «/», «-».

По мнению Заявителя, Заказчиком при формировании документации и ее размещении на официальном сайте были допущены существенные нарушения законодательства.  

Из отзыва Заказчика на жалобу следует, что установление требований к сроку изготовления не требуется, поскольку такое требование может привести к ограничению участников закупки.  Необходимость осуществления монтажа, ввода в эксплуатацию и обучения персонала заказчика включены в проект договора.

Заказчик полагает, что необходимости устанавливать требование о наличии лицензии по производству техническому обслуживанию медицинской техники к данной закупке не следует, поскольку, это может привести к сужению круга участников закупки.

Закупка товара производится к уже имеющемуся в ЛПУ оборудованию, ввиду чего Заказчик не может устанавливать требования к закупаемому товару без учета данного факта. В этой связи Заказчиком и были прописаны в техническом задании требования, позволяющие использовать закупаемый товар с уже имеющимся оборудованием. Кроме того, установленные в документации требования не являются уникальными характеристиками оборудования Karl Storz, встречается у двух и более производителей эндоскопического видеооборудования, из представленных на рынке РФ.

Комиссия Бурятского УФАС, исследовав материалы, доводы жалобы и пояснения Заказчика, представленные документы, установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, принципами: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевого и экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализации мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизменяемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

При осуществлении закупочной деятельности ГАУЗ «Республиканская клиническая БСМП» им. В. В. Ангапова  руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Протоколом Наблюдательного совета ГАУЗ «Республиканская клиническая БСМП» им. В. В. Ангапова от 24.08.2020 года № 8 (далее - Положение о закупках).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Извещение № 32110029641, и документация об организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку эндовидеохирургической стойки с комплектом нейрохирургических инструментов  размещены в ЕИС www.zakupki.gov.ru 26.02.2021 (МСК+5), дата размещения текущей редакции извещения  26.02.2021 (МСК+5), дата и время окончания подачи заявок 16.03.2021 в 08:00 (МСК+5), начальная (максимальная), цена договора составляет 21 940 773,67 рублей с НДС (далее – документация о закупке).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Заказчиком в Техническом задании установлены характеристики оборудования, соответствующие исключительно оборудованию производства Karl Storz. Так, например: пункты 26 «Адаптер», 27 «Оптика стержне-линзовая для вентрикулоскопии», 28 «Операционный тубус для вентрикулоскопа», 29 «Обтуратор для тубуса вентрикулоскопа» соответствуют продукции производства Karl Storz: «Вентрикуласкоп LOTTA с широкоугольной оптикой HOPKINS прямого видения 6°», арт. 28164 LA, «Операционный тубус», арт. 28164 LS, «Отюратор», арт. 28164 LO и «Адаптер», арт. 533 TVA по совокупности следующих параметров: угол видения, угол расположением окуляра, наличие встроенного инструментального (рабочего) канала именно в оптике, количество и диаметр каналов для аспирации и ирригации, диаметр рабочего канала, необходимость использования с операционным тубусом, рабочая длина операционного тубуса, отдельно поставляемый обдуратор для тубуса вентрикулоскопа, необходимость использования адаптора, требование совместимости с оптиками Karl Storz.

Пункты 30 «Оптика стержне-линзовая», 31 «Операционный тубус для вентрикулоскопа» также соответствует продукции производства Karl Storz: «Вентрикулоскоп  LOTTA с широкоугольной оптикой HOPKINS прямого видения 30°», арт. 28164 LAB, «Операционный тубус», арт. 28164 LSB по совокупности следующих параметров: угол видения, угол расположением окуляра, наличие встроенного инструментального (рабочего) канала именно в оптике, количество и диаметр каналов для аспирации и ирригации, диаметр рабочего канала, необходимость использования с операционный   тубусом, рабочая длина операционного тубуса.

Пункт 33 «Оптика стержне-линзовая» описывает оптику Hopkins арт. 28008 АА прямого видения по сумме показателей: длина оптики, диаметр, формат, расположение окуляра, а также совместимость с нейроэндоскопом по Oi производства компании Karl Storz, требование полной совместимости с нейроэндоскопом по Oi (автор) производства компании Karl Storz в АД никак документарно не обосновано, нейроэндоскоп по Oi (Oi HandyPro, арт. 28161 S) в техническое задание не включен.

Пункт 32 «Оптический обдюратор для тубуса вентрикулоскопа» описывает оптический обдюратор арт. 28164 LP компании Karl Storz.

Пункт 34, 35, 36 «Оптика стержне-линзования» по сумме характеристик (расположение окуляра, диаметр, угол зрения, длина оптики) описывают оптики Hopkins арт. 28007АА, прямого видения 0°, арт. 28007ВА, переднее-бокового видения 30° и арт. 28007ВА, 45° производства компании Karl Storz.

Инструменты, описанные в пп. 37-43 и 46-51 соответствуют артикулам производства компании Karl Storz.

Пункт 45 («Катетер, баллонный, стерильный, одноразовый») соответствует арт. 28162 SB производства компании Karl Storz.

Пункты 52-62 технического задания аукционной документации описывают продукцию для хранения и ухода за эндоскопическими инструментами и оптиками производства компании Karl Storz.

В ряде пунктов технического задания, а именно: 26.1, 33.6 имеются требования совместимости с продукцией производства компании  Karl Storz.

Представителем Заказчика на заседании Комиссии Бурятского УФАС было представлено обоснование по включению  в техническое задание характеристик оборудования, соответствующих исключительно оборудованию производства Karl Storz, где отмечалось, что требуемые в техническом задании характеристики установлены в связи с тем, что закупка проводится к уже имеющемуся в ЛПУ оборудованию, ввиду чего Заказчик не может устанавливать требования к закупаемому товару без учета данного факта. В этой связи заказчиком и были прописаны в ТЗ требования, позволяющие использовать закупаемый товар с уже имеющимся оборудованием.

Вместе с тем представителем Заказчика не представлено документов, сведений и подтверждения того, что в ЛПУ имеется оборудование, которому подходит закупаемый товар. Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 2 части 6.1 и часть 6 статьи 3 Закона о закупках.

По мнению Заявителя в закупочной документации Заказчика должен быть установлен год выпуска закупаемого товара.

Из пояснений Заказчика следует, что при таком описании Заказчик не ограничивает участников по сроку изготовления предлагаемого товара. Кроме того, в составе закупочной документации имеется техническое задание, в котором Заказчиком отражены требования к функциональным характеристикам закупаемого товара.

В соответствии с разделом 5 документации поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства.

В соответствии с пунктом 5.2 проекта договора товар должен быть новым, не бывшим в употреблении. Срок действия гарантии поставщика на оборудование – не менее 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию.

На основании изложенного, довод заявителя является необоснованным.

В силу п. 17. ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 № 469 утверждено Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (далее – Положение о лицензировании), предусматривающее в его пункте 3, что в состав деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники входят работы по перечню согласно положению.

В перечень выполняемых работ, оказываемых услуг в составе деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, предусмотренный приложением к Положению о лицензировании, включены: в части производства медицинской техники – производство медицинской техники; изготовление по индивидуальным заказам пациентов медицинской техники, к которой предъявляются специальные требования по назначению медицинских работников и которая предназначена исключительно для личного использования конкретным пациентов,  а в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) – монтаж и наладка медицинской техники; контроль технического состояния медицинской техники; периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники; ремонт медицинской техники.

Пунктом 1.1 проекта договора (Приложение №1 к документации) поставщик обязуется поставить эндовидеохирургическую стойку с комплектом нейрохтрургических инструментов (далее «Товар» согласно Спецификации Товаров, являющейся неотъемлемой частью настоящего Договора,  а заказчик обязуется принять Товар и оплатить обусловленную настоящим Договором цену.

Пунктом 4.1.2 Поставить Товар Заказчику, произвести погрузку, разгрузку, подъем (спуск), доставку до места поставки Товара указанного в п. 3.1 настоящего Договора собственными силами или с привлечением третьих лиц за свой счет,  а также произвести монтаж поставляемого товара в соответствии с п. 2.2., п. 3.2.

Исходя из сути предмета закупки, в частности, проекте договора, а также с учетом приведенных выше нормативных положений к участнику закупки необходимо предъявление требования о наличии лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники подлежит лицензированию.

Комиссией Бурятского УФАС России установлено, что документация электронного аукциона № 32110029641 не содержит требование к участникам закупки о наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.

Таким образом, ГАУЗ «Республиканская клиническая БСМП» им. В. В. Ангапова при организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку эндовидеохирургической стойки с комплектом нейрохирургических инструментов не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на техническое обслуживание медицинской техники.

Довод АНО консультационный центр «Эксперт» о неустановлении в документации электронного аукциона требования к участникам закупки о наличии лицензии в отношении лица производящего монтаж и ввод в эксплуатацию является обоснованным.

Также Заявитель согласно содержанию жалобы, указывал на то, что аукционная документация, извещение не содержат инструкции по заполнению заявки, как следствие участник не имеет возможности корректно определить предмет закупки и подготовить заявку.

В этой связи представитель Заказчика пояснил, что согласно разделу 2 информационной карты Заказчиком определены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в аукционе и размещена инструкция по ее заполнению. С учетом изложенного Заказчик, полагает, что норма закона исполнена в полном объеме.

Комиссией Бурятского УФАС установлено, что в приложении № 2 к аукционной документации  установлены показатели характеристик, которые содержат неоднозначное содержание,  по которым участник не имеет возможности представить конкретное предложение, что не даст аукционной комиссии законно и добросовестно оценить заявку на предмет соответствия данному техническому заданию, а также принять законное и обоснованное решение о допуске или не допуске заявки участника к аукциону. Техническое задание имеет значительное количество показателей характеристик товара, которые сопровождаются словами, словосочетаниями, символами не позволяющими определить допустимое значение таких показателей. Не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Комиссия Бурятского УФАС приходит к выводу, что составленное Заказчиком техническое задание является некорректным и существенно ограничивающим количество участников аукциона.

Учитывая изложенное, в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия принимает решение о необходимости выдачи предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия Бурятского УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу АНО консультационный центр «Эксперт» на действия заказчика ГАУЗ «Республиканская клиническая БСМП» им. В. В. Ангапова  при организации и проведении аукциона в электронной форме на поставку эндовидеохирургической стойки с комплектом нейрохирургических инструментов, извещение № 32110029641, обоснованной.

2. Признать в действиях ГАУЗ «Республиканская клиническая БСМП» им. В. В. Ангапова нарушение пункта 2 части 6.1 и части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при проведении закупки № 3211002964.

3. Выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений в соответствии с принятым решением.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны