Определение №05-11/04-2019 Определение о назначении к рассмотрению дела № 05-11/04-2019... от 7 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 05 -11/04-2019 о нарушении

антимонопольного законодательства

к рассмотрению

07 мая 2019 г.                                                     г. Улан-Удэ           

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия)

УСТАНОВИЛ:

В Бурятское УФАС России для проверки и принятия правового решения поступила информация Прокуратуры Республики Бурятия по результатам анализа правоприменительной практики контрольно-надзорных органов (вх. от 10.12.2018 № 7729, от 29.03.2019 № 2028) на предмет выявления признаков нарушения ПАО «ТГК-14» антимонопольного законодательства в части нарушения порядка ценообразования, установленного Жилищным кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила).

Как следует из материалов Прокуратуры Республики Бурятия порядок определения размера платы за коммунальные услуги регламентирован Правилами.

Согласно подпункту «ж(1)» пункта 31 Правил исполнитель коммунальной услуги обязан осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии.

В силу пункта 42(1) Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения № 2 к Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно Правил к Правилам размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем коммунальной услуги по формуле 3(2).

Вместе с тем данные положения законодательства ПАО «ТГК-14» не соблюдаются.

Например, согласно информации Общества объем тепловой энергии по общедомовому прибору учета в многоквартирном доме № 42 по улице Цивилева г. Улан-Удэ в денежном выражении за 2017 год составил 3 700 719 руб. 95 коп. Предъявлено жителям за корректируемый период 3 537 330 руб. 13 коп. Разница составила - 163 389 руб. 82 коп.

Расчет корректировки по квартире № 97 названного дома по формуле 3(2) произведен Обществом следующим образом: 3 700 719,95 х 78,8 (площадь квартиры) / 11 096,20 кв.м, (общая площадь жилых и нежилых помещений) - 26 000,03 (общий размер платы за прошедший год) = 279 руб. 74 коп.

Вместе с тем согласно посуточным ведомостям учета параметров теплопотребления ПАО «ТГК-14» общий объем тепловой энергии с 01.10.2016 по 30.09.2017 составил 1613,088 Гкал, что составляет в денежном выражении 3 012 280 руб. 53 коп.

Разница составляет 3 537 330 руб. 13 коп. - 3 012 280 руб. 53 коп. = 525 049 руб. 60 коп. При этом корректировка должна выглядеть следующим образом: 3 012 280,53 х 78,8 / 11 096,20 - 26 000,03 = - 4 608,22 руб.

В связи с изложенным, Обществом неверно определен объем тепловой энергии, использованный при предоставлении коммунальной услуги по отоплению, не проведена корректировка размера платы в сторону уменьшения на общую сумму 525 049 руб. 60 коп., а также излишне предъявлено к оплате 163 389 руб. 82 коп.

Аналогичным образом неправильно рассчитан размер платы жителям 87 многоквартирных домов г. Улан-Удэ. Адреса указанных домов приведены в приложениях № 1. После вмешательства контролирующих органов собственникам указанных многоквартирных домов произведен перерасчет платы на общую сумму 27,9 млн. рублей.

Таким образом, ПАО «ТГК-14» на территории г. Улан-Удэ сформирована неправомерная практика обсчета значительного числа потребителей коммунальной услуги по отоплению. Общество с учетом специфики осуществляемой деятельности обязано производить правильный расчет с потребителями, которые производят оплату услуг по предъявленным ресурсоснабжающей организацией платежным документам.

Более того, в нарушение пункта 3(2) приложения № 2 к Правилам ПАО «ТГК-14» не проводится корректировка платы за услугу по отоплению в первом квартале года, следующего за расчетным. Данные обстоятельства подтверждаются проведенной Обществом корректировкой собственникам 7 многоквартирных домов (адреса приведены в приложении № 2) только после вмешательства муниципальной жилищной инспекции и не проведением таких корректировок по заявлениям собственников жилых помещений указанных выше домов.

Действия ПАО «ТГК-14», выразившиеся в начислении гражданам денежных средств за потребленную коммунальную услугу по отоплению, не проведении корректировки платы за услугу по отоплению в нарушение порядка ценообразования, установленного Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами, свидетельствуют о нарушении Обществом части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции», в том числе пункта 10.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо доказать, что на соответствующем товарном рынке он занимает доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц.

ПАО «ТГК-14» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным N 75.1.2 (приказом Федеральной службы по тарифам 11.04.2005 N 131-э) и в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии на территории, охваченной присоединенной сетью, находящейся во владении ПАО «ТГК-14» в г. Улан-Удэ.

В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации цены (тарифы, расценки, ставки), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления, применяются в установленных законом случаях.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее Правила N 354), которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.

ПАО «ТГК-14» в период с 2016 по 2018 годы в нарушение статьи 157 ЖК РФ, подпункта «ж(1)» пункта 31, пункта 42(1) Правил неправильно рассчитан размер платы за услугу отопление жителям 87 многоквартирных домов г. Улан-Удэ.

Согласно сформировавшейся судебной практики для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, учитывая выводы Верховного суда РФ в определении от 20.12.2017 № 310-КГ17-12130, а именно: что для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (в редакции после 05.01.2016) понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений. Иной подход к толкованию данной нормы, занятый судом округа при рассмотрении настоящего дела, по существу приводит к установлению не оправданных объективными причинами различий в сфере действия запрета злоупотребления правом для доминирующих на рынке субъектов, что не отвечает принципу равенства всех перед законом.

Проанализировав материалы Прокуратуры Республики Бурятия, Бурятское УФАС России пришло к выводу, что в действиях ПАО «ТГК-14» содержатся признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, результатом которого является ущемление интересов неопределенного круга потребителей.

На основании изложенного издан приказ Бурятского УФАС России от 30.04.2019 № 33  о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (672090, г. Чита, ул. Профсоюзная, д. 23, ИНН 7534018889, ОГРН 1047550031242) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования при начислении гражданам денежных средств за потребленную коммунальную услугу по отоплению, результатом которого является ущемление интересов неопределенного круга потребителей, руководствуясь частью 6 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

определил:

  1. Назначить дело № 05-11/04-2019 к рассмотрению на 05.06.2019 в 15 часов по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55, каб. 114.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика ПАО «Территориальная генерирующая компания № 14» (672090, г. Чита, ул. Профсоюзная, д. 23, ИНН 7534018889, ОГРН 1047550031242), в качестве заявителя Прокуратуру Республики Бурятия, в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ.
  3. ПАО «ТГК-14» представить в срок до 05.06.2019 пояснения и документы, способствующие рассмотрению дела.

Явка ответчиков по делу или его представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Председатель комиссии <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны